«Спаси, папка! Я хочу жить!» Фрагмент автобиографии священника Иоанна Матвеенко (1896-1960?)
Не часто приходится встречать в архивных материалах официального церковного делопроизводства тексты, выходящие за рамки устоявшейся официально-деловой стилистики. Как правило, важнейшие события из жизни священнослужителей отражают скупые строки послужных списков, архиерейских указов и кратких автобиографий.
Несколько лет назад мне довелось встретить в архиве Минского епархиального управления совершенно нетипичную по стилю изложения автобиографию священника Иоанна Матвеенко (1896-1960?), составленную в 1947 г. Сильнейшее впечатление, полученное при ознакомлении с этим документом, сохраняется до сего дня.
Полагаю, что такие тексты должны обязательно публиковаться как свидетельство эпохи. Ниже привожу самый сильный фрагмент автобиографии священника Иоанна:
«В 1941 г. по объявлении войны с немцами я был призван в Кр[асную] Ар[мию], но по комиссии как инвалид войны 1914 г., был от призыва освобожден. В это время завод «Большевик», на котором я работал, успел эвакуироваться в Свердловск.
Внезапно в это время г. Киев был охвачен немцами. И тогда на г. Киев был наложен карантин на ввоз и вывоз продуктов. Честные труженики, невзирая ни на какое образование и специальность, вымирали тогда сотнями смолоду. В течение двух месяцев вся моя семья, которая в то время состояла из 4-х душ, лежала пухлая. Я один боролся кое-как со смертью. Опираясь о стенки, я с трудом держался на ногах, ухаживая за остальными.
Сын мой Виталий 6-ти лет, [неразб.] опухолью умирал на руках.
«Спаси, папка! Я хочу жить!» — просило о помощи безвинное дитя. Я рвал на себе волосы и не знал, что делать.
И вдруг вздох: «Прощай, папка! Я умираю!» И… сына не стало. Цепенея в ужасе и кошмаре от переживаемого, я думал, а что будет вскорости и с остальным семейством? На похоронах на кладбище я даже не мог и помнить, что со мной было. Я только помню, что как будто бы несколько раз подходил ко мне иеромонах, ведущий похороны. Тот знал меня по Киевской Ильинской церкви как псаломщика. А мне потом рассказывали, что он все время успокаивал и уговаривал меня, что, дескать, на все это воля Божия».
Пережив описанное горе, псаломщик Иоанн Матвеенко впоследствии принял священный сан и с 1947 по 1956 гг. совершал служение в клире Минско-Белорусской епархии…
А.В. Слесарев