Порядок разработки и утверждения учебных программ в Минской духовной семинарии
28 декабря 2013
Версия для печати
1. Общие положения
- Научно-методическое обеспечение высшего богословского образования включает в себя учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования, в том числе учебные программы.
- При разработке учебных программ необходимо исходить из того, что их содержание должно обеспечить формирование у выпускников Минской духовной семинарии соответствующих знаний, умений и навыков.
- В целях обеспечения наиболее полной реализации междисциплинарных связей, исключения дублирования учебного материала, определения оптимального соотношения теоретической и практической подготовки, рационального использования учебного оборудования и аудиторного фонда разработка учебных программ должна проводиться во взаимосвязи.
- Для обеспечения учебного процесса в Минской духовной семинарии предусматривается разработка учебных программ по учебным дисциплинам.
- Учебная программа по учебной дисциплине является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения учебной дисциплины, ее содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности студентов, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, перечень учебных изданий и средств обучения.
- Срок действия учебных программ по учебным дисциплинам составляет 5 лет.
- Учебная программа по учебной дисциплине при необходимости корректируется или переутверждается.
- Учебные программы должны быть разработаны и утверждены до начала семестра, в течение которого изучаются соответствующие дисциплины.
2. Разработка, согласование и утверждение учебных программ
- Учебная программа учебной дисциплины разрабатывается преподавателем, ведущим данную дисциплину.
- Учебная программа по учебной дисциплине печатается на бумаге формата А4 (односторонняя печать), шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, нумерация страниц – сверху от центра.
- Учебная программа по учебной дисциплине проходит согласование с проректорами по учебной работе Минской духовной семинарии и Минской духовной академии, проходит согласование и рецензирование на профильной кафедре Минской духовной академии и рекомендуется к утверждению на заседании профильной кафедры (учебно-методической предметной комиссии) Минской духовной семинарии и на заседании Совета Минской духовной семинарии.
- На заседание Совета учебная программа предоставляется на утверждение на бумажном носителе и в электронном виде (в текстовом процессоре Microsoft Word) в сопровождении следующих документов: рецензии специалиста кафедры Минской духовной академии с указанием номера протокола и даты заседания кафедры, на котором рассматривалась программа; рецензии ведущего специалиста (для которого Минская духовная семинария не является основным местом работы) с указанием даты; авторской справки об учете замечаний; выписки из протокола заседания кафедры (учебно-методической предметной комиссии) Минской духовной семинарии с решением о рекомендации учебной программы к утверждению.
- Утверждает учебную программу ректор Минской духовной семинарии.
3. Методические указания по разработке учебных программ по учебным дисциплинам
- При разработке учебных программ по учебным дисциплинам необходимо обеспечить: последовательную реализацию внутри- и междисциплинарных связей, ликвидацию дублирования материала; рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий, совершенствование методики проведения занятий; улучшение планирования и организации самостоятельной работы; взаимосвязь учебного процесса с научно-исследовательской работой студентов; профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса с учетом специфических условий и потребностей Православной Церкви как заказчика кадров.
- Учебная программа оформляется в соответствии с образцом, приведенным в приложении.
- Основными разделами учебной программы по учебной дисциплине являются: пояснительная записка; примерный тематический план; содержание учебного материала (разделы, темы, вопросы); информационно-методическая часть.
- В пояснительной записке указываются: цели и задачи учебной дисциплины; место учебной дисциплины в системе подготовки богослова, связи с другими учебными дисциплинами; требования к освоению учебной дисциплины; характеристика рекомендуемых форм и методов обучения и воспитания; рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; общее количество часов, отводимых на изучение учебной дисциплины в соответствии с учебным планом по специальности; распределение аудиторного времени по видам занятий.
- Учебный материал должен быть структурирован по темам или по разделам и темам.
- В тематическом плане дается распределение отведенных на изучение учебной дисциплины аудиторных часов между разделами и темами учебной программы.
- Содержание учебного материала должно учитывать современное состояние и перспективы развития богословской науки и церковной жизни.
- В информационно-методической части даются перечни основной и дополнительной литературы (учебной, учебно-методической, научной, нормативной и др.), критерии оценок результатов учебной деятельности, вопросы к зачетам и экзаменам. Могут быть дополнительно приведены: примерный перечень практических занятий; примерная тематика семинарских занятий, реферативных работ; рекомендации по текущему контролю качества усвоения знаний и проведению аттестации; процедуры оценки уровня знаний и умений, методика формирования итоговой оценки по учебной дисциплине; примерные тестовые задания; перечень литературы для преподавателя по организации самостоятельной работы студентов, реализации рекомендуемых форм и методов обучения и воспитания; другая значимая информация.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Образец оформления учебной программы Минской духовной семинарии (274 Кб, pdf).