Грехопадение человека и возможность его спасения

Волков Андрей

«Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23).

«Он также воспринял оные (т. е. плоть и кровь), дабы смертью…избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15).

Венец творения Божьего—человек, будучи существом, сотворенным по образу Божию и по подобию (Быт. 1:26), злоупотребил своей свободной волей, совершив грех. Этим поступком человек разорвал свою связь с Творцом, добровольно лишив себя Его благодати, а также обрекал себя на духовную смерть, но всемилостивый Господь по Своему неизреченному человеколюбию сохранил для человека возможность возвращения к тому состоянию, в каком тот был изначально. Эта работа является попыткой проследить путь человека от сотворения до грехопадения, а также рассмотреть, каким образом, человек может восстановить свою поврежденную грехом природу, и в чем заключается возможность спасения.

Прежде всего, следует уяснить себе, какова была природа первозданного человека? Говоря о первозданном состоянии человека, архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин) замечает: «Человек не имел каких-либо изъянов в своей природе. Его душевные силы были здоровы и крепки. Он был наделен проницательным и ясным умом, способным к глубокому и быстрому пониманию явлений окружающего мира»1. Доказательством этого может послужить тот факт, что первозданный человек дал имена всем живым существам. Он был как бы связующим звеном между Творцом и остальным сотворенным миром.

Известный богослов В.М. Лосский высказывает мысль, что человек «должен был достигнуть совершенного соединения с Богом, и таким образом сообщить состояние обожения всей твари»2. Вся жизнь первозданного человека, его внутреннее состояние, его деятельность непрестанно поддерживались благодатью Божьей, так как последний «есть “род Божий” (Деян. 17:18), принадлежа… по душе—к небу»3.

Епископ Иларион (Алфеев) говорит, что «человек, согласно святителю Василию Великому, “имел начальство по подобию ангелов” и “по своей жизни был подобен архангелам”. Будучи сердцевиной сотворенного мира, он соединял в себе духовное и телесное начало»4. Целью человека было обожение путем непрестанного стяжания Господней благодати. Он был сотворен, как «существо, призванное стать богом. Человек есть богочеловек по своему потенциалу»5.

Еще одним важным моментом, характеризующим первозданную природу человека, является то, что человек был сотворен по образу и подобию Божию. Следует подробнее остановиться на вопросе: в чем заключается эти образ и подобие?

Вопрос об образе и подобии Божием в человеке с древних времен вызывал множество дискуссий как в святоотеческих трудах, так и в работах более поздних богословов-исследователей. Практически у каждого Святого Отца первых веков было свое понимание образа и подобия Божия: «Некоторые считают, что образ Божий в человеке—в царственном достоинстве человека, в его превосходстве над чувственным космосом, другие понимают, что образ Божий—в духовности природы человека, в наличии у него бессмертной души»6. А такие Отцы, как Ириней Лионский, Григорий Нисский и Григорий Палама, даже полагали, что образ Божий заключен не только в душе человека, но и в его теле7.

Обобщая все святоотеческие мнения на этот счет, можно сделать вывод, что многие Святые Отцы сходятся в том, что образ Божий «в разумно-духовной природе человека, как существа разумного, усматривает в свободной воле человека способность выбора»8.

Что касается подобия Божия, то, по мнению Отцов Церкви, оно отличается тем, что «образ—это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие—то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни»9. Указывая на отличия образа Божия в человеке от подобия, архимандрит Алипий приводит следующие слова «Точного изложения Православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина: «Выражение “по образу” указывает на способность ума и свободу, тогда как выражение “по подобию” означает уподобление Богу в добродетели, поскольку это возможно человеку»10.

И образ Божий, и подобие Божие в первозданном человеке находились в постоянной гармонии: «по образу» человек был послушным Богу и выполнял Его заветы, «по подобию»—стремился к обожению при помощи постоянно укрепляющей благодати Творца. Но произошедшее однажды уклонение свободной воли человека от послушания Богу и последовавшее за этим грехопадение стали причиной качественного изменения природы человека.

Как же изменилась природа первого человека в результате грехопадения? В чем заключалось грехопадение?

История грехопадения первых людей подробно изложена в книги Бытия (Быт. 3:1-13). Из этого повествования видно, что внешний момент грехопадения выражался во вкушении плодов запретного для людей древа. Но было и внутреннее содержание грехопадения, «нравственный, личный аспект греха, который состоял в противлении воли Божьей, в нарушении Божественного порядка»11. Человек, нарушив заповедь Творца еще мог прибегнуть к Нему с покаянием, получить прощение. Но событие принимает совершенно другой оборот. Человек вместо покаяния за злоупотребление данной ему свободной воли «обвиняет жену, “которую,—как говорит он,—Ты дал мне”. Так человек уходит от собственной ответственности, перекладывая ее на жену и, в конечном счете, на Самого Бога»12. Таким образом, первый грех заключался не только и не столько во вкушении плода, а в «неблагодарности Богу, в преслушании против Бога и в оскорблении Его величия неверием и гордостью»13.

Из изменений, коснувшихся непосредственно самой природы человека, можно выделить следующие:

а) из-за того, что человек своим непослушанием отвернулся от Бога, его душа «лишилась благодати Божьей, укреплявшей естественные силы невинного человека в направлении к добру. Через это человек обрек себя согласно определению Божию, на духовную смерть: “В оньже аще день снести от него, смертью умрете” (Быт. 2:17)»14.

