ИНТЕРВЬЮ: «К чему ведет нас вмешательство в Божий замысел о человечестве»

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий

Как спастись в мире, полном искушений и соблазнов, несправедливости и страданий? Почему так трудно бороться со страстями и грехом осуждения? Как христианину относиться к критике Церкви? Об этом — интервью с Владыкой Гурием.

— Ваше Высокопреосвященство, часто прихожане (кто с улыбкой, кто всерьез) задают вопрос: есть ли какой-то универсальный путь к Богу, без страданий и неразрешимых трудностей?

— Увы, легкого пути к Богу нет и никогда не было. Сам Господь в Евангелии указывает нам путь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13—14).

Спаситель предупреждает, что жизнь по Его заповедям не легка, а представляет собой тесные врата и узкий путь. Причем, заметьте, Он не обещает всем желающим войти в Царствие Божие, ведь чтобы войти в него, надо потрудиться.

А что в христианской жизни особенно трудно для человека? Поступки, действия, направленные против той страсти, которая сильнее всего действует в нас. Даже удивительно бывает наблюдать, как одному человеку трудно одно, другому — другое, третьему — третье, притом что каждый из них с легкостью сделал бы то, что трудно другому. Это потому, что в разных людях действуют разные страсти.

«Надо молиться, чтобы Господь открыл главную страсть, сам ее не найдешь, — учит преподобный Варсонофий Оптинский. — А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, то есть знать, с какою страстию преимущественно бороться».

И каждой страсти, как учат святые отцы, надобно противопоставлять добродетель. Против гордости — смирение, против чревообъядения — воздержание, против зависти и злопомнения — любовь. Но если этого нет, то, по крайней мере, будем укорять себя, смиряться и просить помощи от Бога.

— Но почему-то не всех, Ваше Высокопреосвященство, воодушевляет перспектива борьбы со страстями?

— Врата широкие очень уж удобны для нашего падшего естества, которое никак не хочет ни в чем себя стеснять, ни от чего отказываться. Но только широкий этот путь к Богу не приводит. Каждый должен понести в жизни свой крест, ведя неослабную борьбу с порочными навыками и страстями, побеждая всевозможные соблазны мира.

На этом узком пути в Царствие Небесное христианину следует благодушно переносить скорби и бедствия, ибо они очищают душу от грехов, соединяют со Христом. И это — путь истинно верующего, причем единственный Божий путь, ведущий ко спасению и вечной жизни.

Преподобный Исаак Сирин уподобляет христианина путнику, который отправился куда-то в дальнее странствие: он едет на повозке, повозка ломается — путешествующий садится на корабль, некоторое время плывет, затем терпит кораблекрушение и, когда его выбрасывает на берег, сразу же принимается искать какой-нибудь другой вид транспорта, на котором можно свой путь продолжить.

Вот так и нам нельзя даже мысли допускать о том, чтобы сойти с этого пути. Ведь только постепенно, шаг за шагом, мы приближаемся к Богу, начинаем понимать и чувствовать Его любовь, учимся и сами любить.

— Известно изречение преподобного Пимена Великого: «Человек тот, кто познал себя». Как, Владыко, осуществить это на практике?

— Познание себя — это осознание того, что я весь одержим страстями, которые командуют мной и мучают. Кто не познал того, что сам не может с ними справиться, что он «несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг», и что ему нужен Господь Спаситель, — тот не способен к духовному возрождению.

Правильная духовная жизнь смиряет человека. Это смирение не может возникнуть иначе, как через познание своей страстности, духовной беспомощности — это самое главное. Средоточием религиозной жизни христианина является познание Бога. Познавая Бога, человек познает и себя. Другого пути к самопознанию нет.

По мере религиозного совершенствования умножается духовный опыт. Господь просвещает такого человека, дает ему знание законов невидимого мира, открывает дарования.

Поэтому чем бы мы ни занимались: отдыхаем, идем куда-нибудь, работаем, — нужно как можно чаще обращаться к Богу, призывая Его благодать.

— Но мир так стремительно уходит от Бога, Владыко! Сегодня немногие заботятся о душе, все больше тело возводится в культ…

— Это происходит от потери связи человека с Богом. Маниакальная забота о теле убивает душу, деформирует личность. Антагонизм между телесным и духовным — не только христианская концепция. Большинство религий так или иначе сходятся в мысли о том, что ублажение тела не способствует развитию духа.

