Протоиерей Сергий Лепин: Сегодня мы не располагаем достаточными свидетельствами о святости Франциска Скорины

4Профессор Адам Мальдис, известный ученый-белорусист, выступил с предложением причислить белорусского первопечатника Франциска Скорину к лику святых. Ученый сообщил, что обнаружил недавно документ, свидетельствующий о том, что Скорина и вся его семья крестились в 1499 году в полоцком католическом храме святого Франциска. При этом профессор Мальдис утверждает, что, «по правилам тех времен, католическое Крещение не отменяло предыдущего православного» и что к делу канонизации Скорины должны присоединиться все христианские конфессии.

Инициативу прокомментировал для Радио Свобода доцент Минской духовной академии протоиерей Сергий Лепин, доктор теологии.

«Белорусская Православная Церковь приветствует труды ученого сообщества по исследованию истории белорусского народа. Сохранение и передача будущим поколениям нашего наследия — это совместная задача представителей Церкви, науки и культуры. Действительно, Франциск Скорина — один из величайших сынов нашей земли и подлинная гордость нашего народа. Внимание к его трудам и увековечивание его памяти — дело, достойное всяческой похвалы и поддержки, и, как мне видится, в том или ином качестве церковные историки всегда готовы его поддержать», — подчеркнул священнослужитель.

При этом председатель Синодального отдела «не уверен, что светское ученое сообщество „в вакууме“, т.е. взятое вне какой-либо принадлежности к Церкви, может компетентно судить о святости того или иного человека и настаивать на его канонизации. Это все равно, как если бы Церковь требовала бы присуждения докторской степени по филологии тому, кого она считает грамотным и красноречивым».

«Профессор Мальдис свои доводы основывает также на погрешностях в понимании принципиальных для данной проблемы канонических вопросов. Во-первых, если допустить, что Скорина был действительно перекрещен, то это значит две вещи: что его предыдущее Крещение признано недействительным, и то, что он отрекся от Православия (если он был до этого православным). Ни Католичество, ни Православие не допускает „двойного гражданства“. Есть святые, которые почитаются православными и католиками, но таковое возможно не потому, что нам безразлично, кто и где был крещен, а потому, что они были причислены к лику святых до того, как Римская Церковь отделилась от других Церквей (Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской и пр.) — тогда, когда разделение на католиков и православных не было актуальным», — отметил отец Сергий.

«На самом деле сегодня мы не располагаем достаточными свидетельствами о вере и святости жизни Скорины. Конечно, я буду очень рад, если благодаря трудам белорусистов выяснится, что всю свою жизнь Скорина хранил православную веру, явил нам образец исполнения заповедей, усердно послужил делу распространения Православия, творил чудеса… – тогда мы сможем уже осмысленно вернуться к вопросу о его канонизации», — заявил представитель Белорусской Православной Церкви.

«Слава Богу, на нашей земле много великих людей: священнослужители, деятели культуры, ученые, космонавты, герои войны и труда, а появление нового святого это всегда радость… Но давайте не перебарщивать», — резюмировал протоиерей.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.