Эволюционизм и креационизм в святоотеческой литературе

Пшеничный Никита

«Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Макк.7:28).

Тема эволюционизма и креационизма затрагивает две самые главные и основные отрасли человеческой деятельности: науки и религии. Одна из них (наука) относится к материальной стороне человеческой жизни, другая (религия)—к духовной.

Вопрос эволюционизма и креационизма ставится если не перед каждым человеком, то, по крайней мере, перед каждым учёным (особенно перед учёным, занимающимся биологическими науками). Он потрясает научные умы всего мира, рождает споры во всех странах, приводит в недоумение неискушённых. Для постороннего наблюдателя (слушателя) правда кажется то на одной стороне, то на другой, тем более, что в современном мире дискуссии ведутся при помощи всевозможных средств: литература, СМИ, Интернет на форумах, в аудиториях… Как же разобраться: кто прав и где истина?

Человек верующий, христианин, всегда (с самого начала существования Церкви) знал, что делать в случаях недоумений—прибегать к совету Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). Ещё в Ветхом Завете пророки и праведники прибегали к молитве, т.е. разговору с Богом, и узнавали от Высшей Силы правильное решение, правильный выход. Так Авраам руководствовался указаниями Бога; Моисей слушал слова Господа, и при исполнении их он сам и народ еврейский получали ответы на вопросы и недоумения, обретали желаемое. В Новом Завете Церковь приобрела силу, благодать от Освятителя Духа Святого, Которого послал Отец во имя Иисуса Христа (Ин. 14:26), потому она является источником правильных ответов на недоумения и сомнения людей.

Выразителями же церковного учения издавна были Святые Отцы и учители Церкви, обладающие благодатью, а потому и определённым авторитетом, посредством которого могли выражать мнение Церкви по тому или иному вопросу. Но слова одного Святого Отца нельзя считать за выражение мнения всей Вселенской Церкви. Православию присущ дух соборности, поэтому с IV века собирались отцы и учители, «по возможности со всей Вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами»1.

Для нас авторитет Святых Отцов также велик как и раньше, поэтому мы обращаемся к их творениям, ищем ответы на волнующие нас вопросы.

Для начала нужно понять, с чем мы имеем дело, т.е., что же такое эволюционизм и креационизм и откуда они появились.

Большая советская энциклопедия даёт такое определение эволюционизму: «учение о развитии органического мира путём перехода одних органических форм в другие»2. В этой же энциклопедии есть определение современного эволюционного учения—«учение Дарвина, в различных своих частях развитое, дополненное, уточнённое и исправленное другими естествоиспытателями—дарвинистами на основе использования новых данных и пересмотра некоторых положений, оказавшихся нечёткими или неправильными»3.

Развитие этого учения связано с такими выдающимися лицами, как Ж.Б.Ламарк «Философия зоологии», Э.Жофруа Сент-Илер, д’Альтон, Д.И.Соколов, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвин «Происхождение видов», Э.Геккель, М.Кеймайр, Т.Гексли и др. Сначала (XVIII—1-ая. пол. ХIХ в.) в учёном мире не говорилось об эволюции всей живой природы от простых форм до высших; даже Ч.Дарвин писал об эволюции внутри вида, основанной на некоторой изменчивости и естественном отборе4.

Теория рассматривает появление всего существующего путём долгих (миллиарды лет) химических, биохимических, физических процессов, из простых—более сложных форм, из неживой материи—живых существ.

Церковь высказалась строго против этого учения, что стало причиной резкого высказывания эволюционистов в сторону креационизма, господствовавшего тогда в научной биологии до появления труда Ч.Дарвина «Происхождение видов» (1856) и поддерживавшегося Церковью. Это также стало причиной того, что в годы атеизма теория эволюции была поддержана атеистической властью и использована в антирелигиозных целях.

В результате, из теории видоизменяемости развилась теория эволюции всего существующего сейчас материального мира без присутствия Высшей Творящей Силы—Бога. Поэтому сейчас радикальные креационисты и не принимают теории эволюции ни в каком виде, так как в неё уже заложено то, что мир произошёл без воли Творца, т.е. эволюционизм отождествляется с атеизмом, неверием в Бога, что неприемлемо для любого верующего в Бога человека.

Креационизм (от лат. сreation—«создание» ) является противоположным эволюционизму учением. Он предусматривает появление всего существующего волей Создателя, т.е. Бога, Который создал всё в современном виде путём шестодневного акта творения.

