Письма счастья

1Порой надоедает вынимать из почтового ящика листовки различных сект. Но кроме них по почте может придти странное письмо с не менее странным содержанием. В нем мы прочтем про разные обещания: счастья, любви, удачи… А еще там будет угроза: «Если вы не захотите переписать и переслать это письмо другим людям, то…»

Большинство дискуссий о феномене сектантства практически не затрагивает его наиболее сложный и неоднозначный элемент – оккультную среду общества. Последняя включает в себя все не институализированные нетрадиционные религиозные идеи и ритуальные практики современного общества, передаваемые и поддерживаемые как конкретными людьми, их разделяющими, так и литературой, аудио-, видеоматериалами, периодическими изданиями, TV- передачами и другими носителями информации соответствующего содержания. Приметы и суеверия, вера в НЛО и аномальные зоны, в энергетический вампиризм, в действенность порчи и сглаза, в силу целителей и экстрасенсов, в особое значение сновидений и их толкование, в силу талисманов и оберегов, в энергетические свойства предметов, в гадания и астрологические гороскопы и т.д. и т.п. являются лишь некоторыми наиболее распространенными в современном мире составляющими оккультной среды общества. Она существовала всегда, во все времена и во всем мире, начиная с туземных племен Африки и заканчивая современными сверхдержавами. Главный носитель оккультной среды общества – само общество. Поэтому оккультную среду практически невозможно уничтожить. Она нерасторжимо вписана в культурное наследие любого общества. В ней можно найти одно из оснований бытия самого феномена сектантства. В ее границах формируются потенциальные адепты сект, люди, готовые в любой момент уйти в секту. Количество людей, находящихся под влиянием оккультной среды, многократно превышает количество членов всех сект и культов.

Одним из составных компонентов оккультной среды общества являются письма счастья (или по другому: святые письма, небесные послания, письма с неба, отреченные письма, магические письма, круговые письма)—пересылаемые по почте тексты, призывающие под различными предлогами их размножить и распространить далее. Отнесение писем счастья к оккультной среде основывается как на религиозном, псевдорелигиозном, мифологическом либо оккультном их содержании, так и на причинах, побуждающих людей к их переписыванию: суевериях, религиозно мотивированных страхах и надеждах, нетрадиционных религиозных взглядах, ими разделяемых. Призыв к копированию можно выделить в качестве основного элемента писем счастья, отличающего их в границах оккультной среды от всех иных видов и типов «магического письма» (заговоров, оберегов, заклинаний, народных молитвословий, пророчеств, сказаний и т.д.). Масштабность феномена писем счастья раскрывается уже в самом ареале их распространения: Австрия, Америка, Арабские Эмираты, Армения, Беларусь, Бразилия, Германия, Греция, Израиль, Индия, Иран, Исландия, Китай, Польша, Россия, Сирия, Чехия, Эфиопия, Франция и подавляющее большинство других стран всех континентов мира в той или иной степени затронуты этим явлением. Миллиарды писем счастья были отправлены за всю историю человечества. Тысячи писем счастья, переведенных на различные языки мира, ежедневно приходят по почте людям самых разных национальностей и религий. При этом содержание писем счастья находится в глубокой зависимости от особенностей доминирующей религии и культуры того географического региона, в котором они распространяются. Так, письма, циркулирующие в Европе и Америке, содержат большое количество христианских элементов. Письма, циркулирующие в мусульманских странах, содержат терминологию мусульманского богословия, побуждение к соблюдению норм и законов ислама и т.д. Известны индийские письма, сетующие по поводу того, что у священных животных индуизма, коров, сельское население отбирает плодородные пастбища. Эти письма угрожают карой индуистского бога Вишну всем, кто не обратит внимание на само письмо, не передаст его другим людям и не выступит в защиту коров. При переходе из одного региона в другой письма счастья сохраняют свою общую структуру, но, приспосабливаясь к особенностям местной культуры и религии, нередко меняют многие, либо все, компоненты своего изначального содержания.

История писем счастья уходит в глубину веков, на несколько тысячелетий назад. Среди ученых нет единого мнения относительно точного времени появления первых писем счастья. Как правило, все дискуссии об их истории до XX века сводятся к перечислению некоторых фактов проявления того, что можно считать прототипами современных писем. Так, мотив необходимости копирования текстов и изображений для получения счастья можно встретить еще в древнем Египте. В папирусе «Ам Дуат» или «О том, что в подземном мире» сообщается, что всякий, кто будет делать священные изображения, получит множество благ на земле и на небе, его душа обретет покой и пребудет возле бога Ра. Тот же, кто не будет рисовать изображения, не сможет избежать коварного змея Неха-хра.

