Неделя 2-я Великого поста Память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского

Юрий Рубан, кандидат богословия

Юрий Рубан, кандидат богословия

 

Апостольское чтение на Литургии (рядовое)

Послание ап. Павла к Евреям 1:10–2:3

«В начале, Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, Ты же пребудешь вечно; и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернешь их; и будут изменены; но Ты – один и тот же, и годы (лета) Твои не кончатся (не исчезнут)» (Псалом 101:26–28). Более того, разве когда-нибудь сказал Он [Бог] кому-то из ангелов:

«Сядь справа от Меня,

пока Я не положу врагов Твоих

как подножие (в качестве подножия) ног Твоих»?!

(Псалом 109:1)

Разве не все они – служебные духи, посылаемые на подмогу готовящимся унаследовать спасение?!

Поэтому мы должны крепко держаться слышанного, чтобы не унесло нас течением. Ведь если сказанное через ангелов слово [ветхозаветного Закона] оказалось твердым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние, – то как же мы [люди Нового Завета] можем избежать [наказания], не заботясь о величайшем спасении, которое было сначала проповедано Господом, а в нас утверждено слышавшими от Него [учениками]?

Краткий комментарий. Если раньше кара тяготела над ослушниками «ветхого» (то есть старого) Моисеева Закона, возвещенного через ангелов, – то сколь же страшнее отпадение от Нового Союза (Завета), заключенного со всем человечеством Самим Сыном Божиим! Сын Божий превосходит ангелов не только тем, что Он – Бог, но и тем, что, будучи совершенным Богом, Он стал через воплощение совершенным Человеком. Ведь не кто-либо из верховных ангелов и даже не всё ангельское собрание, но именно слабый земной человек был определен любящим Богом стать одновременно и целью, и средством спасения всей Вселенной! Далее автор Послания к Евреям говорит, что не ангелам, но именно человеку подчинил Бог будущую преображенную Вселенную, как об этом в пророческом восторге возвещал бого¬вдохно¬венный Псалмопевец (Пс 8:5–7). Умалив Себя перед лицом ангелов в вочеловечении, – когда человек был подвержен греху и смерти, и освободив его из этого рабства Своей смертью и воскресением, – Иисус Христос был увенчан Отцом славой и честью. Он победил «смертию смерть»; Он – Вождь нашего спасения, посвященный на это служение Своим Отцом через страдания. Через это прославленный Богочеловек привел во славу и восстановленный Им в изначальном достоинстве весь род человеческий.

Евангельское чтение на Литургии (рядовое)

Евангелие от Марка 2:1–12

И когда через некоторое время Он снова вошел в Капернаум, прослышали, что Он дома. И собралось много народа, так что не было места даже возле самой двери; и Он говорил им слово. И пришли к нему с параличным, которого вчетвером несли на руках. И, поскольку не смогли из-за многолюдства пробиться к Нему, то разобрали они кровлю над тем местом, где Он находился, и, сделав дыру, стали опускать в нее по¬стель, на которой лежал параличный. Увидев их веру, Иисус говорит параличному: «Чадо, прощены грехи твои!»

А были там кое-кто из книжников, и они сидели и ду¬мали про себя: «Что такое Он говорит? Это же кощунство! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?!»

И тотчас познав духом Своим, о чем они думают про себя, Иисус говорит им: «К чему вы о таком рассуждаете в сердцах ваших? Что легче: сказать параличному: «прощены грехи твои», – или сказать: «вставай, бери твою постель и ходи»? Но, чтобы вы знали, что есть у Сына Человеческого власть прощать на земле грехи», –

тут Он говорит параличному:

«Тебе говорю: вставай, бери твою постель и ступай к себе домой!»

И тот встал и тотчас же на глазах у всех вышел с постелью на плечах, так что все были вне себя от изумления и славили Бога, говоря, что, мол, такого мы еще никогда не видели.

Протоиерей Александр Мень

ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Второе воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы, покровителя христианских молчальников и молитвенников, которых называли в старину безмолвниками, подвижниками. Они старались сохранять тишину в сердце, скрываясь в далеких обителях на горе Афон, отрезанные от всего мира морем, скалами. В пещерах, где они жили, многие живут и до сих пор. Почему же именно этого святого, покровителя молчальников, мы прославляем сегодня во дни Великого поста? Потому что именно в это время нам важно узнать или напомнить себе о значении молчания и безмолвия.

Какова наша жизнь? Она проходит всегда в бесконечном шуме и суете. Весь быт современного человека сопровождается массой звуков, шумами окружающей жизни. Человек, особенно живущий в городе, постоянно слышит шум: ревут автомобили, идут толпы. Врачи говорят, что это разрушает здоровье людей. Но мы с вами будем говорить о другом. Это рассеивает наше душевное сосредоточение, мы с вами уже отвыкли от тишины. Многие из нас, оказавшись дома на мгновение в тишине, уже чувствуют себя неловко и неспокойно. В голове у нас постоянно какие-то праздные мысли, и вместе мы не можем спокойно помолчать, а сколько лишних слов… И вся эта сумятица, суета, пожирающая нашу жизнь, не дает человеку обратиться к себе, вспомнить самое главное, прийти в себя. Сутолока продолжается до самого последнего нашего издыхания.

