Интервью: «Помощь и Покров Пресвятой Богородицы»

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий

4 октября — Покров Пресвятой Богородицы, один из великих праздников, почитаемых нашим народом. Русской Православной Церковью он установлен еще в XII веке. Великое множество величественных соборов в больших городах и малых сельских церквушек освящено в честь этого праздника. О его истории, скорой помощи и покровительстве Пресвятой Богородицы мы беседуем сегодня с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.

— Ваше Высокопреосвященство, говоря о празднике Покрова Пресвятой Богородицы, нужно мысленно перенестись на много веков назад…

— А точнее, в год 910 от Рождества Христова, в столицу Византии — Константинополь. Тяжкие и суровые были те времена для него! Посудите сами: за все время существования Византийской империи город, как свидетельствуют историки, 24 раза подвергался жесточайшей осаде, но всего лишь дважды оказывался в руках захватчиков.

    Поработить Константинополь стремились и арабские орды халифа Сулеймана, и персидские воины царей из династии Сасанидов, и войска болгарского хана Крума, и даже русские дружины под предводительством Аскольда и князя Игоря… Но Царьграду — так еще называли столицу Византии — удавалось выстоять, потому что Сама Матерь Божия была его Заступницей.

    В предместье Константинополя, Влахерне, недалеко от императорского дворца стояла знаменитая Влахернская церковь Пресвятой Богородицы, сюда в 473 году со Святой Земли была привезена риза Пресвятой Девы Марии.

    Здесь же находилась и знаменитая Влахернская икона Божией Матери, у которой особенно усердно молились жители города, когда к его стенам подступал неприятель, случались эпидемии и другие бедствия. И Пресвятая Богородица всегда откликалась на мольбы христиан.

— Матерь Божия, а такое часто случалось в истории, даже наяву являлась врагам, приводя их в трепет, являя Свое покровительство Константинополю и его горожанам.

— Так случилось и в 626 году, когда Константинополь попытались захватить объединенные армии аваров, персов, славян и булгар. Над крепостными стенами города предводитель аваров вдруг увидел Женщину в сверкающем уборе.

    Это случилось в тот момент, когда сын византийского императора Константин и Патриарх Сергий проносили Влахернскую икону Божией Матери вдоль крепостных стен Царьграда.

    Аварского вождя сияющий Женский Образ поверг в ужас, весь аварский флот был уничтожен, и враг отступил от Константинополя.

— Дружины русов, Владыко, также испытали на себе величественную силу Пресвятой Матери Божией?

— Да, когда спустя почти двести лет дружины русов на двухстах ладьях вошли в устье Золотого Рога, чтобы захватить Константинополь.

    Правивший в то время византийский император Михаил III и Патриарх Константинопольский Фотий I вознесли молитвы к Богу и погрузили вводы Босфора омофор Божией Матери — он к тому времени пополнил число реликвий Влахернской церкви.

    Совершилось настоящее чудо! Откуда ни возьмись налетела страшная буря, которая разметала корабли русов, и те в страхе бежали: Покров Божией Матери был над столицей Византии.

— Как и в 910 году, когда племена русов опять возжелали «прибить щит на врата Царьграда»?

— Да, Константинополь снова оказался во вражеской осаде. По одним историческим источникам, к стенам города подошли мавры-сарацины, по другим — это были племена русов. Ивновь жители Константинополя собрались во Влахернском храме и горячо просили о помощи Пресвятую Богородицу.

    В храме вместе со своим учеником Епифанием молился и блаженный Андрей, Христа ради юродивый, — особо почитаемый в Константинополе святой.

    И вот в четвертом часу ночи их очам предстала Матерь Божия, Которая появилась в храме со стороны Царских врат, окруженная сонмом Ангелов, в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Пресвятая Дева Мария горячо молилась Господу за жителей Константинополя, а потом сняла Свой омофор и покрыла им всех молящихся.

    И услышал Господь мольбу Богородицы-Заступницы, бежали враги от стен города.

— Как много знаков покровительства, Ваше Высокопреосвященство, являла Пречистая греческому народу, но ведь и вразумляла его?

— Так бывает всегда: когда мы пренебрегаем Ее покровительством, не становимся лучше, Богородица покров Свой отнимает. Вот и Греции, стране высокоразвитой культуры, пришлось претерпеть трехвековое рабство магометан и все виды уничижения.

    Вернуть милость Богородицы можно, только заслужив ее, — исправить жизнь свою всему народу в целом и каждому в отдельности, не растрачиваясь на житейские миражи и греховные страсти. Не они должны быть сокровищем сердца. Вся суть духовной жизни в том, чтобы не терять для спасения ни мгновения бытия.

