«Человек – это святой». Интервью протоиерея Виктора Василевича журналу «Ступени».

 

В конце 2020 г. ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич дал интервью семинарскому журналу «Ступени», в котором поделился своим видением содержания духовного образования. В день рождения отца ректора интервью публикуется на сайте Духовной школы.

– Отец Виктор, поздравляем Вас с вступлением в должность ректора Минской духовной семинарии и желаем помощи Божией в этом нелегком и ответственном труде. Главный вопрос к Вам: для чего существует духовная семинария, каково ее предназначение?

Понятие «духовное образование» говорит само за себя. Что касается духовной школы, то здесь человек должен сделать все, чтобы узнать вечные истины и жить по ним. Поэтому главными в деятельности семинарии являются церковные службы. Именно на богослужении студент может проверить себя, свое призвание. А проверяется это так: насколько человеку по душе богослужение – вечернее, утреннее, Божественная литургия – насколько ему это все близко, насколько это его. И если семинарист находит во время богослужения, особенно во время Литургии, себе духовную пищу, если он насыщается этой пищей, благодаря ей преображается, значит, он делает правильные шаги к познанию Бога. Мне нравится такой образ. Если человек, находясь в духовной школе, или вообще в Православной Церкви, тем не менее, начинает искать какую-то истину вне Церкви, в других конфессиях – это показатель того, что он не насыщает свою душу в Церкви Христовой. То же самое, когда человека пригласили на званый ужин. Он пришел, посмотрел, сколько всего много, разнообразных блюд, и, тем не менее, после этого вышел во двор и стал копаться в мусорке, надеясь найти там что-нибудь съедобное. Вопрос: в чем дело, что произошло? Он отказался от здоровой пищи, он просто не ел. Смотрел на пищу со стороны, словно прочитал меню, а потом почувствовал голод, стал искать еду там, где ее нет. С одной стороны — это безумие. С другой — такие факты существуют. Человек может долго пребывать в Церкви, но в Храм он ходит не для того, чтобы насытить свою душу и быть здоровым. Он ищет в Церкви что-то несъедобное. Как замечает преподобный Паисий Святогорец, если человек имеет добрые мысли, то он найдет что-то доброе и тогда, когда вокруг будут какие-то нестроения. Таким же образом действует и пчела: вокруг будет беспорядок и мусор, а она найдет благоухающий цветочек и им будет насыщаться. Если же муха прилетит туда, где все будет благоухать, она это проигнорирует и станет искать какую-то нечистоту и наслаждается ею.

Главная цель духовной школы – разбудить аппетит к здоровой духовной пище. Чтобы студент, выпускник имел навык найти среди всего безобразия и нечистоты то, что истинно питает душу. Не отравиться вредным учением, а найти в этом мире то, что ему действительно нужно для спасения.

Любое учебное заведение можно сравнить с указателем. Получая духовное образование, студент получает ориентиры – как нужно учиться, куда идти, и кем я должен стать в конце своего жизненного пути. Курс обучения имеет свои временны́е рамки, но процесс богопознания  должен продолжатся всегда.

– Существует ли опасность «чрезмерного» образования, которое может помешать спасению?

Преподобный Паисий Святогорец имел только начальное образование – четыре класса. При этом, изучая его духовное наследие, которое записали и издают его почитатели, открывается, что оно своим содержанием ничуть не уступает святым отцам первых четырех веков христианства и представляет большой богословский интерес. Как это объяснить? Преподобный старец, пребывая в истинной Церкви, всю жизнь стремился исполнить волю Божию и, таким образом, учился в Школе Христа Спасителя. Как известно, святых апостолов называли «людьми некнижными» (Деян. 4:13). Не необразованными, а некнижными. Они получили ОБРАЗование в Школе Христа Спасителя. Они учились в ней три с половиной года, старались не пропускать занятия. Что произошло впоследствии? После сошествия Святого Духа ученики Христовы стали Учителями вселенной! Преподобный Паисий – яркое подтверждение того, что Дух Святой и сегодня действует в Церкви, главное, чтобы сердце человека было открыто для Истины. Такое обучение не ограничено стенами учебного заведения и зависит от чистоты нашего сердца. Как заповедует святой апостол Павел: «В сердцах ваших тесно, говорю вам как детям, — распространитесь и вы» (2 Кор. 6:12–13). Если сердце будет распахнуто для Христа, то такой человек будет получать образование, где бы он не был. В идеале, это должно быть вместе: чтобы и сердце получило образование, и ум. Антон Павлович Чехов говорил: «В человеке должно быть все прекрасно». С точки зрения христианства, в человеке должно быть ещё и всё чисто, все должно соответствовать нравственному Евангельскому Закону. Человек своим рождением призван быть учеником Христа. Беда, когда люди не учатся в такой Школе Спасителя. Наполняют свой ум какими-то знаниями, но не заботятся о чистоте сердца, не возгревают в себе желание исполнить волю Божию.

