Интервью: «Помощь и Покров Пресвятой Богородицы»

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий

4 октября — Покров Пресвятой Богородицы, один из великих праздников, почитаемых нашим народом. Русской Православной Церковью он установлен еще в XII веке. Великое множество величественных соборов в больших городах и малых сельских церквушек освящено в честь этого праздника. О его истории, скорой помощи и покровительстве Пресвятой Богородицы мы беседуем сегодня с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.

— Ваше Высокопреосвященство, говоря о празднике Покрова Пресвятой Богородицы, нужно мысленно перенестись на много веков назад…

— А точнее, в год 910 от Рождества Христова, в столицу Византии — Константинополь. Тяжкие и суровые были те времена для него! Посудите сами: за все время существования Византийской империи город, как свидетельствуют историки, 24 раза подвергался жесточайшей осаде, но всего лишь дважды оказывался в руках захватчиков.

    Поработить Константинополь стремились и арабские орды халифа Сулеймана, и персидские воины царей из династии Сасанидов, и войска болгарского хана Крума, и даже русские дружины под предводительством Аскольда и князя Игоря… Но Царьграду — так еще называли столицу Византии — удавалось выстоять, потому что Сама Матерь Божия была его Заступницей.

    В предместье Константинополя, Влахерне, недалеко от императорского дворца стояла знаменитая Влахернская церковь Пресвятой Богородицы, сюда в 473 году со Святой Земли была привезена риза Пресвятой Девы Марии.

    Здесь же находилась и знаменитая Влахернская икона Божией Матери, у которой особенно усердно молились жители города, когда к его стенам подступал неприятель, случались эпидемии и другие бедствия. И Пресвятая Богородица всегда откликалась на мольбы христиан.

— Матерь Божия, а такое часто случалось в истории, даже наяву являлась врагам, приводя их в трепет, являя Свое покровительство Константинополю и его горожанам.

— Так случилось и в 626 году, когда Константинополь попытались захватить объединенные армии аваров, персов, славян и булгар. Над крепостными стенами города предводитель аваров вдруг увидел Женщину в сверкающем уборе.

    Это случилось в тот момент, когда сын византийского императора Константин и Патриарх Сергий проносили Влахернскую икону Божией Матери вдоль крепостных стен Царьграда.

    Аварского вождя сияющий Женский Образ поверг в ужас, весь аварский флот был уничтожен, и враг отступил от Константинополя.

— Дружины русов, Владыко, также испытали на себе величественную силу Пресвятой Матери Божией?

— Да, когда спустя почти двести лет дружины русов на двухстах ладьях вошли в устье Золотого Рога, чтобы захватить Константинополь.

    Правивший в то время византийский император Михаил III и Патриарх Константинопольский Фотий I вознесли молитвы к Богу и погрузили вводы Босфора омофор Божией Матери — он к тому времени пополнил число реликвий Влахернской церкви.

    Совершилось настоящее чудо! Откуда ни возьмись налетела страшная буря, которая разметала корабли русов, и те в страхе бежали: Покров Божией Матери был над столицей Византии.

— Как и в 910 году, когда племена русов опять возжелали «прибить щит на врата Царьграда»?

— Да, Константинополь снова оказался во вражеской осаде. По одним историческим источникам, к стенам города подошли мавры-сарацины, по другим — это были племена русов. Ивновь жители Константинополя собрались во Влахернском храме и горячо просили о помощи Пресвятую Богородицу.

    В храме вместе со своим учеником Епифанием молился и блаженный Андрей, Христа ради юродивый, — особо почитаемый в Константинополе святой.

    И вот в четвертом часу ночи их очам предстала Матерь Божия, Которая появилась в храме со стороны Царских врат, окруженная сонмом Ангелов, в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Пресвятая Дева Мария горячо молилась Господу за жителей Константинополя, а потом сняла Свой омофор и покрыла им всех молящихся.

    И услышал Господь мольбу Богородицы-Заступницы, бежали враги от стен города.

— Как много знаков покровительства, Ваше Высокопреосвященство, являла Пречистая греческому народу, но ведь и вразумляла его?

— Так бывает всегда: когда мы пренебрегаем Ее покровительством, не становимся лучше, Богородица покров Свой отнимает. Вот и Греции, стране высокоразвитой культуры, пришлось претерпеть трехвековое рабство магометан и все виды уничижения.

