Рассуждения о преподобном Сергии Радонежском

Коровинский

Братие, прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную, (наставление преп. Сергия Радонежского)

В самые тяжелые времена истории человечества милостивый Господь посылает праведников для укрепления веры и спасения людей. Так и великого святого Православной Церкви Господь явил на переломе истории, когда Русь была разрываема междоусобными войнами и угнетаема татаро-монгольским игом.

О жизни великого Подвижника Русской земли невозможно размышлять без тесной связи с историей, с теми событиями, которые происходили в то время, и на исход которых повлиял преподобный Сергий.

Страх — этим словом можно охарактеризовать положение на Руси, страх перед татарами. Один книжник конца XIII века, описывая зверства татарского баскака в Липецком и Воргольском княжествах, не удержался от восклицания: «И бяше видети дело стыдко вельми страшно, и хлеб во уста не идет от страха»1. Что может противостоять страху?

Страх невольно отступает перед Верой. Тому, кто верит в Промысел Господень, и кто видит в собственных страданиях отсвет Страстей Господних, тому легче сохранить мужество и достоинство. В Священном писании сказано: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может душу и тело погубить в геене» (Мф. 10:28). Эти слова, глубоко запав в сердце, вытесняют страх и надежно поселяют страх Господень, перед которым бессильны угрозы, мучения и телесная смерть. Чему свидетельствует множество примеров мучениства и исповедничества в период татаро-монгольского ига.

Но не только страх перед татарами тяготил Русь. Никогда прежде усобицы русских князей не достигали такого ожесточения. Усобицы разрывали страну на части, не давая, сплотиться народу против татар. Нужен был глубоко верующий человек, который имел бы власть и уважение среди простого народа и князей, чтобы сплотить Русь и сбросить татаро-монгольское иго. Именно в такой период истории Господь явил неутомимого труженика и проповедника нестяжания, чудотворца и великого ходатая за свое земное Отечество. Как Господь посылал некогда еврейскому народу судей, так и русскому народу был явлен преподобный Сергий для сплочения народа и освобождения от рабства.

Преподобный Сергий еще до своего рождения, будучи во чреве матери, трижды воскликнул, на весь храм, как бы возвещая о том, что по всей земле распространится слава о нем, как о великом молитвеннике ко Св. Троице.

Размышляя о жизни и подвигах Преподобного, невозможно не сказать о его родителях, которые свою жизнь прожили праведно и богоугодно, часто посещали храм Божий, помогали бедным, принимали странников. И как «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Матф.7:17), так и от благочестивых и богобоязненных родителей рождается благочестивое и богобоязненное дитя, которое вместе с молоком матери впитывает в себя целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь1.

С раннего его детства мы видим Божественный промысл о будущем Святителе. Даже размышляя о том, почему Господь не дает сразу Варфоломею «дар книжного учения»,можно усмотреть заботу о том, что милостивый Господь с раннего детства учит отрока возлагать все надежды на Него, и никакого успеха, никакого знания не должно приписывать себе, но -Богу. Благочестивый отрок внимает «гласу Божию», и уже в двенадцатилетнем возрасте мы видим кроткого, послушного родителям, больше похожего на инока, чем на мирского ребенка. Епифаний Премудрый пишет, что даже в поступи и улыбке его видны были скромность и целомудрие 2 . Можно сказать, что благочестивый отрок уже в то время был готов уйти в монастырь. Но у юноши оставались престарелые родители, которые говорили ему: «Мы радуемся, что ты печешься, како угодити Богу; это дело хорошее, но верь, сын мой: твоя благая часть не отнимется у тебя, только послужи нам немного, пока Бог явит милость Свою над нами и возьмет нас отсюда; вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание»3. И, хотя сердце горело подвигами в монашестве, сын повиновался, он прилагал все свое старание, чтобы угодить родителям и упокоить их старость. Исполняя заповедь Божию: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет, да долголетен будеши на земли» (Мф. 15:4), Варфоломей пожил с родителями до их глубокой старости и проводил их ко Господу, на вечный покой.

Так, водимый Духом Божиим, преподобный Сергий с юных лет возлюбил Бога,отвлекся от мирских благ и сует, ушел спасаться в пустыню. Но «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14). И вот один за другим стали приходить к нему люди, сначала для душеспасительной беседы, а затем нашлись желающие и жить рядом с ним. Здесь в полной мере раскрылась любовь подвижника к людям и забота о них. И на нем во-истину исполнились слова Спасителя: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:26-27). Преподобный Сергий, заботясь о ближнем, ни на один час не складывал рук для отдыха и, начав управлять братией, был для нее поваром, пекарем, мельником, носил воду, пилил дрова, шил одежду и обувь, был для них, как заботливая мать. Подражая кроткому и смиренному сердцем Господу, он управлял братией только посредством своего примера.

Преподобный Сергий с любовью наставлял каждого инока, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывая дела по силам. Осторожными намеками, не обличая прямо, он тихой и кроткой речью вызывал у провинившейся братии раскаяние без досады и уныния. Читая житие1, видишь перед собой практическую школу благонравия, в которой главными житейскими науками были: умение отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. Наставник вел ежедневную дробную, терпеливую работу над каждым отдельным братом, над отдельными особенностями каждого брата, приспосабливая их к целям всего братства. При всем этом личные свойства брата ни в коем случае не стирались, а наоборот проявлялись и усиливались, это видно из последующей жизни послушников Сергия, которые явились основателями новых монастырей. В каждом действии Преподобного по отношению к любому приходящему человеку мы видим любовь и самопожертвование, так как «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Поражает уверенность в Промысле Божием, и упование на Бога. Даже когда вся братия восстает на него и теряет уверенность в завтрашнем дне, преподобный искренне верит, что Господь никогда не оставит ни одного человека, пусть он будет последним грешником, и подаст «хлеб насущный». Особенно примечателен случай, когда в монастыре закончились запасы продовольствия, и по вере Преподобного, Господь послал неизвестных странников и напитал голодных, но уповающих на Бога, монахов.