– Отец Виктор, в семинарии студенты изучают много разных предметов и, в том числе, много разных видов богословия – догматическое, нравственное, основное. А что же такое богословие?

Если мы посмотрим на историю Церкви, то слово «богословие» в определенные периоды имело разные значения. В первые века христианства богословием называли Новый Завет, Евангелие. Святитель Григорий Палама говорил, что богословие стало возможным только после того, как Бог стал человеком, поэтому Богословом в полном смысле слова является Господь Иисус Христос. У других отцов богословом называется тот, кто любит молиться, тот, кто любит творить всякое добро. Человек, который старается делать все, что заповедал Господь, является богословом, а вся его жизнь — богословие. У нас есть различные богословские науки. Самое главное их предназначение – научить человека угождать Богу. Если этого нет – значит, мы что-то не то делаем. Любая наука, которая преподается в духовной школе, должна помогать человеку быть с Богом. Если наука не ставит перед собой такую цель – значит что-то не так. Нужно делать все, чтобы такого не было.

– Можно ли сказать, что в Церкви главная наука – это наука о спасении?

Святитель Николай Сербский, отвечая на вопрос «кто такой человек?», дает такое определение: человек – это святой. Если человек не стремится к святости, он теряет и свое человеческое достоинство, не выполняя Божий замысел о нем. У премудрого Соломона есть такие слова: «Спасение – во многом совете». Человек, идущий путем ко спасению, должен иметь духовного руководителя, мудрого советчика. Много неразрешимых проблем можно преодолеть, если будет благословение духовника.

– Как относиться к академическим степеням, которые получают выпускники духовных школ: бакалавр, магистр, кандидат богословия?

Когда заходит разговор о наградах, мне вспоминается фотография святого праведного Иоанна Кронштадтского, на которой он снят с большим количеством наград. Там есть и знак кандидата богословия, государственные и церковные ордена и медали. И все это не препятствовало ему достичь святости. И в этом ответ. Все награды и звания, которые мы получаем, не должны препятствовать нам быть просто человеком, угодником Божиим. К земным наградам нужно относиться спокойно, как к приложению. «Ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное приложится вам» (Мф 6:33), – говорит Господь. Пусть будут награды. Но это маленькие победы, главная же цель – это победа над своими страстями. Жизнь с Богом венчает эту победу.

– Сейчас Вы процитировали святителя Николая Сербского, студенты также знают из Ваших лекций, что Вы особенно часто цитируете, приводите примеры мысли святых отцов. Какое место занимает святоотеческое богословие в духовном образовании и в повседневной духовной жизни православного христианина?

Святой апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я – Христу» (1 Кор. 4:16). Любой христианин должен иметь пример в жизни. Любой человек, который занялся изучением какого-либо ремесла, смотрит, как это делает состоявшийся мастер своего дела. Оказывается, что знание мелких деталей и многолетний опыт сформировали навык мастерства. Преподобный Лев Оптинский сказал: «Душу спасти – не лапоть сплести». Ремесло, которое мы называем спасением души – самое великое, самое нужное. И без примера тут точно никак не обойтись. Мы должны видеть, как люди преодолевали какие-то искушения, которые встречаются на пути к спасению, и как они могли «перехитрить» и диавола, и тех людей, которые по его наущению препятствовали их спасению.

– Как семинаристу найти ответ на вопрос «кем я буду в Церкви по окончании семинарии»?

Мне запомнились слова одного нашего преподавателя. Обращаясь к нам, первокурсникам, он сказал: «Не все из вас станут священниками. Может быть, этого и не надо. Вы пришли сюда научиться христианской вере, и то, что всем обязательно нужно сделать – это достичь спасения. Место и содержание вашего будущего служения – это второстепенно, главное – достичь спасения, а все остальное приложится, в том числе и степени священства, и место служения».

– Что Вы посоветуете читать студенту духовной школы?