    У нас с вами, дорогие мои, есть Матерь Божия, и помоги нам, Господи, не лишиться Ее заступления и помощи. Она приютит в странствии, напитает в бедности, дарует в печалях утешение, в болезнях — исцеление, в грехах — прощение. Нужно только не прогневить Ее богопротивной жизнью, почитать Ее, молиться Ей, просить помощи и доверяться во всем.

— Как же, Владыко, совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского повествования о Ней?

— «Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесные силы Ангелов и Архангелов.

    И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует», — пишет преподобный Силуан Афонский.

    Церковь ставит Мать Иисуса Христа, Богородицу, превыше всех святых, высших ангельских чинов, но о Ней немного написано в Евангелии, потому что Она Сама просила об этом.

    Величайшее смирение — отличительная черта Пресвятой Владычицы Богородицы, поэтому немного свидетельств оставила Она о Себе. Что такое смирение, объяснить словами невозможно, особенно человеку, далекому от Церкви. По словам святых отцов, смирение — это обитание Христа в человеке.

— И помощь Пресвятой Богородицы смиренна и незаметна, как помощь любящей мамы.

— Она и есть наша Мама. Христос на Кресте просил Ее, чтобы Она стала Матерью для всего людского рода, и Богородица с того времени считает нас всех детьми Своими. И чем чаще мы будем к Ней обращаться, родной и близкой, с Которой можно в любой момент заговорить, рассказать о своей скорби или радости, попросить о помощи, тем легче нам будет совершать свой духовный путь.

    Божией Матери дана особая благодать — располагать сердца к покаянию. Известно много случаев, когда самые закоренелые грешники молились Богородице просто потому, что с детства остался этот навык, и эта молитва приводила их к покаянию.

    Пресвятая Богородица Сама всегда пребывает в общении с Богом, хочет нас тоже привлечь к этому сладостному общению. И когда мы молимся Ей, Она возгревает в наших сердцах любовь ко Господу.

— Многим святым, Высокопреосвященнейший Владыко, Пресвятая Богородица являлась не раз…

— Да, таких случаев известно немало в церковной истории. Преподобный Иосиф Оптинский с детства глубоко почитал Богородицу. Она являлась ему, когда тот был еще отроком.

    А незадолго до кончины препо-добного случилось вот что. Старец лежал в монастырской больнице, на кровати, отгороженной ширмой. Больничный брат прибирался в этой келье и вдруг услышал, как за ширмой Кто-то сказал старцу: «Подожди, любимиче Мой, скоро возьму тебя к Себе».

    Послушника объял страх, но, заглянув к отцу Иосифу, он никого кроме старца не увидел. Когда он рассказал об этом отцу Амвросию, тот просто сказал: «Царица Небесная посетила его». Старец Амвросий знал об особой милости Богородицы к отцу Иосифу…

    Из современных подвижников, наверное, наиболее известен своей любовью к Пресвятой Богородице старец Иосиф Исихаст. Его молитва к Ней была преисполнена самых возвышенных чувств.

    Вот что читаем в жизнеописании этого подвижника: «Нет слов, чтобы описать веру, любовь и благоговение, какие он питал к Богородице. Не было трудности, не было искушения, которого он с абсолютной верой не возложил бы на Божию Матерь. Он не брался ни за какое дело без того, чтобы предварительно не помолиться о том горячо Богородице, ибо много раз находил у Нее заступничество. Поэтому лишь только он вспоминал о Ней, как начинал плакать. Обычно он старался не обнаруживать своих чувств, и потому предпочитал ходить в церквушку один, потому что когда он смотрел на икону Божией Матери, то падал перед Ней и, заливаясь слезами, целовал Ее святой образ. Часто он проводил так целые часы, оставаясь в том же положении, стоя на коленях и проливая потоки слез».

    За свою любовь к Пресвятой Деве старец Иосиф удостоился блаженной кончины в день Ее Успения.

    Человек, который часто читает акафист или канон Божией Матери, приобретает правильные духовные чувства и более ревностно подвизается в молитве и добродетелях. На Святой Горе все монахи знают акафист Богородице наизусть и даже читают его за работой.

    И не только акафист, даже небольшое молитвенное обращение к Божией Матери приносит в нашу душу благодать Божию.

— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

По материалам сайта Новогрудской епархии

Просмотрено: 24 раз.

Рекомендуем

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.

В Минской духовной семинарии прошли IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.