Суббота 1-й седмицы Великого поста Память великомученика Феодора Тирона
Юрий Рубан, кандидат богословия
Апостольское чтение на Литургии (рядовое)
Послание ап. Павла к Евреям 1:1–12
[Величие Сына Божия]
[Братья,] Бог, многократно и многообразно говоривший в древности [нашим] отцам через пророков, в эти последние дни говорил нам через Сына, Которого поставил наследни¬ком всего, через Которого и миры сотворил. Он [Сын], будучи сиянием славы и отпечатком (греч. характэр) сущности (ипостаси) Его, и держа всё словом силы Его, совершив очищение [наших] грехов, воссел по правую сторону Величества в небесах, став настолько превосходнейшим ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя.
Разве кому из ангелов сказал когда-нибудь Бог:
«Ты Сын Мой, Я сегодня породил Тебя?» (Псалом 2:7),
и еще:
«Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном?» (2 Цар 7:14).
А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит:
«И да поклонятся Ему все ангелы Божии» (Псалом 96:7).
И, если об ангелах Он говорит:
«Делающий ангелов Своих ветрами (духами)
и служителей Своих пламенем огня» (Псалом 103:4), –
то о Сыне:
«Престол Твой, Боже, во век века»,
и: «скипетр правоты есть скипетр царства Твоего.
Ты возлюбил праведность и возненавидел беззаконие; поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем ликования более соучастников Твоих» (Псалом 44:7–8).
И: «Ты, в начале, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, Ты же пребудешь вечно; и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернешь их; и будут изменены; но Ты – один и тот же, и лета Твои не кончатся (не исчезнут)» (Псалом 101:26–28).
Евангельское чтение (рядовое)
Евангелие от Марка 2:23–3:5
[«Суббота для человека или человек для субботы»?]
[В то время] случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его на ходу начали срывать колосья. И фарисеи стали говорить Ему: «Смотри, они делают, чего нельзя делать в субботнее время!»
И Он говорит: «Или вы никогда не читали, что сделал Давид, когда был в нужде и когда терпели голод он сам и люди его: как он во времена перво¬свя¬щенника Авиафара вошел в Дом Божий и те жертвенные хлебы, кото¬рых нельзя есть никому, кроме священников, ел сам и давал своим людям?»
И говорил им Иисус: «Суббота для человека, а не человек для субботы; поэтому Сын Человеческий властен и над субботой».
И вошел Он снова в синагогу; и был там человек с высох¬шей рукой. И стали следить за Ним, не исцелит ли Он его в субботу, чтобы обвинить Его. И говорит Он сухорукому: «Вставай в середину!» И говорит им: «Дозволяется ли [по] субботам делать добро – или делать зло? Жизнь спасти – или убить?»
Но они молчали. И Он, оглядев их с гневом, скорбя об окаменении их сердец, говорит тому человеку: «Протяни свою руку». И он протянул, и была восстановлена рука его.
Верный новобранец и отступник император
В эту субботу, завершающую первую седмицу Великого поста, богослу¬жеб¬ные песнопения преподносят нам новое подтверждение того, что разумный пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под Его особым покровительством. Одно¬временно евангельское чтение предупреждает: пост и другие религиозные предписания – не самоцель и имеют смысл лишь тогда, когда помогают, а не мешают нам нормаль¬но жить и работать на благо семьи и общества. «Суббота для человека, а не человек для субботы»! Именно поэтому в завершение первой строгой великопостной недели мы читаем о том, как Христос с учениками «нарушали» библейские предписания, вызывая формально справедливые упреки со стороны фарисеев – этих постников и благочести¬вых ревнителей Моисеева Закона.
В эту же субботу Православная Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону, погибшему в начале IV столетия, в период последних гонений на христиан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Федоровой неделей».
Согласно житию, святой Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области, расположенной в Малой Азии у побережья Понта Эвксинского, т. е. Черного моря. Его прозвание Тирон указывает на воин-ское звание – это «молодой воин (новобранец)» (в отличие от страти-лата), несущий преимущественно караульную службу. За отказ принести жертву идолам Феодор был предан истязаниям и осужден на сожжение. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305–311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в Евхаитах, недалеко от Амасии. Затем его мощи перенесли в Царьград; глава же святого находится в Италии, в городе Гаэте. Память св. Феодора по неподвижному (минейному) календарю – 17 февраля / 2 марта.
Вскоре после кончины св. Феодора христианство стало дозволенной религией (с 313 г.), и императоры, начиная с Константина Великого (306–337), были христиане. Но в 361 г. власть ненадолго перешла к племяннику Константина Юлиану, «прославившемуся» своим отречением от Христа и попыткой вернуть империю к исповеданию язычества. За это он получил прозвание Апостат, в переводе с греческого «Отступник».
В 362 г., желая посмеяться над христианами, Юлиан приказал градо-начальнику Константинополя окропить в Великий пост все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Так он хотел вовлечь ни¬че-го не подозревающих христиан в языческое жертвоприношение и «уничтожить» все их великопостные подвиги. Тогда св. Феодор Тирон, явив-шись из другого мира архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках. Предупреждённые своим архипастырем верующие вынуждены были питаться в этот день только домашними запасами, преимущественно варёным зерном. В память этого события и совершается память святого.
В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, потому что он явился архиеп. Евдоксию в день своей памяти (в 362 г. Пасха была 31 марта, и первое воскресенье Великого Поста приходилось на 17 февраля). Так, наряду с минейной памятью св. Феодора появилась в православном календаре и его триодная память. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем», — напоминает нам Постная Триодь.
Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX столетии в первое великопостное воскресенье стали празд¬новать победу Православия над иконоборчеством, и память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресения сохранилась: это — Торжество Православия.
Приложение
КОЛИВО (греч. kUlluba, коллива;) – варёная пшеница (или иной злак) с фруктами, подслащённая мёдом или сахаром. Cиноним – кутия? (кутья) и со?чиво. Этимология неясна, возмож¬но, термин восходит к архаическому индоевропейскому корню, обознача¬ющему ритуальную пищу. Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован ещё в Древней Греции (слово встречается у Аристофана (V–IV до н. э.) в значении «хлебная мелочь, пирожки»). Со вре¬мен Византии он в почти неизменном виде сохранился вплоть до наших дней.
Богослужебный устав предписывает приносить коливо в честь и память «господских праздников и святых Божиих», что, вероятно, восходит к традиции древнехристианских регулярных храмовых трапез (это т. н. ага?пы). Согласно Уставу, «Чин благословения колива» совершается на Вечерне (после «Ныне отпущаеши») и на Литургии (после заамвонной молитвы). В этом значении коливо приносится в современной русской богослу¬жебной практике только в честь вмч. Феодора Тирона в субботу первой седмицы Великого поста (об этом см. выше). Это приношение носит исторический характер и, по мнению некоторых историков, лежит в основе всей позднее развитой традиции колива.
Наибольшее развитие, в том числе и внебогослужебное, получил обряд прин¬шения колива в память усопших – при погребении и последующих панихидах, символизируя веру христиан в их будущее воскрешение. Предан¬ный земле человек сравнивается с брошенным в землю семенем, которое «не оживёт, если не умрёт… Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении» (1 Кор 15:36, 42). Мёд и фрукты означают сладость будущей жизни воскресших со Христом.
Лит.: Вениамин (Румовский-Краснопевков В. Ф.), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви… М., 1992. Т. 2; Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994. С. 537–540 («О коливе, приносимом за усопших»); Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб., 1999.