Перенесении святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк

доктор исторических наук Л.В.Алексеев

В царствование Императора Николая I Павловича началась 77-летняя история ходатайств о перенесении святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.

В марте 1833 года Преосвященный Гавриил, епископ Витебский и Могилевский впервые обратил внимание Святейшего Синода на необходимость перенесения святыни в основанный преподобной Евфросинией монастырь. В 1840 году епископ Василий (Лужинский) возобновил это ходатайство, а спустя 12 лет повторил его. В царствование Императора Александра II также было три ходатайства о перенесении мощей: в 1858 году — православных жителей Полоцка, в 1864 — графа Михаила Николаевича Муравьева от имени жителей тринадцати волостей Полоцкого уезда, в 1867 — Полоцкого Владыки Саввы, которого авторитетно поддержали великий Московский святитель митрополит Филарет и губернатор града Витебска.

Вследствие особого ходатайства перед Киевским митрополитом Арсением, по благословению Святейшего Синода, 13 мая 1871 года в Полоцк была перевезена часть мощей преподобной Евфросинии. Мысль же о перенесении мощей преподобной пока не встречала сочувствия.

В царствование Александра III дело приняло весьма неблагоприятный оборот: в 1893 году очередное ходатайство было отклонено, и последовало запрещение возбуждать этот вопрос впредь.

Однако в годы правления Государя Императора Николая II, а точнее — в 1908 году на Всероссийском миссионерском съезде, проходившем в Киеве с 12 по 26 июля, общим собранием была принята резолюция, последовавшая после прочтения двух докладов о необходимости перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк: «Ходатайствовать о разрешении перенести из Киево-Печерского монастыря в Полоцк мощи преподобной Евфросинии». Движимые духовной ревностью пастыри и миряне возбудили со своей стороны горячее самое ходатайство по означенному поводу.

Образованная при Святейшем Синоде особая комиссия, рассматривавшая этот вопрос, на своем заседании 29 мая 1909 года решила дело в положительном смысле. Директор канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, уроженец и верный сын Полоцкой епархии Виктор Иванович Яцкевич, специально изучавший жизнь и подвиги блаженной Евфросинии, всесторонне и живо интересовавшийся судьбами родного края, был докладчиком дела перед Святейшим Синодом 8 июня.

Давнишнее ходатайство земли Полоцкой было удовлетворено. Державная воля Николая II выразилась в его резолюции 3 июля 1909 года на определениях Святейшего Синода по этому вопросу: «Сочувствую удовлетворению ходатайства о перенесении Святых мощей преп. Евфросинии в Полоцк. Предлагаю Св. Синоду обсудить подробности перенесения в ближайшую зимнюю сессию и затем снова доложить Мне». Таким образом, заветные мечты белорусского народа стали делом решенным.

Свято-Евфросиниевские торжества в Киеве начались на второй день Святой Пасхи 19 апреля 1910 года. В этот день в пещерном храме Благовещения Пресвятой Богородицы было совершено пасхальное Всенощное бдение. Утром 20 апреля после Божественной литургии во время молебна Святые мощи были переложены из старого гроба в обновленную кипарисовую раку, вынесены из пещеры и установлены в храме на особом возвышении. Скопление богомольцев было столь велико, что в Лавре их насчитали более 20 тысяч.

День 22 апреля стал центром киевских торжеств. Святая Лавра прощалась с великой Полоцкой игуменией, почивавшей здесь более восьми веков. По словам очевидцев, склоны городских холмов, балконы и кровли домов, улицы и сады были заполнены народом.

В носовой части убранного зеленью и цветами, украшенного флагами парохода «Головачев» была сооружена часовня с большими зеркальными окнами, по сторонам которой располагались две золотые хоругви. Рака со святыми мощами была установлена под специальным балдахином в кормовой части ослепительно белого парохода. Под пение тропаря преподобной, пароход со святыней на борту в сопровождении судов «Александровск» и «Киев» медленно удалялся от пристани, осененный молитвами и крестными знамениями духовенства, монашествующей братии и мирян…

Темными украинскими ночами во время следования паломнической эскадры по Днепру от Киева до Орши пароходы мерцали огнями сотен свечей. На берегах у самой кромки воды молящиеся разжигали костры. Сливающиеся огни наполняли ночь особым неизъяснимым торжеством, а на вершине фок-мачты главного парохода сиял над часовней символом христианской любви и милосердия — Святой Крест.

Во всех местах остановки эскадры — в Любече, Речице, Рогачеве, Старом Бых-ве, Могилеве и Орше — совершались торжественные богослужения при стечении огромного числа паломников и богомольцев всех сословий и возрастов. Для всего Приднепровья, откуда началась Великая Православная Русь, для белорусского, украинского и русского народов эти дни великое шествие великой святыни по водам священного Днепра стало воистину торжеством православного славянского единства.

Во время празднований в Речице Минский епископ Михаил произнес речь, потрясшую всех своим вдохновением: «Почила преподобная, не без особого промышления Божия, вдали от родины и оставалась не у себя семь с лишком веков, — говорил архипастырь. — За эти долгие годы наша Белая Русь чего не пережила, чего не испытала! Осилили ее потом враги, отторгли от единства с Великой Россией. И начались со стороны врагов притеснения, издевательства над всем для нас дорогим и святым; издевательства не только над живыми, но и над умершими православными предками нашими, тела и кости коих вырывались из земли и предавались поруганию. И многие тогда малодушные из наших соотечественников, особенно бояре и дворяне, не устояли в Православной вере своих отцов. И было время, что, казалось, край этот погиб… Спасла тогда Белоруссию только вера Православная, о насаждении и укреплении коей пеклась преподобная Евфросиния.

