Семь ответов о важном. Профессор Марина Можейко

05 апреля 2015 Версия для печати

1Разные люди, разные судьбы, но всех объединяет вера в Господа Иисуса Христа. Так можно сказать о героях цикла интервью «Семь ответов о важном» от Тамары Вятской. Иногда эти люди будут казаться нам далеко не идеальными (а мы сами разве идеал?), иногда ответы будут острее вопросов (так бывает, когда задеваешь сокровенное), иногда что-то будет выглядеть спорным (так давайте спорить!), но неизменным будет одно — впечатление, что поговорил с интересным собеседником о самом важном. Сегодня семь вопросов адресованы профессору Минской духовной академии Марине Александровне Можейко

1. Вы-то сами – человек верующий?

Да. Мир слишком хорош (сложно устроен, гармоничен и прекрасен), чтобы возникнуть без авторского замысла.

2. Философия религии — это сложно?

В принципе, как и любая философия: с одной стороны, это сложно, потому что требует усилий (то есть для понимания философских концепций нужна определенная подготовка и освоение терминологии), с другой стороны – совсем не сложно, потому что эти концепции отвечают на самые актуальные мировоззренческие вопросы (то есть как раз на те, которые человек сам себе задает).

3. Может ли человек, воспитанный в определенной религиозной культуре, менять убеждения?

Это очень интересный вопрос. Будучи воспитанным в определенной культуре, человек впитывает в себя убеждения и идеи, часть из которых он осознает, часть же остается вне его осознания.

Например, европеец, воспитанный в культуре, основанной на христианстве, видит мир как основанный на глубоких внутренних закономерностях, которые открыты для их рационального постижения. Собственно, вне этой мировоззренческой установки вообще невозможна наука как таковая, потому что она основана на двух неявных принципах: мир развивается по определенным законам, и эти законы познаваемы. Подобное видение мира характерно для любого европейца, вне зависимости от того, является ли он верующим или атеистом. Однако объективно в основе такого подхода лежит именно христианская идея всепроникающего Логоса, – фактически идущая от христианства идея Логоса, воплотив в себе фундаментальные установки западной ментальности, становится символом классической культуры западного типа.

Будучи воспитанном в таком культурном контексте, человек, даже если он сознательно и меняет те или иные убеждения, тем не менее, сохраняет глубинные основания своего сознания, в которых он не отдает себе отчета и которые он впитал вместе с культурой, в которой он сформировался как личность.

4. Для философа важно, к какой конфессии он себя относит?

Да, это имеет принципиальное значение, потому что философ, строя свою модель мира, должен определить свое отношение по многим фундаментальным позициям: Как возникло мироздание? Что есть человек? Каков смысл его существования? И философ, как минимум, должен для начала определить, что ему ближе: понимать мир и человека в качестве результата божественного творения или в качестве продукта естественной эволюции

5. Что есть любовь — для профессора философии? 

О, это прекрасный вопрос! В Древней Греции любовь рассматривалась как космическая сила. Гесиода в своем трактате «Теогония» называл Эроса Протогоном, то есть «перворожденным», имея в виду, что это божество восходит к самим истокам истории мироздания. Античный философ Эмпедокл рассматривал Филию (Любовь) как силу созидания, объединения космических элементов в прекрасное целое – космос, в то время как Нейкос (Раздор) разделял элементы, возвращая космос в хаос.

Если же говорить о любви как о человеческом чувстве, то в философии существует целая традиция ее истолкования. Платон создал миф о прародителях людей – таких могущественных и мудрых, что боги на Олимпе, опасаясь их мощи, решили ослабить их и разделили каждого надвое, а полученные половинки перемешали. С тех пор, по платоновской легенде, эти половинки стремятся друг к другу и ищут друг друга, надеясь соединиться в целую и целостную личность, обретя тем самым былое могущество. Немецкий философ Гегель говорил о том, что в любви человек отдает себя другому, но, получая взаимен этого другого, обретает тем самым и самого себя, – и это единственный способ быть собой. Русский философ В.С.Соловьев считал любовь единственным способом достижения бессмертия.

В философской традиции сложилось много различных концепций любви, зависящих от национальных культурных традиций, религиозных воззрений, моральных ценностей.

6. А для женщины?

Любовь – это как солнце: есть солнышко – и всё вокруг сияет и радует, нет его – мир пасмурный и серый…

7. Добро и зло – есть?

Есть обстоятельства, поступки и мысли, которые человек позитивно или негативно оценивает – в зависимости от принятых им ценностей. То есть и добро, и зло существуют не онтологично и, тем более, не персонифицировано: мы не можем указать пальцем на что-то или на кого-то и сказать: «Вот оно, воплощение зла». Зло есть недостаток добра в том или ином поступке, в той или иной мысли. С точки зрения морали, трусость есть недостаток, нехватка храбрости, жадность – нехватка щедрости и т.п.

Справка: Можейко Марина Александровна, доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета, профессор Минской духовной академии, автор более тысячи четырехсот публикаций по проблемам философии и культурологиии.

КРЫНІЦА.INFO

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.