«Великая тайна Рождества Христова – тайна Божественной любви»

06 января 2015 Версия для печати

1Церковь многократно повторяет в праздничных рождественских песнопениях, как победоносный гимн: «С нами Бог!». Господь с нами на земле, чтобы мы наследовали вечную радость с Ним. В Рождество Христово мы осознаем, что это праздник всех, кто ощущает свое единство с Богом, кто способен открыть Ему свое сердце. Это праздник добродетелей, источник наших радостей, победа духа над плотью. Праздник, благодаря которому отверзлось Небо, стал первой ступенькой в даровании человеку жизни вечной!..

— Ваше Высокопреосвященство, Рождества Христова с нетерпением ждут и дети, и взрослые. Необъяснимая радость наполняет сердца. Такого, пожалуй, не ощутишь ни в один праздник. Почему?

— Потому что радость действительно приходит на землю. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:9—10).

Церковь многократно повторяет в праздничных рождественских песнопениях, как победоносный гимн: «С нами Бог!». Господь с нами на земле, чтобы мы наследовали вечную радость с Ним.

Вы только вдумайтесь! В наш мир, искалеченный грехом, пришел Сам Бог в образе человека. Он пришел, чтобы принять на Себя все зло мира и победить его. Пришел не в богатстве и сиянии славы, а беспомощным Младенцем, рожденным в бедной, никому не известной семье. И мы, душой осознавая величие Богомладенца, Его могущество и одновременно беззащитность, конечно же, испытываем ни с чем не сравнимую радость. Это именно та радость, о которой Господь сказал, что ее «никто не отнимет от вас» (Ин.16 : 22).

— Во все века христианской истории этот факт, Высокопреосвященнейший Владыко, с такой силой отзывался в верующих сердцах, что Рождество Христово стало одним из любимейших сюжетов художников всех времен.

— Да, уже в самых первых раннехристианских памятниках искусства можно найти изображение Рождества Христова. А с появлением первых икон формируется иконография, которая остается практически неизменной до нынешнего XXI века.

Первые христиане изображали Рождество Христово просто, как его обычно рисуют дети: ясли с Младенцем, склоненные над ними Богородица и праведный Иосиф, рядом вол и ослик. Иногда добавляли пастухов и волхвов. Археологи находят именно такие изображения Рождества Христова на древнеримских христианских саркофагах, на бутылочках для лампадного масла.

На фресковых изображениях, оставленных первыми христианами на стенах римских катакомб между 230—260 годами, отображено Рождество Христово и поклонение волхвов.

А десять лет назад даже в Китае было найдено одно из древнейших изображений Рождества Христова. Вырезанные в камне библейские картины обнаружены в гробнице одной из восточнокитайских провинций. Археологи установили, что захоронение относится к династии Хань (25—220 годы нашей эры).

Помимо Рождества Христова на камне запечатлены сцены мироздания, искушения Евы и странствий Апостолов. Эта уникальная находка свидетельствует, что христианство в Китае исповедовали уже в первом веке нашей эры! Согласно преданию, учение Христа в эту страну принес один из двенадцати Апостолов — святой Фома, который совершил паломничество из Иерусалима в Вавилон, а потом в Индию и Китай. Так что Рождество Христово, несмотря на обилие религий, — праздник людей всей планеты.

— И хоть в разные времена, Владыко, были попытки начать летосчисление от других важных явлений или фактов, всегда человечество осознавало, что появление на земле Христа — самое главное событие в его истории.

— Что ж тут удивительного? Ни один смертный человек за всю мировую историю не удостоился того, чтобы его прославляли веками. В самом имени «Иисус» представлено все Богочеловеческое дело Христово. Владыка Христос спасает, ибо Он — Спаситель. Его Богочеловеческая Личность — это и есть всё и вся в спасении. Именно потому мы и хотим последовать за звездой, которая приведет к яслям Спасителя.

Когда рождается ребенок, мы обычно спешим в его дом с подарками. Вот и накануне праздника Рождества нам всем нужно подумать, какой подарок принесем Христу. А то ведь, как правило, мы идем к Богу все больше с просьбами.

