Порядок разработки и утверждения учебных программ в Минской духовной семинарии

28 декабря 2013 Версия для печати

1.     Общие положения

  1. Научно-методическое обеспечение высшего богословского образования включает в себя учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования, в том числе учебные программы.
  2. При  разработке  учебных  программ  необходимо  исходить  из того, что их содержание должно обеспечить формирование у выпускников Минской духовной семинарии  соответствующих знаний,  умений  и  навыков.
  3. В целях обеспечения наиболее полной реализации междисциплинарных  связей,  исключения  дублирования  учебного материала,  определения  оптимального  соотношения  теоретической  и практической  подготовки,  рационального  использования  учебного оборудования и аудиторного фонда разработка учебных программ должна проводиться во взаимосвязи.
  4. Для обеспечения учебного процесса в Минской духовной семинарии предусматривается разработка учебных программ по учебным дисциплинам.
  5. Учебная  программа  по  учебной  дисциплине  является техническим  нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения  учебной дисциплины, ее содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности студентов, рекомендуемые формы и методы  обучения и воспитания, перечень учебных изданий и средств обучения.
  6. Срок действия учебных программ по учебным дисциплинам составляет 5 лет.
  7. Учебная программа по учебной дисциплине при необходимости корректируется или переутверждается.
  8. Учебные программы должны быть разработаны и утверждены до начала семестра, в течение которого изучаются соответствующие дисциплины.

2. Разработка, согласование и утверждение учебных программ

  1. Учебная программа учебной дисциплины разрабатывается преподавателем, ведущим данную дисциплину.
  2. Учебная программа по учебной дисциплине печатается на бумаге формата А4 (односторонняя печать), шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, нумерация страниц – сверху от центра.
  3. Учебная программа по учебной дисциплине проходит согласование с проректорами по учебной работе Минской духовной семинарии и Минской духовной академии, проходит согласование и рецензирование на профильной кафедре Минской духовной академии и рекомендуется к утверждению на заседании профильной кафедры (учебно-методической предметной комиссии) Минской духовной семинарии и на заседании Совета Минской духовной семинарии.
  4. На заседание Совета учебная программа предоставляется на утверждение на бумажном носителе и в электронном виде (в  текстовом процессоре Microsoft Word) в сопровождении следующих документов: рецензии специалиста кафедры Минской духовной академии с указанием номера протокола и даты заседания кафедры, на котором рассматривалась программа; рецензии ведущего специалиста (для которого Минская духовная семинария не является основным местом работы) с указанием даты; авторской справки об учете замечаний; выписки из протокола заседания кафедры (учебно-методической предметной комиссии) Минской духовной семинарии с решением о рекомендации учебной программы к утверждению.
  5. Утверждает учебную программу ректор Минской духовной семинарии.

3. Методические указания по разработке учебных программ по учебным дисциплинам

  1. При разработке учебных программ по учебным дисциплинам необходимо обеспечить: последовательную реализацию внутри- и  междисциплинарных связей, ликвидацию дублирования материала; рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам  учебных занятий, совершенствование методики проведения занятий; улучшение планирования и организации самостоятельной работы; взаимосвязь  учебного  процесса  с  научно-исследовательской работой студентов; профессиональную  направленность  учебно-воспитательного процесса с учетом специфических условий и потребностей Православной Церкви как заказчика кадров.
  2. Учебная программа оформляется в соответствии с образцом, приведенным в приложении.
  3. Основными разделами учебной программы по учебной дисциплине являются: пояснительная записка; примерный тематический план; содержание учебного материала (разделы, темы, вопросы); информационно-методическая часть.
  4. В пояснительной записке указываются: цели и задачи учебной дисциплины; место учебной дисциплины в системе подготовки  богослова, связи с другими учебными дисциплинами; требования к освоению учебной дисциплины; характеристика рекомендуемых форм и методов обучения и воспитания; рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; общее количество часов, отводимых на изучение учебной дисциплины в соответствии с учебным планом по специальности; распределение аудиторного времени по видам занятий.
  5. Учебный материал должен быть структурирован по темам или по разделам и темам.
  6. В тематическом плане дается распределение отведенных на изучение  учебной дисциплины аудиторных часов между разделами и темами учебной программы.
  7. Содержание учебного материала должно учитывать современное состояние и перспективы развития богословской науки и церковной жизни.
  8. В информационно-методической части даются перечни основной и  дополнительной литературы (учебной, учебно-методической, научной, нормативной и др.), критерии оценок результатов учебной деятельности, вопросы к зачетам и экзаменам. Могут быть дополнительно приведены: примерный перечень практических занятий; примерная тематика семинарских занятий, реферативных работ; рекомендации по текущему контролю качества усвоения знаний и проведению аттестации; процедуры  оценки уровня знаний и умений, методика формирования итоговой оценки по учебной дисциплине; примерные тестовые задания; перечень литературы для преподавателя по организации самостоятельной работы студентов, реализации рекомендуемых форм и методов обучения и воспитания; другая значимая информация.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Образец оформления учебной программы Минской духовной семинарии (274 Кб, pdf).

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.