«Церковная наука должна показывать нравственный пример»

Владимир Николаевич Катасонов

Помогает ли программа «Антиплагиат» выявлять плагиат, что делать, если реферат или диссертация списаны и есть ли разница в строгости требований в светском и церковном вузе? О проблеме плагиата в работах студентов и аспирантов рассуждает доктор философских наук, доктор богословия, преподаватель ОЦАД и ПСТГУ профессор Владимир Николаевич Катасонов.

— Владимир Николаевич, сегодня тема плагиата стоит более чем остро, но, наверное, острота ее различна в различных областях научного знания. Если говорить конкретно о Вашей дисциплине, насколько актуален вопрос о плагиате в студенческих и кандидатских работах?

— Философия — область довольно широкая. Ближайшим образом проблема плагиата  актуальна в плане рефератов, которые аспиранты пишут в ПСТГУ и в ОЦАД по курсу  истории и философии науки, чтобы быть допущенными к экзаменам.

Не скажу что за последний учебный год я выявлял хотя бы один случай плагиата, но в предыдущие годы такое было, хотя тогда мы еще не использовали программу «Антиплагиат». Обычно опытный преподаватель чувствует, что реферат написан несамостоятельно. Обычно молодой человек не может писать так же гладко, как профессор, статьи которого известны широкой публике. И если текст слишком «гладкий», слишком «правильный», то это повод для того, чтобы отнестись к ней повнимательней…. Сейчас в ПСТГУ мы используем для этого программу «Антиплагиат»,  которая является очень хорошим подспорьем. Учащиеся обязательно присылают работу и в электронном виде, и мы ее проверяем.

— Говорят, что программа очень несовершенна. И, к примеру, если через нее проверить работы Гегеля, окажется, что значительный процент текста – плагиат.

— Это все мифология. На самом деле, программа постоянно улучшается и в настоящее время это достаточно совершенный инструмент проверки. Поначалу ее было просто обманывать, например, включая в текст не закавыченные цитаты, в которых было изменено написание одного слова, так что программа не распознавала цитату. Сейчас же программы совершенны настолько, что могут распознать даже перевод с иностранного источника. Правда, предварительно все-таки преподаватель должен сам обнаружить, что часть текста человек просто перевел из какой-то иностранной книги.

— Если речь идет о диссертациях, это понятно. Но если говорить о студенческом реферате на младших курсах, как быть? Ведь изначально реферат – это работа компилятивная. Что для Вас является критерием ее самостоятельности?

— Это действительно некоторая проблема, потому что программа будет проверять так, как Вы это ей зададите. Так что нужно определение  того, что такое плагиат. Сейчас на эту тему в сфере применения электронных средств проверки идут свои обсуждения и предлагаются разные критерии оценки. Мы считаем, что плагиат – это работа, в которой более 20% заимствований, то есть не закавыченных цитат.

Реферат и правда работа компилятивная, но в таком случае учащийся должен аккуратно закавычивать цитаты, а если он цитирует без кавычек или своими словами пересказывает какого-то автора, то должен непременно на это указать, например, поставить запятую и написать «по словам такого-то» или «как считает такой-то» и так далее.

Конечно, есть проблемы, которые не решить одной  машинной проверкой, на то и существует преподаватель, чтобы контролировать и оценивать работу студента.

Уже не говорю о том, что в проблеме плагиата есть нравственный смысл, потому что по сути плагиат – это воровство чужого текста. Поэтому в церковных учебных заведениях к этой проблеме нужно подходить даже более строго, чем в светских.  С православных спрос должен быть больше, чем с обычных студентов, иначе какие же это православные, если они не выполняют, даже, заповеди «Не укради!»

— А может быть, дело в том, что студенты не понимают, что такое плагиат, потому что им не рассказывают о том, как работать над научным текстом?

— Отчего же?  Аспирантам в той же ОЦАД читается специальный курс о том, как писать диссертацию и что от них требуется, но и магистрантам и бакалаврам ОЦАД и ПСТГУ мы рассказываем, какие требования предъявляются к реферату. Но даже если студент не знает, как правильно обращаться с цитатами,  он как христианин знает Декалог, понимает, что текст – такая же собственность, как вещь, может быть, даже более ценная, потому что хорошо написанный текст дорого стоит и его создание требует больших усилий, так что украсть его – серьезное нравственное прегрешение. Даже если им не рассказывали, как писать реферат,  учащиеся ведь не какие-нибудь нравственные дебилы, они понимают, что такое литературное воровство.

— В светской школе к научным работам подходят строго, а вот в церковной бывают поблажки, например, если человек принял постриг или рукоположение, и это несколько расслабляет учащихся: возникает ощущение, что им многое простят. Как решать проблемы, в этой ситуации?

— Если проблемы существуют, их действительно надо решать. Но я категорически не соглашусь с тем, что в светских высших учебных заведениях нет проблем с плагиатом и поблажками, а в церковных это – своего рода тенденция. И в светской школе, бывает,  ставят оценки, так сказать, лицеприятно, а не в зависимости от качества ответа студента. Это есть везде. Просто Церковь – это сообщество людей, сознательно стремящихся к нравственному совершенству, и как же это может быть совместимо с воровством ?..

— Какие методы борьбы с плагиатом в духовной школе Вы бы могли предложить?

— Раньше, когда у нас не было программы «Антиплагиат», аспиранты обязаны были вначале экзамена поговорить с преподавателем по своему реферату, и обычно выяснялось, самостоятельно сделан реферат или нет. Сейчас, как я уже говорил, как подспорье у нас,кроме того,  есть электронные программы проверки самостоятельности работ.

— А что делать, если обнаружено, что реферат списан?

— Во-первых, в законодательстве на этот счет прописана официальная норма. Например, если обнаружено, что большая часть диссертации списана, работу снимают с защиты, а аспирант имеет право только  через год представить новый текст. Так что никакого особого наказания с последействием нет. Хотя, если диссертация написана самостоятельно, но плохо, то диссертацию Диссертационный совет просто не примет к защите.

Мне кажется, что в церковных образовательных учреждениях наказания должны быть строже, например, отсрочивать защиту на два-три года или применять чисто церковные дисциплинарные взыскания. Церковная наука должна показывать нравственный пример.

— А если речь не о диссертации, а о студенческом реферате?

— Как минимум, он должен быть переписан заново. Может быть, стоит оставлять студента на второй год. Но обязательно должны быть наказания, имеющие нравственный смысл.

Беседовала Ольга Богданова.

Uchkom.info / МинДАиС

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.