Труды священномученика Митрофана (Краснопольского) по борьбе с пьянством в Могилевской и Минской епархиях в 1907-1916 гг.

20 декабря 2019 Версия для печати

Постановлением Святейшего Синода, утвержденным Указом императора Николая II от 25 января 1907 г., в Могилевской епархии была учреждена кафедра викарного епископа. На эту кафедру с титулом «епископ Гомельский» был избран ректор Могилевской духовной семинарии архимандрит Митрофан (Краснопольский). 

 

 

Информация в «Могилевских епархиальных ведомостях» об учреждении викариатства в Могилевской епархии и о намечающейся хиротонии во епископа архимандрита Митрофана (Краснопольского) в Санкт-Петербурге.

Хиротония архимандрита Митрофана во епископа Гомельского была совершена 11 февраля 1907 г. в Санкт-Петербурге. В рукоположении о. Митрофана принимали участие такие известные иерархи: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) (+1912), митрополит Московский Владимир (Богоявленский) (священномученик, +1918), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) (+1915), архиепископ Рижский Агафангел (Преображенский) (святитель исповедник +1928), архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) (будущий Святейший Патриарх, +1944), епископ Псковский Арсений (Стадницкий) (осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи, +1936), епископ Гдовский Кирилл (Смирнов) (священномученик, +1937) и др.

Преосвященный Митрофан, епископ Гомельский. Фото из «Вестника Виленского Свято-Духовского братства» за 1910 г.

Император Николай II оказал знаки внимания новопосвященному епископу Митрофану: 23 февраля 1907 г. он подарил ему полное архиерейское облачение с митрой.

Местопребывание епископу Гомельскому было определено в г. Могилеве, в Могилево-Братском Богоявленском монастыре[1], с назначением его на должность настоятеля этого монастыря [15, с. 28-30]. 

Фотография Могилево-Братского монастыря в период настоятельства в нем епископа Митрофана (Краснопольского) (1909 г.).

Одним из распространенных пороков того времени было пьянство. Например, в 1901 г. в Могилевской губернии было выпито 69 872 ведра (ведро – 12,3 литра) водки, или как ее тогда называли «хлебного вина». Это составляло около 4 литров чистого алкоголя на каждого жителя губернии [16]. Сегодня такое количество спиртного кажется небольшим (в Беларуси потребление чистого алкоголя составляет 11,2 литра на душу населения от 15 лет и старше), но в дореволюционной России это виделось огромной цифрой и побуждало наших соотечественников не игнорировать проблему и бить тревогу.

Исследователь того времени по проблеме пьянства доктор медицины Иван Васильевич Сажин (1868-?) указывал, что в России при меньшем, сравнительно с иностранными рабочими, заработке русский рабочий пропивал намного больше. Так, если американский рабочий пропивал 3,6% всего заработка, немецкий – 14,5%, то русский рабочий растрачивал на алкоголь в среднем 26,7%, а в некоторых местностях даже 47% [1, с. 1365].

Известный общественный деятель, борец за трезвость Михаил Дмитриевич Челышев (1866-1915), сподвижник епископа Митрофана по борьбе с пьянством в Государственной думе, отмечал: «40% новобранцев не годятся на военную службу. За год от опоя погибает свыше 200 тысяч человек. За год пропивается около двух миллиардов рублей, а весь урожай также приносит около двух миллиардов… Крестьяне переходят на отруба, затем продают землю, а деньги пропивают. По некоторым деревням до 90% школьников пьют» [19, с. 189]. 

М.В. Челышев в Государственной думе.

Такое печальное явление не могло не заставить отреагировать чуткого к нуждам народным епископа Митрофана, который сам был выходцем из крестьянской среды. В 1907 г. владыка был избран от Могилевской губернии членом Государственной думы третьего созыва. Преосвященный Митрофан принимал участие в работе Думы в течение пяти лет: с 1907 по 1912 гг. Там он познакомился с М.Д. Челышевым. 4 декабря 1907 г. группа депутатов написала заявление о необходимости отказа от поступления денег в бюджет, вырученных через продажу спиртных напитков. Это стало основанием для создания в Думе комиссии по борьбе с пьянством. 7 декабря 1907 г. епископ Митрофан произнес в Думе свою первую речь, посвященную борьбе с алкоголизмом – о необходимости образования комиссии по борьбе с пьянством. Комиссия была создана и в ее состав вошло 22 депутата. Председателем комиссии был избран владыка Митрофан, а его заместителем М.Д. Челышев [15, с. 40; 10, с. I; 11, с. 74; 2, стб. 855-858].

