ИНТЕРВЬЮ: «Как сохранить благочестие и не оказаться ввергнутым в блудный водоворот современной жизни»

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий

Нынешнее лето изнуряло аномальной жарой. И не только нас, белорусов. Изнемогали от жары Европа и Азия. А в Японии температура поднялась выше 40 °C, погибло много людей, десятки тысяч попали в больницы с тепловыми ударами. От жары пылали Калифорния, восточная часть Канады, Скандинавия и Ближний Восток. На фотографиях со спутников вся наша планета выглядит дымящимся шаром. Ученые, экономисты, общественные деятели пришли к выводу, что колесо апокалипсиса несется с огромной скоростью. Можно ли замедлить его движение — об этом мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.

— Ваше Высокопреосвященство, небывалые и страшные катаклизмы, что происходят сегодня в мире, вызывают у людей предчувствие, что мы стоим на краю земного бытия и конец света вот-вот наступит. Какова Ваша духовная оценка событий?

— По поводу конца света можно не сомневаться — он обязательно наступит. Что еще страшнее — наступит неожиданно и не во исполнение наших предчувствий, многочисленных предсказаний и прогнозов, а как тать ночью (2 Пет. 3:10). Он положит предел бытию нашего бренного мира. Не будет ни у кого возможности что-либо изменить, исправить, потому как история человечества завершится.

        И действительно, сегодня многие рассуждают на тему апокалипсиса, но только никто не должен обманывать себя и почивать в беспечности, потому что день Господень придет неожиданно, внезапно, без какого-либо уведомления. Тать (вор) приходит обычно ночью, когда люди спят, чтобы никто его не заметил, а потому для тех, кто духовно не дремлет, а бодрствует, внимателен к своему духовному состоянию, день этот будет хоть страшен и поразителен, как пишет блаженный Феофилакт Болгарский, но вместе с тем и радостен.

        Только вот заниматься предсказаниями конца света — дело неблагодарное, ибо Господь предупредил в Евангелии нас: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13:32—33). Если человек духовно расслаблен, то против него легче вести брань, легче врагу искушать и склонять его на грех. Ибо вместе с расслаблением в душу приходят многие опасные состояния — печаль, уныние, отчаяние, а также праздность, которую справедливо называют матерью всех пороков.

— Общее духoвнoe сoстoяниe наше, Владыко, сегодня достаточно плачевное, и немногие, к сожалению, понимают, что отход от веры и истинно христианской жизни ведет не только к утрате духовного зрения, но часто и к духовному помрачению.

— Несомненно. Потому так много преступлений сегодня, жутких убийств с особой жестокостью совершается, после которых, заметьте, часто человек даже не помнит, что делал, — он словно себе и не принадлежал. Читаешь сообщения и холодеешь от ужаса: три дочери убили отца, жена зарубила топором мужа…

        Недавно в новостной информации мне встретилось и такое сообщение. В одной из деревень сельчанка через огород забежала во двор к соседке, а потом ни с того ни с сего схватила кирпич и бросила его в машину, стоявшую там. Когда на звук удара на улицу вышла хозяйка с приехавшими родственниками, женщина убежала огородами и, прячась от милиции, прыгнула в колодец в своем дворе. Доставали ее уже оттуда сотрудники МЧС. При этом, заметьте, женщина была трезвая, соседки не конфликтовали, и объяснить свое поведение она никак не смогла — сама была в большом недоумении.

        Часто причины совершаемых преступлений и подобных несуразностей лежат в духовной плоскости. Нас окружают бесплотные темные сущности, которые ищут нашей погибели и никогда не прекращают брани против нас. В какой-то момент овладевая человеком, они толкают его на грех. Мы должны давать им отпор и не подпускать их близко к крепости нашей души, которую они стремятся завоевать и разрушить. Для этого от нас требуется постоянное бодрствование и внимание, как от гарнизона осажденной крепости. Нужно удерживать рубежи обороны, чтобы не поддаться врагу.

        Например, если человек перестает соблюдать посты, он сдает ответственный пост обороны, и враг подходит ближе. Если же христианин перестал молиться (а молитва — наша сильная защита), то враг подходит еще ближе. Если человек годами не причащается, то этим он сдает самый важный рубеж, и враг подходит уже совсем близко и, что называется, берет за горло.

        Все наши христианские труды и добродетели являются нашими крепостями, которые позволяют держать оборону и отражать атаки и нападения врага. А защита человеческой души, ее иммунитет — церковные Таинства, молитва, жизнь по Богу, вере, по совести.

        Людей безгрешных нет, но если за падением следует искреннее покаяние, то такой человек находится в сфере действия Бога, в духовной безопасности. Грех — это наш выбор в пользу диавола, и это результат нашего свободного выбора. Думаю, этой женщине, запрыгнувшей от ужаса совершенного в колодец, грозит какое-то наказание, но одно несомненно: ей нужно серьезно задуматься о том, как она живет, и начать заботиться о своей душе и ее вечной участи.

        Ведь если человек живет духовной жизнью, он начинает понимать, кто и зачем воздействует на него, знает, как нужно бороться со страстями.

