О преподобном Сергии Радонежском, Святой Руси и братоубийственной войне на Украине

Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий

IMG_409318 июля торжествами в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре завершится празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, великого подвижника благочестия, светильника веры и преславного угодника Божия. Весь год во всех епархиях Русской Православной Церкви, в том числе и в Новогрудской епархии, проходили мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. О том, как много значит в его жизни Преподобный, рассказывает архиепископ Новогрудский и Лидский ГУРИЙ. Владыка делится с нами и своим видением духовных причин упадка веры, братоубийственной войны на Украине.

—   Ваше Высокопреосвященство, Вы учились в Свято-Троицкой Сер­гиевой Лавре. Наверное, годы учебы в ней оставили много светлых вос­поминаний?

—   Да, лучшие годы жизни прошли под омофором святого Сергия. Я окон­чил Духовные Семинарию и Академию в Лавре, и, конечно же, это очень зна­чимо для меня.

А знакомство с преподобным Серги­ем началось с самого раннего детства, когда тетя брала меня с собой в поезд­ки в монастырь Троице-Сергиевой Лав­ры. И вот уже более пятидесяти лет про­шло, многие детские воспоминания не сохранились в памяти, но хорошо пом­ню то духовное состояние, которое я од­нажды испытал в лаврской обители. Привиделось, будто проснулся в келье монаха — один, никого нет, все ушли на службу, а я в монашеской келье… В пять лет мне такой вот знак свыше дан был о дальнейшем призвании Господом.

—   Будучи уже студентом, Вла­дыко, ощущали ли Вы помощь Пре­подобного?

—   Во время моего студенчества для каждого правилом было: прежде чем идти на утренние молитвы, побывать у раки преподобного Сергия, испросить благословения его на наступающий день, а то и отстоять молебен с ака­фистом — как у кого время позволяло.

Я молился, как и каждый, просил по­мощи святого. Именно там опытным пу­тем и узнал, что значат слова Господа нашего Иисуса Христа: «Царствие Бо- жие внутри вас есть» (Лк. 17:21). Той внутренней радости и блаженства, ко­торые Господь сподобил почувствовать по молитвам святого, больше в такой мере я никогда не переживал. Так Гос­подь призывал меня к монашеству.

Монашеский постриг я принял и обеты давал у раки преподобного Сер­гия.

—   Такие служители веры, как святой Сергий, посылаются Госпо­дом на землю нашу, словно духовные маяки. И часто мир уже заранее из­вещается об этом.

—   Действительно, Господь так ми­лостив, что Сам указывает нам на Своих посланников еще до их рожде­ния. Так случилось и с преподобным Сергием. Будучи в церкви, его мать праведная Мария и все молящиеся услышали троекратное восклицание ее младенца во чреве: перед чтением Свя­того Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым».

А родившись, младенец, назван­ный Варфоломеем, всех удивил по­стничеством: по средам и пятницам не принимал молока матери, а в другие дни, если она употребляла в пищу мясо, также от молока отказывался.

Еще ребенком он встретил Ангела в образе старца-инока, который проро­чески предсказал его родителям: «Ве­лик будет ваш сын пред Богом и людь­ми. Он станет избранной обителью Святого Духа».

И вот Варфоломей, приняв мона­шество с именем Сергия, удалился для пустынножительства в лес близ Радо­нежа, положив начало новому жи­тельству во славу Живоначальной Троицы. Отрекшись от всех земных благ, он сделал веру главным подви­гом жизни.

Святой жил в сложное для Руси время, в эпоху монголо-татарского ига, и кроме великой любви к Богу имел еще и безграничную любовь к своему страдающему народу.

По монашескому призванию препо­добный Сергий не мог с мечом в руках сражаться на поле боя, но имел другие великие орудия — любовь и молитву.

—   Но о великой этой силе мы, Вла­дыко, не всегда вспоминаем. Может, от этого и все наши беды, потому и не утихают сегодня на земле войны, в том числе на Украине?

—   «Войны происходят по жестокости людской», — говорит блаженный Феофилакт. Души наши огрубели, умы людей сегодня больше заняты поли­тикой, нежели духовностью, мыслями о вечном. Обсуждение событий на Украине в основном сводится к двум из­вечным вопросам: «Кто виноват?» и «Что делать?».

А вот винить всегда и во всем хри­стианину нужно только самого себя — так учат святые отцы. Случившееся в братской нам стране — серьезный пре­дупредительный звонок Свыше для всех нас. Это не случайность, а след­ствие обмирщвления душ, жизни без Бога. Вера наша стала очень уж не­глубокой, обрядово-поверхностной. На Украине нестроения начались с раскола Церкви, а это грех, как учит святитель Иоанн Златоуст, который не смывается и мученической кровью.