Преосвященный Митрофан зарекомендовал себя в Государственной думе как прекрасный оратор. Он выделялся своими пламенными речами против пьянства [15, с. 40]. Некоторые из речей святителя были напечатаны отдельно в виде листков Могилевской губернской типографией, а также опубликованы в периодических изданиях того времени «Могилевском вестнике» и «Могилевских епархиальных ведомостях»[2].

Комиссией был разработан законопроект о мерах по борьбе с пьянством, который был одобрен Думой в 1911 г. и передан на рассмотрение Государственного совета. Оттуда законопроект был передан на рассмотрение Государственной думы четвертого созыва и остался неутвержденным вплоть до начала Первой мировой войны [10, с. 74-75]. Владыка вспоминал, что на эту пятилетнюю борьбу за трезвость «потрачено было столько сил, вложено столько труда и, хотя все это не привело к желательным результатам, но думается, что оно не останется бесплодным в общей экономии народной жизни» [10, с. III].

Помимо ораторского таланта епископ Митрофан обладал даром проповедничества – его проповеди производили глубокое впечатление на слушающих. Святитель, следуя завету святого апостола Павла «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2), много содействовал искоренению греха пьянства через обличение этого недуга с церковного амвона. В своих проповедях он стремился показать пастве, каким величайшим бедствием является пьянство, и указать пути к избавлению от этого порока. Так в поучении в неделю по Просвещении, сказанном в 1910 г., архипастырь указывает, что пьянство является наиболее распространенным в его время пороком. С ним не хотят бороться, а между тем оно пустило огромные корни в жизни народной. Пьют как старики, так и молодые люди, как мужчины, так и женщины, как взрослые, так и дети. Желая показать всю бедственность положения, епископ Митрофан приводит статистические данные: в Московской губернии среди 10-летних подростков насчитывалось до 70% мальчиков и до 40% девочек пробовавших пить алкогольные напитки. Чтобы «сорвать с пьянства те покровы благоприличия, в которые оно незаслуженно облекается» архипастырь указывает, что алкоголизм, распространившийся повсюду, является первопричиной хилости и общей дряблости населения, громадного понижения его интеллектуальных способностей и стремительного роста преступлений. Большое количество душевнобольных, неврастеников, идиотов, эпилептиков, по замечанию святителя, было следствием отравления родителей пьянством [4, с. 38-39, 42].

В то время было распространено мнение, что алкоголь способен в какой-то степени утолять голод, поддерживать физическую силу. Например, известный русский писатель и публицист, один из идеологов революционного движения в России Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) писал: «В нашем сером холодном климате вино (имеется в виду хлебное вино, т.е. водка – П.Г.) так же необходимо простолюдину, как кислая капуста и квас. Долго смеялись над любовью русского мужика к щам и квасу, пока не узнали, что эта пища и это питье служат для него единственными предохранительными средствами от цинги. Точно так же нелепы лицемерные толки против потребности мужика выпить стакан вина после работы в сырости и холоде, при малой питательности употребляемой им пищи, при неудобствах его жилища и недостаточности его одежды. Противники употребления вина простым народом были бы правы только тогда, когда взамен стакана водки доставили бы ему обильный мясной стол, которым он теперь пользуется только по великим праздникам…» [16]. Епископ Митрофан в Поучении в неделю 35-ю по Пятидесятнице, сказанном им в 1910 г., разбивает миф о пользе употребления водки. Он говорит, что подобное мнение наивно и ложно. «Алкоголь не содержит никаких питательных веществ, – говорит Преосвященный Митрофан, – он не отлагается в организме в виде новых мускульных приобретений; в лучшем случае он сгорает внутри человека, а при пресыщении организма он оседает в его крови, как постороннее вещество, своим присутствием убивающее и задерживающее правильное кровообращение» [10, с. 175]. При этом владыка Митрофан указывает, что алкоголь особенно вреден тем, что действует на мозг человека, затемняя рассудок, нарушая правильный логический ход мышления, а затем вызывает паралич рук, ног и других частей тела. Архипастырь приводит научные данные своего времени, указывая, что алкоголь, употребленный даже в небольших количествах, присутствует в мозге человека спустя два или три дня после приема спиртного. Употреблению водки епископ Митрофан противопоставляет умеренное употребление виноградного вина и притом разбавленного, которое еще с древних времен использовалось как средство оживить, укрепить и уврачевать больной организм [10, с. 175-177].