— Но, Ваше Высокопреосвященство, что же мы, простые люди, можем принести в подарок Самому Богу?

— Сердце свое. Именно ради них, человеческих сердец, зажглась более двух тысяч лет назад и зажигается каждый год Вифлеемская звезда.

«Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит.23 : 26), — просит Господь. Какая смиренная и кроткая просьба! Господу ничего не нужно от нас, Он ищет только нашей ответной любви, Сам явив Свою любовь к нам на Кресте, в Гефсимании, на Голгофе. Он смиренно и кротко ждет нашей любви. Ждет, чтобы мы добровольно взяли свой крест и пошли за Ним.

В Рождество Христово мы осознаем, что это праздник всех, кто ощущает свое единство с Богом, кто способен открыть Ему свое сердце. Это праздник добродетелей, источник наших радостей, победа духа над плотью. Праздник, благодаря которому отверзлось Небо, стал первой ступенькой в даровании человеку жизни вечной!

— Однако, Владыко, накануне Рождества Христова многие христиане заняты отнюдь не мыслями о Боге, а все больше заботами о предпраздничных распродажах. В магазинах суетятся люди, города сверкают яркими огнями, украшаются нарядными елками. Не теряем ли мы за этой мишурой память о Христе?

— Пусть не смущает вас внешнее. Нужно больше заботиться о том, чтобы самому стремиться к любви. И тогда она словно невидимыми радиоволнами начнет распространяться вокруг — и радиус ее воздействия будет зависеть от того, насколько наша любовь сильна.

Каждое свое дело мы должны начинать с любви к Богу и стремиться только к Его любви. Об этом очень богодухновенно говорит Афонский старец Порфирий Кавсокаливит (1906—1991) — святой подвижник нашего времени:

«Целью христианина является не получение даров от Бога, а та любовь, которую мы дарим Ему. Только своей любовью и жаждой любви Божией мы привлекаем благодать, и тогда она омывает и нас, и наших ближних и дальних. Когда мы ищем любви, Бог пошлет ее, чтобы людей, увлекшихся житейской суетой, разбудить. Своими молитвами мы сделаем всех достойными любви Божией».

Показательна в этом смысле жизнь старца Порфирия, который на Святую Гору Афон попал в четырнадцать лет. Однажды, придя рано в церковь, он, совсем еще юный монах, стоял в темном углу и молился. Тут в храм вошел девяностолетний русский старец, монах Димитрий, бывший офицер царской армии.

Оглядевшись и никого не заметив, он встал на молитву, делая земные поклоны. Во время молитвы монаха осияла такая благодать, что он стоял посреди храма, не касаясь пола. Божественная благодать, излившаяся на святого старца, коснулась и юного инока. Охватившие его чувства невозможно описать. По пути в келию после приобщения Святых Христовых Таин его сердце переполняла такая радость и любовь к Богу, что, воздевши руки к небу, он громко восклицал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!».

Даже став святым, старец Порфирий всю свою жизнь хранил благодарную память об этом русском монахе, через которого Господь возродил его Своей Божественной благодатью…

Как можно больше приблизиться ко Христу — это самое высокое желание, выше которого нет ничего. Всем материальным и чувственным можно легко пресытиться, но только не Богом. Никакая другая радость, красота — ничто не может сравниться с Ним. Что может быть выше Высшего?

— И как же печально, Владыко, если земное в нас все же затмевает Небесное. Тогда люди, словно растения, начинают увядать…

— Чтобы этого не случилось, нужно от всей души возлюбить Господа нашего, ибо любовь ко Христу не имеет конца, не имеет насыщения. Она дает жизнь, дает силу, дает здоровье, ни с чем не сравнимую духовную радость. Божественная любовь дарует нам покой, радость и полноту. Всякие земные наслаждения утомляют, в то время как любовью к Богу невозможно насытиться. И я желаю всем прикоснуться душой к великой тайне Божественной любви.

Поблагодарим же Господа за рождение Христа, за пример Его чистой жизни, за подвиг любви, совершенный на Голгофе, и примем верой дар Его спасения, ибо «возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6 : 23).

С праздником Христова Рождества вас, дорогие читатели!

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок
05.01.2015
eparhia.by

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.