Теперь помыслы врагов наших, врагов России направлены на эту силу, на Церковь Православную. Ведутся против нее подкопы тайные и явные, не щадят для того ни ума, ни средств. А сбитая с толку, оторванная от народа передовая часть общества иногда несознательно способствует разрушению этой крепости, этой несокрушимой до сих пор силе. Вот предстательница наша перед Богом преподобная Евфросиния и возвращается к нам, чтобы стать на страже Православия в своем родном крае и своими молитвами и благодатною помощью защищать и охранить веру нашу, внушать родному своему народу стоять всеми силами за святое Православие».

Проследовав по Днепру до Орши, святыня далее была перенесена 65 верст до Витебска на руках. Согласно Высочайше утвержденному церемониалу следования Святых мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, святыня должна была пробыть в Витебске с 7 по 16 мая. Исторические свидетельства подчеркивают образцовый порядок, поддерживаемый в городе и у самой святыни во все дни ее пребывания в Витебске. Девять дней присутствия великой Полоцкой святой в этом древнем граде были отмечены необычайным подъемом религиозного духа, свидетельствовавшем о силе, глубине и искренности веры в белорусском народе. Не потому ли именно этот регион Белорусского края, благословленный во время Евфросиниевских торжеств на всем пути святыни, подвергся наиболее сильному испытанию и чрезвычайному разрушению во время кровавой гражданской и двух мировых войн, став жертвой эксперимента по созданию «зоны, свободной от религиозных предрассудков и заблуждений»?

В древнейшем каменном храме Всемилостивого Спаса, сооруженном преподобной Евфросинией в основанном ею монастыре, святые мощи были положены в изготовленной в византийском стиле XII века кипарисовой раке, облицованной серебром, украшенной золочеными чеканными барельефами, эмалированными изображениями византийских крестов и орнаментами, покрытыми разноцветной греческой эмалью.

Рака была сооружена на добровольные пожертвования всего белорусского края и стоила 12 000 рублей — сумма по тем временам огромная. Во время крестного хода по перенесению раки в храм в процессии следовали Ее Королевское Величество Королева эллинов Ольга Константиновна с князем Игорем Константиновичем и Великим Князем Константином Константиновичем с Великою Княгиней Елисаветой Федоровной.

Дивен Бог во святых Своих! Солнечное утро 23 мая 1910 года положило начало новому дню в жизни Спасо-Евфросиниевского монастыря и всей Белой Руси! Преподобная мати вернулась из своего великого паломничества!

Однако по прошествии немногого времени тучи скорби и невзгод вновь затянули небосвод духовной жизни многострадального Белорусского края.

После смуты и многолетнего кровопролития новая власть принялась за безбожное дело. Трагическое испытание переживала Полоцкая княжна-игумения, когда её святые мощи были перевезены в Витебск для демонстрирования сначала в местном историческом музее, а затем в музее атеизма, где и пребывали до начала Великой Отечественной войны.

Оставленная при эвакуации святыня была перенесена верующими в Витебскую Свято-Покровскую церковь в августе 1941 года. А два с небольшим года спустя, 23 октября 1943 года мощи блаженной Евфросинии благодаря огромным усилиям Полоцкой монастырской общины были перевезены по железной дороге из Витебска в Полоцк в специально сооруженном ящике, заключавшем в себе гробницу со святыней. Поезд значительно опаздывал, и лишь в одиннадцать часов вечера бесценный груз был встречен на Полоцком железнодорожном вокзале местным духовенством и монахинями Спасо-Евфросиниевского монастыря. Мощи преподобной княжны-игумении поместили в в центре Свято-Софийского собора.

На другой день после совершения Божественной литургии и молебна перед мощами преподобной Евфросинии, крестным ходом рака Преподобной была перенесена в Спасо-Евфросиниевский монастырь и водворена на прежнее место в храме Спасителя. 25 октября — впервые за время 25-летнего перерыва — у тела преподобной была совершена Божественная литургия.

С тех пор преподобная мати наша Евфросиния уже не покидала этого дома Божия, построенного по ее благословению зодчим Иоанном незадолго до паломничества Полоцкой игумении в Святую Землю.

Однако не всё ещё было устроено так, как завещала святая покровительница Белой Руси. В паломничество в Святую Землю Преподобная отправилась только после того, как было завершено создание шестиконечного воздвизального креста, который с 1161 года и доныне был и остается духовным символом Белоруссии.

Настоящий материал (полная версия) предоставлен журналу «Православный паломник» пресс-службой Белорусской Православной Церкви.  Описание исторических и современных событий сделано по материалам нескольких томов альманаха «Вестник Белорусского Экзархата». Авторы текстов — доктор исторических наук Л.В.Алексеев, пресс-секретарь Патриаршего Экзарха всея Беларуси А.А.Петрашкевич
© «Вестник Белорусского Экзархата», 2006

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.