О самоисправлении и самооправдании

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр богословия

Как всё-таки внимательно надо читать Священное Писание! Сколько раз я прочитывал слова: «Бога призываю в свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (1 Кор. 1, 23) и спешил дальше к местам, как казалось, более значимым и ключевым. А вот остановился на этом месте, посмотрел комментарии и удивился, сколько поучительного скрыто в этих немногих словах!

Дело было так! Апостол обещал, что скоро приедет в Коринф1 из Ефеса2, но вдруг получил оттуда неприятные новости. Коринф вообще был известен, как город свободных нравов, и порочность его жителей даже вошла в поговорку3. Но безнравственность жителей города отразилась и на тамошних христианах. Апостол узнал о неурядицах в их общине. Там появились блудники, нарушавшие не только христианские, но и языческие законы (1 Кор. 5, 1-5; 9-13; 6, 15-18), женщины приходили на богослужения слишком свободно одетыми (9, 1-16), ослабла церковная дисциплина (гл. 5) , а отсюда невоздержание (6, 12- 20), идолослужение (гл.8-10), раздоры (1, 12-13; 6, 1-11) и беспорядки на вечерях любви (11, 17-34).

Он решил не идти прямо в Коринф, а написал послание, в котором убеждал их исправить недостатки самим перед его приходом, чтобы встреча их стала радостной. Иначе ему самому пришлось бы разбирать дела в коринфской общине, а это было бы неприятно и ему и его подопечным. Потому и говорит: «Щадя вас!»4 и хочет их самоисправления5.

Но есть в этом эпизоде и более глубокий духовный смысл. Павел как бы показывает образ действия божественной педагогики. Бог, ведь, тоже как бы медлит, его любовь к человеку та велика, что она не может принуждать, потому что нет любви без уважения. И потому Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам человеческой воли, чтобы привести её к свободному согласию6. Он действует на совесть и ждет, когда человек исправится сам7.

Конечно, сделать так без живой веры в Бога невозможно. Это целый процесс.

Внутреннее изменение зависит от того, насколько искренне человек принял божественную истину. Только тогда он сможет заглянуть в свое сердце и поставить себя на суд своей совести. А когда что-то подобное произойдет, тогда сразу увидит и поймет, что нет жизни, кроме жизни с Богом и захочет переменить свою жизнь.

Тут и усилий-то особых не надо! Бога мы, вроде бы, не чуждаемся, только угождение ему у нас не на первом месте, не главное наше дело, а скорее, дело случая. Главное же для нас угождать себе, людям и общепринятым манерам, кстати, не всегда добрым и полезным.

Это о них в разговоре с учеником остроумно высказался один старец:

«Сегодня все так делают», — сказал ему молодой монах по поводу какого-то обычая.

«Все пороки, когда они в моде, принимаются за добродетель», — отвечал старец8.

Так вот! Чтобы изменилось наше внутреннее настроение, нужно угождение Богу поставить на первое место. Внешне останется всё то же, только сердце станет новое9. Видите, как просто!

Но проблема как раз в том, что мы не хотим так поступать и оправдываем себя. Причины самые разные. Один вырос в неверующей семье, и ему трудно перестроиться. Другой — очень занят, и у него нет времени на такие упражнения. Третий и рад бы, да не знает, как это делать, а спросить не у кого и так далее. Вроде бы, они правы, во всяком случае, никто не может им запретить оправдывать свои поступки.

Но в самооправдании всегда есть одно нехорошее качество – лукавство. Не буду пытаться объяснить сам, а лучше приведу мнение преподобного Силуана Афонского (+1938):

«Всякий человек во всяком деле многое может сказать в свое оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце свое, то увидит, что, оправдываясь, не избегает лукавства.

Оправдывается человек, во-первых, потому, что не хочет признать себя, хотя бы частично виновником зла в мире; оправдывается потому, что не сознает себя одаренным богоподобной свободою, а лишь явлением, вещью мира сего, и потому зависимым от него. В таком сознании есть много рабского, и потому оправдываться – рабское дело, а не богосыновнее»10Самое же парадоксальное в самооправдании – то, что человек, оправдываясь, не приобретает того, что хочет, а теряет, хотя именно этого стремится избежать.

И тут небесполезно будет вспомнить одну забавную историю.

В 1825 году папа Лев XII-й посетил одну из тюрем. Он приказал привести заключенных и спрашивал каждого из них, за что его осудили. Конечно, заключенные, все как один, утверждали, что они невиновные, и только один страшный на вид арестант пал к ногам папы и признался: «Святой отец! Я – мошенник и убийца, и попал сюда, чтобы понести наказание за мои преступления».

Папа повернулся к свите и с улыбкой сказал начальнику тюрьмы: «Немедленно выпустите этого негодяя! Я не хочу, чтобы он своим присутствием развращал этих невинных джентльменов»11.