Сегодняшняя массовая культура ведет к вырождению человечества. Она не только глубоко атеистична — она уже глубоко демонизирована. Посмотрите на эстрадных исполнителей: идет откровенное служение бесам. Не важны талант, вокальные данные, важно — кто больше обнажится, открыто продемонстрирует свое бесстыдство.

Печально видеть, что пропаганда аморальности, высмеивание идеалов чистой любви, благородства, бескорыстия и других добродетелей достигают своего апогея. Становятся ненужными стыд и совесть.

Не зря так активно ведется в мире растление детей. Ведь растлить детей — значит, исключить всякую возможность противления злу…

— Аморальность, Ваше Высокопреосвященство, сегодня проявляется не только в области культуры, но и науки. Ученые добрались до редактирования генома человека.

— Да, в апреле группе ученых из Китая удалось генетически модифицировать эмбрион человека. Клинические испытания на людях вызвали споры даже в научном сообществе. Многие здраво- мыслящие ученые бьют тревогу: для человека это изменение будет иметь опасные последствия, которые мы увидим, только когда ребенок родится и начнет расти.

Однако жажда обогащения столь велика в наше время, что этот процесс не остановить. Возрастает количество стран, где так называемые ученые отказываются от неприкосновенности человеческих эмбрионов и экспериментируют с геномом, клетками и органами человека. В Великобритании и Америке уже давно активно проводятся подобные исследования. И все, как водится, под благовидным предлогом: улучшение качества жизни людей, возвращение молодости и остановка старения, чем и мотивируется необходимость изменения генетического кода человека. Это своего рода попытка повернуть вспять биологические часы, вмешавшись в Божий замысел о человечестве.

К сожалению, о нравственных и религиозных ограничениях для таких экспериментов помнят не все. А ведь на одну чашу весов ставится улучшение качества жизни, на другую — нравственность.

Православная Церковь призывает к делам добра, в том числе и в области использования научных открытий. Но не любых, а лишь тех, которые, как учил преподобный Нектарий Оптинский, «не портят нравственность». Создание же эмбрионов ради экспериментов над ними, попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяжкие испытания и безмерные страдания. Поэтому развитие и бесконтрольное применение биомедицинских технологий вызывает у Церкви глубокую пастырскую озабоченность.

— Сегодня многие критикуют Церковь, что она не идет в ногу со временем. Критикуют и ее служителей, жизнь которых порой не соответствует призванию. Как относиться к этому, Владыко?

— Ни священнослужителей, ни даже архиереев безгрешных нет. У каждого человека свои слабости, недостатки, один только Бог безгрешен.

Подтверждение этому мы находим во многих местах Священного Писания. Так, Апостол Иоанн учит: «Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Каждому из нас нужно больше уделять внимания своим грехам — именно за них нам придется отвечать на Суде Божием.

Даже если священник в чем-то немощен и имеет личные страсти и грехи (это не Ангел, которого Господь спустил с Неба), нельзя его осуждать, ведь он имеет благодать Святого Духа и может ее преподать. Нужно твердо осознавать, что священник уста отверзает, а творит все Бог. По данной ему при рукоположении благодати священник, покрывая епитрахилью исповедующегося, отпускает ему грехи — он имеет такую власть. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что даже Ангелам и Архангелам не дана такая власть, как священникам. Но, отпуская грехи на исповеди другим, за свои грехи служитель Церкви, как и все, будет отвечать пред Богом.

Вознесшийся на Небо Спаситель оставил миру Свою Церковь, которая, по учению святых отцов, — земное Небо, духовное место, в котором из рода в род передается опыт общения с Господом и знание Истинного Бога. Как заботливая мать, с любовью Церковь обнимает всех своих детей. И давайте не будем беспокоиться о ней, потому как Бог ведет ее: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Слова Господа непреложны. Нападать враги Божии будут, что и делают во все времена церковной истории, но одолеть не смогут никогда. Ибо ее утверждает и подкрепляет Сам Бог. Он пообещал нам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19). Важно теперь только, чтобы мы не отступились, не уклонились, старались не огорчать Господа своими греховными делами, следуя по тому единственно правильному пути, который указал Он нам в Евангелии.

— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием

беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,

г. Новогрудок 
29.05.2019

По материалам сайта Новогрудской епархии 

Просмотрено: 30 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошли IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

В Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.