К вопросу о материальном содержании духовенства

Протодиакон Геннадий Малеев

Представленный к общецерковному обсуждению проект документа «О светской трудовой деятельности священнослужителей» имеет правильную структуру, включающую преамбулу и несколько разделов, посвященных практике совмещения, критериям оценки и конкретным направлениям деятельности клирика в качестве честного труженика в миру без оставления своих пастырских обязанностей. Заключительный раздел называется «Выводы».

Следует заметить, что этот проект не является результатом первого опыта в данной сфере: всем нам известен предыдущий аналог, существенно отличавшийся по форме и содержанию.

Вопросы, затрагиваемые настоящим проектом, настолько актуальны, что полемика по ним не прекращается уже продолжительное время на различных форумах и в разных периодических изданиях. От этого проекта ожидают своевременные ответы на весьма актуальные вопросы.

При знакомстве с содержанием проекта появились некоторые предложения, замечания, пожелания:

  1. В Преамбуле необходимо обозначить, как решался этот вопрос в Ветхом Завете, а не просто обозначить: «не нуждались в поиске дополнительных источников обеспечения себя и членов своей семьи». За счет чего это происходило: предоставлялся полный «пансион» или это был труд своих рук?
  2. Необходимо четко обозначить цель указанного проекта, а также задачи, выполнение которых обеспечивает достижение этой цели.
  3. Третий абзац преамбулы указывает на необходимое соответствие деятельности клирика законодательным светским нормам, что правильнее сформулировать как соответствие канонам и законодательным нормам страны проживания.
  4. Второй абзац п. II Преамбулы свидетельствует, что эта ситуация «не может быть признана общей нормой». Уместно эту формулировку изменить: «эта ситуация вообще не может быть нормой», ибо не только пастырю вверяются овцы стада Христова, но и сам пастырь вверяет себя Христу. Пастыри в Православной Церкви, как правило, женатые, многодетные, а потому не совсем корректно рекомендовать указанный в разделе «Практика совмещения» пример апостола Павла. Апостол Павел был женат? Сколько у него было детей?
  5. 15 правило VII Вселенского Собора указывает на занятие трудом для удовлетворения потребности тела. Если этот канон имеет общеобязательный контекст, то почему далеко не везде и не все выполняют его предписания? Или насущный вопрос решается не только за счет этого канона? Что говорит общий контекст канонов об этой проблеме?

Библейско-канонический контекст этого ответа можно резюмировать так: «Служащие алтарю, от алтаря питаются» (41 правило Святых Апостол). Неуместно быть воину на своем пропитании, а клирик – это не просто воин, а некий «офицер» – пастырь воинствующей Церкви.

  1. Поставленная проблема в указанном контексте решается за счет канонического контроля за распределением средств с учетом индивидуальных потребностей: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, яко убивый брата своего» (59 правило Святых Апостол).
  2. Содержание проекта включает указание на поиск «прецедентов» труда клириков в миру, а это свидетельствует о движении мысли у составителей от «икономии» к «акривии», что не свойственно современным тенденциям в церковной среде.
  3. Пример святых подвижников, рекомендуемый проектом, в большинстве представлен в форме заимствований из житий святителей, мучеников, преподобных, что не совсем корректно. Достойная жизнь священника более соответствует чину «праведных», угодников, живших в миру семейной жизнью. Этот чин очень малочисленный. Для удостоверения достаточно полистать церковный месяцеслов, где среди великого сонма святых не часто встретишь имя святого, прославленного в чине «праведного».
  4. В разделе «О работе в органах власти и силовых структурах» уместно приводится 81 правило Святых Апостол, чего нельзя сказать о применении 10 правила VII Вселенского Собора о занятии мирских должностей у вельмож клириками. Толкуя это правило канонисты свидетельствуют о предполагаемом здесь попечительстве клириков над полями начальников, где они назывались управителями (Аристин). В качестве альтернативы текст канона указывает на учительскую работу для клирика, что неуместно упоминать в разделе о властных и силовых структурах.
  5. В том же разделе указано «исключение», которое вызывает сомнение: клирику можно преподавать гражданские дисциплины в военных учебных заведениях. Как будет выглядеть уместность преподавания клириком физики, или химии, или математики для конструкторов оружия массового поражения?
  6. Запрещается клирику «всякое профессиональное участие в деятельности государственных судов, прокуратуры, в органах следствия и дознания…» (стр. 3). На стр. 7 указывается на пример преподобного Илии Экдика, адвоката XI века, с рекомендацией, в качестве трудовой деятельности, участия клириков в судебно-правовых процессах! В действительности, запрет и рекомендация в отношении указанного вида деятельности не помогают решить основной вопрос проекта. К сведению, адвокат является участником уголовного (в том числе) процесса в досудебных стадиях.

Предыдущий аналог настоящего проекта исключал адвокатскую деятельность из трудовой перспективы клириков.

Следует (в случае допущения адвокатской деятельности клириков) соотносить сужение Церкви с потенциальными последствиями рисков адвоката при защите интересов криминальных авторитетов, рецидивистов в суде, не только в случае выигрыша в судебном деле, но и в случае неуспеха.

  1. Рекомендуемый клирикам труд в госпредприятиях (стр. 4) не подпадает ли под действие 10 правила VII Вселенского Собора по аналогии с частным предприятием?
  2. Неудобопонимаемо восхваление медицинского труда священнослужителей с приведением примеров подвигов в этой практике и с одновременным указанием на категорический запрет этого вида деятельности для клириков в наше время.
  3. Не совсем ясно привлечение в качестве некоего аргумента текста 26 правила IV Вселенского Собора в разделе о предпринимательской деятельности.
  4. Запрет на занятие профессиональным спортом предваряется указанием на важность последнего для здоровья личности с цитированием из текстов Социальной концепции 2000 года. Указанная коллизия возникла из-за смешения понятий «физкультура» и «спорт», где первое является любительским, а второе профессиональным уровнем деятельности.
  5. В Выводе делается правильный акцент на метод решения указанных проблем, входящий в каноническую компетенцию правящих архиереев, на что неоднократно, в течение последних лет, делается соответствующий акцент в указаниях Святейшего Патриарха и в текстах новейших нормативных документов.
  6. В тексте проекта присутствует труднообъяснимая пространность вместо лаконичности, свойственной документам такого порядка.
  7. Предлагается компенсировать некоторое отсутствие конкретности следующим перечнем позволенных профессий для служащих клириков:
  • архивариус 
  • библиотекарь
  • водитель
  • делопроизводитель
  • издатель
  • кассир, кладовщик, контролер
  • мастер по ремонту часов и металлоизделий, ювелир
  • музейный работник
  • плиточник (отделочник)
  • плотник, столяр, резчик, краснодеревщик
  • переплетчик
  • печник
  • писатель
  • портной
  • почтальон (курьер)
  • психолог, педагог
  • реставратор
  • связист
  • соцработник
  • фермер
  • фотограф
  • художник
  • экскурсовод.
  1. Правящие архиереи, настоятели, благочинные должны содействовать получению светского достойного высшего образования молодыми клириками. Эти затраты сторицею себя окупят во всех отношениях.

Пресс-служба МинДС

Просмотрено: 211 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.