«Записки Иосифа Митрополита Литовского» как источник для исследования возвращения белорусских униатов к Православию

Протоиерей Александр Романчук

2Романчук А., протоиерей. «Записки Иосифа, митрополита Литовского» как источник для исследования возвращения белорусских униатов к православию / протоиерей Александр Романчук // Труды Минской духовной академии. – 2015. – № 12. – С. 117–133.

История разрыва Брестской унии на Полоцком соборе 1839 года хорошо обеспечена источниками разного характера, в том числе и мемуарами непосредственных участников событий. Записки высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского занимают среди прочих воспоминаний об этом судьбоносном для белорусского народа церковно-политическом событии особое место. Именно по инициативе владыки Иосифа в конце 1820-х годов началось сближение белорусских униатов с Православием, без его деятельного участия разрыв унии был бы невозможен. С одной стороны, значение Записок Семашко подогревает интерес историков к ним, с другой, – ставит перед исследователями вопрос доверия к этому источнику. Проблема тем более актуальна, что высокопреосвященный построил свои воспоминания совершенно особым, не типичным для мемуарного жанра образом, что существенно осложняет источниковедческий анализ.

Итак, материалы для своих воспоминаний высокопреосвященный начал собирать в конце 1840-х годов, приступил к их написанию в 1850 году, а завершил этот труд непосредственно перед своей кончиной в 1868 году. Литовский святитель хорошо понимал важность своих мемуаров для истории, поэтому он постарался сделать все возможное для того, чтобы его рукописи не пропали. Такая опасность нависла над ними накануне и в период польского восстания 1863-64 годов. Угроза жизни, исходившая для владыки со стороны жаждавших реставрации Речи Посполитой польских патриотов, заставила его позаботиться о своих бумагах. 8 сентября 1862 г. митрополит Иосиф составил завещание, которое было официально заверено виленской палатой уголовного и гражданского суда 28 ноября того же года. В нем среди многих пунктов особо выделялось желание высокопреосвященного, чтобы после его смерти были опубликованы собственноручно составленные им Записки, а также специально собранные материалы. В завещании говорилось: «По человеческой природе, действия необыкновенного моего поприща должны были подвергаться превратным суждениям от незнания и от пристрастного недоброжелательства партий. По той же природе, естественно и мне желать, чтобы память моя осталась пред человеки. Я вполне уверен, что мне отдадут полную справедливость; но к сему могут способствовать и бумаги, собственно мне принадлежащие. Они приведены уже в порядок и сопровождаются довольно пространными особыми Записками в пяти частях, доведенными по 1860 год включительно. Бумаги сии и Записки сложены в одном небольшом дубового дерева сундуке, опечатанном моею печатью и надписанном наверху: Бумаги, принадлежащие собственно митрополиту Литовскому Иосифу. Завещаю сундук этот передать по моей смерти, для хранения, в С.-Петербургскую Академию Наук, которой имею я честь быть почетным членом, и прошу ее покорнейше, чтобы бумаги и Записки, в сем сундуке находящиеся, были вскрыты и изданы по ее усмотрению, на сумму, ниже в сем завещании назначенную». Далее в 3-м пункте того же завещания было написано: «Один пятитысячный непрерывно-доходный билет на мое имя завещаю передать в ведение С.-Петербургской Академии Наук на издание, по ее усмотрению, моих Записок с приложениями, соответственно прописанному выше в сем завещании моему распоряжению»[1].

Таким образом, в 1862 г. митрополит Иосиф сложил уже составленную часть Записок в дубовый сундук и обеспечил их издание собственными средствами после своей смерти. Однако высокопреосвященный прожил еще шесть лет, в течение которых продолжал писать мемуары. Судьба этой части его рукописей отличается от той, что ждала издания в дубовом сундуке, но об этом будет сказано ниже.

Владыка Иосиф преставился ко Господу 23 ноября 1868 г., а уже через месяц – 25 декабря – министром народного просвещения в императорскую Академию Наук был передан дубовый сундук с бумагами литовского митрополита и означенная в завещании сумма для их издания. Академия исполнила волю почившего архипастыря в 1883 г., т.е. с пятнадцатилетней задержкой. Печатание Записок и Приложений к ним производилось по подлинным рукописям, под наблюдением непременного секретаря Академии, ординарного академика К.С. Веселовского при содействии М.М. Козловского. Последний составил и приложил к изданию алфавитный указатель имен, упоминающихся в Записках. Академия гарантировала, что все документы опубликованы без пропусков и изменений, за исключением незначительных описок и недосмотров, нередко встречающихся в любых рукописях. В результате свет увидели три тома Записок митрополита Иосифа, которые являются плодом точного исполнения воли самого высокопреосвященного и в настоящее время представляют собой большую библиографическую редкость.

Записки митрополита Иосифа, изданные Академией наук состоят из пяти приблизительно равных по объему частей, написанных в разные годы. Они доведены до событий, связанных с началом революционных манифестаций в 1861 году.

Часть первая, составленная высокопреосвященным в октябре 1850 г., содержит в себе воспоминания о детстве, юности и молодости, годах, проведенных в отчем доме, Немировской гимназии, Главной семинарии при Виленском университете, а также времени, когда будущий литовский святитель занимал различные должности в аппарате управления униатской церкви, вплоть до заседателя униатского департамента Римско-католической духовной коллегии. Эта часть Записок чрезвычайно интересна и важна с той точки зрения, что: во-первых, здесь автор делится с читателем своими очень личными ранними впечатлениями и переживаниями, которые иллюстрируют процесс становления его личности и формирования убеждений; во-вторых, без знакомства с этими сведениями в дальнейшем практически невозможно понять мотивацию деятельности владыки. Заканчивается первая часть рассказом высокопреосвященного о его полном разочаровании в католицизме, созревшем к 1827 г. решении лично присоединиться к Православию и о внешне случайном, но внутренне промыслительном разговоре с директором департамента духовных дел иностранных исповеданий Г.И. Карташевским, итогом которого стала знаменитая Записка от 5 ноября 1827 г. «О положении в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной».

Вторая часть была написана в марте 1861 г. Здесь содержится краткий обзор положения униатов в Российской империи, сложившегося к 1827 г., даются немногословные, но емкие характеристики видных униатских иерархов. Наконец, здесь владыка Иосиф рассказывает об общем ходе подготовки воссоединения и своей деятельности с 1827 по 1837 год.

Третья часть составлена в апреле 1861 г. Она посвящена совершению акта соединения униатов с Православной Церковью, описанию действий высокопреосвященного Иосифа в ближайшие после Полоцкого собора годы и охватывает период с 1838 по 1844 г.

Четвертую часть воспоминаний литовский митрополит написал в октябре 1861 г. Она включает в себя последовательное изложение событий жизни владыки и основных этапов его трудов с 1844 по 1852 г.

Наконец, составленная в ноябре 1861 г. пятая часть Записок содержит в себе описание деятельности с 1852 по 1860 г. включительно. Помимо этого, здесь содержится краткий общий обзор униатского дела, и присутствуют размышления митрополита о прошедших годах. Владыка дает оценку собственной деятельности, кратко характеризует чиновников и различных деятелей, с которыми ему приходилось работать и сталкиваться. Очень интересно то, что в пятой части Записок высокопреосвященный характеризует сам себя, описывает черты своего характера, привычки, интересы, увлечения.

Воспоминания высокопреосвященного Иосифа необыкновенно интересны, они читаются на одном дыхании. Его описания различных ситуаций полны жизни, а оценки событий, личных качеств и поведения исторических деятелей кратки, существенны, часто неожиданны. Самооценка оригинальна и дополняет понимание мотиваций его деятельности. Митрополит писал нелицеприятно. В чем его нельзя обвинить, так это в подобострастии к сильным мира сего. Это подкупает искренностью и смелостью. Можно было бы сказать, что перед нами талантливое произведение мемуарного жанра, каких, на самом деле, существует достаточно много, однако Записки митрополита Иосифа не укладываются в рамки классических мемуаров. Все дело в том, что высокопреосвященный не просто поделился с потомками воспоминаниями и размышлениями. Очевидно, – и литовский святитель не скрывает этого – цель Записок была апологетическая: защитить себя и дело своей жизни от ненависти польских патриотов и католического духовенства. Воспоминаниями он хотел дать собственное видение хода подготовки воссоединения, показать свою роль в ней. Средством достижения цели владыка выбрал не только содержание Записок, но и их своеобразную структуру.

Во-первых, он описывает основные этапы своей жизни и деятельности в строгом хронологическом порядке, по годам. Иногда митрополит делает это весьма сухо, как бы специально подчеркивая право читателя на собственные выводы. Во-вторых, сразу бросается в глаза то, что все, на первый взгляд не относящиеся к делу описания и детали (например, воспоминания о детских и юношеских годах, рассказы о переживаниях, привычках и увлечениях, различных встречах и проч.) не являются лирическими отступлениями. Они имеют строго определенную цель: помочь читателю наиболее полно вникнуть в мотивацию действий автора, сделать его своим единомышленником. Третье, и, пожалуй, самое главное, заключается в том, что Записки снабжены обширными Приложениями, в которые входят сотни подлинных документов. То есть половина первого тома, а также второй и третий тома Записок в действительности являются архивом. И это помимо множества вкрапленных в страницы самих воспоминаний подлинных текстов писем и официальных бумаг.

Например, первую часть воспоминаний владыка дополнил родовыми и учебными документами, грамотами, показывающими его карьерный рост в униатской церкви, выписками из официальных бумаг, раскрывающими характер его деятельности в должности асессора униатского департамента Римско-католической духовной коллегии. Самыми главными и интересными из приложенных документов являются «Сочинение о православии Восточной Церкви» и адресованная правительству записка «О положении в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной». Всего первую часть воспоминаний владыка проиллюстрировал 24-мя документами. Вторая часть содержит 91 документ. Третья – 67. Четвертая – 109. Пятая – 113. Помимо этого, в конце второго тома опубликованы 12 проповедей и 2 приветственных слова владыки, которые были изданы отдельной брошюрой в 1860 г. Наконец, весь третий том содержит важнейшие распоряжения высокопреосвященного Иосифа с 1833 по 1860 г., выписанные из протоколов литовской духовной консистории. Это целый архив официальных документов. За 1833 г. здесь приведена 71 выписка. За 1847 – 30. За 1856 – 41. Можно говорить о том, что митрополит Иосиф предложил будущим исследователям своей жизни и деятельности практически полный материал для работы. Сам по себе этот факт поразителен. Он, по всей видимости, не имеет аналога, по крайней мере, в истории Церкви. Образно говоря, владыка личными воспоминаниями наметил русло реки будущих исследований, а приложением архивных документов наполнил это русло водой исторического материала.

По сути изданные Российской Академией наук «Записки Иосифа митрополита Литовского» представляют собой археографический сборник, в котором мемуары архиерея-воссоединителя, занимающие только 274 страницы первого тома, играют роль предисловия.

Знакомство с мемуарами архиерея-воссоединителя ставит источниковедческую проблему доверия составленным с явными апологетическими целями и столь оригинальным образом Запискам.

Во-первых, слишком часто и с разных сторон литовского митрополита обвиняли в предательстве католичества в его униатской форме. Поэтому не лишено основания подозрение, что воспоминаниями Семашко пытался оправдаться перед потомками, заглушить голос совести. Отсюда возможен тенденциозный выбор фактов деятельности, избирательный подбор документов, купюры в них.

Решение проблемы видится достаточно простым. Необходимо поставить вопрос о морально-нравственной чистоплотности личности автора, возможности для него прибегать к фальсификациям и недобросовестному манипулированию историческим материалом. Этот вопрос был достаточно подробно рассмотрен в опубликованной в августе 2003 г. в журнале «Нёман» статье под названием «Религиозные и морально-нравственные основы деятельности митрополита Иосифа (Семашко)»[2]. Здесь же имеет смысл просто коротко сказать: владыка Иосиф был кристально чист в намерениях и действиях. Его нельзя подозревать в недобросовестности при написании воспоминаний. К тому же надо задуматься: а была ли у него причина что-либо скрывать или искажать? Представляется, что такой причины не было. Поверяя потомкам свои воспоминания и раздумья, владыка чувствовал себя победителем. Он считал, что ему обязательно «отдадут справедливость»[3]. Единственно – произойдет это несколько позже, уже после его смерти[4]. Но в таком случае нельзя было что-либо стыдливо прятать. Наоборот, нужно было все открывать перед судом потомков. В таком случае даже правдивый рассказ о минутной слабости или ошибке становится не причиной осуждения, а лишь оттеняет величие совершенного.

Во-вторых, перед пытливым, критически настроенным исследователем встает проблема достоверности приложенных к мемуарам владыки документов. Действительно, в своем большинстве эти бумаги являются черновыми записями самого высокопреосвященного. Так, в третьей части воспоминаний 35 из 67 документов писаны вчерне или набело рукою самого митрополита. Кстати, краткие описания публикуемых бумаг содержатся после списков, приложенных к разным частям напечатанных в Записках документов, что само по себе является свидетельством уверенности издателей в их подлинности и точности. Тем не менее, этот факт заставил самого добросовестного из биографов высокопреосвященного Иосифа Г.Я. Киприановича провести сверку Приложений с подлинными бумагами митрополита и с различными униатскими делами, хранящимися в архиве Св. Синода. Сверка привела Киприановича к убеждению, что «черновые бумаги митрополита Иосифа, составляющие Приложения к его «Запискам», отличаются совершенной точностью и вполне соответствуют прочитанным нами (т.е. Киприановичем – А.Р.) белым бумагам»[5]. Все это давало бы право говорить о возможности полного доверия документам архива, приложенного к Запискам литовского митрополита. Однако дело в том, что Г.Я. Киприанович не посчитал нужным доказать свой вывод результатами сверки документов, которую он провел. Без этого его утверждение становится голословным.

Чтобы раз и навсегда развеять сомнение в достоверности и адекватности материалов из Приложений к запискам митрополита Иосифа автором данной статьи был проведен анализ документов, опубликованных в «Записках Иосифа, митрополита Литовского» (в дальнейшем ЗИМЛ), сделан вывод о возможности им доверять и использовать в качестве источника при исследованиях конфессиональной истории Белоруссии.

В процессе этой работы было выяснено, что бумаги, принадлежавшие митрополиту Иосифу, лично им сложенные в дубовый сундук в 1862 году, переданные в 1868 году министром народного просвещения в Российскую Академию наук и опубликованные в 1883 году, до сих пор хранятся в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук (в дальнейшем АРАН). В этом архиве они составляют фонд № 29, который носит название: «Иосиф (в монашестве); Семашко Иосиф Иосифович (1798 – 1868), митрополит Литовский, председатель Греко-униатской духовной коллегии, почетный член АН». Фонд № 29 состоит из шести описей документов:

Опись 1. Научные труды и материалы по деятельности (13 единиц хранения);

Опись 2. Документы, приложенные к первой части Записок И. Семашко (7 единиц хранения);

Опись 3. Документы, приложенные ко второй части Записок И. Семашко (91 единица хранения);

Опись 4. Документы, приложенные к третьей части Записок И. Семашко (67 единиц хранения);

Опись 5. Документы, приложенные к четвертой части Записок И. Семашко (109 единиц хранения);

Опись 6. Документы, приложенные к пятой части Записок И. Семашко (114 единиц хранения).

Все документы находятся в очень хорошем состоянии и легко читаемы. Частью они написаны четким разборчивым округлым почерком митрополита Иосифа, частью выдающимся по художественной графике исполнения почерком келейника владыки М. Григи. В некоторых случаях попадаются подлинные документы (например, АРАН. – Ф. 29. – Оп. 4. – Д. 30. Отношение графа Протасова от 30 апреля1839 года за №566, о Высочайшем соизволении на облегчение воссоединенным некоторых местных обычаев. Л. 1).

Поскольку количество приложенных к Запискам Семашко документов составляет несколько сотен, полная сверка их текстов с текстами, напечатанными в ЗИМЛ должна занять несколько месяцев. Не имея возможности посвятить этой работе такое значительное время, сравнение текстов осуществлялось по случайному выбору. Было обнаружено, что следующие документы:

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 1. – Д. 1. Записки И. Семашко, часть I. Л. 1 – 92. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 1 – 46;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 1. – Д. 11. Важнейшие распоряжения Преосвященного Литовского Иосифа, выписанные из Протокола. 1841 – 1850. Л. 1 – 236. ? ЗИМЛ. Т. 3. С. 551 – 968;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 75. Копия донесения к министру Блудову, от 24 декабря 1834 за №750, о сделанном распоряжении к устройству по церквам иконостасов. Л. 3 – 3 об. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 724 – 725;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 76. Копия с донесения в коллегию от 14 марта 1834 за №94, о приобретении для Жировицкого кафедрального собора церковной утвари на деньги, вырученные от продажи излишнего для него, старого церковного серебра и проч. Л. 4 – 5. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 725 – 727;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 77. Копия с предлоожения викарному епископу Антонию, от 5 мая 1834 за №69, об учреждении в Жировицах комитета для испытания священно и церковнослужителей. Л. 5 об. – 6. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 727;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 78. Копия с предложения в Литовскую консисторию, от 16 апреля 1834 за №148, об образовании и пристроении к местам священно и церковно-служительских детей. Л. 6 об. – 7 об. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 729;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 79. Копия с предложения Правлению Литовской семинарии от 22 августа 1834 за №396, об учреждении при семинарии дьячковского училища. Л. 8 – 8 об. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 729 – 730;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 80. Копия с предложения в Литовскую консисторию от 4 мая 1834 за №165, об устройстве церквей и наблюдении Греко-Восточного богослужения. Л. 9 – 10 об. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 730 – 731;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 81. Копия с донесения в коллегию от 2 июня 1834 за №223, о состоянии Белорусской семинарии. Л. 11 – 14. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 731 – 735;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 82. Копия с донесения в коллегию от 26 июня 1834 за №225, о состоянии Литовской семинарии. Л. 14 об. – 15 об. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 735 – 736;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 83. Копия с донесения в коллегию от 7 октября 1835 №670, о мерах, принятых к образованию церковно-служителей. Л. 16 – 16 об. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 736 – 737;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 84. Копия с донесения в коллегию от 9 октября 1835 за №678, о мерах, принятых для восстановления по церквам правильного богослужения по Греко-Восточному обряду. Л. 17 – 19. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 737 – 740;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 85. Копия с донесения в коллегию от 25 ноября 1836 за №991, об упразднении по церквам амвонов. Л. 19 об. – 20. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 740;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 86. Копия с предложения в Литовскую консисторию от 27 ноября 1836 за №997, об упразднении по церквам боковых престолов. Л. 20 об. – 21. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 740 – 741;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 87. Копия с секретного отношения к генерал-лейтенанту Головину, от 28 июня 1836 за №571, о распорядительных мерах при введении по церквам Литовской епархии служебника Московской печати. Л. 21 об. – 22. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 741 – 742;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 88. Копия с указа Правительствующего Сената от 10 ноября 1832, о назначении преосвященного Иосифа членом Греко-унитской коллегии. Л. 1 – 1 об. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 742 – 743;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 74. Копия донесения в Греко-унитскую духовную коллегию от 28 июля 1833, за №65, о состоянии Белорусской и Литовской семинарий. Л. 1 – 2 об. ? ЗИМЛ. Т. 1. С. 722 – 724;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 4. – Д. 30. Отношение графа Протасова от 30 апреля1839 года за №566, о Высочайшем соизволении на облегчение воссоединенным некоторых местных обычаев. Л. 1. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 93; АРАН. – Ф. 29. – Оп. 4. – Д. 39. Записка о поставлении из воссоединенного духовенства двух викариев для обеих воссоединенных епархий. Л. 1 – 1 об. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 124 – 125;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 51. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода от 21 января 1846 года за №233, с просьбой об отпуске суммы на устройство в Тринополе загородного архиерейского дома. Л. 1 – 2 об. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 401 – 402;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 53. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 24 января 1846 года за №259, о наложении штрафа по 25 коп. за каждые сутки на родителей, которых дети опаздывают прибыть в семинарию и училища. Л. 4 – 4 об. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 403 – 404;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 55. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода от 5 сентября 1846 года за №2514, с мнением насчет изменения 74 ст. X. Т. Свода Законов, о браках лиц православных с латинами. Л. 5. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 404 – 405;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 56. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода от 23 октября 1846 года за №2986, касательно заведения нового порядка в отпуске из казначейства жалования для сельских причтов. Л. 7 – 9. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 405 – 407;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 59. Список с отношения к Виленскому военному губернатору Мирковичу от 12 марта 1847 года за №725, о бухгалтере Лидского казначейства Петре Образцове, совратившемся из Православия в латинство. Л. 13 – 15. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 409 – 411;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 60. Список с отношения к Виленскому военному губернатору, от 13 марта 1847 года за №754, о чиновнице Корецкой, перешедшей с сестрою и матерью в латинство. Л. 15 – 17. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 411 – 413;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 61. Список с отношения к Виленскому военному губернатору от 14 марта 1847 года за №766, о латинских иноках, содержащихся по помещичьим дворам. Л. 17 – 18. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 413 – 414;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 6. – Д. 9. Список с рапорта Св. Синоду, от 21 сентября 1852 года за №3727, о своевольной постройке латинских каплиц и определении ксендзов туда, где их прежде не бывало. Л. 1 – 3 об. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 569 – 572;

АРАН. – Оп. 6. – Д. 10. Список с рапорта Св. Синоду, от 25 сентября 1852 года за №3804, относительно крещения подкидышей Виленского воспитательного дома «Иисус-Младенец», показанных сомнительно крещенными по римскому обряду. Л. 4 – 6 об. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 572 – 574. –

полностью текстуально соответствуют друг другу. Имеются лишь неизбежные в таких случаях орфографические и пунктуационные исправления в напечатанном тексте. Одно разночтение в рукописном и печатном текстах можно назвать несколько более существенным. В АРАН. – Оп. 3. – Д. 82. «Копия с донесения в коллегию от 26 июня 1834…» стоит делопроизводственный №225, но в ЗИМЛ этот документ фигурирует под №255. Впрочем, эта ошибка не меняет ни содержания, ни смысла документа. Скорее всего, это плод невнимательности усталого наборщика.

Таким образом, с полным правом можно сделать вывод о точном добросовестном воспроизведении специалистами Российской Академии наук того текста, который они получили от самого митрополита Иосифа через министра народного образования в 1868 году. Нет никаких оснований подозревать вмешательство в процесс издания ЗИМЛ церковной цензуры.

Однако данный вывод не может привести к окончательному выводу о качестве ЗИМЛ как источника. Для того, чтобы решить источниковедческую проблему в полной мере, необходимо удостовериться в том, что приложенные к мемуарам высокопреосвященного Иосифа делопроизводственные и законодательные документы полностью соответствуют тем документам, которые хранятся в Российском Государственном Историческом архиве (в дальнейшем РГИА) в Санкт-Петербурге. Именно в этом архивном собрании хранятся в фондах 796 «Канцелярия Синода», 797 «Канцелярия обер-прокурора Синода», 824 «Белорусско-Литовская духовная коллегия Синода» те документы, которые в копиях были приложены к Воспоминаниям митрополита Иосифа.

Поиск по случайному выбору и сверка текстов открывают, что следующие документы:

Записка, 26 февраля 1859 года // ЗИМЛ. Т. 2. С. 558 – 564. ? РГИА. – Ф. 796. – Оп. 205. – Д. 283. Всеподданнейшая записка митр. Иосифа о Польше и о борьбе с польским влиянием в западных губерниях. Л. 1 – 8 об.;

Графу Протасову, 10 января 1855 года №40 (секретно и конфиденциально) // ЗИМЛ. Т. 2. С. 542 – 547. ? РГИА. – Ф. 796. – Оп. 205. – Д. 294. Запрос обер-прокурора Синода и   представление архиепископа Василия о состоянии базилианских монастырей в Белорусской униатской епархии во время воссоединения. Приложене: перевод статей из периодических газет о жестоких притеснениях монахинь базилианского ордена. Л. 12 – 18. ? РГИА. – Ф. 796. – Оп. 205. – Д. 282. Список с секретно конфиденциального отношения синодального члена Иосифа, митрополита Литовского и Виленского, к обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 10 января 1855 года за №40. Л. 13 – 18 об.:

Записка, составленная в марте месяце 1860 года, о безъименной записке, переданной высочайше на обсуждение в учрежденном комитете при Св. Синоде // ЗИМЛ. Т. 2. С. 691 – 696. ? РГИА. – Ф. 796. – Оп. 205. – Д. 281. Записки митрополита Иосифа о своей жизни и деятельности, с включением копий официальной переписки и письма имп. Александру II. Автографы и писарские копии. Л. 5 – 10;

Список с рапорта Святейшему Синоду, от 21 апреля 1855 года за №895, о книге, изданной в Париже в 1853 году, под заглавием «Рим», наполненной клеветою по делу воссоединения униатов // ЗИМЛ. Т. 2. С. 594 – 597. ? РГИА в Петербурге. – Фонд 796. – Оп. 205. – Д. 282. Представление митр. Иосифа Синоду, обер-прокурору и Московскому митр. Филарету по вопросу о воссоединении греко-униатской церкви с Православной, о положении Православия в западных губерниях, об издании в Париже книги «Рим» с клеветническими сообщениями о жестоких притеснениях монахинь униатского базилианского ордена. Собственноручные и писарские копии. Л. 33 – 34 об.;

Список с постановления коллегии от 7 февраля 1834, о принятии для униатских церквей служебника и книги молебных пений, печатаемых в Московской синодальной типографии, и об устройстве иконостасов, утварей и священных облачений // ЗИМЛ. Т. 2. С. 662 – 664. ? РГИА. – Ф. 824. – Оп. 1. – Д. 24. По рассуждении Греко-унитской коллегии о соблюдении в унитских церквах обрядов Греко-восточной Церкви и об устроении в них иконостасов и проч. Л. 1 – 3 об.;

Копия письма к Серафиму, митрополиту С.-Петербургскому, от 24 сентября 1836, о личном присоединении к Православию // ЗИМЛ. Т. 1. С. 710 – 712; Копия прошения в Святейший Синод от 15 мая 1833, о желании присоединиться лично к Православию // ЗИМЛ. Т. 1. С. 620 – 621. ? РГИА в Петербурге. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 11. Прошения грекоуниатского епископа Иосифа о присоединении к Православной Церкви и соображения о воссоединении всей грекоунитской церкви. Л. 1 – 3;

Черновая записка от 8 октября 1836, о причинах решимости присоединиться лично к Православию // ЗИМЛ. Т. 1. С. 712 – 719. ? РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 11. Прошения грекоуниатского епископа Иосифа о присоединении к Православной Церкви и соображения о воссоединении всей грекоунитской церкви (Собственноручная записка его, от 8 октября 1836 г. о необходимости подчинить грекоунитское духовенство прямо Св. Синоду). Л. 4 – 7.;

   Черновая докладная записка, составленная в ноябре 1836, от имени Блудова, с проектом высочайшего указа, о передаче униатских дел из министерства внутренних дел в ведомство обер-прокурора Св. Синода // ЗИМЛ. Т. 1. С. 719 – 722. ? РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 10. Об учреждении Секретного комитета по делам грекоунитским (тут же копии со всеподданнейших докладов министра внутренних дел по преобразованию грекоунитской части). (Записка 8 декабря 1836 г.). Л. 19 – 22 об.;

Докладная записка, составленная в мае 1835, об учреждении комитета по униатским делам // ЗИМЛ. Т. 1. С. 687 – 690. ? РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 10. Об учреждении Секретного комитета по делам грекоунитским (тут же копии со всеподданнейших докладов министра внутренних дел по преобразованию грекоунитской части). (Записка, предоставленная императору 26 мая 1835). Л. 14 – 17.;

Докладная записка от 25 апреля 1834, о положении униатского дела и о дальнейших по оному предположениях // ЗИМЛ. Т. 1. С. 665 – 669. ? РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 10. Об учреждении Секретного комитета по делам грекоунитским (тут же копии со всеподданнейших докладов министра внутренних дел по преобразованию грекоунитской части). Л. 5 – 9.;

Отношение графу Протасову от 18 декабря 1842 г. // ЗИМЛ. Т. 1. С. 147 – 150. ? РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. Д. 27. Конфиденциальные отношения преосвященного Литовского Иосифа по предмету воссоединения униатов и по другим предметам, касающимся епархиального управления. Л. 1 – 99.;

Записка от 1 декабря 1838 г., о способах порешить окончательно воссоединение униатов с Православной Церковью // ЗИМЛ. Т. 2. С. 78 – 85. ? РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 11. Прошения грекоуниатского епископа Иосифа о присоединении к Православной Церкви и соображения о воссоединении всей грекоунитской церкви. Л. 8 – 11.;

Записка от 28 декабря 1841 г., на счет предпложенного было оставления в латинстве совращенных униатов // ЗИМЛ. Т. 2. С. 194 – 196. ? РГИА в Петербурге. – Фонд 797. – Оп. 87. – Д. 28. О правилах для разбора дел касательно возвращения в Православие из бывшей унии // Собственноручная записка архиепископа Литовского Иосифа с мнением по тому же предмету. Л. 5 – 6 об.;

АРАН. – Ф. 29. – Оп. 4. – Д. 39. Записка о поставлении из воссоединенного духовенства двух викариев для обеих воссоединенных епархий. Л. 1 – 1 об. ? ЗИМЛ. Т. 2. С. 124 – 125. ? РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 11. Прошения грекоуниатского епископа Иосифа о присоединении к Православной Церкви и соображения о воссоединении всей грекоунитской церкви. Л. 39 – 39 об. –

полностью соответствуют друг другу с незначительными отличиями, неизбежно возникающими при переписывании текста вручную. Очевидно, что тексты не подвергались ни правке, ни купюрам, ни смысловой коррекции. Нет никакого основания подозревать, что все прочие, собранные митрополитом Иосифом материалы официального характера могут иметь какие-либо намеренные искажения, меняющие содержание и смысл текстов.

Отсюда следует, что изданные Российской Академией наук в 1883 году Записки митрополита Иосифа с их Приложениями, содержащими большое количество документов, являются полноценным, заслуживающим доверия исследователей источником для изучения событий, связанных с упразднением унии и возрождением Православия на белорусских землях. Приложенными к ЗИМЛ документами можно смело пользоваться наравне с архивными материалами. Такой вывод заставляет признать, что Воспоминания Высокопреосвященного Иосифа, в которых описание всех его действий сопровождается ссылками на документы, оказываются адекватными событиям, в максимальной степени удалеными от предвзятости и субъективизма.

Остается последний вопрос: как сложилась судьба той части мемуаров высокопреосвященного Иосифа, которые он составил после 1862 года, которые не попали в упоминавшийся дубовый сундук. Эта часть воспоминаний, охватывающая собой 1861 – 1868 годы в настоящее время хранится в РГИА. – Ф. 796. – Оп. 205. – Д. 281. «Записки митр. Иосифа о своей жизни и деятельности, с копий оригинальной переписки и письма имп. Александру II. включением Авторские и писарские копии» (Л. 11 – 16 об.). После кончины владыки в его покоях оказалась огромное количество разных бумаг. Они были перевязаны в пачку и переданы обер-прокурору Св. Синода Д.А. Толстому, который привез ее в Петербург в декабре 1868 года, где передал лично в руки заведующего синодального архива. В неразобранном виде эта папка пролежала до 1895 года, когда ее обнаружил Г.Я. Киприанович. Этот маститый ученый, педагог и биограф митрополита Иосифа сразу же оценил значение попавших в его руки бумаг. Он включил эти записки высокопреосвященного в качестве приложения к своей книге «Жизни Иосифа Семашки», которая увидела свет в 1897 году[6]. Так что ни одна часть мемуаров митрополита Иосифа не осталась неопубликованной. Это, без сомнения, отрадно, но до сих пор непонятно: почему архиерей-воссоединитель не положил записи последних лет в тот дубовый сундук? Можно лишь предположить, что в предсмертном состоянии его мысли уже были далеки от всего земного, в том числе и от сохраненной на бумаге памяти.

