ИНТЕРВЬЮ: Пресвятая Богородица – Споручница нашего спасения

Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий

6f621b005720 мая в Жировичском Свято-Успенском монастыре — праздник явления чудотворной Жировичской иконы Божией Матери. Двадцать пятый год несет послушание наместника Жировичского монастыря архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий. Его Высокопреосвященство рассказывает о святой обители и покровительстве Пречистой, многочисленных исцелениях от тяжких недугов у святого образа и значении молитвы к Пресвятой Богородице.

— Игумен Ватопедского мона­стыря на Афоне схиархимандрит Ефрем, побывав в 2012 году в Жировичском монастыре, отме­тил, что здесь чувствуется осо­бое покровительство Матери Божией. Ваше Высокопреосвященство, ощущаете ли Вы Ее присутствие?

— Двадцать пятый год я несу по­слушание наместника Жировичского монастыря, и много разных событий за это время случилось. Но могу ска­зать с уверенностью: только по свя­тому заступничеству Пресвятой Бо­городицы, Ее покровительству су­ществует эта обитель в честь Ее Ус­пения.

Конечно, когда находишься здесь постоянно, то привыкаешь к этой благодатной атмосфере и больше внимания уделяешь скорбям и иску­шениям, которых в жизни немало. Но, как точно заметил поэт, «боль­шое видится на расстоянии». Быва­ет, возвратишься из командировки или иной поездки в монастырь и сра­зу душой ощущаешь, насколько бла­годатное это место.

Материнский покров Пресвятой Богородицы, думаю, чувствую не я один, а и братия, трудники, много­численные паломники.

— Радует, Владыко, что из всех уголков нашей республики, из Рос­сии, Украины и других стран едут в Жировичи паломники, чтобы поклониться чудотворному об­разу. Благодать касается сер­дец…

— Даже люди неверующие, дале­кие от церкви, ее ощущают. Помню, в 1990-е годы из Москвы приезжала к нам съемочная группа Централь­ного телевидения, так все они не могли скрыть изумления: «Открыва­ешь монастырские врата, заходишь в обитель — и сразу чувствуется со­вершенно иная атмосфера, другой воздух, меняется состояние души».

Это действительно так. Жировичский монастырь — место особое. И душу, и тело исцеляет Пречистая, если с верой к Ней обращаются люди.

Многие, наверное, слышали о та­ком случае. Как-то мать привезла сюда больного ребенка, который не мог ходить, все время сидел в ко­ляске. Ей помогли окунуть дитя в святом Богородичном источнике. Сразу после этого побежала она в трапезную, чтобы принести ему по­кушать, а когда вернулась, не нашла ребенка своего в коляске. Мать в большой растерянности стала искать, где же он, и вдруг остановилась, словно вкопанная: она увидела, как ее малыш бегает по монастырскому дворику…

И такие примеры не единичны. Немало известно исцелений онко­логических больных, которым по прогнозам медиков оставалось жить совсем немного. В монастырском соборе болящие причащались Святых Христовых Таин, искренне моли­лись у чудотворной Жировичской иконы Матери Божией, окунались в святом Ее источнике — и начинали выздоравливать.

Я сам знаю таких исцеленных Ею, которые живут уже много лет после приговора врачей. Эти люди часто бывают в обители, не забывая бла­годарить Заступницу за Ее милость.

Очень многие супружеские пары разрешаются от бесплодия, помо­лившись у чудотворной иконы, оку­нувшись в источнике. Сегодня, как и столетия назад, являет Матерь Божия нам Свою помощь.

— Зная, что эта Ее помощь очень нужна людям, Пресвятая Богородица хранит Свою обитель: на удивление даже в годы Великой Отечественной войны она сов­сем не пострадала.

— Да, за время войны на террито­рии обители не взорвалась ни одна бомба, хотя высокие храмы с купо­лами и крестами были хорошо вид­ны с воздуха. И вот такой удиви­тельный факт: когда советские влас­ти дали приказ уничтожить монас­тырь, поскольку он был стратегиче­ски важным, то летчик не смог най­ти нужный «объект». Он летал над местом, где на картах был помечен монастырь, но не видел его. Похожие ситуации происходили и с другими пилотами.

Матерь Божия сохранила Свою Святую обитель, чтобы утешать лю­дей с изболевшими душами, изму­ченными, истерзанными сердцами. Они устремляются сюда, к чудо­творной святыне, выплакать свое горе, излить сердечную боль, про­светиться сердцем.

— С древних времен у чудо­творной иконы Жировичской, Ваше Высокопреосвященство, происходили великие чудеса, даже мертвая девушка ожила. И ведь это не легенда, а реальность.

— Конечно, реальность. Девица Ирина Войнянка, единственная дочь благородных и богатых родителей, в цвете лет была одержима смер­тельным недугом. Врачи не могли оказать ей помощи. Больная обра­тилась с верой и слезною молитвою к Божией Матери. И вот видит во сне Богородицу, приказывающую ей от­правиться в Жировичи к Ее чудо­творному образу.

