К вопросу о материальном содержании духовенства

Протодиакон Геннадий Малеев

Представленный к общецерковному обсуждению проект документа «О светской трудовой деятельности священнослужителей» имеет правильную структуру, включающую преамбулу и несколько разделов, посвященных практике совмещения, критериям оценки и конкретным направлениям деятельности клирика в качестве честного труженика в миру без оставления своих пастырских обязанностей. Заключительный раздел называется «Выводы».

Следует заметить, что этот проект не является результатом первого опыта в данной сфере: всем нам известен предыдущий аналог, существенно отличавшийся по форме и содержанию.

Вопросы, затрагиваемые настоящим проектом, настолько актуальны, что полемика по ним не прекращается уже продолжительное время на различных форумах и в разных периодических изданиях. От этого проекта ожидают своевременные ответы на весьма актуальные вопросы.

При знакомстве с содержанием проекта появились некоторые предложения, замечания, пожелания:

  1. В Преамбуле необходимо обозначить, как решался этот вопрос в Ветхом Завете, а не просто обозначить: «не нуждались в поиске дополнительных источников обеспечения себя и членов своей семьи». За счет чего это происходило: предоставлялся полный «пансион» или это был труд своих рук?
  2. Необходимо четко обозначить цель указанного проекта, а также задачи, выполнение которых обеспечивает достижение этой цели.
  3. Третий абзац преамбулы указывает на необходимое соответствие деятельности клирика законодательным светским нормам, что правильнее сформулировать как соответствие канонам и законодательным нормам страны проживания.
  4. Второй абзац п. II Преамбулы свидетельствует, что эта ситуация «не может быть признана общей нормой». Уместно эту формулировку изменить: «эта ситуация вообще не может быть нормой», ибо не только пастырю вверяются овцы стада Христова, но и сам пастырь вверяет себя Христу. Пастыри в Православной Церкви, как правило, женатые, многодетные, а потому не совсем корректно рекомендовать указанный в разделе «Практика совмещения» пример апостола Павла. Апостол Павел был женат? Сколько у него было детей?
  5. 15 правило VII Вселенского Собора указывает на занятие трудом для удовлетворения потребности тела. Если этот канон имеет общеобязательный контекст, то почему далеко не везде и не все выполняют его предписания? Или насущный вопрос решается не только за счет этого канона? Что говорит общий контекст канонов об этой проблеме?

Библейско-канонический контекст этого ответа можно резюмировать так: «Служащие алтарю, от алтаря питаются» (41 правило Святых Апостол). Неуместно быть воину на своем пропитании, а клирик – это не просто воин, а некий «офицер» – пастырь воинствующей Церкви.

  1. Поставленная проблема в указанном контексте решается за счет канонического контроля за распределением средств с учетом индивидуальных потребностей: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, яко убивый брата своего» (59 правило Святых Апостол).
  2. Содержание проекта включает указание на поиск «прецедентов» труда клириков в миру, а это свидетельствует о движении мысли у составителей от «икономии» к «акривии», что не свойственно современным тенденциям в церковной среде.
  3. Пример святых подвижников, рекомендуемый проектом, в большинстве представлен в форме заимствований из житий святителей, мучеников, преподобных, что не совсем корректно. Достойная жизнь священника более соответствует чину «праведных», угодников, живших в миру семейной жизнью. Этот чин очень малочисленный. Для удостоверения достаточно полистать церковный месяцеслов, где среди великого сонма святых не часто встретишь имя святого, прославленного в чине «праведного».
  4. В разделе «О работе в органах власти и силовых структурах» уместно приводится 81 правило Святых Апостол, чего нельзя сказать о применении 10 правила VII Вселенского Собора о занятии мирских должностей у вельмож клириками. Толкуя это правило канонисты свидетельствуют о предполагаемом здесь попечительстве клириков над полями начальников, где они назывались управителями (Аристин). В качестве альтернативы текст канона указывает на учительскую работу для клирика, что неуместно упоминать в разделе о властных и силовых структурах.
  5. В том же разделе указано «исключение», которое вызывает сомнение: клирику можно преподавать гражданские дисциплины в военных учебных заведениях. Как будет выглядеть уместность преподавания клириком физики, или химии, или математики для конструкторов оружия массового поражения?
  6. Запрещается клирику «всякое профессиональное участие в деятельности государственных судов, прокуратуры, в органах следствия и дознания…» (стр. 3). На стр. 7 указывается на пример преподобного Илии Экдика, адвоката XI века, с рекомендацией, в качестве трудовой деятельности, участия клириков в судебно-правовых процессах! В действительности, запрет и рекомендация в отношении указанного вида деятельности не помогают решить основной вопрос проекта. К сведению, адвокат является участником уголовного (в том числе) процесса в досудебных стадиях.

Предыдущий аналог настоящего проекта исключал адвокатскую деятельность из трудовой перспективы клириков.

Следует (в случае допущения адвокатской деятельности клириков) соотносить сужение Церкви с потенциальными последствиями рисков адвоката при защите интересов криминальных авторитетов, рецидивистов в суде, не только в случае выигрыша в судебном деле, но и в случае неуспеха.

  1. Рекомендуемый клирикам труд в госпредприятиях (стр. 4) не подпадает ли под действие 10 правила VII Вселенского Собора по аналогии с частным предприятием?
  2. Неудобопонимаемо восхваление медицинского труда священнослужителей с приведением примеров подвигов в этой практике и с одновременным указанием на категорический запрет этого вида деятельности для клириков в наше время.
  3. Не совсем ясно привлечение в качестве некоего аргумента текста 26 правила IV Вселенского Собора в разделе о предпринимательской деятельности.
  4. Запрет на занятие профессиональным спортом предваряется указанием на важность последнего для здоровья личности с цитированием из текстов Социальной концепции 2000 года. Указанная коллизия возникла из-за смешения понятий «физкультура» и «спорт», где первое является любительским, а второе профессиональным уровнем деятельности.
  5. В Выводе делается правильный акцент на метод решения указанных проблем, входящий в каноническую компетенцию правящих архиереев, на что неоднократно, в течение последних лет, делается соответствующий акцент в указаниях Святейшего Патриарха и в текстах новейших нормативных документов.
  6. В тексте проекта присутствует труднообъяснимая пространность вместо лаконичности, свойственной документам такого порядка.
  7. Предлагается компенсировать некоторое отсутствие конкретности следующим перечнем позволенных профессий для служащих клириков:
  • архивариус 
  • библиотекарь
  • водитель
  • делопроизводитель
  • издатель
  • кассир, кладовщик, контролер
  • мастер по ремонту часов и металлоизделий, ювелир
  • музейный работник
  • плиточник (отделочник)
  • плотник, столяр, резчик, краснодеревщик
  • переплетчик
  • печник
  • писатель
  • портной
  • почтальон (курьер)
  • психолог, педагог
  • реставратор
  • связист
  • соцработник
  • фермер
  • фотограф
  • художник
  • экскурсовод.
  1. Правящие архиереи, настоятели, благочинные должны содействовать получению светского достойного высшего образования молодыми клириками. Эти затраты сторицею себя окупят во всех отношениях.

Пресс-служба МинДС

Просмотрено: 103 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.