Это направление получило развитие посредством таких учёных, как К.Линней, Ж.Кювье, Ж.Агассис и др. Они придерживались той точки зрения, что все виды созданы Богом в том виде, как мы имеем сейчас. Изменения, если и происходят, то по случайности, в виде мутаций или из-за вмешательства человека.

Кювье объяснял разнообразие видов тем, что Земля претерпела ряд катастроф (катаклизмов), происходивших по «неизвестным причинам». Французский палеонтолог Д’Орбиньи даже подсчитал число таких катастроф (их, как и последующих творческих «актов творения»,—27).

В новейшее время креационизм защищается не только простыми людьми, учёными, но и поддерживается священным саном5, что свидетельствует о том, что вопрос волнует многих.

Диакон Андрей Кураев противление эволюционизму связывает с первым стихом 18-ой главы книги Сираха, где говорится, что «Живый во веки созда вся обще» (Сир.18:1). «Греческое konie означает “вместе”, но латинское simul—“одновременно” …Поэтому уже Августин был убеждён, что “Бог всё создал разом”, что и наследовали креационисты, подзабыв, что это убеждение базируется прежде всего на особенности латинского перевода неканонической библейской книги»6.

Камнями преткновения теорий креационизма и эволюционизма являются:

а) Само появление (откуда, посредством чего, как).

Эволюционизм—развитие от более простого к сложному, от неживого—к живому.

Креационизм—создание Творцом (из небытия в бытие).

б) Время, за которое появилось всё существующее.

В эволюционной теории время появления всей Вселенной, Солнечной системы, самой Земли, её природы и живых существ длится очень долго, так как химические и др. процессы могли происходить при определённых условиях, которые, в свою очередь, собирались из внешних, очень изменчивых, явлений.

Креационизм рассматривает создание по книге Бытия, т.е. шесть дней творения.

в) Археологические, геологические, палеонтологические, биологические и другие доказательства, научные исследования, открытия и находки, математические расчёты природных явлений (метеоритные дожди, звёзды, кометы).

Доказательств и с одной, и с другой стороны более, чем достаточно. И в одной теории, и в другой с научной точки зрения находятся всё новые и новые недочёты и ответы на них7.

Эти теории по своей сути стоят на разных полюсах рассмотрения появления всего существующего. Профессор Джонатан Сарфати рисует модели создания и развития видов на земле. Далее этот же профессор рисует «подлинный “сад” креационизма—разнообразие, проявившееся со временем в изначально сотворённых “родах” из книги Бытия». Это, по его мнению, подтверждается тем, что «при сотворении каждый род получил огромное количество генетической информации. Информация, заложенная в изначально сотворённых созданиях, была достаточно разнообразной для того, чтобы их потомки смогли адаптироваться к разным средам обитания»8.

Вследствие дальнейшего развития, изменяемости и мутаций, организмы теряли частями свою генетическую информацию, поэтому развитие идёт не к накоплению адаптировочных признаков, а к их потере, т.е. происходит регресс (ухудшение).

На это обращает своё внимание и доктор исторических наук, археолог П.Волков, говоря о том, что наши далёкие предки были « умнее» нас, и приводит в доказательство археологические находки (в частности, каменные орудия труда, обрабатывавшиеся по сложной для нас технологии, но очень легко) и свои рассуждения о них9.

Диакон Андрей Кураев в предисловии к своему сборнику «Той повеле, и создашася» даёт оценку «противостояния» эволюционизма (в лице науки) и креационизма (в лице религии), говоря, что несовместимость науки и религии—это «штамп официальной атеистической пропаганды в тот период нашей истории, когда материализм был государственной идеологией… Этот тезис враждебности религии и науки удивительным образом всё ещё жив в сознании людей».

Этот феномен оказался благоприятной почвой для появления и закрепления креационизма—«антинаучного течения, возникшего и развившегося в среде протестантского богословия в Западной Европе и Северной Америке»10. Возможно, поэтому креационисты, т.е. люди, которые привыкли отвечать на вопрос: «Наука или религия?»—«Религия», хотя следовало не отвечать на вопрос, заранее неверно поставленный, не могут и не хотят понять теорию эволюции в правильном свете, отвергают любое её проявление.

В этом случае нужен, как выразился отец Андрей, опыт «двойной апологетики», т.е. защита религии от науки и науки от религии. Этим занимались такие апологеты, как Н.Н.Фиолетов11, протоиерей Василий Зеньковский12, протоиерей Николай Иванов13, митрополит Иоанн (Вендланд)14 и др.

