ИНТЕРВЬЮ:«Радуйтесь и веселитесь?»: Что принес томос церковным раскольникам Украины.

6 января, в канун светлого праздника Рождества Христова, в Стамбуле Патриарх Константинопольский Варфоломей вручил руководителю новообразованной «церкви» Украины Епифанию и президенту Украины Петру Порошенко разрешение на автокефалию. Что же изменилось после получения желанного ими томоса, какую независимость приобрела новая церковная структура страны — об этом наша беседа с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.

— Ваше Высокопреосвященство, с большим нетерпением ждали томоса представители власти Украины и церковные раскольничьи организации. Обрели ли они ожидаемые свободу и самостоятельность?

— Когда стал известен текст Константинопольского томоса (а он в свободном доступе опубликован на многих интернет-сайтах), подтвердилось как раз обратное: новая так называемая церковь попадает в полную зависимость от Фанара. Ни своего Патриарха, ни самоуправления, кроме того еще и все приходы за границей передаются Стамбулу.

 Новообразованная неканоническая «церковь» В Украине, как это прописано в томосе, не имеет полноты власти на своей собственной территории И над своими собственными клириками. Ее, эту власть, сохраняет за собой Константинопольский Патриарх.

Возьмите любую автокефальную Церковь — Русскую, Сербскую Румынскую, Болгарскую, — они все обладают полнотой судебной власти. А в Украине, заметьте, какая-то странная автокефалия. Читаем в томосе: «…сохраняется право всех Архиереев и другого духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные решения для епископов и другого духовенства Поместных Церквей…» То есть любой клирик «церкви», минуя собственного Архиерея, может по любому вопросу обратиться к Константинопольскому Патриарху, и только тот принимает окончательное решение.

 Кроме того, достаточно неприятным фактом является то, что глава этой новой украинской «церкви» Епифаний Думенко «не может ставить епископов или основывать приходы за пределами государства».

 Таким образом, всем имеющимся «заграничным» украинским церковным структурам придется перейти под юрисдикцию Константинополя.

— В мистическом плане, Владыко, Главой Церкви является Господь наш Иисус Христос, а в иерархическом — ее Предстоятель. Автокефальная Церковь имеет самостоятельное управление как во внутренних вопросах, так и во внешних сношениях. Как же это будет осуществляться в Украине?

— Как ни печально это для новообразованной «церкви», которую нельзя назвать Церковью, главой автокефалия должна признавать не своего Киевского митрополита Епифания, а Константинопольский Патриархат. Подобных ограничений ни одна из автокефальных Церквей не имеет.

 Есть еще некоторые важные моменты. Воцерковленный человек понимает, насколько важно автокефальной Церкви иметь свое миро. Но как прописано опять же в томосе, новообразованная «церковь», «начиная свои мирные поездки от Первопрестольной Церкви Константинополя за обычаями», должна получать «от нее и Святое Миро для проявления духовного единства с ней». Те, кто знают церковный порядок, понимают, насколько это важный момент. Таинство Крещения включает в себя два таинства — собственно Крещение и Миропомазание. А для Миропомазания необходимо миро, без которого Крещение провести просто невозможно. И то, что украинская новообразованная «церковь» лишается этого права, означает одно: Константинополь оставляет за собой важный рычаг влияния. Стоит вдруг повести себя новопровозглашенной украинской «церкви» как-то неугодно Константинополю, как тот может отказать в выдаче мира. И крестить священнослужители тогда уже не смогут.

— На территории Украины, Ваше Высокопреосвященство, утверждается Экзархат Константинопольского Патриархата, в ведомство которого Константинополь хочет получить немалое количество церквей и монастырей в свое подчинение. Но ведь такого ни в одной из настоящих автокефальных Церквей нет?

— Да, такое нововведение появилось только в неканоническом украинском раскольническом новообразовании. Более того, в томосе указывается: «Для решения значительных вопросов церковного, догматического и канонического характера следует Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины от имени Священного Синода своей церкви обращаться к нашему Святейшему Патриаршему и Вселенскому престолу с целью получения его авторитетного мнения и твердого взаимопонимания, при этом права Вселенского престола на Экзархат в Украине и священные ставропигии остаются неумаленными».

 А в настоящей автокефальной Церкви ее Предстоятели вовсе не обязаны для решения церковных вопросов обращаться в Константинополь, они решают эти вопросы сами. Таким образом, как видим, автокефалия в Украине имеет немалое ущемление в правах по сравнению с законными автокефальными Церквями.

Фактически, это статус автономной церкви, которую просто назвали автокефальной. Потому то, что дает томос украинским раскольникам, все это имеет каноническая самоуправляемая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, обладающая правами широкой автономии (полной независимостью в решении всех церковных вопросов).