Святость жизни преподобного Сергия привлекала к себе других подвижников, подвизавшихся в то время: таких как святой Стефан,

Пермский, святитель Алексий, Дмитрий Донской. Молитвенно связанные между собой, нередко наставляя друг друга, подвизаясь каждый на своем поприще, они делали одно общее дело — укрепление Русского государства. Преподобному не-редко приходилось выступать в роли примирителя князей Русских земель.

Смиренный подвижник в нужные моменты действует властно и решительно. Опираясь на власть святителя Алексия, Преподобный лично ходит в РОСТОВ, Нижний Новгород, Рязань и уговаривает князей подчиниться власти Московского князя. Мы видим, какую огромную роль сыграл преподобный Сергий в ходе борьбы с татарами. Его благословение русского войска на брань придает сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками Русской Земли, но и мучениками за веру. Не нужно говорить, какое воздействие оказало благословение на дух русского народа. Он, как некогда Иаков перед встречей с братом (Быт.32:24-32), набрал уверенности в победе и со спокойной душей шел на ратный подвиг.

Этим благословением преподобный Сергий поднял дух людей и навел страх на тех, которые хотели перейти на сторону хана Мамая.

Мы видим,как высоко ставили благословение Преподобного Сергия даже враги Московского государства. Князь Ольгерд, когда узнал о благословении на битву, сказал: ‘Что же вы раньше ничего не сказали мне об этом? Тогда я пошел бы к Мамаю навстречу и стал бы умолять его не ходить на сей раз на Москву…» 1

Прожив свято земную жизнь, незадолго до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего отшествия к Богу. В житии мало сказано о том, как он прожил последние полгода . Известно, что с этого времени он начал безмолвствовать, еще усерднее молиться и перед самой кончиной тяжело заболел. Болезнь как бы увенчивала жизнь праведника и освобождала его от последних страстей тела и влекла ум к Богу. Приобщившись Святых Христовых Тайн, преподобный Сергий благословил собравшуюся братию и мирно отошел ко Господу.

Воистину, велика кончина праведника!

«Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Иоан.15:5). Учениками преподобного Сергия было основано до сорока монастырей. Из них, в свою очередь, вышли основатели еще пятидесяти монастырей. Так что духовное потомство распространилось по всей Северо-Восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения христианского.

Основанный преп. Сергием монастырь явился образцом для «пустынножительных» и «общежительных» монастырей. Профессор Е. Голубинский в процессе исследования истории русского монашества приходит к выводу, что благодаря преподобному Сергию общежитие было восстановлено в Московской Руси, подобно тому, как благодаря преподобному Феодосию Печерскому оно было первоначально водворено по всей Руси.3

Авва Сергий явился тем истинным источником русской святости, к которому уже более шести столетий припадают ищущие спасения и душевной отрады»4. Преподобный Сергий не оставил после себя многотомных сочинений. Но учение его записано в сердцах наших. Он своей жизнью и подвигами показал нам, как можно достичь Царства Небесного путем, лучшим всякой книги. «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне, целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение, и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими… К концу жизни Сергия едва ли вырывался из какой-либо православной груди на Руси скорбный вдох, который бы не облегчался молитвенными призывами Святого старца»1.

Преподобный Сергий положил начало нравственного, а затем и политического возрождения русского народа. Чувство нравственной бодрости, духовной крепости вдохнул он в русское общество. Он своей жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло.

При размышлении над житием св.Сергия Радонежского невольно приходят на ум слова другого великого подвижника, преподобного Серафима Саровского: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». И действительно, мы видим инока, который ушел в лес от мирской суеты, спасая свою душу от геенны огненной, а в итоге ставшего столпом Церкви, вокруг которого спаслись и теперь спасаются многие и многие. Также и мы молимся Ему: «Моли, Отче,Святую Троицу о душах наших» .

 

 

Литература:

  • 1. Библия. МЛ 990
  • 2. Минея. Сентябрь. М. 1978. — С.628-649.
  • 3. Никон, архимандрит. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Свято- Троицкая Сергиева лавра.1907.
  • 4. Брюсов. Н.С. И свеча бы не угасла…: Исторический портрет Сергия Радонежского. М. 1990.
  • 5. Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М. 1981.-С.256-429.
  • 6. Пушкарев С.Г. Роль православной Церкви в истории России. Нью-Йорк. 1985.
  • 7. Никанор (Бровкович), архиепископ. Столпы Церкви \ ЖМП.1992, № 5. — С.5-7.
  • 8. Платон (Левшин), митрополит. В день памяти преподобного Сергия. \ ЖМП. 1992, № 3. — С.5-6.
  • 9. Филарет (Гумилевский), архиепископ. \ ЖМП. 1992, № 6. — с.30-32.
  • 10. Голубинский Е. О значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества. \ ЖМП 1992, № 10. — С. 45-51.
  • 11. Ключевский В.О. Благодатный воспитатель русского народного духа. \ ЖМП 1992, №10 — с. 53 -58.
  • 12. Пожарова Г. Светильник многосветлый руския земли… \ ЖМП 1992, №9. — С.25-27.

Просмотрено: 508 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.