Чтобы ярче изобразить весь ужас пьяного образа жизни, владыка Митрофан для большей наглядности дает описание, каким становится человек, отдавшись во власть пьянства. В поучении на день рождения Предтечи Господня Иоанна, сказанном в 1912 г., он так описывает пьющего человека: «Тело пьяницы плачет, ибо оно лишено природной крепости, в конец расшатано и преждевременно изношено. Оно подобно рваной одежде, которая едва прикрывает наготу человека. Походка его вялая, неуверенная, глаза воспаленные и блуждающие, лицо одутловатое, из уст его срываются слова бессвязные и, по большей части, бранчивые, ругательные … Он не отдает отчета в своих движениях и действиях, ибо разум его потемнел, и воля его утеряна». [6, с. 1067]. Там же архипастырь с горечью отмечает, к каким печальным последствиям приводит русский народ пьянство: «Гибнет святая Русь, гибнет русский народ, разрушается семья, калечится молодое поколение, отвечающее за грехи своих отцов» [6, с. 1068]. 

Одно из поучений епископа Гомельского Митрофана против пьянства, опубликованное в «Могилевских епархиальных ведомостях».

В своих поучениях против пьянства Преосвященный Митрофан обращается и к тем несчастным людям, которых захватила в свои объятия эта страсть. Он показывает, что у них есть возможность возвратиться в нормальную здоровую жизнь, если только они искренне раскаются в своем грехе и обратятся ко Христу. «Покайтеся, – призывает владыка в упомянутом поучении в неделю по Просвещении, – то есть перемените прежний греховный образ жизни и мыслей, не называйте добром того, что в глубокой сущности зло и вред, не относитесь с снисхождением к тому, что заслуживает одного порицания». [15, с. 126].

Антиалкогольный плакат. 1902 г.

Как оратор и борец за трезвость епископ Гомельский Митрофан неустанно говорил о проблеме пьянства в различных общественных собраниях. На первом всероссийском противоалкогольном съезде, который проходил в декабре 1909 г. в Санкт-Петербурге, архипастырь выступил с речью, где призвал к неослабевающей и в то же время разумной борьбе с алкоголизмом. «Как на войне, – говорил святитель, – против врага сильного ведут систематические атаки с целью кругом обойти его, так и в деле борьбы с пьянством необходима такая же планомерная работа. Недуг застарелый, пустивший глубокие корни в народной жизни, переплетшийся со всем народным бытом, требует лечения рационального. Излишняя порывистость, и в особенности чрезмерное расширение рамок поставленного вопроса, могут скорее навредить делу» [10, с. 150]. Наряду с этим епископ Митрофан отмечал, что для более эффективной борьбы с пьянством необходимо бороться не в одиночку, а «силами коллективными, общественными, и в умении собрать их – разгадка всякого успеха» [10, с. 151]. И в этой связи архипастырь указывал, что «съезд сделал бы великое дело, если бы он разбудил равнодушных, указав на грозную опасность от алкоголизации населения, и предостерег от последствий увлечения, порождаемого в умах оптимистических кажущейся выгодой питейного дела» [10, с. 151].

Эту же мысль владыка повторил при открытии первого чрезвычайного Могилевского губернского земского собрания в 1911 г., отметив необходимость упорной и беспощадной борьбы с пьянством. При этом он указал на серьезные противодействия этой борьбе экономического характера: бюджет земства располагал двумя миллионами рублей для строительства школ, больниц и т. п., а доход от продажи алкоголя в Могилевской губернии составлял шесть миллионов рублей ежегодно. Поэтому святитель призвал представителей земства к общественной борьбе «с возрастающим год от года пьянством» [5, с. 562-563].