    Вернуть милость Богородицы можно, только заслужив ее, — исправить жизнь свою всему народу в целом и каждому в отдельности, не растрачиваясь на житейские миражи и греховные страсти. Не они должны быть сокровищем сердца. Вся суть духовной жизни в том, чтобы не терять для спасения ни мгновения бытия.

    У нас с вами, дорогие мои, есть Матерь Божия, и помоги нам, Господи, не лишиться Ее заступления и помощи. Она приютит в странствии, напитает в бедности, дарует в печалях утешение, в болезнях — исцеление, в грехах — прощение. Нужно только не прогневить Ее богопротивной жизнью, почитать Ее, молиться Ей, просить помощи и доверяться во всем.

— Как же, Владыко, совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского повествования о Ней?

— «Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесные силы Ангелов и Архангелов.

    И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует», — пишет преподобный Силуан Афонский.

    Церковь ставит Мать Иисуса Христа, Богородицу, превыше всех святых, высших ангельских чинов, но о Ней немного написано в Евангелии, потому что Она Сама просила об этом.

    Величайшее смирение — отличительная черта Пресвятой Владычицы Богородицы, поэтому немного свидетельств оставила Она о Себе. Что такое смирение, объяснить словами невозможно, особенно человеку, далекому от Церкви. По словам святых отцов, смирение — это обитание Христа в человеке.

— И помощь Пресвятой Богородицы смиренна и незаметна, как помощь любящей мамы.

— Она и есть наша Мама. Христос на Кресте просил Ее, чтобы Она стала Матерью для всего людского рода, и Богородица с того времени считает нас всех детьми Своими. И чем чаще мы будем к Ней обращаться, родной и близкой, с Которой можно в любой момент заговорить, рассказать о своей скорби или радости, попросить о помощи, тем легче нам будет совершать свой духовный путь.

    Божией Матери дана особая благодать — располагать сердца к покаянию. Известно много случаев, когда самые закоренелые грешники молились Богородице просто потому, что с детства остался этот навык, и эта молитва приводила их к покаянию.

    Пресвятая Богородица Сама всегда пребывает в общении с Богом, хочет нас тоже привлечь к этому сладостному общению. И когда мы молимся Ей, Она возгревает в наших сердцах любовь ко Господу.

— Многим святым, Высокопреосвященнейший Владыко, Пресвятая Богородица являлась не раз…

— Да, таких случаев известно немало в церковной истории. Преподобный Иосиф Оптинский с детства глубоко почитал Богородицу. Она являлась ему, когда тот был еще отроком.

    А незадолго до кончины препо-добного случилось вот что. Старец лежал в монастырской больнице, на кровати, отгороженной ширмой. Больничный брат прибирался в этой келье и вдруг услышал, как за ширмой Кто-то сказал старцу: «Подожди, любимиче Мой, скоро возьму тебя к Себе».

    Послушника объял страх, но, заглянув к отцу Иосифу, он никого кроме старца не увидел. Когда он рассказал об этом отцу Амвросию, тот просто сказал: «Царица Небесная посетила его». Старец Амвросий знал об особой милости Богородицы к отцу Иосифу…

    Из современных подвижников, наверное, наиболее известен своей любовью к Пресвятой Богородице старец Иосиф Исихаст. Его молитва к Ней была преисполнена самых возвышенных чувств.

    Вот что читаем в жизнеописании этого подвижника: «Нет слов, чтобы описать веру, любовь и благоговение, какие он питал к Богородице. Не было трудности, не было искушения, которого он с абсолютной верой не возложил бы на Божию Матерь. Он не брался ни за какое дело без того, чтобы предварительно не помолиться о том горячо Богородице, ибо много раз находил у Нее заступничество. Поэтому лишь только он вспоминал о Ней, как начинал плакать. Обычно он старался не обнаруживать своих чувств, и потому предпочитал ходить в церквушку один, потому что когда он смотрел на икону Божией Матери, то падал перед Ней и, заливаясь слезами, целовал Ее святой образ. Часто он проводил так целые часы, оставаясь в том же положении, стоя на коленях и проливая потоки слез».

    За свою любовь к Пресвятой Деве старец Иосиф удостоился блаженной кончины в день Ее Успения.

    Человек, который часто читает акафист или канон Божией Матери, приобретает правильные духовные чувства и более ревностно подвизается в молитве и добродетелях. На Святой Горе все монахи знают акафист Богородице наизусть и даже читают его за работой.

    И не только акафист, даже небольшое молитвенное обращение к Божией Матери приносит в нашу душу благодать Божию.

— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

По материалам сайта Новогрудской епархии

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.