Вышеперечисленные авторы рассматривали, так называемую сейчас, теорию «научного креационизма», в то же время не уходя от того, что всё это остаётся на уровне теорий.

Теория состоит не только в том, чтобы рассматривать появление мира вследствие создания его Творцом, но и, используя исследования мировой науки, дать оценку им и найти истинную картину исторического развития всего существующего.

Но всё делается осторожно, никаких точных формулировок происхождения одного вида от другого или создания каждого отдельного вида рукой Божией нет, так как критика действует незамедлительно, тем более, что такие произведения писались несколько лет назад, а смогли увидеть свет в недавнее время.

Так, протоиерей Николай Иванов указывает два аспекта (архетипа) рассмотрения творения Богом всего существующего: космический (дни происхождения всего космоса в целом) и планетарный (происхождение Земли), здраво оценивая и тот, и другой,

Вернёмся же к рассмотрению этого вопроса с позиции церковного учения (Священное Писание и Священное Предание), выразителями которого были Святые Отцы и учителя Церкви.

Так как большинство творений Святых Отцов относится ко времени, в которое ещё не было учения как креационистов, так и эволюционистов, то что-либо определённое в них по этому вопросу найти сложно (и каждый может трактовать их так, как считает нужным). Но дело ещё в том, каков же вопрос?

Если ставить вопрос: «Эволюционизм или креационизм?», то получится то же, что и «Наука или религия». В этом случае всех Святых Отцов можно отнести к креационистам, так как ни один из них не мог говорить, что мир произошёл сам собой, без вмешательства Бога.

Первый, ещё «просвещенческий», додарвиновский эволюционизм подверг критике уже святитель Филарет Московский: «В мудровании сынов века сего видны две мысли, которые располагают их жить в настоящем со слепою надеждой, или напротив, с отчаянной беспечностью в отношении к будущему: первая, что мир идёт по своим законам, и потому один или несколько человек напрасно усиливались бы дать сей огромной машине желаемое направление, другая—что человечество само собою идёт к совершенству, и потому немного важности в том, как ударяешь ничтожным веслом твоим по широкой реке времени… Думают одним взором обнять всё человечество, указывают какой-то самодвижный ход оного к совершенству; превозносят успехи так называемого просвещения и образованности, …и менее всего заботятся о просвещении и благословении свыше»15.

Священномученик Фаддей (Успенский): «Не верующий в Бога человек из круговращения мировой пыли хочет объяснить происхождение мира, в котором в каждой былинке, в устройстве и жизни каждого малейшего существа вложено столько разума выше понимания человеческого. Ни одного живого зерна многовековая мудрость человеческая не смогла создать, а между тем всё дивное разнообразие в мире неверие пытается объяснить из бессознательных движений вещества16. Жизнь, как они говорят, есть громадный сложный механический процесс, неизвестно когда, кем и для чего приведённый в действие… Но если жизнь есть механический процесс, тогда надо отречься от души, мысли, воли и свободы»17.

Именно о теории эволюции достаточно обстоятельно говорит священномученик Владимир Киевский, посвятивший критике её целое сочинение, из которого и приводятся следующее: «Только в настоящее время нашла себе место такая дерзкая философия, которая ниспровергает человеческое достоинство и старается дать своему ложному учению широкое распространение. …Не из Божиих рук, говорит оно, призошел человек; в бесконечном и постепенном переходе от несовершенного к совершенному он развился из царства животных и, как мало имеет душу животное, также мало и человек… Как неизмеримо глубоко всё это унижает и оскорбляет человека! С высшей ступени в ряду творений он низводится на одинаковую ступень с животными… Нет нужды опровергать такое учение на научных основаниях, хотя это сделать и нетрудно, так как неверие далеко не доказало своих положений… Но если такое учение находит для себя в настоящее время всё более и более последователей, то это не потому, что будто бы учение неверия стало неоспоримо истинным, но потому, что оно не мешает развращённому и склонному ко греху сердцу предаваться своим страстям. Ибо если человек не бессмертен, если он не более как достигшее высшего развития животное, то ему нет никакого дела до Бога… Братие, не слушайте губительных ядоносных учений неверия, которое низводит вас на степень животных и лишая человеческого достоинства ничего не обещает вам, как только отчаяние и безутешную жизнь»18.