На втором всероссийском противоалкогольном съезде, который проходил в августе 1912 г. в Москве, епископ Митрофан указал, что могучей силой в борьбе с алкоголизмом является Церковь и начальная школа. «Можно наперед предвидеть, – говорил святитель, – какое потрясающее получится впечатление, когда и в церкви и в школе одновременно заговорят о вреде пьянства, когда проповедник с кафедры будет беспощадно бичевать зло, а учитель в школе раскрывать перед детьми ужасные его последствия. Это будет действительно настоящая, реальная и при существующих условиях пока единственно возможная борьба с пьянством. И хочется верить и надеяться, что при дружных усилиях и Церкви и школы наконец зашатается так старательно возращенное российское древо пьянства» [7, с. 535]. Обращаясь к участникам съезда, Преосвященный Митрофан призывал их неутомимо бороться за трезвость в России и верить в успех начатого дела: «Пусть кругом волнуются свирепые волны страстей, пусть неистовствует при виде успеха вашего дела яростная злоба противников: им не разорить здания, построенного не на песке, а на твердом камне веры. Ведь вера – это та могучая сила, которая двигает горами. Вложите ее в ваше дело, и оно станет мощным и несокрушимым» [8, с. 1472].

Стараниями епископа Митрофана в 1912 г. в Могилеве было открыто Общество трезвости. 8 июля (по ст. ст.) в зале Могилевской городской думы состоялось собрание по случаю организации Общества трезвости. Собрание открыл владыка Митрофан, где выступил с речью о необходимости начать борьбу с пьянством, которое, по словам святителя, страшнее и опаснее для государства, чем неурожаи, болезни и войны. Преосвященный отметил, что одним из способов борьбы с пьянством является возможно широкое открытие обществ трезвости, построенных на церковных началах.

На собрании были приняты основные положения Общества. Так члены Могилевского Общества трезвости в храме давали обет полного воздержания от употребления спиртных напитков во всех его видах. Само общество было учреждено в виде отделения при Богоявленском церковном братстве г. Могилева, но имело свое самостоятельное правление. Председателем правления был избран епископ Митрофан. Тогда же был установлен размер членского взноса в Обществе трезвости. Он был небольшим – всего лишь 50 копеек в год[3].

Запись в члены общества осуществлялась ежедневно во время богослужения в храме Могилево-Братского Богоявленского монастыря, а обеты воздержания от алкоголя давались по воскресным дням после Литургии [12, с. 486-487].

Указом от 3 ноября 1912 г. Преосвященный Митрофан был перемещен на архипастырское служение на Минскую кафедру и стал именоваться епископом Минским и Туровским. В Минской епархии владыка нес свое служение до июля 1916 г. В этот период он состоял почетным членом Комиссии по вопросу об алкоголизме при Русском обществе охранения народного здравия в г. Санкт-Петербурге [15, с. 44, 54, 58]. Духовенство Минской епархии очень ценило епископа Митрофана как борца за трезвость. Клирик Минской епархии священник Иоанн Пашин (впоследствии епископ Рыльский, священномученик +1938) так отзывался о владыке: «Слава Милосердному Господу, что Он даровал нашей епархии сего архипастыря – известного борца за святую трезвость!» [15, с. 53, 191]. 

Преосвященный Митрофан, епископ Минский и Туровский. Фото 1915 г.

Труды по борьбе с пьянством Преосвященный Митрофан продолжил и в Минской епархии. Так на съезде Минского православного Свято-Николаевского народного братства он указывал на пагубность этого порока и на необходимость бороться с ним мерами нравственного убеждения, путем пастырского доброго слова, чтобы разбудить уснувшую от пьянства совесть и приостановить насколько это возможно разрушение семьи на почве пьянства. Владыка предлагал ввести в школах преподавание трезвости, как особого предмета, чтобы учебники трезвости получили самое широкое распространение, что единогласно поддержали участники съезда. Архипастырь рекомендовал повсеместно выставлять в школах картины, иллюстрирующие вред пьянства.

Одна из дореволюционных картин, иллюстрирующих вред пьянства.

Наряду с этим епископ Митрофан констатировал печальный факт, что распространившееся хулиганство есть порождение пьянства, является огромным социальным злом и стоит в тесной связи с революцией [18, с. 15-16; 20, с. 65-67].