— Не может быть, Владыко, чтобы лидеры раскольников не понимали, в какую они попали ловушку…

— Думаю, все всё прекрасно понимают. Но ничего другого теперь уже не остается, как делать вид, что это как раз именно то, чего они добивались и к чему стремились. Хотя стремились-то к настоящей автокефалии, просто на деле получили переподчинение другому зарубежному центру, причем на достаточно унизительных условиях. 

Подумайте сами: отдали десятки своих зарубежных приходов, отказались от Патриаршего титула, получив митрополичий, отказались от своего Синода и самостоятельности. А отойти теперь от томоса архиереи новообразованной «церкви» Украины просто не смогут — автокефалия им предоставляется именно на этих условиях. Если же не станут их соблюдать, захотят нарушить предписанное в томосе, тогда Константинополь может этот томос просто отменить. Все эти условия в нем прописаны навсегда.

— Как это ни прискорбно, но все православные споры в настоящее время сводятся главным образом к вопросам политического, этнического и эмоционального характера. А такая смесь легко может оказаться взрывной…

— К сожалению, мирного урегулирования церковной ситуации вряд ли можно ожидать. Некоторые храмы Украинской Церкви Московской Патриархии уже начали захватывать раскольники. Эксперты не исключают, что скоро по всей стране на автобусах начнут путешествовать псевдоверующие, которые при содействии власти станут агитировать голосовать за их переподчинение. В том числе будут стараться переподчинить и главную обитель украинского Православия — Киево-Печерскую Лавру. Об этом украинские нацисты давно мечтают, было уже и несколько попыток.

А Киево-Печерская Лавра — это одна из важнейших достопримечательностей Киева и всей Украины, это истинная святыня для православных верующих всего мира. Ежегодно тысячи паломников и туристов приезжают сюда, чтобы прикоснуться к древней славянской истории — нашей с вами истории.

 В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божиих, на кладбище при Дальних пещерах есть захоронения XIX века — эпохи, когда Киев был одним из значимых городов на юго-западе Российской империи. Силы, враждебные русскому Православию, не раз пытались завладеть монастырем (взять хотя бы попытки униатов). Но Господь не попустил осквернить Лавру.

— Как пример тому, Владыко, многие сегодня вспоминают Куреневскую трагедию…

— Это была одна из самых страшных техногенных катастроф в СССР во время правления Никиты Хрущева, когда насаждался атеизм, преследовались Церковь, ее священнослужители.

10 марта 1961 года под предлогом ремонтно-реставрационных работ Киево-Печерская Лавра была закрыта. А 13 марта, через три дня после этого, в Киеве на Куреневке и произошла эта катастрофа. В Бабьем Яру, куда в течение долгого времени свозили отходы с Петровских кирпичных заводов, прорвало дамбу, и грязевой поток тяжелой пульпы высотой более десяти метров ринулся вниз к Подолу, сметая на своем пути 10-тонные трамваи, дома и людей, как соломинки. Погибли около двух тысяч человек.

Власти тщательно скрывали информацию о произошедшем, но киевляне упорно связывали эти два события — закрытие Киево-Печерской Лавры и Куреневскую трагедию. Нельзя идти против воли Господа и вершить людям дела по своему хотению — это всегда чревато страшными последствиями. К сожалению, история нас не всегда учит, похоже, она вновь повторяется.

— Православные белорусы с чувством сострадания относятся к разделению церквей в Украине, молятся за наших братьев и опасаются, чтобы и у нас не стали просить томоса…

— Думаю, что не чьих-то политических амбиций нужно бояться, а спешить очищать души от греха. Если человек опутан грехами, то никакой томос не поможет. Спастись мы можем только через покаяние, жизнь по Божиим заповедям, а это уже зависит конкретно от каждого человека.

Я хочу всех призвать сосредоточиться на личном спасении, молиться и хранить веру православную. Это наша главная задача. Не забывайте, что у нас не так много времени на этой земле, поэтому нужно идти по пути, который ведет к Богу. Будем молиться, чтобы раскольники покаялись и вернулись в лоно истинной Православной Церкви. А все остальное Господь устроит.

— Спаси Господи, Ваше Высокопреосвященство, за содержательную беседу.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

25.01.2019

eparhia.by

Просмотрено: 35 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Представители Минской духовной семинарии приняли участие в Общем собрании Минской епархии

В работе собрания приняли участие ректор Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, секретарь Ученого совета протодиакон Георгий Пшенко, заведующий кафедрой церковной истории протоиерей Александр Романчук и проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев.