Трансформация моноэнергизма в монофелитство

Боишко Иван, студент Iкурса МинДА
«Отче Мой! … Если не может чаша сия миновать Меня,
чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф.26:38-42).

 

Монофелиты учили об одной Божественной воле в Господе Иисусе Христе, чем отрицали полноту Его человеческой природы, ведь, по слову апостола Павла, Христос «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4,15).

В истории монофелитского движения можно выделить две стадии. Изначально оно было представлено в виде моноэнергизма. Идейным зачинателем последнего, согласно версии, изложенной преподобным Максимом Исповедником, был Константинопольский патриарх Сергий . Для него, как и для дохалкидонской эпохи, было характерно мыслить понятие действия или энергии как атрибут ипостаси, а не природы . Он посылает запрос по поводу слов «??? ????????» (которые будто бы встречаются в письме Константинопольского патриарха Мины к папе Римскому Вигилию) епископу Феодору Фаранскому, а также монофизитскому епископу в Александрии Георгию Арсу. Последнему была направлена просьба подобрать изречения отцов об одном действии («??? ????????») во ипостаси Сына Божия .

Вскоре в Александрии на православно-монофизитском собрании было подписано соглашение, в виде девяти пунктов, одним из которых был следующий: «Один и тот же Христос и Сын совершает Божеское и человеческое единым богомужным действием» («??? ????????? ????????») . Однако новую доктрину признавали только «верхи» .

Против «??? ????????» высказался святитель Софроний Иерусалимский. Видя в нем серьезного противника своей униальной политики, патриарх Сергий пытается опередить его окружное послание своим письмом в римскому папе Гонорию. Рассказывая об успехе Православия в Александрии под формулой «??? ????????» , он при этом излагает мысль своего «Псефоса» – предлагает говорить об «одном хотении» – одной воле («?? ??????»). Наступает переломный этап в истории монофелитства – вместо «??? ????????» общеупотребительным становится «?? ??????». Папа Гонорий, высказав порицание патриарху Софронию за его «любопрительность» в своем ответном письме Сергию, целиком и полностью становиться на путь монофелизма.

Только «??????? ??? ???????» 638 года стал официальным выражением монофелизма патриарха Сергия за подписью императора Ираклия. В нем провозглашалось, что «есть только одна воля Господа нашего Иисуса Христа» , поскольку учение о двух волях во Христе якобы вводит во Святую Троицу «новое, четвертое Лицо» . «???????», таким образом, переводит моноэнергизм в русло собственно монофелизма.

Используемая литература:

1. Иларион (Алфеев), епископ. Православие. – В 2-х т. – Т. 1. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – С. 51.

2. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. – С. 502.

3. Впоследствии отцами 6 Вселенского Собора это письмо было признано подложным. См.: Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. – С. 446.

4. Давыденков Олег, священник. Богомужное действие // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. – 1998. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/149511.html. – Дата доступа: 23.11.2010.

5. Шмеман Александр, протоиерей. Исторический путь Православия. – М.: Паломник, 1993. – С. 219.

6. Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. – С. 402.

7.  Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И. Бриллиантов; вступ. ст. и науч. ред. А.Ю. Братухина. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007. – С. 451.

8. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли / Сост. Д.В. Шатов, В.В. Шатохин. – М.: Поколение, 2007. – С. 547.

Просмотрено: 46 раз.

Рекомендуем

Минская духовная семинария объявляет набор абитуриентов на 2020/2021 учебный год

Желающие поступить в Минскую духовную семинарию, должны подать документы до 7 августа 2020 года.

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.