ИНТЕРВЬЮ: «Необъяснимые неожиданности ноября в светской и церковной жизни»

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий

Наше время преподносит нам немало порой ошеломляющих и необъяснимых неожиданностей как в светской, так и в церковной жизни. Человечество впадает в состояние духовного ослепления, потому и происходят события, которые сложно понять, объяснить, а тем более комментировать. В беседе с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской духовной семинарии, мы затронем духовный аспект наиболее громких событий минувшего месяца.

— Ваше Высокопреосвященство, Элладская Церковь и Александрийский Патриархат признали так называемую Православную церковь Украины (ПЦУ). Они внесли имя главы ПЦУ Епифания в свои диптихи. Как объяснить прихожанам, что происходит, Владыко?

— Мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. Я не беседовал с иерархами этих Церквей лично и пользуюсь той же, что и все вы, информацией, которую нам подают в интернете.

    Но, учитывая, что в сентябре 2018 года Патриарх Феодор посещал Одессу, где поддержал каноническую Украинскую Православную Церковь и призвал верующих «держаться митрополита Киевского Онуфрия», конечно же, такой отказ от своей позиции выглядит непоследовательным. Кроме того, это противоречит священным канонам и традиции Церкви, наносит вред как Православию в Украине, так и Вселенскому Православию.

    Небезызвестно, что и Элладская, и Александрийская Церкви подвергались сильнейшему политическому давлению извне, вот и не выстояли… Хотя далеко не все Архиереи и священнослужители приняли это решение единодушно, даже порицающее сравнение с Иудой услышал о себе Патриарх Феодор.

    Я думаю, нам не нужно драматизировать это известие. Ведь кто Глава Церкви? Христос! А истина Христова побеждала всегда, во все времена расколов и ересей, которые Господь попускает, чтобы выявить верных Ему. Поэтому рано или поздно истина восторжествует — иначе быть не может. Наше дело — молиться, не ожесточаться и просить Божией помощи.

— Если обратиться к истории Православной Церкви, Владыко,мы увидим, как немало их было — и ересей, и расколов…

— Да уж, они не сегодня возникли. Еще в IV веке знаменитый александрийский пресвитер Арий сам прельстился и многих людей обольстил новым учением, в котором утверждалось, что Христос — не Бог, а лишь Его высшее творение.

    Затем Константинопольский Патриарх Несторий стал называть Божию Матерь не Богородицей, а Христородицей.

    Уже позднее появились монофизиты, монофилиты, иконоборцы. Обольщенные сладостью новомодных учений, многие впадали в ересь. А в XI веке возник Великий раскол: почти весь Запад соблазнился новым догматом о примате (первенстве) римского папы. Позже появились протестанты и разного рода сектанты.

— Да и в наше время, Владыко, немало их, сектантов, приверженцев так называемых новых религиозных движений.

— Враг во все времена улавливает легковерные души ложными учениями. А причины вовлечения в эти движения — неразумная ревность о спасении, гордость, тщеславие, стремление оправдать плотские похоти и страсти, то есть злая воля демонов, которые избирают подверженных страстям. Через таких людей и начинают проповедовать они лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна — отвлечь нас от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.

    В России в 1990е годы секты росли как на дрожжах. Все их учения — сплошной дурман. Посудите сами. Например, Мун и Виссарион — основатели тоталитарных и деструктивных движений, пытались оправдать свой разврат.

    Небезызвестные всем кришнаиты учат о том, что преданное служение Кришне оправдывает любые действия. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством, но только при условии преданного служения Кришне.

    А саентология? Главный лозунг этой преступной организации выражен словами ее основателя Р. Хаббарда: «Единственный способ контролировать людей — это лгать им».

   «Свидетели Иеговы» запрещают переливание крови. А ведь когда это необходимо для спасения жизни человека, отказ от этой процедуры — фактически сознательное убийство.

    Печально известный ныне «бог Кузя» — это вообще анекдотичная фигура.

    Можно приводить множество примеров, когда люди служат своим фантазиям и прихотям, вовлекая в секты прежде всего тех, кто не знает учения Святой Церкви.

    Есть такое духовное состояние человека — состояние прелести. Это порой даже неосознаваемое ложное состояние души, основанное на гордыне. Так как мы все постоянно грешим и не всегда каемся в своих грехах или делаем это поверхностно и формально, то все в какойто степени пребываем в прелести. А для того чтобы от нее избавиться, нужно жить по-христиански, как Господь заповедовал, а не так, как диктуют демоны, разжигая наши страсти.

    Поэтому важно сердце очищать покаянием, помнить о Вечности, иначе, как писал Ф. М. Достоевский в письме к своему родному брату, «нервы и фантазия займут очень много места в существе и внутреннее возьмет слишком опасный верх».

    А ведь эти духовные нестроения человека могут привести к психическим нарушениям.

— Сегодня, кстати, таких нарушений все больше, Владыко. Похоже, именно этим и объясняется безумный поступок доцента исторического факультета Санкт Петербургского университета Олега Соколова?