 

Источники и литература

  1. 1841 – 1850. ЗИМЛ. Т. 3. С. 551 – 968.
  2. АРАН – Оп. 6. – Д. 10. Список с рапорта Св. Синоду, от 25 сентября 1852 года за №3804, относительно крещения подкидышей Виленского воспитательного дома «Иисус-Младенец», показанных сомнительно крещенными по римскому обряду. Л. 4 – 6 об.
  3. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 1. – Д. 1. Записки И. Семашко, часть I. Л. 1 – 92.
  4. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 1. – Д. 11. Важнейшие распоряжения Преосвященного Литовского Иосифа, выписанные из Протокола. 1841 – 1850. Л. 1 – 236.
  5. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 75. Копия донесения к министру Блудову, от 24 декабря 1834 за №750, о сделанном распоряжении к устройству по церквам иконостасов. Л. 3 – 3 об.
  6. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 76. Копия донесения в коллегию от 14 марта 1834 за №94, о приобретении для Жировицкого кафедрального собора церковной утвари на деньги, вырученные от продажи излишнего для него, старого церковного серебра и проч. Л. 4 – 5.
  7. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 77. Копия предлоожения викарному епископу Антонию, от 5 мая 1834 за №69, об учреждении в Жировицах комитета для испытания священно и церковнослужителей. Л. 5 об. – 6.
  8. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 78. Копия предложения в Литовскую консисторию, от 16 апреля 1834 за №148, об образовании и пристроении к местам священно и церковно-служительских детей. Л. 6 об. – 7 об.
  9. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 79. Копия предложения Правлению Литовской семинарии от 22 августа 1834 за №396, об учреждении при семинарии дьячковского училища. Л. 8 – 8 об.
  10. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 80. Копия предложения в Литовскую консисторию от 4 мая 1834 за №165, об устройстве церквей и наблюдении Греко-Восточного богослужения. Л. 9 – 10 об.
  11. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 81. Копия с донесения в коллегию от 2 июня 1834 за №223, о состоянии Белорусской семинарии. Л. 11 – 14.
  12. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 82. Копия с донесения в коллегию от 26 июня 1834 за №225, о состоянии Литовской семинарии. Л. 14 об. – 15 об.
  13. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 83. Копия с донесения в коллегию от 7 октября 1835 №670, о мерах, принятых к образованию церковно-служителей. Л. 16 – 16 об.
  14. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 84. Копия с донесения в коллегию от 9 октября 1835 за №678, о мерах, принятых для восстановления по церквам правильного богослужения по Греко-Восточному обряду. Л. 17 – 19.
  15. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 85. Копия с донесения в коллегию от 25 ноября 1836 за №991, об упразднении по церквам амвонов. Л. 19 об. – 20.
  16. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 86. Копия с предложения в Литовскую консисторию от 27 ноября 1836 за №997, об упразднении по церквам боковых престолов. Л. 20 об. – 21.
  17. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 87. Копия с секретного отношения к генерал-лейтенанту Головину, от 28 июня 1836 за №571, о распорядительных мерах при введении по церквам Литовской епархии служебника Московской печати. Л. 21 об. – 22.
  18. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 88. Копия с указа Правительствующего Сената от 10 ноября 1832, о назначении преосвященного Иосифа членом Греко-унитской коллегии. Л. 1 – 1 об.
  19. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 3. – Д. 74. Копия донесения в Греко-унитскую духовную коллегию от 28 июля 1833, за №65, о состоянии Белорусской и Литовской семинарий. Л. 1 – 2 об.
  20. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 4. – Д. 30. Отношение графа Протасова от 30 апреля1839 года за №566, о Высочайшем соизволении на облегчение воссоединенным некоторых местных обычаев. Л. 1.
  21. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 4. – Д. 39. Записка о поставлении из воссоединенного духовенства двух викариев для обеих воссоединенных епархий. Л. 1 – 1 об.
  22. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 4. – Д. 39. Записка о поставлении из воссоединенного духовенства двух викариев для обеих воссоединенных епархий. Л. 1 – 1 об.
  23. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 51. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода от 21 января 1846 года за №233, с просьбой об отпуске суммы на устройство в Тринополе загородного архиерейского дома. Л. 1 – 2 об.
  24. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 53. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 24 января 1846 года за №259, о наложении штрафа по 25 коп. за каждые сутки на родителей, которых дети опаздывают прибыть в семинарию и училища. Л. 4 – 4 об.
  25. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 55. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода от 5 сентября 1846 года за №2514, с мнением насчет изменения 74 ст. X. Т. Свода Законов, о браках лиц православных с латинами. Л. 5.
  26. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 56. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода от 23 октября 1846 года за №2986, касательно заведения нового порядка в отпуске из казначейства жалования для сельских причтов. Л. 7 – 9.
  27. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 59. Список с отношения к Виленскому военному губернатору Мирковичу от 12 марта 1847 года за №725, о бухгалтере Лидского казначейства Петре Образцове, совратившемся из Православия в латинство. Л. 13 – 15.
  28. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 60. Список с отношения к Виленскому военному губернатору, от 13 марта 1847 года за №754, о чиновнице Корецкой, перешедшей с сестрою и матерью в латинство. Л. 15 – 17.
  29. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 5. – Д. 61. Список с отношения к Виленскому военному губернатору от 14 марта 1847 года за №766, о латинских иноках, содержащихся по помещичьим дворам. Л. 17 – 18.
  30. АРАН. – Ф. 29. – Оп. 6. – Д. 9. Список с рапорта Св. Синоду, от 21 сентября 1852 года за №3727, о своевольной постройке латинских каплиц и определении ксендзов туда, где их прежде не бывало. Л. 1 – 3 об.
  31. Графу Протасову, 10 января 1855 года №40 (секретно и конфиденциально) // ЗИМЛ. Т. 2. С. 542 – 547.