Наиболее распространенное на данный момент в мире (и на территории Беларуси) письмо счастья сообщает с разными вариациями получателям о том, что его оригинал находится в Ливерпуле, что оно инициировано миллионером из Венесуэлы и обошло мир 444 раза. Кроме того, оно призывает сделать 20 копий в течение 96 часов и рассказывает о том, как поплатились жизнью, состоянием и властью в обществе те, кто не переписал письмо, и сколько счастья, здоровья и денег получили те, кто послушался и вовремя сделал необходимые копии. Список счастливчиков возглавляет, как правило, крестьянка Цигунова вместе с Аллой Пугачевой, а маршал Тухачевский, Хрущев и Конан Дойль попадают в число жертв, видимо, не пожелавших тратить свое время на его переписывание. В числе прочих текстологических вариаций в зарубежных версиях этого письма стоят западные имена, а инициатором считается не миллионер, а святой Антоний из Венесуэлы

Некоторые письма счастья четко определяют группы людей, которым их нужно рассылать. При этом, чем «шире» целевая группа, на которую рассчитано письмо, тем больше шансов на выживание и регулярное копирование оно имеет. Письма, никак не определяющие характеристики потенциального получателя, распространяются в больших количествах. Письма, циркулировавшие в первой половине XX века в США с пометкой «только для масонов» или «только для людей с фамилией Смит», имели минимальное распространение, и дошли до нашего времени лишь в единичных, редких экземплярах. Особо интересным в этом контексте представляются письма счастья, относящиеся к типу «Романтическая игра» (в Беларуси эти письма известны под наименованием «Французская ручка»). Распространяются они, как правило, в средних школах нашей страны. Сам текст письма «разрешает» отсылать, а соответственно и переписывать их только девочкам от 11 до 18 лет. Последние должны загадать имя мальчика, от которого хотят услышать признание в любви, и, переписав письмо, отослать его другим девочкам. После этого нужно ждать магического действия письма в виде обещанного признания в любви.

Трансформации в письмах счастья всех видов и типов, в том числе появление новых подтипов писем происходят, как правило, спонтанно, в результате какой-либо формы изменения первоначального текста: неосознанного его искажения, дополнения или сокращения. Фамилии людей, даты, названия городов изменяются до полной неузнаваемости. Элементы сюжетной линии смешиваются, отдельные письма соединяются в одном письме. Самые значительные изменения приводят к размыванию границ феномена писем счастья. Можно выделить два основных варианта такого размывания.

В случае с секулярными письмами вместе с размыванием границ феномена писем счастья происходит одновременно выход за границы оккультной среды общества, т.к. и сами письма, и мотивации людей, участвующих в их переписывании, ничего общего с суеверием и религиозностью не имеют. Секулярные письма из-за особой предметности их содержания и его привязке к конкретной исторической ситуации достаточно недолговечны по сравнению с религиозными. Тем не менее, их эффективность и, самое главное, полная неподконтрольность нередко использовались как оружие жестокой политической борьбы. Так, во времена Второй мировой войны в Германии гестапо активно пыталось бороться с письмами счастья. Однако если фашистам удавалось взять под контроль печатаемые активистами сопротивления листовки, то отследить пути распространения писем счастья им было не под силу. Эта ситуация была достаточно быстро осознана и использована противниками Гитлера. Искусственно инициировались новые цепи писем счастья, содержание которых открыто, либо скрыто, между строк несло антигитлеровскую пропаганду. Особо интересен тот факт, что в числе групп, принимавших активное участие в распространении такого рода политических писем счастья, были Католическая и Лютеранская церкви Германии. Людей, которых гестапо все же удавалось поймать на копировании и распространении писем счастья, отправляли в концентрационные лагеря и тюрьмы.

Из истории известны редкие примеры сочетания элементов религиозного и секулярного письма счастья. Весьма показательна цитата из одного такого письма, распространявшегося на заре советской власти и призывавшего к сопротивлению массовой коллективизации и организации колхозов: «…Я—Господь Бог ваш и говорю вам: настал момент, когда дьявол запутывает народ в сети свои—в колхозы. Тот, кто не соблазнится колхозами, спасется; всех же колхозников уничтожу в ближайшие дни…». Переписывать это письмо человек мог как из-за собственного суеверия, так и руководствуясь нежеланием вступить в колхоз.