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь—борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побеждённые обрекаются на гибель, а победители торжествуют. Это уже начало звериной философии, а уверовавшие в неё люди не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга—и всё это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления»19.

Преподобный Иустин (Попович) писал, в свою очередь, дословно следующее: «Потому предал их Бог срамным сластям и они удовлетворяются не небесным, а земным, и только тем, что вызывает смех диавола и плач Ангелов Христовых. Сласти их в заботе о плоти… в отрицании Бога,в полностью биологической (скотоподобной) жизни, в назывании обезьяны своим предком, в растворении антропологии в зоологии»20.

Ярко и точно охарактеризовал своё отношение к эволюционной теории великий подвижник прошлого столетия святой Иоанн Кронштадтский: «Недоучки и переучки не верят в личного, праведного, всемогущего и безначального Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира и всех существ, …и потому живут и действуют так, как будто никому не будут давать ответ в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти… В ослеплении они доходят до безумия, отрицают самое бытие Божие, и утверждают, что всё происходит через слепую эволюцию (учение о том, что всё рождающееся происходит само собою, без участия Творческой силы). Но у кого есть разум, тот не поверит таким безумным бредням»21.

В то же время, святой Иоанн Кронштадтский говоря, что мир создан Богом, приводит цитату из книги Притчей о начальных пылинках (Притч. 8:26), т.е. говорит о создании перед устроением первоматерии, которая упорядочивалась по слову Творца в определённые, конкретные формы мгновенно: «Он говорит, и слово Его тотчас становится многовидным и многоразличным бытием»22, опровергая этим самый основополагающий закон эволюции—многомиллиардность лет в развитии мира. На эту же тему Святые Отцы говорят:

Святитель Василий Великий: « “Да произрастит земля” (Быт. 1:11). Краткое сие повеление тотчас стало великою природою и художественным словом, быстрее нашей мысли производя бесчисленные множества растений»23.

Святитель Амвросий Медиоланский: «Он (Моисей) не предвосхищал запоздалого и медлительного творения из стечения атомов», хотел «выразить непостижимую скорость деяния»24.

Святитель Афанасий Великий: «Все роды сотворены сразу, вместе, одним и тем же повелением»25.

Преподобный Ефрем Сирин отмечает, что растения «во время сотворения своего были порождения одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев и годов»26.

Но всё же, основополагающим святоотеческим трудом в вопросе творения мира является труд святителя Василия Великого «Беседы на Шестоднев». Как муж учёный, святитель дал оценку происхождения мира, зная и науку, и благодать Божию. Но нужно сказать, что этот труд в современное время используется как креационистами, так и умеренными эволюционистами, если можно так назвать «научный креационизм».

Протоиерей Василий Зеньковский, размышляя о «самодеятельности» земли, приводит цитату святого: «глагол Божий, о котором повествует Библия (имеется в виду «да произведет земля» (Быт. 1:11)), звучит для земли доныне»27 и говорит, что это «объясняет нам тот факт, что земля и ныне является “самодеятельной”… Эта творческая активность природы… делает понятным бесспорный факт эволюции жизни на земле»28. Но всё же Святой Отец очень часто обращает своё внимание на мгновенность произрастания и появления всего, объясняя это тем, что «ничто тогда не останавливало произрастания»29.

Протоиерей Василий не пытается примирить эволюционную теорию с креационизмом (в их чистом виде), а рассматривает последние (на то время) открытия в свете библейского учения: «новые формы жизни, новые виды появляются вследствие деятельности самой земли, но по указанию направляющей силы Господа»30; «Бог не просто создаёт жизнь, но повелевает стихиям её проявить»31.

Подобным образом размышляет протоиерей Николай Иванов, говоря о едином дне творения: «Всё творение представляет по сути единый творческий акт, воплощающий в бытие одну творческую мысль. Шесть дней—это шесть моментов одного и того же дела творения, которое мы можем вместить лишь в их последовательности»32.

Вопрос появления самих живых существ также создаёт множество споров. «Чистые эволюционисты» говорят о самозарождении жизни в неживой природе путём эволюционного развития, а «чистые креационисты»—мгновенном создании живой сущности из неживой природы по повелению Творца. «Научный креационизм» (в лице диакона Андрея Кураева) говорит: «Возникновение жизни в книге Бытия—это и эволюция, а в то же время и скачок к жизни, который произошёл по повелению Божию»33.