Между тем к страданиям не­счастной прибавились новые: у нее отнялись руки и ноги. По ее прось­бе родные отправились с умираю­щей дочерью в Жировичи, но по до­роге девушка скончалась. Безу­тешные родители привезли ее тело в монастырский собор для отпева­ния.

И когда на третий день начали совершать чин погребения, девуш­ка вдруг поднялась из гроба, по­спешила к чудотворной иконе и, став пред ней на колени, стала из­ливать свое сердце в благодарной молитве. Потом она рассказала, что Матерь Божия вышла из иконы, подошла ко гробу, коснулась ног, рук и головы и приказала остав­шиеся дни жизни посвятить Богу в монашеском чине.

Воскресшая повиновалась слову своей Жизнодательницы и приняла постриг в Пинском монастыре святой великомученицы Варвары. Грамо­той короля Стефана Батория 10 мар­та 1580 года была подтверждена ее должность настоятельницы мона­стыря, где она и скончалась в ста­рости.

— Во все времена Матерь Божию очень почитали на Руси. Но Ее по­читали и многие другие народы, ощущая тесную связь с Владычи­цей Небесной.

— В их числе, например, Грузия. Согласно Преданию, эта земля вы­пала Пресвятой Деве Марии по жре­бию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое по­кровительство. На Афоне Богородица почитается как Игумения Святой Горы. В Западной Европе Она именова­лась Королевой Польши. А в сред­ние века Ливония (часть Латвии) на­зывалась Терра Мариана — земля Марии.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, по­ по­строенная еще при князе Владимире, была посвящена Матери Божией, празднику Ее Успения.

В XII веке князь Андрей Боголюб- ский даже ввел в русский церковный календарь праздник — Покров Пре­святой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покро­вительства Божией Матери русской земле. Русь спасалась во все вре­мена не своим умом и не своей си­лой, а Ее заступлением, Ее святым покровительством.

За десять веков христианской культуры в России написано множе­ство гимнов Пресвятой Заступнице нашей и создано потрясающее ко­личество икон. Многие из них про­славились как чудотворные. Они ох­раняли, оберегали Русь на протя­жении всех времен.

— Высокопреосвященнейший Владыко, в вечернем Богослуже­нии хор исполняет «Песнь Пре­святой Богородицы», и там есть такие слова: «… отныне будут уб­лажать Меня все роды» (Лк. 1:46— 49). В чем же первопричина этого неповторимого величия Матери Божией?

— Сама Пречистая приоткрывает в этих словах причину столь сильного почитания Ее среди «всех родов». Смирение и любовь к Богу стали ос­нованием тому величию, которое сотворил Ей Господь. Ибо потом и Сам Он, облекшись во плоть от Сми­ренной, будет вразумлять ко спасе­нию нас, падших: «Научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен серд­цем» (Мф. 11:29).

«Вся — чертог Духа, вся — близ Бога», — писал преподобный Иоанн Дамаскин. По слову святого, «име­нование Матери Божией содержит в себе всю историю божественного домостроительства в мире».

Земной путь Божией Матери был путем отрешения от всех благ и удовольствий, путем простоты и не- стяжательности, добровольных ли­шений, приносимых в жертву Богу. При этом Она имела всю славу, ко­торую только мог иметь человек.

«Если бы меня спросили, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — кто в Поднебесной сильнее и креп­че всего?.. — я бы ответил: «Нет ни­чего более крепкого и сильного на землеи на Небе после Господа на­шего Иисуса Христа, чем Пресвятая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария».

И вот минуло более двух тысяч лет, а Пречистую Деву Марию, став­шую Пресвятой Богородицей, почи­тают во всем христианском мире как идеал материнства и символ веры в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

— Как же важно для нас, Вла­дыко, всем сердцем любить Пре­святую Богородицу, просить Ее помощи! Святые отцы учат, что ни одна молитва к Ней, Мило­сердной, не бывает напрасной.

— Светлый покров Божией Матери, который Она простерла над нами, светит в нашей жизни греховной, чтобы мы не уклонились с правед­ного пути и не сбились на дорогу, ве­дущую к вечной погибели. Матерь Божия заботится о каждом христиа­нине, особенно о тех, кто страдает и призывает Ее на помощь.

Пресвятая Богородица не судит ни­кого, а лишь жалеет и старается Своим ходатайством умилостивлять праведный гнев Божий на грешников. Потому и называют Ее люди Мать Ми­лосердная, Мати Блаженная, Дева Пречистая, Дева Всемогущая, Со­суд Духа, Державная Помощница, За­ступница Непостыдная, Царица Не­бесная…

Во все времена люди обращались к Матери Божией за помощью.

Молитвы, обращенные к Ней, сло­жились многие столетия назад и живут в народной памяти. Каждое слово в них выстрадано.

Молитесь и вы Божией Матери, до­рогие читатели, просите Ее о помо­щи. Она рядом, Она наша любящая Мать.

Напасть ли какая или скорбь ду­шевная постигнет — вознесем скорее молитву Владычице. Грехи или стра­сти начнут мучить нас — прибегнем к Споручнице нашего спасения. И Она не оставит нас никогда.

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседо­вал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

МинДАиС / Eparhia.by

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.