Исаакий – дерзкий монах

Юрий Рубан, кандидат богословия

12 июня по новому стилю – один из символических дней нашей северной столицы, связанный с именем, хорошо знакомым нам с детства. Обратимся к древнему описанию одного эпизода неспокойной римской жизни 378 г.

Церковный историк Феодорит Кирский сохранил рассказ о дерзновенной проповеди Исаакия, обращенной к римскому императору Валенту, гонителю православных и стороннику еретического направления в христианстве, – т. н. «арианства», отрицавшего равенство природ Бога Отца и Бога Сына, их «единосущие». Император шел с войском во Фракию и остановился в Константинополе (378 г.), где жил в то время Исаакий.

«Говорят, что Исаакий, имевший там монашескую келью, увидев проходившего с войском царя, так восклицал к нему: «Куда идешь, царь, воюющий против Бога и не пользующийся его помощью? Ведь Он-то и подвиг против тебя варваров – за то, что ты изощрил много языков на богохульство, а славословящих Бога изгнал из святых храмов. Перестань воевать против Него – и Он оставит эту войну; возврати паствам превосходных пастырей – и ты легко получишь победу. Если же предпримешь войну, не сделав ничего этого, то на опыте узнаешь, как бедственно идти против рожна, потому что и сам не воротишься, и потеряешь войско!» Раздраженный царь сказал ему: «Ворочусь и убью тебя, будешь мне отвечать за ложные предсказания». А Исаакий, нисколько не убоявшись угрозы, воззвал: «Убей, если откроется лживость моих слов!»» .

Сдержать обещание злосчастный император не смог: «дерзкий монах» оказался прав. Валент потерпел сокрушительное поражение от вестготов в битве при Адрианополе и пал на поле битвы.

Можно утверждать, что об этом знают лишь историки, а слово «Исаакий» – один из символов города! Почему же знаменитый собор – один из величайших в мире! – посвящен константинопольскому монаху, жившему задолго до крещения Руси и никак с ее позднейшей территорией не связанному?

Действительно, имя преподобного Исаакия исповедника († 383), игумена небольшого Далматского монастыря в окрестностях Константинополя, мелким шрифтом значится в нашем календаре 30 мая по юлианскому календарю (12 июня по н. ст.), между тем – оно у всех на устах! Причиной тому – знаменательное историческое совпадение.

Дело в том, что 30 мая 1672 года, то есть в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем определили апостола Петра, – будущий Петр Великий.

Православные на Руси раньше праздновали день своего Ангела (именины), это воплотилось и в названии города: «Санкт-Петербург» – «Город Святого Петра»! Но день рождения царя – «помазанника Божия» – всё же особый день. Известно, что «европеец» Петр охотно вводил западноевропейские обычаи, а праздновать dies natalis императора – традиция Римской империи. Поэтому уже в 1707 г. на лугу против Адмиралтейских ворот появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Вскоре ее разобрали, и в 1717 г. построили вторую, на месте будущего Медного Всадника. В 1735 г. ее постигла участь первой. Третий храм, на месте современного, строился Екатериной II по проекту Антонио Ринальди. С поспешностью завершаемый Павлом I, он вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией:

«Двух царствований памятник приличный:

Низ каменный, а верх кирпичный».

Поэтому имп. Александр I утвердил в 1817 г. проект уже четвертого по счету храма. Им и стал Исаакиевский собор Огюста Монферрана, освященный в престольный день, 30 мая 1858 г. Построенный архитектором католиком, храм стал воплощением открытого и экуменического характера Православия в нашем европейском городе.

Несколько слов о размерах храма. Площадь интерьеров собора – 4 тыс. кв. м. Он вмещает от 7 до 12 тысяч человек. Внешняя высота – 101,5 метра (включая крест). Внутренняя высота – 80 метров. Размах крыльев укрепленного под куполом парящего голубя – 2 метра. При строительстве использовано 400 кг золота, причем на купол – 300 кг, и 14 сортов мрамора. Храм окружают и поддерживают в общей сложности 112 колонн (верхних и нижних).

Легко догадаться, какой оказалась судьба этого последнего Исаакия в ХХ веке. Будучи главным кафедральным храмом России,

Исаакиевский собор претерпел судьбу большинства церквей нашего многострадального Отечества: богослужения прекратились в нем в 1928 г. и возобновились лишь через 62 года. С 1931 по 1986 годы здесь назойливо раскачивался – убеждая в том, в чем нормального человека убеждать не нужно – пресловутый маятник Фуко.

Хорошо помню исторический день возобновления богослужения! 17 июня 1990 г., в «Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших», Божественную Литургию в Исаакиевском соборе совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его интронизация состоялась неделей ранее, 10 июня. Знаменательно, что во время богослужения, рядом с патриархом в алтаре мы видели Б. Н. Ельцина (в то время – Председателя Верховного Совета России), А. А. Собчака и других политических деятелей. Это было зримым символом начала духовного возрождения России и единения всех здравомыслящих россиян.

С тех пор торжественные богослужения (иногда с крестным ходом) совершаются в Исаакиевском соборе несколько раз в году – на Пасху, Рождество Христово, в День основания города (27 мая), в день престольного праздника (12 июня) и в ряде других случаев. Правда, исторический день рождения Петра I (9 июня) не совпадает теперь с днем церковной памяти Исаакия (12 июня по н. ст.). Это связано с тем, что разница между юлианским и григорианским календарем составляла в XVII в. 10 дней, а в XX и XXI веках составляет уже 13 дней. Отсюда и разрыв в три дня.

Думается, эту драматическую историю Исаакия-человека и Исаакия-собора нелишне помнить каждому культурному петербуржцу.

Просмотрено: 25 раз.

Рекомендуем

В преддверии начала учебного года в Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

По итогам обсуждения участники заседания приняли решения относительно дальнейшего совершенствования учебной, воспитательной и научной работы, ежегодного проведения внутривузовской студенческой конференции и учреждения научного журнала семинарии.

В Минской духовной семинарии произошли новые кадровые назначения

Произошедшие назначения обусловлены потребностью продолжения реформирования подходов к образовательной деятельности и воспитательной работе.