  32. Докладная записка от 25 апреля 1834, о положении униатского дела и о дальнейших по оному предположениях // ЗИМЛ. Т. 1. С. 665 – 669.
  33. Докладная записка, составленная в мае 1835, об учреждении комитета по униатским делам // ЗИМЛ. Т. 1. С. 687 – 690.
  34. Записка о поставлении из воссоединенного духовенства двух викариев для обеих воссоединенных епархий // ЗИМЛ. Т. 2. С. 124 – 125.
  35. Записка о поставлении из воссоединенного духовенства двух викариев для обеих воссоединенных епархий // ЗИМЛ. Т. 2. С. 124 – 125. РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 11. Прошения грекоуниатского епископа Иосифа о присоединении к Православной Церкви и соображения о воссоединении всей грекоунитской церкви. Л. 39 – 39 об.
  36. Записка от 1 декабря 1838 г., о способах порешить окончательно воссоединение униатов с Православной Церковью // ЗИМЛ. Т. 2. С. 78 – 85.
  37. Записка от 28 декабря 1841 г., на счет предпложенного было оставления в латинстве совращенных униатов // ЗИМЛ. Т. 2. С. 194 – 196.
  38. Записка, 26 февраля 1859 года // ЗИМЛ. Т. 2. С. 558 – 564.
  39. Записка, составленная в марте месяце 1860 года, о безъименной записке, переданной высочайше на обсуждение в учрежденном комитете при Св. Синоде // ЗИМЛ. Т. 2. С. 691 – 696.
  40. Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора: в 3 т. – СПб. : Типография императорской Академии Наук, 1883. – Т. 1. С. ІІІ – IV.
  41. Записки собственноручно писанные Иосифом, архиепископом Литовским // ЗИМЛ. Т. 1. С. 1 – 46.
  42. Иосиф (Семашко), митрополит. Новооткрытые Записки Иосифа, митрополита Литовского. 1861 – 1868 г. // Киприанович Г.Я. Жизнь Иосифа Семашки. – С. 527 – 546. С. 531.
  43. Иосиф (Семашко), митрополит. Новооткрытые Записки Иосифа, митрополита Литовского. 1861 – 1868 г. // Киприанович, Г.Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского и воссоединение западно-русских униатов с православною церковию в 1839 г. / Г.Я. Киприанович. – изд. 2-е испр. и доп. – Вильна : Типография И. Блюмовича, 1897. – 613 с. – С. 527 – 546.
  44. Копия донесения в Греко-унитскую духовную коллегию от 28 июля 1833, за №65, о состоянии Белорусской и Литовской семинарий // ЗИМЛ. Т. 1. С. 722 – 724.
  45. Копия донесения к министру Блудову, от 24 декабря 1834 за №750, о сделанном распоряжении к устройству по церквам иконостасов // ЗИМЛ. Т. 1. С. 724 – 725.
  46. Копия письма к Серафиму, митрополиту С.-Петербургскому, от 24 сентября 1836, о личном присоединении к Православию // ЗИМЛ. Т. 1. С. 710 – 712.
  47. Копия прошения в Святейший Синод от 15 мая 1833, о желании присоединиться лично к Православию // ЗИМЛ. Т. 1. С. 620 – 621.
  48. Копия с донесения в коллегию от 14 марта 1834 за №94, о приобретении для Жировицкого кафедрального собора церковной утвари на деньги, вырученные от продажи излишнего для него, старого церковного серебра и проч. // ЗИМЛ. Т. 1. С. 725 – 727.
  49. Копия с донесения в коллегию от 2 июня 1834 за №223, о состоянии Белорусской семинарии // ЗИМЛ. Т. 1. С. 731 – 735.
  50. Копия с донесения в коллегию от 25 ноября 1836 за №991, об упразднении по церквам амвонов // ЗИМЛ. Т. 1. С. 740.
  51. Копия с донесения в коллегию от 26 июня 1834 за №225, о состоянии Литовской семинарии // ЗИМЛ. Т. 1. С. 735 – 736.
  52. Копия с донесения в коллегию от 7 октября 1835 №670, о мерах, принятых к образованию церковно-служителей // ЗИМЛ. Т. 1. С. 736 – 737.
  53. Копия с донесения в коллегию от 9 октября 1835 за №678, о мерах, принятых для восстановления по церквам правильного богослужения по Греко-Восточному обряду // ЗИМЛ. Т. 1. С. 737 – 740.
  54. Копия с предложения в Литовскую консисторию от 27 ноября 1836 за №997, об упразднении по церквам боковых престолов // ЗИМЛ. Т. 1. С. 740 – 741.
  55. Копия с предложения в Литовскую консисторию от 4 мая 1834 за №165, об устройстве церквей и наблюдении Греко-Восточного богослужения // ЗИМЛ. Т. 1. С. 730 – 731.
  56. Копия с предложения в Литовскую консисторию, от 16 апреля 1834 за №148, об образовании и пристроении к местам священно и церковно-служительских детей.ЗИМЛ. Т. 1. С. 729.
  57. Копия с предложения викарному епископу Антонию, от 5 мая 1834 за №69, об учреждении в Жировицах комитета для испытания священно и церковнослужителей // ЗИМЛ. Т. 1. С. 727.
  58. Копия с предложения Правлению Литовской семинарии от 22 августа 1834 за №396, об учреждении при семинарии дьячковского училища // ЗИМЛ. Т. 1. С. 729 – 730.
  59. Копия с секретного отношения к генерал-лейтенанту Головину, от 28 июня 1836 за №571, о распорядительных мерах при введении по церквам Литовской епархии служебника Московской печати // ЗИМЛ. Т. 1. С. 741 – 742.
  60. Копия с указа Правительствующего Сената от 10 ноября 1832, о назначении преосвященного Иосифа членом Греко-унитской коллегии // ЗИМЛ. Т. 1. С. 742 – 743.
  61. Отношение графа Протасова от 30 апреля1839 года за №566, о Высочайшем соизволении на облегчение воссоединенным некоторых местных обычаев // ЗИМЛ. Т. 2. С. 93.
  62. Отношение графу Протасову от 18 декабря 1842 г. // ЗИМЛ. Т. 1. С. 147 – 150.
  63. РГИА в Петербурге. – Фонд 796. – Оп. 205. – Д. 282. Представление митр. Иосифа Синоду, обер-прокурору и Московскому митр. Филарету по вопросу о воссоединении греко-униатской церкви с Православной, о положении Православия в западных губерниях, об издании в Париже книги «Рим» с клеветническими сообщениями о жестоких притеснениях монахинь униатского базилианского ордена. Собственноручные и писарские копии. Л. 33 – 34 об.;
  64. РГИА в Петербурге. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 11. Прошения грекоуниатского епископа Иосифа о присоединении к Православной Церкви и соображения о воссоединении всей грекоунитской церкви. Л. 1 – 3.
  65. РГИА в Петербурге. – Фонд 797. – Оп. 87. – Д. 28. О правилах для разбора дел касательно возвращения в Православие из бывшей унии // Собственноручная записка архиепископа Литовского Иосифа с мнением по тому же предмету. Л. 5 – 6 об.
  66. РГИА. – Ф. 796. – Оп. 205. – Д. 281. Записки митрополита Иосифа о своей жизни и деятельности, с включением копий официальной переписки и письма имп. Александру II. Автографы и писарские копии. Л. 5 – 10;
  67. РГИА. – Ф. 796. – Оп. 205. – Д. 282. Список с секретно конфиденциального отношения синодального члена Иосифа, митрополита Литовского и Виленского, к обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 10 января 1855 года за №40. Л. 13 – 18 об.