Духовенству епархии архипастырь настоятельно рекомендовал открывать на приходах самостоятельные общества трезвости, приняв за образец устав общества трезвости в с. Киевец Минской губернии. Особенно просил владыка открывать такие общества на приходах Мозырского и Речицкого уездов, так как в этих глухих местностях народ особенно предавался пьянству. Епископ Митрофан, имея богатый опыт по борьбе с пьянством, не рекомендовал брать от поступающих в общество клятвенный зарок не пить на всю жизнь. «Лучше, – говорил он, – брать обещание на год, на два, а потом опять возобновлять». Также архипастырь рекомендовал устраивать трезвенные крестные ходы [20, с. 65-67].

8 апреля (по ст. ст.) 1914 г. владыка Митрофан возглавил торжества в г. Минске по открытию при православном вокзальном братстве общества трезвости, которое святитель принял под свое покровительство. За Божественной литургией архипастырь произнес глубоконазидательное слово о вреде пьянства и о пользе трезвости для русского народа. После Литургии был совершен Крестный ход с местночтимой святыней – Крупецкой иконой Божией Матери. После этого епископ Митрофан совершил освящение стоявшего на железнодорожных путях вагона трезвости. Вагон трезвости курсировал по всей линии Либаво-Роменской железной дороги и в нем проводились чтения для народа о вреде пьянства с показом слайдов или как их тогда называли «туманных картин» [13, с. 195].

Посещая приходы Минской епархии, епископ Митрофан в своих поучениях доступно и убедительно разъяснял пасомым, каким злом является пьянство, принявшее размеры национального бедствия. Владыка указывал, что от алкоголизма проистекает неисчерпаемое множество зол, угнетающих жизнь русского народа: нищета и разорение, физическое и нравственное вырождение, развал семьи, хулиганство и т. п. и призывал к организованной борьбе против этого недуга [17, с. 355, 378].

Для борьбы с пьянством по инициативе Преосвященного Митрофана в г. Минске устраивались противоалкогольные чтения, где с докладами выступал сам архипастырь. Чтения проходили в помещении коммерческого училища. На них собиралось огромное число посетителей, в их числе были городское и сельское духовенство, земские и общественные деятели, а также крестьяне, приезжавшие из деревень Минского уезда. Выступления владыки, по отзыву современников, производили на слушателей «сильное впечатление». [14, с. 148, 172].

Выступление Преосвященного Митрофана 11 февраля 1913 г. под названием «Беседа о вреде алкоголя и средствах борьбы с ним» было опубликовано в газете «Минское русское слово» и издано отдельной брошюрой [14, с. 172; 16].

Брошюра «Беседа о вреде алкоголя и средствах борьбы с ним», хранящаяся в фондах Национальной библиотеки Беларуси.

 В своем докладе святитель указал на тот печальный факт, что пьянство проникло во все уголки русской земли и почти не осталось таких мест, где люди ведут трезвую трудовую жизнь. Желая показать, во что превратило пьянство Россию, он дает такое яркое описание быта пьющей деревни: «Улицы грязные, дворы грязные, избушки покосились, выбитые стекла в окнах заложены рогожами, тряпками, соломой. Скотина тощая, голодная. По дворам бегают грязные мальчишки с большими выпученными животами. И не удивительно: питаются они одной картошкой или шелухой. Даже храмы Божии выглядят убого и неприглядно: кресты покосились, краска слезла» [9, с. 5]. Владыка говорит, что алкоголизм послужил почвой для повсеместного развития хулиганства. Огромное количество дегенератов, эпилептиков, сифилитиков, по замечанию епископа Митрофана, есть следствие сильной алкоголизации населения. Он приводит статистические данные о высоком потреблении алкоголя в России и на основании всего этого делает очень важное заключение: «Мы живем в стране алкоголизма» [15, с. 143; 9, с. 13].

Для избавления от этой, опутавшей русского человека страсти, архипастырь предлагает бороться самыми решительными мерами. Он говорит, что для искоренения пьянства общественность должна в корне изменить свое отношение к этому пороку: «Надо снять с пьяных тот ореол удальства, гордости, которым все пьющие себя окружают. Надо смотреть на пьянство, как общее, так и частичное, с ужасом и отвращением» [15, с. 143-144; 9, с. 35].

Преосвященный Митрофан указывает на немаловажный факт, что борьба с пьянством должна вестись еще со школьной скамьи. В начальной школе детям необходимо рассказывать о вреде, который оказывает алкоголь на человека, и приводить примеры губительности его воздействия. А в высших учебных заведениях необходимо, чтобы существовала особая кафедра «о вреде пьянства», где бы читались лекции о вреде алкоголя. [15, с. 144; 9, с. 37-38].