Иногда, когда болезнь жесткой рукой остановит наш бег, прикует нас к постели, и мы вдруг окажемся оторванными от всеобщего бега, нам удастся побыть наедине с собой. В такие минуты мы начинаем думать. А для чего же мы жили? Куда бежали? Чего ради торопились? Откуда этот шум в сердце, в мыслях, вокруг? Не надо ли было раньше хотя бы изредка искать себе несколько минуток внутреннего покоя, внутренней тишины? Как может прийти Божественная благодать к человеку, как может она его осенить и озарить, когда он оглушен, когда он слеп и в своем беге не отдает себе отчета, куда и зачем он бежит, и не слышит голоса Божия.

Голос Божий звучит всегда в тишине. Если вы хотите его услышать, постарайтесь вырвать из суток хотя бы несколько мгновений. Для этого нам Церковь дает правило: несколько минут прочесть молитвы, прийти в себя и подумать, каков был мой прошедший день? Каков будет мой следующий день? Для чего все это? Это важно, так важно… Кто хочет узнать волю Божию, ищите тишины.

Кто хочет собрать свои мысли и чувства – ищите тишины, потому что наши мысли и чувства разбегаются, не подчиняются нам, мы живем всегда в рассеянности. Но истин¬ная духовная жизнь человека происходит только в собранности. Надо собрать свои мысли и чувства в тихий очаг в глубине сердца, чтобы там наступило молчание, в котором Бог произносит Свое Слово, обращенное к тебе. Если мы не будем заставлять, принуждать себя к молчанию, если мы останемся подвластны житейскому шуму, бесконеч¬ному бегу, то у нас вся жизнь пройдет на поверхно¬сти, без глубины, без духовности, без настоящей встречи с Господом.

Вот для чего нам следует вспомнить о молчальниках, вот почему Церковь призывает нас бороться с пустословием, празднословием, напрасной болтовней, употреблением дара языка во зло себе. «Положи, Господи, хранение устам моим, у дверь ограждения о устах моих», – говорит нам Священное Писание. Вот об этом мы молимся, мы просим Господа, а Он ждет от нас, чтобы и мы поучаствовали, чтобы захотели этого, чтобы мы получили дар Божий – молчание в тишине Его благословения.

Аминь.

АНГЕЛЫ ИЛИ ЛЮДИ?

Второе воскресенье Великого поста (28 февраля в 2010 г.) и следующие за ним будние дни (по 6 марта включительно) посвящены памяти византийского богослова и иерарха святителя Григория Паламы (1296–1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Назвав его именем следующий за «Неделей Торжества Православия» календарный период, Православная Церковь засвидетельствовала тем самым высшую ценность и отличительную особенность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное философское завершение. Эта одна из утонченнейших форм христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исихазм» (от греческого исихиа – «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора, – «паламизм».

«Умное делание» и духовное созерцание исихастов резко от¬лича¬лось от чисто умозрительного философского созерцания. Здесь – не пассивное или высокомерное, но деятельное и творческое созерцание, в процессе которого отдавшийся ему человек переформировывает сам себя, становясь на путь бесконечного духовно-нравственного совершенствования. Достигший высокой стадии просветления человек преображается, становясь проводником зримых божественных энергий, или «фаворского света». Это значит, что в высших проявлениях духовной жизни человека реально участвует и его тело. Именно телесность, – утверждает святитель Григорий Палама, – дает человеку преимущество перед бестелесными ангелами! Отсюда и предельно высокая оценка телесной стороны человеческого бытия (и человеческой культуры в целом), резко отличающая истинное Христианство – как религию Боговоплощения и Вочеловечения! – от различных псевдоаскетических («скопческих») течений и тупиковых мистических традиций «развоплощения» и «угасания» (нирваны).

Неудивительно, что исихазм оказывается в центре культуры Православия, а его тесная связь с эстетической сферой хорошо знакома нам не только по византийским образцам. Исихастами были преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек и многие другие. Нить исихастской традиции протянулась вплоть до св. Серафима Саровского, и мы не можем утверждать, что она оборвалась после него. Византийская эстетика исихазма после падения Византии многие столетия питала духовную культуру православных стран, и уже в XX веке выдающиеся российские мыслители

священник Павел Флоренский и протоиерей Сергий Булгаков пытались решить сформулированные ей задачи.

Просмотрено: 45 раз.

Рекомендуем

Минская духовная семинария объявляет набор абитуриентов на 2020/2021 учебный год

Желающие поступить в Минскую духовную семинарию, должны подать документы до 7 августа 2020 года.

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.