  68. РГИА. – Ф. 796. – Оп. 205. – Д. 283. Всеподданнейшая записка митр. Иосифа о Польше и о борьбе с польским влиянием в западных губерниях. Л. 1 – 8 об.
  69. РГИА. – Ф. 796. – Оп. 205. – Д. 294. Запрос обер-прокурора Синода и   представление архиепископа Василия о состоянии базилианских монастырей в Белорусской униатской епархии во время воссоединения. Приложене: перевод статей из периодических газет о жестоких притеснениях монахинь базилианского ордена. Л. 12 – 18.
  70. РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 10. Об учреждении Секретного комитета по делам грекоунитским (тут же копии со всеподданнейших докладов министра внутренних дел по преобразованию грекоунитской части). (Записка 8 декабря 1836 г.). Л. 19 – 22 об.
  71. РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 10. Об учреждении Секретного комитета по делам грекоунитским (тут же копии со всеподданнейших докладов министра внутренних дел по преобразованию грекоунитской части). (Записка, предоставленная императору 26 мая 1835). Л. 14 – 17.
  72. РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 10. Об учреждении Секретного комитета по делам грекоунитским (тут же копии со всеподданнейших докладов министра внутренних дел по преобразованию грекоунитской части). Л. 5 – 9.
  73. РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 11. Прошения грекоуниатского епископа Иосифа о присоединении к Православной Церкви и соображения о воссоединении всей грекоунитской церкви (Собственноручная записка его, от 8 октября 1836 г. о необходимости подчинить грекоунитское духовенство прямо Св. Синоду). Л. 4 – 7.
  74. РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. – Д. 11. Прошения грекоуниатского епископа Иосифа о присоединении к Православной Церкви и соображения о воссоединении всей грекоунитской церкви. Л. 8 – 11.
  75. РГИА. – Ф. 797. – Оп. 87. Д. 27. Конфиденциальные отношения преосвященного Литовского Иосифа по предмету воссоединения униатов и по другим предметам, касающимся епархиального управления. Л. 1 – 99.
  76. РГИА. – Ф. 824. – Оп. 1. – Д. 24. По рассуждении Греко-унитской коллегии о соблюдении в унитских церквах обрядов Греко-восточной Церкви и об устроении в них иконостасов и проч. Л. 1 – 3 об.
  77. Романчук А., священник. Митрополит Иосиф Семашко. Религиозные и морально-нравственные основы деятельности // Нёман. 2003. № 8. С. 184 – 189.
  78. Список с отношения к Виленскому военному губернатору Мирковичу от 12 марта 1847 года за №725, о бухгалтере Лидского казначейства Петре Образцове, совратившемся из Православия в латинство // ЗИМЛ. Т. 2. С. 409 – 411.
  79. Список с отношения к Виленскому военному губернатору от 14 марта 1847 года за №766, о латинских иноках, содержащихся по помещичьим дворам // ЗИМЛ. Т. 2. С. 413 – 414.
  80. Список с отношения к Виленскому военному губернатору, от 13 марта 1847 года за №754, о чиновнице Корецкой, перешедшей с сестрою и матерью в латинство // ЗИМЛ. Т. 2. С. 411 – 413.
  81. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода от 21 января 1846 года за №233, с просьбой об отпуске суммы на устройство в Тринополе загородного архиерейского дома // ЗИМЛ. Т. 2. С. 401 – 402.
  82. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода от 23 октября 1846 года за №2986, касательно заведения нового порядка в отпуске из казначейства жалования для сельских причтов // ЗИМЛ. Т. 2. С. 405 – 407.
  83. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода от 5 сентября 1846 года за №2514, с мнением насчет изменения 74 ст. X. Т. Свода Законов, о браках лиц православных с латинами // ЗИМЛ. Т. 2. С. 404 – 405.
  84. Список с постановления коллегии от 7 февраля 1834, о принятии для униатских церквей служебника и книги молебных пений, печатаемых в Московской синодальной типографии, и об устройстве иконостасов, утварей и священных облачений // ЗИМЛ. Т. 2. С. 662 – 664.
  85. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 24 января 1846 года за №259, о наложении штрафа по 25 коп. за каждые сутки на родителей, которых дети опаздывают прибыть в семинарию и училища // ЗИМЛ. Т. 2. С. 403 – 404.
  86. Список с рапорта Св. Синоду, от 21 сентября 1852 года за №3727, о своевольной постройке латинских каплиц и определении ксендзов туда, где их прежде не бывало // ЗИМЛ. Т. 2. С. 569 – 572.
  87. Список с рапорта Св. Синоду, от 25 сентября 1852 года за №3804, относительно крещения подкидышей Виленского воспитательного дома «Иисус-Младенец», показанных сомнительно крещенными по римскому обряду // ЗИМЛ. Т. 2. С. 572 – 574.
  88. Список с рапорта Святейшему Синоду, от 21 апреля 1855 года за №895, о книге, изданной в Париже в 1853 году, под заглавием «Рим», наполненной клеветою по делу воссоединения униатов // ЗИМЛ. Т. 2. С. 594 – 597.
  89. Черновая докладная записка, составленная в ноябре 1836, от имени Блудова, с проектом высочайшего указа, о передаче униатских дел из министерства внутренних дел в ведомство обер-прокурора Св. Синода // ЗИМЛ. Т. 1. С. 719 – 722.
  90. Черновая записка от 8 октября 1836, о причинах решимости присоединиться лично к Православию // ЗИМЛ. Т. 1. С. 712 – 719.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора: в 3 т. – СПб. : Типография императорской Академии Наук, 1883. – Т. 1. С. ІІІ – IV.

[2] Романчук А., священник. Митрополит Иосиф Семашко. Религиозные и морально-нравственные основы деятельности // Нёман. 2003. № 8. С. 184 – 189.

[3] Иосиф (Семашко), митрополит. Новооткрытые Записки Иосифа, митрополита Литовского. 1861 – 1868 г. // Киприанович Г.Я. Жизнь Иосифа Семашки. – С. 527 – 546. С. 531.

[4] Там же.

[5] Киприанович Г.Я. Жизнь Иосифа Семашки. С. IX.

[6] Иосиф (Семашко), митрополит. Новооткрытые Записки Иосифа, митрополита Литовского. 1861 – 1868 г. // Киприанович, Г.Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского и воссоединение западно-русских униатов с православною церковию в 1839 г. / Г.Я. Киприанович. – изд. 2-е испр. и доп. – Вильна : Типография И. Блюмовича, 1897. – 613 с. – С. 527 – 546.

Рекомендуем

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Жировичский монастырь и Минскую духовную семинарию

В рамках визита на Жировичскую землю митрополит Вениамин совершил Божественную литургию, провел лекцию для студентов ОЗО МинДС, пообщался с преподавателями и студентами семинарии.