— Сегодня, Ваше Высокопреосвященство, грех не то что выставляет себя напоказ. Он бесстыдно рекламируется, отравляя души, особенно молодежи. Взять, к примеру, блуд. Что же мы пожнем, находясь под его влиянием?

— «Блудная сфера — это сила, которая движет миром», — говорят Афонские старцы. Блуд является одним из семи смертных грехов. Он определяет почти все мотивы человека. Малейшая неосторожность, и ты в его водовороте! От блудных помыслов никто не застрахован: ни болезнь, ни возраст не дадут никакой гарантии.

        Святой Апостол Павел предупреждает: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6:18). То есть этот грех наиболее оскверняет тело, которое есть храм Божий.

        В Отечнике проповедника есть такое повествование.

        Жил некогда в Царьграде один известный человек. Он был богат и милостив к бедным. Но был у этого человека один порок: он всю свою жизнь провел в грехе прелюбодеяния и в старости без покаяния в этом грехе скончался.

        После его смерти у Патриарха Германа с его епископами о душе умершего произошел спор. Одни говорили, что умерший спасен, ибо был милостив, а другие, напротив, говорили, что умерший погиб, потому Господь сказал: в чем застану, в том и сужу.

        После этого Патриарх повелел всем монастырям и затворникам молиться об умершем Богу, чтобы Он открыл его загробную участь. И Господь открыл одному затворнику, где пребывает та душа. Затворник этот призвал Патриарха и при всем народе сказал ему: «В эту ночь, во время молитвы, я увидел некое место, с правой стороны которого был Рай, исполненный неизреченных благ, а с левой — огненное озеро, из которого пламень восходил до облаков. Между Раем и страшным пламенем стоял привязанный умерший муж и, взирая к Раю, громко стонал и горько рыдал. И подошел к нему светоносный Ангел и сказал: «Что напрасно стонешь? Ради твоей милости ты от муки избавлен, а за то, что не оставил своего беззакония до смерти, лишен ты блаженного Рая»».

        Слыша это, Патриарх и бывшие с ним, одержимые страхом, сказали: «Правду говорит Апостол: Бегайте блуда (1 Кор. 6:18)». И что теперь скажут говорившие: «Если мы и блуд творим, но зато милостыней своей будем избавлены от наказания»? Вот и умершему нужно было и милостыню творить, и чистоту соблюсти, без которой никто не узрит Бога. Никакой пользы не приносит серебро, подаваемое нечистой рукой и с душой нераскаянной.

— В чудовищном разврате утопал Древний Рим, но такой пропаганды греха блуда, как сегодня у нас, Рим точно не знал. Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая буквально преследует нас на каждом шагу?

— Господь не дает испытания выше наших сил. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подобно праведному Лоту. Просто нужно сократить количество источников соблазна до минимума, не останавливать внимание на раздражающих объектах, не задерживать на них взгляд, не пожирать глазами соблазнительные картины, а учиться не обращать на них внимания, скользить по ним взором, как бы не замечая, воспринимать как нечто нейтральное.

        Один мой знакомый духовник советовал своему чаду, который небезразлично воспринимал проходящих мимо полуголых девиц: «А ты сразу представь ее почившей, на третий день после смерти при температуре более 30 °С». Юноша представлял, и все «красоты» плоти тут же блекли.

        Блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души. Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, где люди дают друг другу перед Богом и всеми людьми обеты верности и взаимной ответственности. Каждая беззаконная плотская связь наносит глубокую рану душе и телу человека, и когда он захочет вступить в брак, ему будет очень тяжело носить в себе этот груз и память о прошлых грехах.

        Когда-то мир впал в плотскую чувственность и невоздержанность, прогневал Творца и навел на человечество страшное Его наказание — потоп. Тогда только восемь душ спаслось в Ноевом ковчеге. Немыслимую Божию кару навлек на себя развратившийся Содом — горящую серу, испепелившую его. Но мир вновь и вновь прогневляет Бога теми же грехами, которые только еще более возрастил.

        Нужно бороться со страстями всеми силами — без этого никак не спастись! Опыт же борьбы сегодня ничем и никак не отличается от опыта прошлых веков. Это покаяние в грехах, которые перерастают в страсть. «Борьба со страстями — это постоянное сладкое мученичество за соблюдение заповедей ради любви Христовой. Лучше геройски погибнуть, чем быть побежденным страстями и оскорбить Христа», — говорит преподобный Паисий Афонский.

        А теперь представьте: как же страшно будет предстать пред Всевышним с мерзостью греховной. Давайте, дорогие мои, приложим все усилия, чтобы покаянием душа очистилась, исцелилась, освятилась и стала способной принять Божию благодать.

— Спаси Господи, Владыко, за поучительную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

25.08.2018

Eparhia.by

Просмотрено: 39 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошел XVII Семинар студентов ВУЗов Беларуси

В нынешнем году межвузовский форум был ориентирован на осмысление роли и значения Православной Церкви в истории становления белорусской государственности и культуры. В его работе приняли участие 141 человек, представлявшие 37 высших учебных заведений Республики Беларусь.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVI Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включен 131 доклад участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, девяти тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.