Также епископ Митрофан отмечает, что важным средством борьбы с алкоголизмом является открытие обществ трезвости. «Везде, где только эти общества возникали – везде они оказали обществу незаменимую услугу в деле борьбы с пьянством» – говорит святитель [15, с. 144; 9, с. 38-39].

В 1913 г. Минское православное Свято-Николаевское братство осуществило издание сборника поучений, слов и речей владыки Митрофана под названием «В борьбе за трезвость». Сюда вошли 8 выступлений, сказанных архипастырем против пьянства в общественных и церковных собраниях в бытность его епископом Гомельским, викарием Могилевской епархии, а также 21 речь в защиту трезвости, произнесенная им в заседаниях Государственной думы третьего созыва [15, с. 115]. Слова и речи, вошедшие в сборник, по словам самого святителя, явились «результатом и отзвуком той работы, которая всколыхнула русское общество и вызвала горячее сочувствие в разнообразных его слоях». По отзыву современников, чтение «живых, выстраданных, основанных на официальных данных, научных наблюдениях» слов и речей этого сборника оказывало на читающего «властное впечатление» [15, с. 139-140]. 

Объявление в «Минских епархиальных ведомостях» о выходе в свет сборника слов и речей епископа Митрофана «В борьбе за трезвость».

Несмотря на различные противодействия противоалкогольная деятельность владыки Митрофана и других борцов против пьянства принесла свои плоды. В 1914 г. император Николай II издал указ о запрещении производства и продажи алкогольной продукции на всей территории Российской Империи. Результаты запрета впечатляли. В 1915 году потребление сократилось до 0,2 литра на душу населения, производительность труда повысилась на 9-13%, несмотря на большое количество лиц, призванных в армию. Прогулы снизились на 27-30%. Число арестованных в пьяном виде во втором полугодии 1914 года в Санкт-Петербурге (в 1914 г. переименован в Петроград) сократилось на 70%. Число доставленных в места вытрезвления сократилось в 29 раз. Число самоубийств на почве алкоголизма в Петрограде упало на 50%. Подобные же результаты были получены еще из 9 губерний России [3].

Однако, свершившееся в России в 1917 г. две революции и начавшееся затем гонение на Церковь привели к тому, что борьба с алкоголизмом стала постепенно ослабевать, а о трудах епископа Митрофана по борьбе с пьянством было забыто и многое из его задумок реализовано не было. И сегодня, когда проблема алкоголизации находится в центре внимания Церкви и государства, богатый опыт священномученика Митрофана по борьбе с пьянством может быть востребован и воплощен в жизнь.

Библиография:

  1. Б. Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом // Прибавления к церковным ведомостям. – 1912. – № 34. – С. 1361-1367.
  2. Государственная Дума. Созыв третий Стенографические отчеты. Сессия 1. – Санкт-Петербург : Государственная типография, 1908. – Ч.1. – Стб. 855-858.
  3. Маюров А.Н., профессор. Сухой закон в России / профессор А.Н. Маюров // [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.intacso.ru/trudy-akademii/suhoj-zakon-v-rossii/ – Дата доступа : 23.11.2019.
  4. Митрофан, епископ. Поучение в неделю по Просвещении (против пьянства) / епископ Митрофан // Могилевские епархиальные ведомости. – 1910. – № 2 (часть неофициальная). – С. 37-43.
  5. Митрофан, епископ. Речь, произнесенная на молебне перед открытием первого чрезвычайного Могилевского губернского земского собрания / епископ Митрофан // Могилевские епархиальные ведомости. – 1911. – № 17 (часть неофициальная). – С. 559-563.
  6. Митрофан, епископ. Поучение на день рождения Предтечи Господня / епископ Митрофан // Прибавления к церковным ведомостям. – 1912. – № 26. – С. 1065-1069.
  7. Митрофан, епископ. Речь при открытии в г. Москве съезда практических деятелей по борьбе с пьянством / епископ Митрофан // Могилевские епархиальные ведомости. – 1912. – № 16 (часть неофициальная). – С. 527-537.
  8. Митрофан, епископ. Речь при закрытии всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с пьянством / епископ Митрофан // Прибавления к церковным ведомостям. – 1912. – № 37. – С. 1470-1473.
  9. Митрофан, епископ. Беседа о вреде алкоголя и средствах борьбы с ним / епископ Митрофан. – Минск : Электро-типография С.А. Некрасова, 1912 [1913]. – 48 с.
  10. Митрофан, епископ. В борьбе за трезвость: Сборник слов и речей. / епископ Митрофан . – Минск : Минское православное Св.-Николаевское народное братство, 1913. – III+190 с.
  11. Мянчэня С.В. “Цвярозасть народа стане новай свободай” Антыалкагольная дзейнасць епіскапа Мітрафана Гомельскага (Краснапольскага) / С.В. Мянчэня // Беларуская думка. – 2015. — № 2. – С. 74-79.
  12. Организация в г. Могилеве Общества трезвости // Могилевские епархиальные ведомости. – 1912. – № 14 (часть неофициальная). – С. 486-487.
  13. Праздник трезвости в г. Минске // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. – 1914. – № 9. – С. 195-196.
  14. Противоалкогольное чтение // Минские епархиальные ведомости. – 1913. – № 14 (часть неофициальная). – С. 148; № 5 (часть неофициальная). – С. 172-173.
  15. Пшенко Г. Жизнь и проповеднические труды священномученика архиепископа Митрофана (Краснопольского) (1869-1919) : дис. … канд. богосл. / Г. Пшенко. – Жировичи, 2002. – 289 с.
  16. Сидоренко Б. Более 100 лет назад в Могилеве было создано первое общество трезвости. / Б. Сидоренко // Могилевская правда [Электронный ресурс]. – Дата публикации: 11.12.2014. – Режим доступа : http://mogpravda.by/ru/issues?art_id=3069. – Дата доступа : 08.11.2019.
  17. Ст. К., священник. Поездка Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, епископа Минского и Туровского, для обозрения церквей и школ Игуменского, Борисовского и Минского у[ездов] в мае м[есяце] сего [1914] года / священник Ст. К. // Минские епархиальные ведомости. – 1914. – № 17 (часть неофициальная). – С. 347-356; № 18 (часть неофициальная). – С. 374-385.
  18. Торжественное открытие братского съезда // Минские епархиальные ведомости. – 1913. – Приложение к № 23. – С. 11-23.
  19. Черепица В.Н. …Не потерять связующую нить: история Гродненщины XIX-XX столетий в событиях и лицах (исследования, документы, комментарии) / В.Н. Черепица. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 420 с.
  20. Четвертое заседание съезда братчиков (24 октября 1913 г.) // Минские епархиальные ведомости. – 1914. – Приложение к № 2. – С. 64-69.

[1] В советское время монастырь был полностью разрушен.

[2] См. например: Митрофан, епископ. Речь, произнесенная в Государственной думе 12 ноября по вопросу о борьбе с пивом. – Могилев: Губернская типография, 1911. – 4 с. Митрофан, епископ. Речь в Государственной думе по борьбе с пьянством // Могилевский вестник. – 1911. – № 76. – С. 2-3. Митрофан, епископ. Речь в заседании Государственной думы по вопросу о сокращении числа трактиров // Могилевские епархиальные ведомости. – 1911. – № 23 (часть неофициальная). – С. 799-803.

[3] Для сравнения: за бутылку водки емкостью 0,77 литра по ценам 80-х гг. XIX в. приходилось платить от 40 до 60 копеек [4].

Пресс-служба МинДС

Просмотрено: 74 раз.

Рекомендуем

Программа секции «550-летие явления Жировичской иконы Божией Матери, 500-летие Жировичского монастыря»

Работа секции пройдет 27 ноября 2020 г. в рамках Шестых Белорусских Рождественских чтений «Историческая память народа: 550-летие явления Жировичской иконы Божией Матери, 500-летие Жировичского монастыря, 800-летие святого благоверного князя Александра Невского».

Преподаватели семинарии приняли участие в ежегодной научной конференции Минской духовной академии

Доклады преподавателей семинарии прозвучали на пленарном заседании и в рамках работы секций "Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в XVІ–ХІХ веках", "Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке", "Актуальные вопросы церковно-практических дисциплин", "Актуальные проблемы современного религиоведения".