«Православное пастырское попечение и электронные СМИ»

Протоиерей Владимир Гуща

Выступление духовника Новогрудской епархии протоиерея Владимира Гущи на епархиальном собрании Новогрудской епархии, проходившем 24 августа 2015 года.

Ваше Высокопреосвященство! Отцы и братия!

Всякий человек нуждается в пище для ума-пище информационной.

Но всем известно, что, если ежедневно есть острую пищу-можно испортить желудок. Аналогично с пищей информационной. Мы ежедневно поедаем огромное количество информации, никак не проверяя её качество, потому и не знаем, что она нам приносит-пользу или вред.

Если за качеством того, что едим, можно проследить, то о качестве пищи информационной никто не задумывается. Едят всё подряд. Человек просто не знает, что всё информационное наполнение следует тщательно отслеживать.

В результате потребления информации образуются мысли. Какова потребляемая информация, таковы и мысли; каковы мысли, такое и самочувствие, таковы и поступки, таковы и последствия. А в результате-жизнь такая, какую имеем.

Апостол Павел говорит: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые; дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». (Еф.5,15-17).

И в другом месте: «Всё мне позволительно, но не всё полезно, … ничто не должно обладать мною». (1Кор.6,12).

В теперешнем обществе преобладает пессимизм: злоба, агрессия, постоянное ощущение дискомфорта, поиск виновных… И в этом следствие «услуг» информации. Люди привыкли думать, что плохое здоровье-следствие плохой экологии; что падение нравов- следствие плохого воспитания; что низкий уровень жизни граждан_ следствие плохого управления; что пессимизм и отсутствие душевного комфорта- неизбежность в наш век. Но всё это-следствие воздействия на людей информационной среды. А как это касается нас?

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:(вступительное слово на заседании Высшего Церковного Совета 29. 04. 2015г.) — Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства, а наша паства сегодня представлена и в социальных сетях, причём там самая активная её часть.

Не отрицая удобств социальных медиа, нельзя забывать и о том, что у каждого явления есть и своя обратная сторона. Виртуализация человеческой жизни, какой бы комфортной она ни казалась, несёт соответствующую опасность, особенно в случае, когда сама идея виртуализации доводится до абсурда, когда виртуальный мир начинает вытеснять мир реальный. Это особенно опасно в детском и юношеском возрасте. Если ребёнок, не отрываясь, сидит у гаджета и занимается чем-то, что не связано с реальностью, то, хотим мы этого или не хотим, у него формируется неправильное отношение к реальности, потому что гораздо интереснее становиться мир виртуальный.

Однако, таинство человеческого спасения не может быть встроено в социальную сеть в качестве программного модуля, или в виртуальную реальность. Таинство спасения осуществляется в реальной жизни. И если мы не хотим, чтобы виртуальная реальность стала пространством без Бога, то мы должны серьёзно подумать, как можно наиболее эффективно передать в этой реальности миру, и особенно молодёжи, учение нашей церкви.

Архиепископ Охридский Иоанн: Современные технологии как средство-это и добро, и зло. Всё зависит от их использования. Именно способ использования делает некое средство хорошим или плохим. Этот принцип распространяется и на электронные технологии, и на интернет-пространство, и на иные средства, используемые в наше время. Современные технологии дают нам широкие возможности для распространения Слова Божия. Именно благодаря им мы смогли рассказать миру о своей правде. И мы, служители, должны уметь использовать эти технологии, чтобы с их помощью быть ближе к народу и нашей пастве, иметь возможность оказать людям помощь и поддержку в духовной борьбе.

