Проблема внутрицерковного сектантства (на примере секты «иоаннитов»)
В октябре 2014 г. исполняется сто восемьдесят пять лет со дня рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908). Празднование этой юбилейной даты позволит многим еще раз вспомнить и молитвенно прославить духовный подвиг одного из величайших угодников Божиих земли русской. Не подлежит никакому сомнению, что отец Иоанн достоин масштабного всецерковного прославления. Однако в настоящее время не теряет своей актуальности и воспоминание о той части восторженных почитателей праведного протоиерея, которые еще при его жизни создали… внутрицерковную секту.
Отец Иоанн Кронштадтский во всех отношениях являлся человеком неординарным. Прекрасно осознавая, что не может быть полноценной любви к Богу без любви к ближнему, он проявил уникальный подход к пастырскому служению. Будучи внимательным и мудрым духовником, праведный протоиерей распространял свою готовность к сопереживанию далеко за пределы храмовых стен. Не находя возможным пройти мимо чужого горя, он щедро жертвовал малоимущим, нередко возвращаясь домой без верхней одежды, обуви или только что полученной зарплаты. В то время, когда в России система социальной помощи населению еще только начинала зарождаться, отцу Иоанну удалось создать крупный центр для поддержки нуждающихся. Кроме того, испытывавший потребность в постоянном усилении интенсивности своей духовной жизни, отец Иоанн на протяжении многих лет ежедневно совершал Божественную Литургию. Вдохновенно совершая богослужения, он являл многим великую силу благодатного воздействия на душу молитвы и Святого Причастия. Достаточно часто после общения с отцом Иоанном люди получали сильный духовный импульс и впоследствии становились священниками или монахами.
Вполне естественно, что яркая личность отца Иоанна Кронштадтского притягивала к себе большие народные массы. И в этом широко распространившемся почитании праведника не было ничего необычного до тех пор, пока его духовные дарования не были превратно истолкованы. Еще при жизни протоиерея Иоанна сформировалась группа так называемых «иоаннитов», утверждавших, что он является воплотившимся Сыном Божиим, совершившим Свое Второе Пришествие на землю. Со своей стороны отец Иоанн Кронштадтский подвергал резкому осуждению этих экзальтированных почитателей и даже отказывался их причащать. Однажды в храме он обратился к фанатичной «иоаннитке» со словами: «Проходи, проходи, ты обуяна безумием, я предал вас анафеме за то богохульство, которого вы придерживаетесь». Но даже осуждение «иоаннитства» отцом Иоанном не смогло остановить нараставшую волну народного поклонения. Временами восторженная истерия «иоаннитов» доходила до того, что они пытались укусить отца Иоанна, дабы стать «причастниками» его тела и крови.
Такое обожествление живого человека фактически превращало «иоаннитов» в идолопоклонников. Формально оставаясь членами Русской Православной Церкви, они являлись носителями особого сектантского мировоззрения и имели мало общего с православным исповеданием. Все особенности их религиозных представлений являлись прямым следствием нездорового поклонения отцу Иоанну Кронштадтскому. Именуя последнего «Божественным мужем», «селением Божиим», «Святым Ангелом Света Отча» или «жилищем Святой Троицы – Бога Отца, Сына и Святого Духа», они веровали в то, что спасение человека может произойти только в Кронштадте и даровано оно будет только тем, кто сподобился причащения от протоиерея Иоанна. Кроме того, «иоанниты» были абсолютно убеждены во всеобщем нравственном падении православного духовенства и близком наступлении Страшного Суда. Суеверный страх скорого конца света развивал в «иоаннитах» негативное отношение к браку и семейной жизни, что имело большие негативные последствия для целого ряда православных семей.
После смерти отца Иоанна Кронштадского общины «иоаннитов» продолжали существовать еще более двух десятилетий, пока не были подвергнуты жесточайшим репрессиям со стороны советской власти в 1920-1930-е гг.
Описанный пример перерождения группы почитателей святого в классическую религиозную секту дает немалый повод для размышлений. Как могло так случиться, что люди, исполненные самых лучших и благочестивых побуждений, создавали сектантские группы внутри Церкви? В церковной истории этот вопрос нередко обнажал свою актуальность, не утратил он своей жизненной силы и сегодня.