— Очень жаль девушку — страшная, чудовищная смерть. Трудно представить горе ее родных и близких. Но жаль и несчастного этого доцента.

    Как видим, ни звания, ни награды, ни почетное место в обществе не влияют на состояние души. Это всего лишь внешняя блестящая обертка, под которой сокрыты гордость и тщеславие, высокомерие и надменность — духовные причины душевной болезни.

    Ученый, совершивший это жестокое убийство, занимался историей Франции, жил философией войны 1812 года, любил выходить в свет в образе Наполеона Бонапарта и требовал, чтобы его называли «сир» — так обращались во Франции к монарху.

    К сожалению, при таком самообольщении недалеко до мании величия — психического расстройства, которое характеризируется чрезмерным болезненным повышением внимания к своей особе. Это проблема духовная.

— Играя на страстях, Владыко, темные силы легко начинают манипулировать человеком?

— «Сегодня мной владеет Бог», — писал, насколько мне помнится, поэт Афанасий Фет. А вот здесь мы наблюдаем совершенно обратное — человеком овладел диавол. Человек прежде, чем совершить страшное преступление наяву, преступил нравственный закон в душе своей, допустив в нее, как писал преподобный Кассиан Римлянин, самого свирепого и самого неукротимого зверя — гордыню.

    Поражает контраст между элитарным, академическим образом известного и уважаемого в обществе человека и его зверским, маргинальным поступком…

    В нашей земной жизни мы должны подготовиться к Вечности. Туда с нами не пойдут ни слава, ни богатство, ни карьера, но только наши добрые дела, вера и духовно-нравственное состояние души.

    Все, что мы делаем здесь, на земле, имеет значение только с точки зрения Вечности. Вера является источником и средоточием всей религиозной жизни христианина. Чем больше человек познал Бога, тем глубже и сильней его вера.

    Бывает, что люди живут в поисках благополучия, не думая о духовном. И лишь когда случается критическая ситуация, потрясение, тогда отпадает всякая шелуха, а человек остается наедине с собой. Исчезает все наносное, снимается маска, и душа прозревает. Она начинает понимать, что существует духовный мир, что человек — не центр мироздания, что у нас есть Небесный Отец, без Которого жизнь счастливой не будет.

    Дай Бог и тому Олегу Соколову при страшных обстоятельствах, в которых он оказался, увидеть все в истинном свете, прийти к такому прозрению, покаянию.

— Каждый из нас в этой жизни осуществляет свободный выбор по отношению к вере в Бога и жизни духовной. Но по-христиански, Ваше Высокопреосвященство, мы ведь должны сострадать, молиться за погибающего?

— Для меня всегда был примером духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Общаясь с человеком, он не уделял внимания тому, что важно для нас — внешность, статус, греховность или праведность. Даже зная, что человек совершил какой-то безнравственный поступок, отец Кирилл не изменял к нему отношения.

    Этот высокодуховный пастырь обладал способностью переступить через то, что сделал человек, не заострять на этом внимания, не погружать человека в его грех еще больше. Напротив, даже в самой безнадежной ситуации, когда грешник был на грани отчаяния, старец всегда давал ему надежду.

    Архимандрит Кирилл своим отношением показывал, что если человек жив, значит, у него еще есть возможность измениться и спастись.

    Бог прощает грехи тому, кто от всего сердца покается. Как пишет преподобный Ефрем Сирин, если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий. Не количество грехов и тяжесть их губит нас, а нераскаянное житие наше.

    Господь наш Иисус Христос дает нам высшее понятие о человеке-христианине. Он пришел в мир не для того, чтобы провозгласить нам некие идеи и принципы. Он пришел спасти нас, дать нам Себя, и это совершается и сегодня каждый день в мире в Церкви на Божественной Евхаристии.

    Дав человеку возможность соединяться с Ним в Святых Таинах, принеся Себя в Жертву, Господь подъял на Свои рамена тяжесть грехов всего мира. Только во Христе, в Его Личности и Его словах нужно искать выход из всех сложных ситуаций частной жизни и видимых лабиринтов общественной.

    Спасение души в Вечности, единение с Богом — самое важное, к чему нас призывает Святая Церковь, и каждый христианин должен стремиться получить добрый ответ на Страшном Суде.

    Грех сладок и увлекателен, и почти все отдаются ему охотно, без размышления, без рассуждения, не желая думать о последствиях, а ведь каждый из нас знает, что за грехи и в земной жизни настигают болезни, скорби, всевозможного рода напасти. В будущей же, загробной жизни за нераскаянный грех душа содержится во аде.

    Не в наших силах повернуть ход истории, не можем мы повлиять ни на ход мировых событий, ни даже на поступки другого человека. Но зато все мы в состоянии позаботиться о своей вечной душе. Ведь отвечать в итоге будет пред Богом каждый за себя.

— Спаси, Господи, Владыко, за душеполезную беседу.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием

беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,

г. Новогрудок

Новогрудская епархия

Просмотрено: 45 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.