А одним из главных полей битвы за душу человека становиться именно интернет. Не случайно, что в русском языке появились такие неологизмы, как «хроницнд», т.е. убийство времени; «осетенеть», т.е. чрезмерно пристраститься к сети – это созвучно русскому слову «осатанеть». Мы призваны подружиться со временем и беречь его. По выражению Схиархимандрита Иоанна (Маслов) «время-драгоценный талант, данный человеку для приобретения блаженной вечности» (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении с.161)

Даже если бы речь шла просто о потере времени из-за интернет-развлечений, следовало бы громко бить в набат. Но ведь сегодня речь идёт о настоящей интернет-зависимости, и эта интернет-зависимость сравнима с наркотической. Многие в прямом смысле переживают тяжёлую ломку, если оказываются лишёнными интернета даже на короткое время. Он становиться подобным магическому шару-палантиру, как у Толкиена. Надеешься смотреть в него, чтобы увидеть какие-то тайны, а превращаешься постепенно в раба чёрного властелина. Печатью на правую руку и чело, о которой говориться в Откровении Иоанна Богослова, порой становиться наша компьютерная мышка и лицо, уткнувшееся в компьютер. Лишь один шаг порой отделяет нас от тяжелейшего греха, который порабощает нашу волю дьяволу.

Мы должны понимать, что разговор об отношении Церкви к современным технологиям –это не мода и не блажь. Всё это очень серьёзно. Небрежное, поверхностное отношение или отговорка общими словами может оказаться для нас плачевным. Мы находимся в гораздо большей зависимости от современных средств коммуникации, чем хотели бы.

Член экспертной комиссии при Синодальном Информационном отделе (СИ инфо) Юлия Покровская: «Вы задумывались, какова доля церковных СМИ в общем православном информационном поле? Менее 20%! Остальные 80% создают светские СМИ-так, как они умеют, могут и хотят. Иногда негативно. Мы думаем, что доносим свою миссию, а оказывается, что большую часть информации о церкви люди получают из светских источников. В СИ инфо с 2010 года действует система мониторинга СМИ с целью точно знать, насколько эффективно мы работаем, и доходит ли наше слово до аудитории. На сегодня 73% церковного информационного поля составляют интернет-СМИ, 15%-информагентства, по первому проценту- журналы и радио (без учёта соцмедиа).

Наша зависимость от СМИ-не просто проблема, это проблема современной цивилизации, это проблема нашей слабости, нашей неспособности «различать духи», о чём говорили апостолы. Тот дух, которым ведётся современный прогресс-это другая идеология, это другое мировоззрение. Это культ потребительства, культ веры в то, что человек есть первичная, самая главная ценность, причем человек в его греховном, падшем состоянии.

Верующему человеку надо понимать, что интернет-это вовсе не нейтральное пространство, это пространство духовных рисков высокой степени, и прежде чем нажать на кнопку компьютера, стоит 10 раз подумать, зачем это надо, и не является ли это просто бегством от реальности.

Конечно, кто против интернета, и интернет надо использовать в пастырских целях, и в миссионерской работе, и в сфере просвещения… И воздержание не означает отказ от интернета. Воздержание означает разумное, творческое, созидательное отношение к интернету.

И мы призваны научиться и научить интернет-воздержанию. К его правилам нужно приобщаться с раннего детства, как и к осторожности в обращении с горячим утюгом, электрическим током в розетках. Эти правила должны преподаваться не только в школах и других учебных заведениях, но и в дошкольных учреждениях, их место на передней панели компьютера, как техника безопасности.

Если мы хотим сохранить свою свободу; если мы желаем, чтобы компьютер служил человеку, а не человек компьютеру, если мы ценим подвиг творческого, созидательного труда, а не бесплодное убивание времени, то интернет-воздержание должно стать для нас непреложной действительностью.

Хочется закончить словами Святейшего Патриарха Кирилла: «Мы живем в непростое время, когда буйствуют человеческие страсти, когда смешивается добро и зло, когда пошлость и человеческое безобразие не только возводятся в норму, но нередко представляются как некий образец, которым прельщают молодёжь. Но у нас есть сила, и она не в деньгах, не во власти, не в могуществе. Это внутренняя сила в нашем послушании Богу, по примеру Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной. И будем просить Её, чтобы Она помогла нам сохранить эту внутреннюю силу и оставаться в послушании Богу даже до смерти»  («Наша сила- в послушании Богу М., 2013)

Через несколько дней мы будем праздновать Успение Пресвятой Богородицы. Разрешите поздравить нашего Владыку и вас, отцы и братия, с этим светлым праздником и принести глубокую признательность за совершаемый Вами подвиг поста и молитвы.

МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.