Отношение языческого мира к христианству по «Апологии» Тертуллиана

Панфилов Егор, студент Iкурса МинДА

«Мы явились только вчера, но уже наполняем
все: города, крепости, суды, бани, деревни,
портики, только храмы ваши оставляем вам».

Тертуллиан.

«Non licet esse vos» (вам не позволяется быть) , — именно так, по словам известного апологета Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана, говорил о христианах современный ему языческий мир. И такое отношение к Своим последователям предрек еще Господь наш Иисус Христос, говоря ученикам: «если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).

Одно из сочинений Тертуллиана называется «Apologeticus pro christianis adversus gentes» или «Защита христиан против народов» (т.е. язычников). Написана она в 197 г. и обращена, как это видно из предисловия, к представителям римской власти и вообще к высшим правительственным классам Римской империи. В этом сочинении Тертуллиан, помимо защиты христиан от обвинений религиозно-нравственного, общественно-политического и юридического характера, дает четкое представление о том мнении, которое сложилось в языческом обществе о христианстве в целом и о христианах в частности. Из «Апологии» видно, что одной из основных причин появления нелепых слухов о христианстве Тертуллиан считает банальное незнание новой распространяющийся в их среде религии и нежелание узнать что-либо о ней: «им неугодно поближе познакомиться с делом… любят не знать, тогда как другие радуются, что узнали» , неправильно называя даже название христиан: «имя хрестианин, неправильно вами произносимое (ибо вы не знаете точно даже имени нашего)». Другой причиной он называет молву, сплетни, слухи: «Природа молвы всем известна. Вам принадлежит следующее изречение: молва есть зло, быстрее которого нет ничего другого. Почему молва есть зло?… Она даже и тогда, когда сообщает какую либо истину, не обходится без лжи: она отнимает от истины что либо, прибавляет к ней что либо и вообще изменяет ее… Ложь есть необходимое условие для существования молвы» .

Оба эти фактора приводили к тому, что люди начинали бояться христиан: «вопят, что государство наполнено христианами, что христиане находятся в деревнях, городах, на островах; сокрушаются о том, что люди всякого пола, всякого возраста, всякого звания и всякого сана принимают христианство, как бы о великом бедствии» , считая их «злодеями, лжецами, людьми, достойными осуждения посмеяния» , и обвиняя в разного рода катаклизмах: «христиане… виновники всякого общественного бедствия, всякого народного несчастия. Если Тибр вошел в стены, если Нил не разлился по полям, если небо не дало дождя, если произошло землетрясение, если случился голод или эпидемия, то тотчас кричат: христиан ко льву» . Как пишет Тертуллиан, христиан обвиняли даже в том, что они обращали в веру некоторых язычников: «говорят, христианство не должно считать благом потому только, что оно многих обращает на свою сторону» . Из-за того, что христиан считали виновными «во всякого рода злодеяниях, врагами богов, императоров, законов, обычаев, всей натуры» , к ним предвзято относились все: и высшие правящие классы: «только христианам не дозволяют ничего говорить, что оправдывало бы их дело, что защищало бы истину, что и предохраняло бы судью от несправедливости… только того и ожидают, что необходимо для общественной ненависти, именно: признания в имени, а не расследования преступления» и плебеи: «сколько раз враждебная к нам чернь… нападала на нас камнями и огнем по собственному произволу? В самые неистовства вакханальские не щадят христиан даже мертвых, так как вытаскивают их из гробов, некоторых убежищ смерти, уже иными, уже не целыми, так как их рассекают и разрывают на части» . В среде простого народа были в ходу самые нелепые слухи о нравственной жизни христиан. Одно из таких обвинений приводит Тертуллиан в своей «Апологии»: «нас называют величайшими преступниками за таинство убиения детей, за едение их потом и за кровосмешение после пира, о чем заботятся собаки, опрокидывая светильники и устрояя чрез это своднический мрак для стыдливости, вызываемой преступнейшими похотями» . Кроме того ими ставилось в укор христианам и то, что последние собирались на совместные трапезы, агапы: «и наши вечери, обличая в великих злодеяниях, укоряете и в расточительности» , «порицают… столовую христиан» . При этом, по словам Тертуллиана, если бы христианство позиционировалось как какое-либо новое философское течение, а не как религия, то оно не вызвало бы такого ожесточенного сопротивления: «такое учение, когда мы проповедуем, считают предрассудком, а когда — философы и поэты, — наивысшим знанием и печатью гениальности. Они мудры, а мы глупы; они достойны чести, а мы — насмешек и даже более того — наказаний» .

В целом, «Апология» содержит детальное описание общественного и государственного мнения о христианстве и христианах, и это при том, что такое описание не являлось основной задачей автора. Будучи первым христианским писателем творившим на латинском языке, Тертуллиан, что, в принципе, свойственно и всему латинскому мировоззрению, особое внимание уделяет юридическому и политическому аспекту во взаимоотношениях христиан и язычников. Таким образом, можно заметить, что Тертуллиан в своей «Апологии» дает довольно полную, подробную и красочную картину взаимоотношений языческого и христианского мира того времени. А говоря о христианах первых веков, хотелось бы привести слова замечательного русского подвижника — святителя Тихона Задонского, говорившего: «кого мир ненавидит, того Бог любит» .

Библиография:

1. Библия. — М., 2000.

2. Иларион (Алфеев), иеромонах. Отцы и учители Церкви III в. Антология. Т. 1. — М., 1996.

3. Евсевий Кесарийский, епископ. Церковная история. — М., 2006.

4. Поснов М. Э. История Христианской Церкви. — Киев, 1991.

5. Скурат К. Е., Святые Отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.). — СТСЛ–МДА, 2005.

6. Попов И. В., профессор. Патрология. — М., 2003.

7. Цветник Духовный. — М., 2002.

Просмотрено: 42 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.