ИНТЕРВЬЮ: «Потребительское отношение к жизни ведет человечество к гибели»

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий

Ураганы рвут крыши и ломают деревья, дожди заливают города и посевы, град с куриное яйцо бьет стекла жилищ, а сильнейшие торнадо крушат дома. Появление в последние два десятилетия таких аномалий, увеличение их частоты и масштабов, усиление невиданных ранее у нас природных катаклизмов, судя по всему, в будущем ничего хорошего не сулят. И причины таких резких перемен не столько в парниковом эффекте или солнечной активности, сколько в жизнедеятельности человека. О духовном смысле происходящего мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.

— Судя по погоде, Ваше Высокопреосвященство, мы находимся на пороге климатического коллапса. Почему же так взбунтовалась природа?

— Ну а сколько же ей терпеть наши бесцеремонность и потребительское к себе отношение в безумной погоне за получением прибыли?
    Господь все более грозно напоминает нам, что мир, в котором мы живем, не вечен. Более того, он очень хрупок и в одно мгновение может разрушиться. Сама Земля и все, что есть на ней, напрямую связаны с нашей жизнедеятельностью. По слову святителя Николая Сербского, вся природа на нижнем уровне — это человек во фрагментах, поэтому все в ней похоже на человека. Вот от грехов людских в силу этой невидимой связи мир и страдает.

    Климатические прогнозы на ближайшие годы весьма неутешительны: колебания температуры побьют все рекорды, периоды засухи будут чередоваться с наводнениями, разрушительные ураганы станут обычным явлением — все будет идти по нарастающей.

    Но вместо того чтобы думать о спасении, многие люди стремятся к обогащению и накопительству, и эта страсть приобретает невообразимые размеры. И некогда такому человеку остановиться изадать себе вопросы: что я принесу Христу, потратив жизнь на гордость, обогащение, комфорт? Как смогу быть в Вечности со Христом, если никогда не был с Ним здесь, на земле, поступая прямо противоположно заповедям Божиим? Как буду с Тем, Кому никогда не был единомыслен и единодушен?

    Вера в Бога — великая ценность. Это — победа, как говорил святой Апостол Иоанн Богослов. Она побеждает смерть, тление — все по-тому, что у нее для этого имеется жизнь вечная. Человек же, как и во все времена, делает свой выбор.

— Почему же, Высокопреосвященнейший Владыко, люди не хотят замечать предупреждений свыше и повернуться к Богу?

— У современного человека, к сожалению, подменено понятие подлинной ценности жизни, и поэтому сегодня далеко не каждый осознает, для чего появился на свет, что ожидает его после смерти. А ведь во всем сокрыт самый глубочайший смысл, великий Промысл Божий.

   Вера во Христа лежит в основе единения человека и природы. Но духовный упадок поражает людей, как проказа. Происходящее неистовство в природе не что иное, как отражение того безумия, в которое скатывается по мере своего удаления от Бога наш мир.

   Человек по учению Православной Церкви — не хозяин, но управитель, который должен обладать мудростью и данную ему по благодати Божией власть использовать не во вред. Мы же поступаем как раз совсем наоборот.

— После выхода американо-британского сериала, посвященного аварии на АЭС в 1986 году, чернобыльская трагедия вызвала не сострадание и желание осмыслить последствия катастрофы, произошедшей по вине человека, а туристический бум в зоне отчуждения…

— Это отношение молодых людей к собственной жизни, что уж говорить о более глобальных вещах.

    Чернобыльская трагедия — следствие не только халатности, как принято считать, но и бездуховности. К такому выводу пришел врач-психиатр Георгий Савов, который в1988 году был начальником медслужбы особого батальона бригады химической защиты и, проработав в Чернобыле более 4 месяцев, именно там впервые задумался о Боге.

    В замечательном документальном фильме художественного руководителя киностудии «Леннаучфильм» Валентины Гуркаленко «Звезда Полынь», за который в 2009 году на Международном фестивале «Золотой витязь» она получила главную награду — золотую медаль имени Сергея Бондарчука, есть кадры, запечатлевшие праздник ученых-атомщиков.

    Во время театрализованного представления нарядившиеся в шкуры с рогами и копытами и принявшие облик персонажей нечистой силы сотрудники АЭС одного из главных специалистов посадили в котел и, «поджаривая» его, повезли по стадиону. А шедшие впереди ряженые несли плакаты с надписью «С нами черт», чему аплодировал сам академик А.П. Александров.