б) вторым следствием грехопадения, коснувшимся природы человека, было «появление в душе человека другого закона, противовоюющего закону ума, или нового начала… зла и греховных действий»15. Претерпели изменения ум и воля человека. Природа человека стала «источником помышлений злых, убийств, прелюбодеяний. Грех произвел расстройство и в телесной природе человека, внеся семена всякого рода болезней, усталости в трудах, страдания»16. Таким образом, мы видим, что грехопадение повредило образ Божий в человеке. Внутренняя природа человека «превратилась в грех, в скверну, но удержала свою сущность. Следы образа Божия… сохранились в падшем человеке»17.

На окружающий человека мир грехопадение навлекло проклятие Божие (Быт. 3:17), выражавшееся в «скудости плодов земли»18, различных стихийных бедствиях, эпидемиях, а также во всем, что влияет на условия жизни как самого человека, так и всего живого на земле.

Грех первых людей отразился на всем их потомстве. Поврежденная природа прародителей передалась и их детям. Все люди, по словам апостола Павла, стали «чадами гнева Божьего по естеству» (Еф. 2:3). «Грех прародителей вменяется всем людям, то есть все потомки Адама… виновны перед Богом и подлежат наказанию и осуждению»19.

Но остается ли тогда для падшего человека надежда на восстановление его первозданной природы? Господь по Своему человеколюбию сохранил для человека возможность спасения. Он желал возрождения падшей человеческой природы, но для совершения этого возрождения «необходимо было восстановить союз человека с Богом… потребить грех во всем существе человека»20. Это становилось возможным и потому что, как говорилось выше, человек не окончательно лишился образа Божия. По словам Малиновского, в человеке «не исчезло само стремление к истине и способность к ее познанию»21.

Возникает другой вопрос: мог ли человек очиститься от вины греха сам? Нет. Сам человек не в состоянии освободиться от греха, совершенного в раю, так как последствия его «проникли во всю природу человека, заразили ядом наши силы. …Нравственно возродиться своими силами для человека, лишенного благодати Божьей, невозможно»22. О важности действия Божьей благодати, которой человек лишил себя через грехопадение, говорит известный богослов В. Д. Сарычев, профессор МДА: «Если человек, как существо ограниченное, “не имеющее живота в себе”, имел нужду в благодати Божьей еще до своего падения, то тем более она необходима человеку теперь, в состоянии падения»23. А для того, чтобы вновь обрести эту благодать, по словам священника Олега Довыденкова, «была необходима особая божественная помощь, состоящая в особом воздействии на человеческое существо»24. Совершить это воздействие на природу человека можно было лишь изнутри. И для этого потребовался особый Божественный акт—Боговоплощение. По Своей милости к нам Господь воспринял человеческую природу и Своей земной жизнью и искупительным подвигом, смертью и Воскресением восстановил образ Божий, поврежденный в человеке, открыв возможность спасения.

На основании всего, что было изложено выше, можно сделать ряд выводов.

Венец Божьего творения—человек, быв созданным по образу и подобию Божию, совершенным по своей природе, лишился своего прежнего состояния через грехопадение, повлекшее за собой повреждение в человеке образа Божьего.

Грех вошел в человека, захватил почти все его естество. Это стало причиной того, что человек сам уже не мог избавиться от власти греха. Но Всемилостивый Господь приходит на помощь Своему творению. Восприняв поврежденную человеческую природу, Он Своей жизнью и искупительным подвигом восстанавливает ее, делая человека способным вновь обрести свое первозданное состояние. Но при этом Спаситель оставляет человеку свободу выбора: открыв для него путь ко спасению, Он позволяет человеку самому решить, становиться ли ему на этот путь или же продолжать свою жизнь во грехе. Бог не лишает нас свободы, но ждет обращения к Нему. И наша обязанность, как православных христиан, заключается в том, чтобы в благодарность за Его Искупительную Жертву ради нашего спасения стать на путь спасения и стремиться к достижению того состояния, в каком пребывал человек до своего грехопадения.

Источники и литература

  • Библия. М., 1995.
  • Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит; Исаия (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. — М., 1994.
  • Давыденков О., священник. Догматическое богословие. Часть третья. — М., 1997.
  • Иларион (Алфеев), епископ. Таинство веры. // www.bogoslovie/alfeev.doc.
  • Конспект по догматическому богословию МДС. — М., 1978.
  • Лосский В. М. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. — М., 1991.
  • Малиновский Н., протоиерей. Очерк православного догматического богословия. — М., 2003.
  • Сарычев В. Д. Лекций по догматическому богословию. — М., 1993. — С. 34.
  • Сокращенное изложение догматов веры. — М., 1999.

Волков Андрей
студент 4 курса Семинарии,
2006/2007 учебный год

Просмотрено: 136 раз.

Рекомендуем

В преддверии начала учебного года в Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

По итогам обсуждения участники заседания приняли решения относительно дальнейшего совершенствования учебной, воспитательной и научной работы, ежегодного проведения внутривузовской студенческой конференции и учреждения научного журнала семинарии.

В Минской духовной семинарии произошли новые кадровые назначения

Произошедшие назначения обусловлены потребностью продолжения реформирования подходов к образовательной деятельности и воспитательной работе.