А сколько таких попыток оправдаться было и в нашей жизни…

Примечания:

1. Коринф – знаменитый город древней Греции, в котором апостол Павел прожил полтора года и где он основал известную церковь, к которой и написал два послания. Город назывался сначала Эфира и был расположен на стратегически важном перешейке, соединяющем Пелопонес с материком. Город существовал в уже 10 веке до Р. Хр., и сам Гомер называл его «богатым Коринфом», основной доход которому приносила торговля между Востоком и Западом империи. В 146 году до Р. Хр. он был разрушен римлянами и возобновлен в 44 г. Юлием Цезарем (+44 до Р. Хр.), который поселил там бывших рабов-вольноотпущенников из Греции, Сирии, Египта и Иудеи. К концу правления Цезаря торговцы города слыли богатыми людьми и украшали его великолепными постройками. Коринф был центром проконсульской провинции Ахайя и управлялся ежегодно присылавшимся проконсулом из Рима. Во время посещения города апостолом Павлом там правил проконсул Галлион, брат знаменитого оратора Сенеки. Коринф был также центром так называемых Истмийских игр, которые пользовались не меньшим уважением, чем Олимпийские игры и проводились раз в два года в местечке Исмиас, в нескольких километрах от городской черты, около храма Посейдона, который был главным божеством Коринфа. Павел мог присутствовать на играх 51 года, и его впечатления, возможно, отразились в 1 послании к Коринфянам (1 Кор. 9, 24-27). В городе была большая и активная еврейская община, численность которой увеличилась в 67 году, когда полководец, а затем император Веспасиан (+79) направил туда военнопленных из Иудеи на работы по постройке канала. Павел посещал Коринф три раза. В первый приезд (Деян. 18, 1-18) он провел там 18 месяцев (с весны 50 до осени 51гг.) Во второй раз он побывал здесь весной 54 г. и , наконец, в третий раз он провел здесь зиму 55/56 гг. ( Jerusalemer Bibellexikon, herausgegeben von Kurt Hennig. Neuhaussen – Stuttgart, 1989. S. 508-509).

2. Ефес – богатейший и крупнейший из древних городов Малой Азии, расположенный на реке Каистре в 5 км. Средиземного Моря. Он был известен как узловой пункт в торговле между Востоком и Западом, где сходились морские и сухопутные торговые пути (Деян. 18, 19-24; 20, 16-17; 1 Тим. 1, 3; 2 Тим, 18: 4, 12). В 133 году до Р. Хр. был завоеван римлянами и стал мировой культурной митрополией, где уживалось многообразие религий, магических культов и оккультных направлений. Главной покровительницей города с 6 века до Р. Хр. считалась богиня плодородия Артемида. Её культ сосредотачивался в великолепном храме — одном из семи чудес света (Деян. 19, 35), где законом разрешалась проституция. Свободная атмосфера города способствовала и первоначальной проповеди христианства среди городского населения. Проповеди Павла в синагоге (Деян. 19, 8) и в школе некоего Тиранна (Деян. 19, 9) в частных домах и на площадях одновременно привлекли много слушателей и вызвали энергичный протест. Павел провел в Ефесе почти три года (Деян. 19, 10; 20, 31), предположительно с 56 до 58 гг. Отсюда он написал первое послание к Коринфянам и, возможно, еще несколько посланий. В первые столетия по Р. Хр. Ефес был важным центром христианства. Ныне лишь жалкие развалины напоминают о былом величии Ефеса и Ефесской Церкви (Указ. соч. S. 215- 217).

3. «Порок царствовал здесь повсюду, и роскошь заражала все классы общества. Женская скромность сделалась почти неизвестной, и само название «коринфянка» стало синонимом вольной женщины. Пресловутая простая бочка, в которой лежал на одной из коринфских улиц философ Диоген, служила громким протестом против городского разврата, тщеславия и роскоши. Много перемен случилось с Коринфом в течение столетий, но безнравственность его жителей не изменилась к лучшему, — отмечает Библейская энциклопедия архимандрита Никифора (М.: Репринт, 1891. С. 408-409).

4. Св. Иоанн Златоуст (+407) так комментирует это место: «Что же значит: щадя вас? Я слышал, говорит, что некоторые из вас блудодействовали; потому и не хотел придти к вам, чтобы не опечалить вас. Находясь у вас, я был бы поставлен в необходимость сам разбирать и исследовать это дело и многих наказать. Итак, я почел за лучшее не быть у вас, чтобы дать вам время раскаяться, нежели, придя к вам, наказывать вас, и самому понести от вас еще бoльшую скорбь» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. Книга вторая. Толкование на второе послание к Коринфянам. Беседа 4. СПб.: Репринт, 1904. С 501).

5. Святитель Феофан Затворник. Толкование второго послания св. апостола Павла к Коринфянам. М.: Репринт, 1894. С. 55.

6. Лосский В. Л. Догматическое богословие. Богословские труды № 8. М., 1972. С. 157.

7. Св. Феофан Затворник так и говорит: «Бог всячески вразумляет грешников, но когда они с упорством отвергают спасительные о них распоряжения Божии, тогда Бог предает их в руки их собственного произволения. И тогда, грехи к грехам прилагая, они и меру грехов исполняют и долготерпение Божие истощают» (Святитель Феофан Затворник. Толкование посланий св. апостола Павла к Филиппийцам и Солунянам, первого и второго. М.: Репринт, 1895. С. 283).

8. Отцы-пустынники смеются. М., 1996. С. 62.

9. Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление. М., 1998. С. 103-106.

10. Софроний, иеромонах. Преподобный Силуан Афонский. Патриарший ставропигиальный монастырь св. Иоанна Предтечи. Ессекс, 1990. С. 52.

Приведем еще одно его мнение о лукавстве:

«Лукавство совести у страстного человека велико и тонко. В религиозной жизни, человек, одержимый страстью, часто выставляет её, как искание правды и пользы, и нередко как борьбу за славу Божию. Во имя Христа, предавшего Себя на смерть за врагов, люди иногда готовы стоять даже до крови, только крови не своей, а «брата-врага» (Там же. С. 86).

11. Humor koscielny. Zebral Judson K. Cornelius. Warszawa, 1993. S. 36-37.

Рекомендуем

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Жировичский монастырь и Минскую духовную семинарию

В рамках визита на Жировичскую землю митрополит Вениамин совершил Божественную литургию, провел лекцию для студентов ОЗО МинДС, пообщался с преподавателями и студентами семинарии.