ИНТЕРВЬЮ: О том, как мы приближаем царство антихриста

Архиепископ Новогрудский и Слонимский ГУРИЙ

a606da05a5Сейчас политики строят какую-то новую социально-экономическую модель, но не учитывают в ней главное — то, что и приближает катастрофу человечества, конец мировой истории. Это апостасия — отпадение людей от веры, отступничество от христианства, скатывание мира к царству антихриста, основанного, естественно, на антихристианских, материалистических принципах…

— Высокопреосвященнейший Владыко, все мы видим, каких высот достигла научно-техническая революция, и, судя по всему, в скором времени это приведет к серьезным сдвигам в общественно-политическом устройстве. Каким Вам представляется ближайшее наше будущее?

— К сожалению, будущий мир уже почти невозможно представить без оружия и войн. А значит, нельзя ожидать, что он станет более справедливым и гуманным. Сейчас политики строят какую-то новую социально-экономическую модель, но не учитывают в ней главное — то, что и приближает катастрофу человечества, конец мировой истории. Это апостасия — отпадение людей от веры, отступничество от христианства, скатывание мира к царству антихриста, основанного, естественно, на антихристианских, материалистических принципах.

Можно смело утверждать, что с духовной точки зрения все иные проблемы и вопросы — политические, экономические, социальные, культурные — вторичны и производны от этого главного по сути вопроса мировой истории.

— Похоже, Владыко, то, что Апостол Павел назвал «тайной беззакония», и является сутью нынешней глобализации — перехода к открытому всеохватывающему контролю над человечеством, основанному на беззаконии? И сегодня это уже не вуалируется.

— «Тайна беззакония» охватывает все, что противится Закону Божию. Так Апостол Павел называет апостасию (вероотступничество). Уникальность нашего времени в том и состоит, что именно «тайна беззакония» пытается весь мир взять под контроль, чего еще никогда не было в истории.

      Если мы непредвзято взглянем на нынешнюю цивилизацию, то увидим, что слово «беззаконие» наиболее точно и характеризует ее. Даже в области морали беззаконие вошло в норму. Уже и высокопоставленные лица из духовенства либеральных деноминаций оправдывают то, что раньше считалось глубоко аморальным.

Налицо подмена Абсолютной Истины Христа сиюминутными душевными переживаниями. И, как следствие, человечество отказывается видеть и понимать эсхатологическую сущность происходящего, то есть не хочет задумываться о событиях последних времен, а стремится только к удовлетворению своих потребностей. Оно все больше и больше утрачивает нравственные и духовные ориентиры, удерживающие от зла в различных его проявлениях, в том числе и мировоззренческом.

А ведь базовые жизненные ценности человека и общества определяются духовным пониманием смысла жизни, своего места в мире. Когда человек отрывается от духовной основы, он неизбежно деградирует. Это касается и человечества в целом.

— И тем не менее, Высокопреосвященнейший Владыко, такое положение вещей не дает нам оснований впадать в панику, сложив руки, ждать Апокалипсиса? Хотя многие именно таким настроениям и подвержены.

— Да, такое встречается, причем иногда доходит до смешного. Вот в Великобритании недавно даже место появилось для ожидания Апокалипсиса — открылась частная база, где каждый желающий может за членский взнос поселиться в ожидании конца света. Они там спят в одежде, положив возле себя противогазы и препараты, нейтрализующие действие радиации.

Притом число таких пессимистов, считающих, что конец света вот-вот наступит, растет с каждым годом. Кто-то ждет ядерной войны, кто-то падения крупного метеорита, страшного вируса, вторжения пришельцев или чего-то другого.

Между тем в Священном Писании нам даны четкие признаки конца нашей земной истории. Апостол Павел предупреждает: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2:3).

Это очень важный признак конца: отпадение от Церкви, или апостасия, и появление человека беззакония, которым является антихрист.

— Как же нам распознать все хитросплетения антихриста, когда тот явится обольщать народы?

