Печальник о благе народном. Жизнь и литературные труды Дмитрия Гавриловича Булгаковского

Доцент иерей Гордей Щеглов

 

Печальник о благе народном«Печальник о благе народном» – именно это определение наиболее подходит писателю Дмитрию Гавриловичу Булгаковскому (1843 – после 1918), неутомимому деятелю на ниве народного отрезвления и просвещения, жизни и литературным трудам которого посвящается настоящая книга, автором которой является доцент Минской духовной академии диакон Гордей Эдуардович Щеглов.

История жизни Д.Г. Булгаковского представляется достаточно сложной и неоднозначной. Уроженец Орловской губернии, Булгаковский волей судеб оказался в Белоруссии. Окончив здесь Минскую духовную семинарию (1869), он на протяжении многих лет нес пастырское служение в приходах Белоруссии сначала в Минской, а затем в Литовской епархии. Еще на семинарской скамье он начал свою литературную деятельность, которая впоследствии уже не ослабевала. Прослужив несколько десятилетий на различных приходах, Булгаковский перешел в полковые священники и вскоре за тем вышел в заштат, поселившись в качестве свободного священника в Петербурге, где посвятил свои силы уже исключительно литературной и общественной деятельности. Постепенно обозначилось главное дело его жизни и литературной работы – борьба с народным пьянством. Между тем сложные внутренние переживания привели его к отказу от священного сана, в котором он пробыл более 30 лет. Поступок этот не был результатом религиозного разочарования. Булгаковский решился на этот трудный шаг исключительно ради полноты реализации в том деле, которому посвящал свои главные силы – делу народного отрезвления. Находясь 12 лет за штатом, он бездействовал как священник, оставаясь длительное время без священнослужения, и в то же время не мог вполне реализоваться ввиду своего статуса как деятель общественный. «Он хотел, – писал С.А. Венгеров, – не стесняя никого своею рясою, видеть воочию пьянственный омут во всех его видах всюду в низах и верхах общества». И действительно, Булгаковский до конца жизни остался энергичным борцом за народную трезвость и народное просвещение. Вместе с тем он всегда оставался глубоко религиозным человеком – верным членом Церкви.

«В числе энергичнейших борцов с пьянством, резко и разумно бичующих этот порок, должен быть особо отмечен о. Д.Г. Булгаковский. Оружие, каким он пользуется, это – книги и брошюры, обильно им выпускаемые…», – писал в 1902 году профессор С.-Петербургской духовной академии Александр Александрович Бронзов1.

Он же несколько лет спустя писал: «Почтеннейший Д.Г. Булгаковский неутомимо трудится по части просвещения нашего темного люда, издавая книжку за книжкой. Особенно много сделано им для отучения народа от пьянства. Непрерывная борьба его с пьянством – несомненно, ода из лучших страниц в жизни трудолюбивого автора – страниц, какими каждый смело мог бы гордиться» борьба с народным пьянством. Между тем сложные внутренние переживания привели его к отказу от священного сана, в котором он пробыл более 30 лет. Поступок этот не был результатом религиозного разочарования. Булгаковский решился на этот трудный шаг исключительно ради полноты реализации в том деле, которому посвящал свои главные силы

«1.

Он же несколько лет спустя писал: «2.

Между тем литературная деятельность Д.Г. Булгаковского была весьма разнообразной. Его многочисленные труды можно разделить по своему содержанию на несколько групп: религиозно-нравственные, исторические, этнографические, агиографические, антиалкогольные, военные, беллетристику. Из них наиболее обширный список составляют, конечно же, книги и брошюры, направленные против пьянства.

Из наиболее крупных трудов писателя можно назвать: «Пинчуки. Этнографический сборник» (СПб., 1890), «Домик Петра Великого и его святыня в С.-Петербурге» (СПб., 1891), «Из загробного мира. Явления умерших от глубокой древности до наших дней» (СПб., 1894), «Иссык-Кульский православный миссионерский монастырь в Средней Азии» (СПб., 1896), «Горе горемычное. Старые и новые речи против пьянства и его ужаснейших последствий и добрые советы, как избавиться от него» (СПб., 1898), «Новая русская хрестоматия с подбором статей о вредном влиянии спиртных напитков на здоровье, материальное благосостояние и нравственность» (СПб., 1901), «Вино на Руси по памятникам народного творчества литературным и художественным» (СПб., 1902), «Близнецы» роман в 2-х частях (СПб., 1903), «В стороне от жизни. Повесть из жизни современного духовенства» (СПб., 1909), «Очерк деятельности попечительств о народной трезвости за все время их существования (1895–1909 гг.)» (СПб., 1910), «Великое былое. Воспоминания об Отечественной войне, по поводу ее столетней годовщины» (СПб., 1912) и др. Все его литературное наследие насчитывает более 170 наименований.