Господь долго ждал, только покаяние не наступало, верующие были спокой­но-равнодушны. Сильно не задумыва­ясь, одни по-прежнему ходили в хра­мы УПЦ Московского Патриархата, дру­гие стали молиться в филаретовских. Началось отступление от Бога, а значит, началось постепенное омертвение душ.

Феминистки, которые все эти годы свободно голыми дефилируют по Кие­ву, митингуя даже у великой правос­лавной святыни — Киево-Печерской Лавры, чувствуют себя, похоже, весьма вольготно: это они два года назад спи­лили Поклонный Крест, который возвы­шался над Майданом Незалежности.

Журналисты, присутствующие при этом, спокойно производили съемки, горожане, отводя взгляды, торопи­лись по своим делам. Никто не вме­шался. И вот результат: случился кро­вавый Майдан.

—   К сожалению, Владыко, освещая события на Украине, о духовной стороне происходящего журналис­ты не говорят…

—   Потому что в наше время свобода слова вылилась в легкую возможность для многих самовыражаться перед ка­мерой, не зная или забыв предупреж­дение Господа в Евангелии о том, что «За всякое праздное слово, какое ска­жут люди, дадут они ответ в день Суда» ( Матф. 12 : 36, 37).

У граждан есть право знать, что ре­ально происходит, но ложь захлестну­ла нас: она потоками льется с экранов телевизоров, интернета, опутывая все больше умы людей и разжигая без того накаленные страсти.

Только ведь «диавол — лжец и отец лжи» (Иоан. 8 : 44). Он манипулирует сегодня теми, кто не защищен верой, молитвой, а живет и действует по своим рассуждениям. Многие при этом ждут каких-то глобальных решений от Церкви, забывая, что Церковь — это все мы с вами. И это вместе с нами встает Церковь во всей силе и красе, когда сильны мы верой, и падает тоже, если мы ослабеваем духовно.

Вспомним же, наконец, Кем мы призваны в этот мир и Кому должны быть верными до смерти! Отвечая на вопрос «Что делать?», я призываю к по­сту, покаянию и молитве. Тогда Божия помощь придет и на землю Украины, и в наши души.

Только во Христе спасается чело­век, только в христианском духе соз­даются общество и культура, не истреб­ляющие нас. Но истина эта должна быть осуществляема в жизни.

—   В жизни же мы наблюдаем сов­сем противоположное: люди, за­быв о Божиих Заповедях, всеми спо­собами стараются друг друга истребить.

—   И, нужно заметить, не только ог­нестрельным оружием. В США, на­пример, вывели исключительно опас­ный штамм нового смертельного ком­бинированного вируса. Он передается воздушно-капельным путем и напоминает грипп «испанку», который в свое время уничтожил 50 миллионов человек на планете.

Здравомыслящие ученые бьют тре­вогу, предупреждая, что это абсолютное безумие: штамм крайне опасен для че­ловечества и может привести к панде­мии с многочисленными жертвами. И все же сатанинские идеи бродят в умах. Воплощаясь в лабораториях, они в лю­бой момент могут вырваться наружу.

Но на все времена и для всех наро­дов Бог дал людям универсальное мощнейшее оружие, которое, хоть и считают многие старомодным пере­житком, отражает самые грозные на­падения. Это пост и молитва.

Сейчас продолжается Петров пост, и тем, кто забыл, еще есть время вспомнить об этом: он заканчивается 12 июля праздником святых Первовер­ховных Апостолов Петра и Павла.

Я бы сказал, что пост — это упраж­нение духа, души и тела на пути к спа­сению. Конечно же, основа его долж­на быть обязательно духовной — борь­ба со страстями, греховными жела­ниями. Это период усиленной молитвы, попытки разобраться в самом себе, све­рить свою жизнь с Евангелием.

Постятся муж, жена, дети — призы­вают помощь Божию на свою семью. Постятся жители города или села — Гос­подь обязательно оградит их от всяко­го зла. Постится и молится народ — мир и благополучие будут в стране.

Не только же об экономических проб­лемах нам говорить изо дня в день, да­вайте, наконец, вспомним о духовном! Бог всем управляет. И наше дело — не забывать об этом, молиться, каяться, поститься, чтобы призвать Его ми­лость. В чем нам, Господи, и помоги!

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

МинДАиС / eparhia.by

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.