— Нужно помнить, что это не просто жестокий антихристианский диктатор. «Анти» означает не только «против», но и «вместо». Он будет кем-то, кто придет и станет вместо Христа. Нам ясно указано в Писании, что он воссядет в Иерусалимском храме и будет почитаться как Бог, стараясь всячески подражать Христу, занять место Христа.

 Поэтому-то Апостолы в своих предупреждениях о конце мира подчеркивают, что мы пуще всего должны бояться обольщения. А чтобы не прельститься, избежать опасности, нужно утверждаться и укрепляться в вере. Надо приблизиться, прилепиться душой к Тому, Кто от врага защитит, — ко Христу.

— Ваше Высокопреосвященство, но пока ведь не наблюдается явных признаков сатанинской деятельности, чудес и знамений, которые вводили бы людей в заблуждение?

— В том-то и дело, что их предостаточно. Можно сказать, что это стало отличительной чертой нашего времени. Посмотрите, какую известность в мире получило поклонение сатане: люди с экранов телевизоров открыто называют себя колдунами, ведьмами, экстрасенсами — и миллионы зрителей смотрят на них с интересом, внимают их внушениям, а то и обращаются за «помощью».

Экстрасенсов уже приглашают в следственные органы для раскрытия преступлений, о чем, кстати, немало снято фильмов.

Дошло до того, что и ученые всерьез занялись инопланетянами, выходят на контакт с этими «высшими существами» из других миров, хотя они именно демонами и являются. А усиленная связь с ними и есть один из признаков конца мира.

 Все это — знамения оккультных надмирных явлений, которые в наши дни называют не иначе как чудесами. Они как раз и готовят мир к принятию антихриста, который придет с великой хитростью — демоническими знамениями и чудесами, чтобы обмануть человечество.

— Апокалипсис неизбежен, Владыко, но ведь сроки его известны лишь Всемогущему Богу. Неужели мы не можем умолить Господа отсрочить конец человеческой истории?

— Конечно, можем. У Бога один день — как тысяча лет, тысяча лет — как один день (2 Петр, 3:8). Но для этого каждому из нас нужно очень постараться изменить свою жизнь на богоугодную, чтобы умилостивить Создателя.

Сегодня не многие понимают, какая это великая сила — молитва. Она оберегает и охраняет, очищает от греха, исцеляет души, укрепляет и дает силы для преодоления любых невзгод, направляет на путь добра и истины.

 Мне вспоминается такой рассказ преподобного Амвросия Оптинского. У одного боголюбца был обученный говорить скворец. Скворец все время слышал, как молится его хозяин: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Слушал скворец, слушал да и сам стал повторять молитву эту.

Однажды летом скворец в растворенное окно выпорхнул на улицу. А тут и налетел на него ястреб. Но скворец в испуге проговорил Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного», и ястреб тотчас же отлетел от него. Скворец уцелел. Вот так даже бессмысленно произносимая молитва послужила во спасение.

В наше время, когда люди стали слабы в вере, чтобы духовно не повредиться, лучше творить смиренную мытареву молитву: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18:13), приносимую от всего сердца Господу из сознания своих немощей и греховности и привлекающую милость Божию.

Наша задача заключается в том, чтобы готовить себя и достойно войти в жизнь вечную. Все зло, которое диавол может измыслить против нас, ничтожно по сравнению с той радостью, которая ожидает в Царстве Небесном.

К тому же нам достался в духовное наследство богатейший опыт православных святых всех минувших веков, мучеников, подвижников, которые жили для Христа и теперь молятся за нас, помогают, если мы идем дорогой добра.

Нам же остается только следовать по этой дороге и не сворачивать с нее — тогда Защитником нашим будет Сам Господь. А если Бог с нами — кто против нас?

—    Спаси, Господи, Владыко, за столь утешительную для души беседу.

С архиепископом НОВОГРУДСКИМ И СЛОНИМСКИМ ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

Г. НОВОГРУДОК

МинДС/eparhia.by

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.