    Происходило это, как пишет врач, всего за несколько дней до трагедии. Атомщики совершали по сути магическое действо, «прорубали окно» в преисподнюю.

    Расплата за это духовное неве-жество была просто чудовищной: силы ада, приглашенные учеными, явились в Чернобыле. Святейший Патриарх Пимен в те страшные дни сказал: «Вот диавол и воскурил себе свечку»…

    Уже позднее при виде страшного бедствия, моря народного горя началось массовое покаяние ученых, инженеров, менеджеров, их обращение к Богу, воцерковление.

— Да, Господь всегда дает нам шанс. Блаженная Матрона Московская считала, что в первые годы нынешнего, XXI века человечество может заложить фундамент счастливого будущего. Однако это возможно втом случае, если люди не будут вредить природе и снова начнут уважать христианские и общечеловеческие ценности.

— Трудно рассуждать о ценностях, если мы катастрофически теряем элементарные понятия о культуре. Меня очень поразило, что в июньскую жару многие и мужчины, и женщины приходили полураздетыми, в коротких шортах в храм. А ведь такой неподобающий вид говорит о чем? О неуважении к Господу Богу.

    Если люди привыкли соблюдать дресс-код при официальных встречах, то как можно нарушать его, приходя в Дом Господа? Получается, что верующий человек ставит мирские нормы превыше духовных. Это свидетельство того, что в душе человека что-то не так, и нужно срочно бить тревогу, ибо если исчезает благочестие — начинаются внутренние губительные процессы.

    Это еще и отношение к ближнему, ибо, как учит нас Апостол Павел, для христианина неприемлемо быть причиной соблазнов, даже если он в своем личном понимании поступает правильно.

— А соблазны, Владыко, сегодня преследуют нас на каждом шагу, и есть ощущение, что мир катастрофически катится вниз.

— К сожалению, трудно возразить. Как предсказывал преподобный Паисий, все больше люди будут слабеть духом, постепенно такие понятия, как доброта, справедливость и взаимовыручка, будут изживать себя. На смену им придут злость, агрессия и вражда, аморальность и разврат.

    Именно это внутреннее изменение людей и станет причиной краха мира. Поклонение золотому тельцу пустит диавола в души людей. Жажда власти, денег, накопительства овладеет и умом, и сердцем большинства.

    Между тем накопительство — это зависимость сродни алкоголизму или наркомании, когда остановиться больной уже не может. В свое время еще Аристотель отмечал: «В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, так как цель-то здесь, оказывается, — беспредельное богатство и обладание деньгами. Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности». И если мы не сумеем обуздать свою алчность, то приблизим свой конец.

    В последнее время в новостях часто появляются леденящие кровь истории о расправе над родными с корыстной целью: то дочь отправила на тот свет всю семью, то внук не пощадил родную бабушку из-за денег. Это чудовищное явление современности, когда кто-то хладнокровно готовится и просчитывает «варианты» получения наследства. Заказные убийства случаются даже в Японии, известной своими крепкими традициями уважения старших.

    Именно потому главная задача сегодня — хранить истинную систему ценностей, не считать богатство целью жизни, уменьшить свои потребности до минимума, поставить в центр интересов бережное отношение ко всему окружающему.

— Тем не менее следует отметить, Ваше Высокопреосвященство, что несмотря на такие пагубные тенденции, сегодня многие искренне обращаются к вере…

— К счастью, для многих путь к Богу открывается, когда они видят бессмысленность своей жизни. Душу не обманешь — она болит и ищет выход из жизненного тупика. Тогда человек приходит к покаянию, которое надо начинать с усиленной горячей молитвы о том, чтобы Господь благодатью Своею открыл грехи и таящиеся в нас страсти и пристрастия.

    Бездна человеческих падений — ничто пред необъятной бездной Божией любви. Человек обретает духовный покой и счастье лишь впричастии Богу. Когда в душе мы будем стараться установить мир, начнем искоренять греховные страсти, тогда и природа успокоится, восстановится постепенно утраченная с нею гармония.

    Начнем ли мы жить, соизмеряя свою деятельность с замыслами Божиими, или же станем действовать самостоятельно, рискуя тем самым выпустить на свободу сокрытые темные силы, — решать нам. Но от этого нашего решения зависит не только наша жизнь, но и бытие всего человечества.

— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

26.06.2019

eparhia.by

 

Просмотрено: 20 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошли IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

В Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.