К сожалению, до настоящего времени серьезной реконструкции жизни и исследования литературно-общественной деятельности Д.Г. Булгаковского не предпринималось. Сведения, имеющиеся о нем в справочной литературе довольно скудны. К наиболее ранним относится небольшая заметка в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона3. Самая объемная из всех имеющихся – статья Е.Б. Белодубровского в биографическом словаре «Русские писатели. 1800–1917»4, составленная на источниках и содержащая о писателе наиболее полные биографические сведения. Все белорусские энциклопедические издания, в которых упоминается Д.Г. Булгаковский, называют его белорусским этнографом, фольклористом и краеведом5, между тем как в российских энциклопедиях он значится как российский писатель6. В связи с этим нужно сказать, что Д.Г. Булгаковский в равной степени принадлежит как российской, так и белорусской культуре, хотя в его время Россия и Белоруссия составляли одно территориальное целое.

В 1989 году в Минске на белорусском языке вышла брошюра исследователя А.И. Гурского «С любовью к народу»7, большую часть которой составил очерк о фольклорно-этнографической и литературной деятельности Д.Г. Булгаковского. Это первая работа, специально посвященная исследованию его литературного наследия. В очерке автор не дает никаких новых биографических данных о писателе, пользуясь общеизвестными краткими сведениями, почерпнутыми из справочных изданий. Исследование посвящено исключительно обзору литературной деятельности Булгаковского, главным образом этнографическому сборнику «Пинчуки», а также изданиям противоалкогольным и на военную тему. К сожалению, неполное представление автора о литературном наследии писателя не позволило сделать более широкий обзор его трудов. Между тем А.И. Гурский высоко оценивает значение литературной деятельности Дмитрия Гавриловича и с самой положительной стороны характеризует его как человека и гражданина. Как этнограф Булгаковский, по убеждению автора, «показал себя глубоким знатоком жизни, быта, обычаев, привычек, психологии, духовной и материальной культуры пинчуков; любознательным, тонким, наблюдательным ученым-исследователем и вместе с тем человеком, который сочувственно и доброжелательно относился к народу»8. Он «талантливый и трудолюбивый, высококультурный и совестливый, с прогрессивными для того времени взглядами». «Трудно преувеличить его заслуги перед родиной, – пишет автор, – за многолетний, исключительно упорный и воодушевленный труд, направленный на борьбу с пьянством в современном ему обществе. Д.Г. Булгаковский – гражданин, который хорошо знал своей народ и его устное художественное творчество. Он любил народ и самоотверженно, горячо боролся за его духовное здоровье, как истинный патриот своей родины»9.

Следует упомянуть еще об одном литературном произведении, посвященном Д.Г. Булгаковскому. Это эссе современного писателя Д.Л. Быкова «Блаженный Булгаковский», вошедшее в авторский сборник с претенциозным названием «Блуд труда»10. Автор на основе ряда прочитанных им произведений Булгаковского пытается составить его образ, что очевидно ему не очень хорошо удается. Д.Л. Быков не понимает своего героя, потому что не знает. И хотя, кажется, он неплохо относится к персонажу своего эссе, все же весь тон произведения проникнут какой-то насмешливой иронией, опрощающей личность Булгаковского. Впрочем, некоторые замечания его вполне симпатичны и заслуживают внимания. «Позиция Булгаковского и сотен сентиментальных просветителей гораздо привлекательней и попросту этичней, – пишет Быков, – чем вакханалия Серебряного века, когда лучшие литературные силы напропалую эстетизировали порок, играли в ницшеанство, вседозволенность, богоискательство, богостроительство и групповой секс. В русской революционной ситуации субъективные мотивы творчества Булгаковского стократ чище и милей, чем запойный, чадный отечественный модернизм и его сумрачные искания»11. Пытаясь представить, каким был писатель в жизни, и рисуя в своем воображение различные картины, автор, в конце концов, заключает: «По-моему, он вел жизнь тихую и подвижническую, и его сильно заботил вопрос о бессмертии души». Здесь Д.Л. Быков не ошибся! Заключает он свое эссе словами: «Булгаковский – очень хороший писатель. Теперь таких нет»12.

В предлагаемой читателю книге «Печальник о благе народном» по возможности воспроизведена жизнь, литературная и общественная деятельность Д.Г. Булгаковского. Составлена библиография его печатных трудов, наиболее интересные из которых рассмотрены более подробно, другие лишь упоминаются.

Исследование написано главным образом на основе разнообразных и многочисленных источников, важнейшее место среди которых занимает литературное наследие писателя. К сожалению, не все его издания удалось обнаружить, чтобы ознакомиться с ними. Их не нашлось даже в таких крупнейших книгохранилищах как, Национальная российская библиотека (Санкт-Петербург) и Российская государственная библиотека (Москва). Из более крупных работ, с которыми не удалось познакомиться, можно назвать сборник «Сила Всевышнего. Собрание рассказов о чудесах и знамениях Божиих, явленных в разное время в жизни праведных и грешных людей и душеполезные размышления о путях Провидения Божия»13.

Среди опубликованных источников важное место для исследования жизни и творчества писателя занимают отзывы на его труды, а также материалы делопроизводственной документации.

Другой важнейшей источниковой группой являются архивные материалы, представленные фондами Национального исторического архива Беларуси (Минск), Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, Литовского государственного исторического архива (Вильнюс).