Не случайно в советские времена высказывались предположения, что «письма счастья с их пронизанным духом буржуазной морали» содержанием «могли быть инспирированы из-за рубежа «недругами советской власти» с целью разложения социалистических ценностей. Впрочем, теории заговора, подозревающие распространителей писем счастья в злом умысле против той или иной страны мира, были распространены не только в Советском Союзе. Так, во время Первой мировой войны американцы обвиняли Германию в блокировании работы системы почтовых коммуникаций Америки с помощью писем счастья. Некоторые мусульманские проповедники считают, что за распространением мусульманских вариантов писем счастья стоят «определенные христианские организации», якобы борющиеся таким образом с исламом.

XX век вместе с научно-техническим прогрессом и значительным упрощением процесса копирования текстов внес значительные изменения в сам феномен писем счастья. Значительно увеличилось их количество и появилось много новых их типов и вариаций. Некоторые люди, желающие поделиться с окружающим обществом какими-то своими мыслями, идеями, мировосприятием, запускают в обращение письма с принципиально новыми текстами, поучениями, предостережениями, рассказами, призывами, забавами и т.д. и т.п., сохраняя лишь призыв к их постоянному копированию. В результате письма счастья превратились в один из элементов повседневной жизни человека, к которому относятся серьезно, с раздражением, усмешкой, надеждой, страхом, пренебрежением, равнодушием, интересом и необозримой гаммой иных чувств и эмоций, которые может вызвать получение по почте очередного письма счастья. Копированием писем занимается подавляющее меньшинство людей, их получающих. Как правило, это люди не высокого образовательного уровня и (или) достаточно низкой религиозной культуры поведения и мышления. Тем не менее, чем больше писем счастья человек получает, тем менее склонен он их снова и снова копировать

Как совершенно верно отмечал Панченко А. А., распространение писем счастья происходит волнообразно и отражает динамику нетрадиционной религиозности общества. Сам факт того, что мы продолжаем получать эти письма, является наглядным примером живучести нетрадиционной религиозности в современном мире.

История писем счастья, их типы, формы и способы распространения не имеют первостепенного значения при попытке богословского осмысления и оценки их значимости для современного религиозного сознания. Действительно, не нужно знать много о письмах счастья, чтобы однозначно констатировать вполне очевидные вещи: а) они отнимают много времени; б) создают ложные надежды, вызывают и поддерживают страхи; в) перекладывают ответственность за собственную жизнь с самого человека на какие-то безличные силы; г) развивают суеверия и магическое восприятие действительности; д) вносят свой вклад в поддержание нетрадиционной религиозности общества вообще и оккультной среды в частности. Наконец, переписывание писем счастья является свидетельством либо отсутствия настоящей духовной жизни человека в Церкви, либо признаком серьезных нарушений и расстройств в ней. Священникам нельзя недооценивать всю значимость того, что кто-то из прихожан Церкви занимается переписыванием писем счастья.

Дело в том, что гораздо проще вывести человека из секты или культа, чем разрушить его магическое сознание и мировосприятие. Одним из легко узнаваемых и очевидных симптомов наличия магического сознания являются тщательно переписываемые письма счастья. Находясь в секте человек, как правило, дистанцируется от Церкви. Являясь же носителем магического сознания, он может продолжать ходить в Церковь, участвовать в Таинствах, искренне считая себя православным верующим. Если сектанта можно переубедить, то магическое сознание глухо к любой системе аргументации. Оно апеллирует к опытно-чувственному восприятию действительности и любые смысловые конструкции, интерпретирующие это восприятие, вторичны и самое главное взаимозаменяемы. То есть такого человека намного легче убедить в том, что одни письма счастья являются обманом, а другие— нет, чем показать ему полную несостоятельность самого феномена писем счастья. Суеверия и магическое сознание, лежащие в основании данного феномена, по определению не совместимы с духовной жизнью в Православной Церкви.

 Мартинович В. А. 
доктор философских и 
богословских наук, 
преподаватель МинДАиС. 

Печатается в сокращении. 
Полную версию материала 
читайте на сайте www.sobor.by

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

Международная научно-практическая конференция «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко; 1798-1868)»

Минская духовная семинария 6-7 декабря 2017 года проводит международную научно-практическую конференцию «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко; 1798-1868)»

В Минской духовной семинарии открывается иконописное отделение

Обучающимся будет предоставлена возможность овладеть искусством иконописи и получить богословское образование в рамках высшего образования первой ступени (бакалавриата).