ИНТЕРВЬЮ: «Нравственное состояние человечества»

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий

Более 15 тысяч ученых из 184 стран мира 14 ноября 2017 года поставили свои подписи под вторым «Предупреждением человечеству», пытаясь привлечь внимание к губительным экологическим изменениям. Такое предупреждение относительно морали и нравственности общества должно было появиться значительно раньше, потому что все начинается с экологии души. А внешнее — всего лишь отражение нашего внутреннего. Об этом мы и беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской духовной семинарии.

— Ваше Высокопреосвященство, планету сотрясают страшные природные бедствия, разгул стихий. Это возмездие Божие за грехи?

— Мы сами себя наказываем. Нравственное состояние человечества эпохи научно-технической революции оказалось катастрофически несоответствующим тому уровню власти над миром, который люди получили с помощью науки и техники.

   Если рассуждать с точки зрения духовной, внешнее всегда отражает наше внутреннее. Достигнув успехов в науке, люди стали постепенно отходить от Бога, а без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

  «Мы должны жить на земле так,— учит преподобный Амвросий Оптинский, — как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

   Вот и нужно нам каждому встрепенуться, поднять взор к Небу и не забывать одну мудрую истину, высказанную старцем Зосимой в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского: «Сам будешь лучше — и все вокруг будет лучше». Все окружающее нас начнет оживать и радоваться, когда начнут оживать наши души.

— Но ведь так вдруг изменить свою жизнь, перемениться человеку самому только по своему желанию невозможно, Владыко?

— Не только святой Иоанн Креститель, но и Сам Христос, выйдя после искушения в пустыне на проповедь, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Вот начало, путь, который предлагает христианство, и прежде всего Православие.

  «Покаяние, — приводит сравнение преподобный Иустин (Попович), — как землетрясение, которое рушит все, что лишь казалось стабильным, а оказывается ложным, и тогда надо все изменить, что было. За-тем начинается подлинное, постоянное созидание личности, нового человека».

    У кого нет раскаяния в своих греховных делах, желания освободиться от этого груза, тот не может начать путь к Богу. Покаяние является необходимым условием для спасения души — очищения совести и обновления жизни во всех ее проявлениях.

    Преподобный Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению» говорит (это и опыт всех Святых Отцов), что когда человек пробуждается к покаянию, то сразу чувствует, что любит ближнего. Уже не гордится, не считает себя большим. Всем желает спасения. Это знак подлинной христианской жизни. А если покаяния нет, то и желание изменить жизнь закончится ничем.

— Часто можно услышать та-кое: «Поздно мне уже меняться, много грешил…»

— У каждого к Богу свой путь, только несомненно одно: прийти к Нему никогда не поздно. И примеров этому не счесть. Взять хотя бы жизнь известного, любимого всеми нами поэта.

   Александр Сергеевич Пушкин, которого долгое время представляли как атеиста и вольнодумца, всю жизнь искал Бога. И вот однажды с ним произошел удивительный случай, который перевернул душу поэта.

   Есть потрясающее свидетельство современника Александра Сергеевича, рассказавшего об одной беседе молодого поэта с графом Ланским…

   Как-то вечером молодой поэт и его приятель граф Ланской обсуждали религию, подвергая ее едким и колким насмешкам. Вдруг в комнату, где шел оживленный разговор, вошел молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланской — за знакомого Пушкина.

   Подсев к молодым неразумным острословам, приятный незнакомец продолжил духовные рассуждения инеожиданно просто обезоружил их своей эрудицией и убедительными доводами в пользу религии.
Присутствующие даже не знали, что сказать, как возразить и, словно пристыженные дети, молчали. Веселие и остроты прошли, и вскоре Пушкин и Ланской объявили гостю, что коренным образом переменили свои взгляды. Тогда незнакомец встал, простился и ушел.

   Некоторое время молодые люди не могли опомниться и сидели молча, погруженные в раздумья. Когда оцепенение прошло и друзья вновь разговорились, выяснилось, что ни один, ни другой не знают, кто это был. Прислуга же единодушно заявила, что в комнату никто не заходил и не выходил.

   Пушкин и Ланской были поражены происшедшим и не могли не признать в появлении своего гостя Божия вмешательства, тем более что умный собеседник внушил к себе уважение и некое благоговение.

   С этого времени и поэт, и граф сильно изменили свои суждения о Боге, в творчестве Александра Сергеевича стали все чаще появляться духовные стихи — началось духовное возрождение поэта, главной кульминацией которого стала его кончина.