Возможный ответ на поставленную проблему может заключаться в том, что не всегда человек, называющий себя православным христианином, является носителем православного сознания. Напротив, вполне реальны ситуации, когда внешне воцерковленный человек может сохранять примитивный тип религиозной психологии, не свойственный христианству вообще.
Дабы пояснить эту мысль, необходимо отметить, что каждая из существующих религий формирует в человеке определенную модель религиозного мировосприятия. Однако в реальной жизни бывает и такое, когда человек внешне придерживается одной религии, а мыслит как представитель другой. Такая подмена религиозного сознания может происходить незаметно даже для самого верующего. Например, примитивным религиям свойственен фетишизм, то есть обожествление тех или иных материальных предметов. Если же носитель психологии фетишизма принимает христианство и не изменяет свое сознание, то для него велик соблазн снова впасть в идолопоклонство. Для него в таком случае обожествленными фетишами, поставленными на место Бога, могут стать иконы, святые мощи и иные христианские святыни. И такие эпизоды известны в церковной истории, например, во времена, предшествовавшие иконоборчеству.
Еще более распространенным рецидивом языческого сознания в Церкви может быть магическое восприятие церковных богослужений и таинств. В современном религиоведении магизмом именуется вера в возможность воздействия на окружающую жизнь через совершение определенного набора ритуальных действий. Например, обряд наведения «порчи» на конкретного человека предполагает изготовление символизирующей его фигурки и последующее нанесение ей ритуальных увечий. Немаловажно отметить, что воцерковление людей, являющихся носителями магического мировосприятия, является очень сложным процессом. Объясняется это тем, что такой человек видит в христианстве не столько возможность спасения и богообщения, сколько новые возможности для магических манипуляций. Именно из этого источника питаются такие пороки церковного сознания, как обрядоверие и «православные суеверия».
Как было сказано ранее, появление «иоаннитов» во многом объясняется укоренением неправославного мышления в сознании некоторой части церковного народа. Многие исследователи склонны видеть в «иоаннитстве» психологию широко распространившейся в XIX – нач. ХХ ст. российской секты хлыстов. Основной религиозной идеей хлыстовства являлась убежденность в регулярно происходящих воплощениях на земле Бога, Пресвятой Девы Марии, Иоанна Крестителя, бесплотных небесных сил и многочисленных святых. Популярность таких представлений в массе простого народа и обусловила восприятие святого праведного Иоанна Кронштадтского в качестве воплотившегося Сына Божия.
История с преувеличенным почитанием отца Иоанна уже давно канула в прошлое. Сегодня вряд ли найдутся люди, которые свято верят в то, что Второе Пришествие Христово произошло почти два столетия назад в городе Кронштадте. Однако угроза появления новых внутрицерковных сектантских групп продолжает сохранять свою злободневность. Как же предотвратить их появление?
Начало новозаветной эпохи было предварено призывом Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» Это значит, что принятие Христа и Евангелия невозможно без глубокого внутреннего перерождения человека. Для современно человека не будет лишним напомнить, что при буквальном переводе с греческого языка, на котором были написаны все книги Нового Завета и огромный корпус творений святых отцов, слово «покаяние» означает «перемена ума» или «изменение ума». Следовательно, в процессе покаяния христианин изживает из своей души греховные пристрастия и дурные наклонности. Более того, покаянное «изменение ума» производит в человеке, ранее не знавшем Христа, полную переоценку религиозно-нравственных ценностей и созидает новое, евангельское мировоззрение.
Покаяние – это длительный процесс, который при нормальных условиях должен протекать на протяжении всей человеческой жизни. Именно поэтому святые подвижники даже на смертном одре могли сожалеть о том, что они еще не начали свое покаяние. Путь покаяния, ведущий человека к богоуподоблению, бесконечен, как бесконечен Сам Бог.
Преображение человеческой личности светом евангельского учения непременно должно затрагивать и тип человеческой религиозности, а в некоторых случаях даже заново сформировать его. Именно поэтому залогом защищенности Церкви от пагубного явления внутрицерковного сектантства является работа над глубоким воцерковлением прихожан православных храмов. И это воцерковление не должно ограничиваться для них одним лишь регулярным присутствием на богослужениях. Полноценное становление христианина происходит лишь тогда, когда он осознает учение Христово и выстраивает всю свою жизнь в соответствии со своей верой.