Творческий ответ земли на слова Божии описывает святитель Великий: «Представь себе, что по малому речению и по столь краткому повелению холодная и бесплотная земля вдруг приближается ко времени рождения, подвигнута к плодородию, и, как бы сбросив с себя печальную и горестную одежду, облекается в светлую ризу, веселится своим убранством, и производит на свет тысячи родов растений»34,—т.е. говорит о происхождении жизни из «воды» (мировые воды были не такого состава, как сейчас).

Итак, при рассмотрении «чистого креационизма» можно сказать, что его поддерживают многие Святые Отцы, а «чистый эволюционизм» ими осуждается. «Научный креационизм»—течение, которое рассматривает научные открытия и находки в свете библейского учения, поэтому многие высказывания Святых Отцов удовлетворяют этой теории (например, вышеприведённые слова святителя Василия Великого).

Приводимые цитаты Святых Отцов затрагивают два момента несостоятельности теории эволюции: происхождение без воли Творца и долгий период развития. Хотя второй момент, по словам диакона Андрея Кураева, можно оспорить в силу неточного перевода на латинский язык неканонической книги Сираха.

В остальных определениях эволюционизма креационизм не находит особых неточностей и, в принципе, готов примириться с этой теорией, тем более, что «идея эволюции, в случае ее отделения от атеистического её истолкования, достаточно позитивно освещается в трудах православных писателей»35. Так, профессор И.М.Андреев, отвергнув идею развития человека от обезьяны, в остальном соглашается с эволюцией36. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) пишет: «Говорится: да произведет вода душу живую, да произведет земля зверей земных. Здесь глагол “производить” указывает на связь между отдельными фазами формирования животного мира, более того—на связь между мертвой и живой материей»37.

Божественные акты творения—это только условное деление для усвоения человеческим умом всей полноты проявившегося Всемогущества Божия и Его Силы. «Мир хорош. Мир прекрасен, ибо он весь напоен силой Святого Духа. Он весь премудро устроен, ибо сотворён и создан Словом Неизреченного… Человеческий разум всё более и более раскрывает премудрость в жизни природы, а человеческое сердце никогда не перестанет восхищаться красотою мира»38, познавать через неё своего Творца и Промыслителя.

Использованная литература

  • 1. Библия. — М., 2000.
  • 2. Волков П., Потомки Адама. — М.-СПб.-Новосибирск, 2003.
  • 3. 3еньковский В., протоиерей. Апологетика. — М., 2004.
  • 4. Иванов Н., протоиерей. И сказал Бог… — Клин, 1999.
  • 5. Иоанн (Вендланд), митрополит. Библия и эволюция. Ярославль, 1998.
  • 6. Креационизм // Большая советская энциклопедия. — Т. XIII. — М., 1973.
  • 7.Кузнецов А.И. О проповедях владыки Фаддея // Патриарх Тихон и история русской церковной смуты.— СПб., 1994.
  • 8. Кураев А., диакон. Той повеле, и создашася. — Клин, 1995.
  • 9. Михаил (Мудьюгин), архиепископ. Введение в основное богословие. М., 1995.
  • 10. Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы с духовными детьми, — СПб., 1991.
  • 11. Преподобный Ефрем Сирин. Толкования на книгу Бытия // Преподобный Ефрем Сирин. Творения. — Т.6 — М., 1995.
  • 12. Преподобный Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм. М., 1997.
  • 13. Сарфати Дж. Несостоятельность теории эволюции. — М., 2002.
  • 14. Святитель Афанасий Великий. Творения. — Т.2. — М., 1994.
  • 15. Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев. — М., 2000.
  • 16. Святитель Филарет (Дроздов). Слова и речи. — T. 1. — M., 1848.
  • 17. Святитель Филарет (Дроздов). Православный катихизис. — СПб., 1995.
  • 18. Святой Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. — Т.1-2. М., 1998.
  • 19. Святой Иоанн Кронштадтский. Новые грозные слова. — М., 1993.
  • 20. Священномученик Фаддей (Успенский). Радуйтесь! — М., 1998.
  • 21. Священномученик Владимир Киевский. Где истинное счастье: в вере или неверии? — М., 1998.
  • 22. Серафим (Роуз), иеромонах. Православный взгляд на эволюцию. — М. 1997.
  • 23. Сысоев Д., диакон. Шестоднев против эволюции. — М., 2000.
  • 24. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики.— М., 1992.

Пшеничный Никита,
студент 2 курса Семинарии,
2004/2005 учебный год

Рекомендуем

Принимаются статьи в первый номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.