Студент и, тем более, выпускник Духовной школы должен научиться отличать съедобную духовную пищу от несъедобной. Один из способов проверить продукт – попробовать на вкус. Обжигает, печет – не буду больше этого есть. Школа должна научить – где яд, а где здоровая духовная пища. Хорошо, если человек насыщается творениями святых отцов. Он призван приобрести этот навык в духовной школе. В идеале должно быть так. А если человек окончил духовное учебное заведение, и вдруг он стоит перед вопросом: а что же мне сейчас читать? Значит, он читал не то, что надо, и вкуса к духовной пище не приобрел. Однажды, когда я нес послушание дежурного помощника инспектора, проходил через вахту учебного корпуса. Там исполнял послушание студент, который, увидев меня, быстро что-то спрятал под стол. Я спросил: «А что ты читаешь?»  Он достает книгу, а на обложке – пистолет, автомобиль и девушка. «Что же ты читаешь такие книги, которые отбивают духовный аппетит?». Получаю ответ: «А эта книга просто нравится моей девушке, и для того чтобы получше узнать свою будущую матушку, я и решил её почитать». В этой истории можно увидеть глубокое заблуждение, в которое впадают люди. Мы узнаем человека, его нравственный облик, прежде всего  из его отношения к духовному закону. Мы сами должны быть насколько возможно ближе к этому закону, чтобы иметь навык определять, кто в этом законе находится как в своей сфере, в «своей тарелке», а кто нет. 

– Когда человек отмечает юбилейную дату своей жизни, или организация, журнал, например, то Церковь призывает нас по этому поводу благодарить Бога за прошедший период жизни. У святых отцов можно встретить призыв благодарить Бога не только за какие-то радости и достижения, но и за скорби. Как можно научиться благодарить Бога за скорби? Этот вопрос особенно актуален сегодня, когда мы видим, как некоторые православные христиане отчаиваются, ропщут, и им в голову не приходит благодарить Бога за выпавшие на их долю скорби.

Мне запомнились слова одного священнослужителя. На вопрос «за что меня одолевают скорби?», он отвечал: «не задавай вопрос «за что?», но – «для чего?». Потому что если спрашивать «за что?» – то появляется бездна причин, за которые мы можем быть наказаны. Ведь и преподобный Ефрем Сирин говорит: «Не называй Бога праведным судьей, иначе ты давно уже был бы в геенне огненной». Нужно спрашивать «для чего?». Ответ прост: «Для вечной жизни». Скорби и болезни помогают человеку не зацикливаться на земных радостях и удовольствиях, дают возможность понять, что это все временно. Скорби помогают человеку определить свое нравственное достоинство, стать самим собой, снять с себя маску лицемерия. Господь такими скорбями лечит нас и напоминает, чтобы мы сосредоточились на вечном блаженстве. Преподобный Серафим Саровский говорит: если человек проникнется любовью к Богу, Господь поможет ему узнать те радости, которые ждут праведника. Эта радость, как говорит святой, поможет человеку перенести любые страдания. Даже если его поместить в комнату, наполненную червями и гадами, он все готов будет перенести ради вечного блаженства, будет благодарить Бога за это испытание.

– Как в этой связи относиться к пандемии?

Коронавирус – это хороший способ проявить себя христианином, это своеобразный экзамен. Мы видели первую волну – весеннюю, все было как-то совсем непонятно, задавали вопрос: что это за новая болезнь? Люди много читали о вирусе, о его симптомах, откуда он, что делать, чтобы не заразиться и не умереть. Но сам собой возникал вопрос: изучают ли люди Слово Божие также внимательно и подробно, как изучают этот вирус, окрепли ли в молитвенном подвиге? Думаю, что не все. Это значит, что ум людей направлен на какую-то тему, которая, надеемся, в свое время станет неактуальной. Таким образом, Закон Господень, который изложен в Библии, в Евангелии,  людей не интересует так, как эта болезнь. Может поэтому появилась вторая волна – осенняя. Вечный Закон Божий, будет всегда актуален, потому что отношение человека к нему связано с достижением Царствия Небесного. А что касается любой болезни, то, как говорит святой апостол Петр, «страдающий плотью перестает грешить» (1 Пет 4:1). Все болезни, которые Господь, как Отец, попускает людям, нужно понимать и принимать как воспитательную меру. Господь не хочет, чтобы Его дитя страдало, да и здоровье свое человек должен беречь как драгоценный дар Божий. Но иногда Отцу приходится применить определенное воздействие, чтобы прибавилось у нас в голове добрых мыслей.

Ваши пожелания редакции и читателям журнала «Ступени».

Название «Ступени» говорит само за себя. Сразу вспоминается Лествица преподобного Иоанна, игумена горы Синайской. В этой книге святой говорит о тех добродетелях, которые помогают человеку идти к Богу, возвышаться, удаляться от земного и прилепляться к вечному. Хотелось бы пожелать, чтобы в «Ступенях» всегда была информация, которая помогала бы человеку приближаться к Богу во спасение души.

– Благодарим Вас, отец Виктор, и желаем здравия и помощи Божией в трудах на благо духовной школы!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.