   Изнемогая от боли после ранения, Александр Сергеевич попросил позвать священника, исповедовался, причастился Святых Христовых Таин и ушел к Богу, в мир иной, верующим православным человеком.

— К сожалению, Ваше Высокопреосвященство, сегодня больше люди думают не о том, как подготовиться к Вечности, а о том, как продлить свою земную жизнь и испытать ее греховные удовольствия.

— Да, культ тела растет с каждым днем, он не находится больше в противоречии с культом души: он практически его заменяет.

   Конечно же, нет ничего плохого втом, чтобы быть здоровым и красивым. Однако патологическая фиксация на теме внешности и секса сегодня вызывает, мягко говоря, недоумение. Все рекламные ролики говорят исключительно об одном — о комфорте человеческой жизни, о том, как ее здесь, на этой земле сделать еще более беспроблемной и комфортабельной.

   Культ тела, порождающий отсутствие стыда, — повсюду. Интернет изобилует фотографиями полуголых девиц со смартфонами. Я уже не говорю про современную эстраду. Там, по-моему, вообще считается неприличным выходить на сцену одетым.

   Удивительно ли, что дети все это впитывают с раннего возраста и потом пытаются подражать? И заметьте, существует удивительная тенденция: чем более этот мир обезбоживается, чем менее он обращает внимание на христианские ценности, тем более растет забота о теле.

   Так вот незаметно для себя можно потерять свою душу для Вечности.

— Теряя нравственные устои, о Вечности люди все меньше начинают думать. Сегодня даже о красоте женщины уже многие судят по ее развратному виду — «эротичности» и «сексуальности».

— Что ж тут удивительного: не думая о душе, некоторые теряют уже и остатки разума.

   Печально другое, что даже авторитетные инстанции — научные, общественные, государственные, можно сказать, провозглашают необходимость полной сексуальной свободы, неотъемлемое право на нее каждого человека. А телевидение, интернет все человеческие пороки с поистине бесовским бесстыдством, смакуя, выставляют напоказ.

   Стремящимся к такой «красоте» хотелось бы напомнить видение послушницы Свято-Тихоновского Введенского монастыря Феклы. И хоть это произошло в 1902 году, для всех нас, особенно тех, кто живет плотскими страстями, грех блуда считая нормальным явлением, это весьма назидательно. Вот фрагмент ее рассказа.

   «Мы с Ангелом Хранителем подошли к храмине, около которой слышался страшный визг. В этой храмине я увидела женщину, которая сидела посреди.

   Платье на ней было все в кровавых пятнах, на голове, точно венец, обвилась змея-медяница и было много разных червей. Вокруг шеи тоже обвилась змея, пастью своей впивалась ей в губы, а хвостом хлопала по спине. Другая большая змея обвилась вокруг ног и пастью доставала до груди и впивалась в нее.

   Женщина манила рукой и просила помочь ей… Мне стало тошно, и мы вышли из храмины. Я спросила: «За что эта женщина страдает здесь?» Ангел ответил: «Это грешница. Она на земле вся отдалась своим страстям, а здесь получает возмездие за грехи свои.»

   Это не фантастика — это реальность. Жизнь на земле быстро заканчивается, и за все, что в ней натворил и не покаялся, придется держать ответ.

   «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16), — вопрошает Апостол Павел. И что же во многих таких храмах? Вместо запаха ладана — сигаретный дым, вместо ангельских песнопений — крик и сквернословие, вместо икон — непотребные картины. Такие заброшенные храмы души есть у многих живущих по плоти, своим страстям и не думающих о Вечности, часто даже людей крещеных, но Бога не знающих.

   Жизнь человеческая может быть наполнена самыми разными свершениями, деяниями, но она обнуляется, как говорит преподобный Паисий Афонский, когда человек умирает, так и не встретив Бога, так Его и не познав, так к Нему и не присоединившись.

   Это бывает очень страшно, потому что без Бога человек ни в чем не находит покоя. Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что все, что не началось на земле, не может продолжиться и на Небе.

   Здесь, на земле, начало того, что продолжится потом в Вечности. Мы с вами, дорогие мои, должны осознать, наконец, свою немощность. Подумайте! Ведь при всем уровне нашей цивилизации и наличии технических средств справиться не можем ни с ветрами, ни с ураганами, которые становятся все активнее даже у нас, в Беларуси.

   А потому преклоним колени пред Богом, будем молиться и каяться в своих грехах, просить помощи и заступления у Спасителя, чтобы помог вернуться к Нему. Ведь это единственный шанс сохранить жизнь на Земле.

— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу!

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

По материалам сайта Новогрудской епархии 

Просмотрено: 10 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошли IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

В Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.