Рец.: Миронов Андрей, священник. Противостояние: Минская епархия после выхода указа 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости».

Профессор иерей Гордей Щеглов

2Щеглов Гордей, иерей. Рец.: Миронов Андрей, священник. Противостояние: Минская епархия после выхода указа 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости». Мн.: Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви, 2015. 332 с. // ??????. Церковно-исторический альманах. – 2015. – № 2. – С.  189-191.

В октябре 2015 г. увидела свет книга выпускника Минской духовной академии священника Андрея Миронова «Противостояние: Минская епархия после выхода указа 17 апреля 1905 года “Об укреплении начал веротерпимости”», посвященная сложным религиозным и общественно-политическим процессам, выявившимся в результате реализации вероисповедных свобод. Как оказалось, вместо религиозного успокоения, указ послужил поводом для активизации католического прозелитизма и польского национализма, наступательно заявивших себя на западе Российской империи. В результате правильный по существу и прогрессивный закон лишь обострил межконфессиональную и межнациональную ситуацию, доходившую порой до крайних пределов. Называя саму по себе идею указа «прекрасной», современник событий Холмский епископ Евлогий (Георгиевский) вынужден был констатировать, что она «в условиях народной жизни нашего края привела к отчаянной борьбе католичества с православием».

Что за перемены принес вероисповедный указ? Какие обнаружил тенденции и явления? Как разворачивалась религиозная драма «в условиях народной жизни нашего края»? Ответы на эти вопросы мы и находим в книге священника Андрея Миронова.

Как справедливо отмечает автор в предисловии, в нашей стране по сегодняшний день «не стихают споры о роли и влиянии православия и католичества на жизнь белорусского народа в разные эпохи». Вопрос этот действительно актуален. Вместе с тем конфессиональная «конкуренция», существующая у нас между Православной Церковью и Костелом, базируется главным образом не на богословской, а на исторической почве, которая, к сожалению, служит широким полем для недобросовестных спекуляций. В научной и научно-популярной литературе сегодня наблюдаются попытки формирования совершенно превратного представления о значении Православия в истории белорусского этноса. Все представляется так, будто бы Русская Православная Церковь исторически выступала лишь как инструмент российского правительства, пытавшегося «денационализировать белорусский народ». При этом создается видимость якобы беспристрастного научного анализа, хотя на самом деле ангажированность некоторых авторов, обслуживающих определенные идеологические интересы, очевидна. А тенденциозно подбираемый исторический материал используется лишь для иллюстрации заведомо сформированных концепций и идей.

Безусловно, на подобные вызовы необходимо отвечать, и отвечать научно. Именно такую работу и представляет монография священника Андрея Миронова. Реконструируя на основе многочисленных архивных и печатных источников общественную и церковную жизнь в Минской губернии после выхода указа 17 апреля, он вместе с тем показывает, что происходило на территории так называемого Северо-Западного края практически повсеместно. При этом материал, оказавшийся в распоряжении автора книги, позволил сделать убедительный вывод, что в рассматриваемый период, именно представители Католической Церкви провоцировали межконфессиональную нестабильность на территории Беларуси, а проповедь католичества шла рука об руку с полонизацией населения.

Какой бы горькой не выглядела для кого-то правда, ее нужно принимать. Именно об этом говорится в послании к народам России и Польши, подписанном 17 августа 2012 г. в варшавском Королевском дворце Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом. В обращении говорится о памяти истории, которая должна помочь простить и установить согласие и мир между православными и католиками: «Объективное познание фактов, выявление драм прошлого и масштабов трагедии ныне становится неотложным делом историков и специалистов. Мы с признательностью воспринимаем деятельность компетентных комиссий и научных коллективов наших стран. Мы убеждены, что их усилия позволят познать нефальсифицированную историческую истину, помогут развеять сомнения и избавиться от негативных стереотипов. Мы считаем, что прочное примирение как фундамент мирного будущего может быть достигнуто лишь на основе полной правды о нашем общем прошлом».

Именно в духе этого документа и написано исследование священника Андрея Миронова. И хотя со времени описываемых в книге событий минуло целое столетие, проблемы рассматриваемые автором исключительно актуальны, поскольку обнаруживают современные тенденции, а главное – методы недобросовестных авторов, занимающихся историческими спекуляциями. Очень важно, чтобы мирное сосуществование христианских конфессий в нашей стране сохранялось и не переходило в противостояние, как это случилось после выхода указа 17 апреля 1905 г. И под какой бы ширмой – «светской науки», «надконфессионального подхода» и пр. – не прятались идеологи дискредитации Православной Церкви, рано или поздно их дело откроется и получит объективную оценку.

Надеемся, читатель сам сможет сделать вывод «о роли и влиянии» православия и католичества на исторические судьбы белорусов. Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей Русской Православной Церкви и межконфессиональных отношений на Беларуси.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.