Хочется обратить внимание на вопрос, касающийся даты рождения писателя. Дело в том, что годом его рождения принято считать 1845-й, однако как выяснилось – это не верно. Вопрос прояснило, главным образом, дело о рукоположении Булгаковского14. 15 июля 1869 года, незадолго до его посвящения в сан вышло распоряжение Святейшего Синода, предписывающее определять на священнические места выпускников семинарий не ранее 25-летнего возраста. Ввиду этого постановления Минская духовная консистория должна была иметь подтверждение, что кандидат подходит под указанный возрастной ценз. И такое подтверждение имелось. Это была выписка из метрики, присланная еще в феврале 1866 года Орловской духовной консисторией, по поводу перевода Булгаковского из Орловской епархии в Минскую в связи с его поступлением в местную семинарию. Согласно присланной справке Дмитрий Булгаковский родился 12 сентября 1843 года15. Эта же дата им была указана и при генеральной исповеди под присягой. Клировые ведомости за 1871–1872 годы16 так же подтверждают год его рождения. Однако уже в ведомости за 1873 год17 вкрадывается ошибка: указывается, что ему 28 лет, хотя на самом деле было 30. В этой же ведомости неверно указан и возраст его жены – 20 лет вместо 21-го. Со временем закравшаяся ошибка перешла из клировых ведомостей в другие официальные документы, таким образом окончательно закрепившись. Почему Булгаковский не пытался исправить ее, сказать трудно. Может быть, он просто не хотел связываться с консисторской бюрократией.

Если вопрос о времени рождения писателя прояснен с достоверностью, то вопрос о времени и месте его кончины, к сожалению, так и остается пока невыясненным. Возможно, впоследствии разъяснится и он.

Однако бесспорно – Д.Г. Булгаковский всей своей жизнью создал себе нерукотворный памятник. И, несомненно, имя его должно занять достойное место среди деятелей русской и белорусской культуры второй половины XIX – начала XX века – времени подъема и развития народного самосознания. Пусть это время было крайне противоречивым, крайне трагичным, но тот исторический путь, который прошли наши народы, дал им исключительно ценный опыт. А такие люди, как Булгаковский, в бушующем море исторических событий, словно добрые кормчие старались направить людей только к разумной и созидательной жизни, на основах христианской веры, морали и просвещения.

Пусть настоящая книга станет посильным приношением в память этого замечательного человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бронзов А., профессор. Библиография. Борьба с пьянством // Русский Паломник. – 1902. – №8. – С. 138.
2 Бронзов А., профессор. Библиография. Брошюры Д. Булгаковского // Русский Паломник. – 1904. – №14. – С. 246.
3 Булгаковский Дмитрий Гаврилович // Энциклопедический словарь. Доп. том I «Аа – Вяхирь». [Репринт. воспр. изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. 1905 г.]. – «ТЕРРА»-«TERRA», 1994. – С. 330.
4 Белодубровский Е.Б. Булгаковский Дмитрий Гаврилович / Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т. 1: А–Г. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – С. 347.
5 См.: Бандарчык В.К. Булгакоўскі Дзмітрый Гаўрылавіч / Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 2 (Афіны – Ведрыч). – Мінск, 1970. – С. 463; Бандарчык В.К. Булгакоўскі Дзмітрый Гаўрылавіч / Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Белраусі. Т. 1 (А капелла – Габелен). – Мінск: Выд. «Беларуская савецкая энцыклапедыя» імя Петруся Броўкі, 1984. – С. 513–514; Гурскі А.И. Булгакоўскі Дзмітрый Гаўрылавіч / Беларуская Энцыклапедыя. Т. 3. – Мінск: «Беларуская энцыклапедыя». 1996. – С. 330; Булгаковский Дмитрий Гаврилович / Республика Беларусь: Энциклопедия: в 6 т. Т. 2 / Редкол.: Г.П. Пашков и др. – Минск: БелЭн, 2006. – С. 555.
6 Булгаковский Дмитрий Гаврилович / Большая Энциклопедия (в 62-х томах). Т. 7. – Москва: «ТЕРРА», 2006. – С. 439.
7 Гурскі А.І. З любоўю да народа: З жыцця і фальклорна-этнаграфічнай дзейнасці Д.Г. Булгакоўскага і П.П. Дземідовіча. – Мінск: Навука і тэхніка, 1989. – 65 с.
8 Там же. – С. 7.
9 Там же. – С. 41.
10 Быков Д.Л. Блаженный Булгаковский / Блуд труда [Электронный ресурс]. – http://www.belousenko.com/books/new_names/bykov_blud_truda.htm. – Дата доступа 28.07.2008.
11 Там же.
12 Там же.
13 Булгаковский Д.Г. Сила Всевышнего. Собрание рассказов о чудесах и знамениях Божиих, явленных в разное время в жизни праведных и грешных людей и душеполезные размышления о путях Провидения Божия. – СПб., – 1903.
14 Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 136. Оп. 1. Д. 33011.
15 НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 33011. Л. 10 об.–11.
16 НИАБ. Ф.

Просмотрено: 29 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.