1 апреля 2012 года исполняется 400 лет со дня кончины святой праведной Софии, княгини Слуцкой

1 апреля 2012 года исполняется 400 лет со дня кончины святой праведной Софии, княгини Слуцкой 31 марта в 12:00 на приходе в честь праведной Софии (Минск, пл. Казинца) Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет совершит молебен, по завершении которого будет освящен памятник святой княгине.

В этот же день в 18:00 Патриарший Экзарх возглавит всенощное бдение у раки с мощами святой Софии в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Вечером 31 марта всенощные бдения в храмах белорусской столицы совершат члены Святого Синода Белорусского Экзархата.

 1 апреля в 10:00 Митрополит Филарет возглавит в Свято-Духовом кафедральном соборе Литургию в сослужении епископата Белорусской Православной Церкви.

На 2012 год запланирован ряд церковно-общественных мероприятий, посвященных памяти праведной Софии.

Святая праведная София Слуцкая родилась в 1586 году и происходила из именитой православной династии Великого княжества Литовского — рода князей Слуцких Олельковичей. В годовалом возрасте София лишилась родителей. Опеку над девочкой приняли на себя родственники — магнаты Ходкевичи. По их воле София была сосватана за князя Януша Радзивилла, протестанта по крещению.

Усматривая во всем происходящем проявление воли Божией, княжна не воспротивилась предстоящему браку, выдвинув только одно условие: не принуждать ее к измене вере своих предков — Святому Православию. Кроме этого, София настаивала на том, чтобы дети от будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные.

В дальнейшем всю любовь своего верующего сердца княгиня София излила на заботу о православных обителях и храмах, на сохранение Православия в Слуцких землях в период после заключения Брестской церковной унии. Княгиня оказывала моральную и материальную поддержку священнослужителям и мирянам, жертвовала храмам собственноручно вышитые ею покровцы и священнические ризы, совершала паломничества в отдаленные от города Слуцка приходские церкви. Под влиянием супруги Януш Радзивилл исходатайствовал у короля Речи Посполитой постановление о том, чтобы не принуждать к унии православных людей Слуцкого края. Этот акт сохранил юридическую силу и после кончины праведной Софии.

Святая княгиня София отошла ко Господу 1 апреля 1612 года при рождении ребенка и была торжественно погребена на территории Свято-Троицкого Слуцкого монастыря. Практически сразу же началось ее почитание народом Божиим. Ныне святые мощи праведной Софии почивают в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. 


Послание Cвятаго Синода Белорусской Православной Церкви в связи с 400-летием преставления святой праведной Софии, княгини Слуцкой

 

 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос,
не золотые уборы или нарядность в одежде,
но сокровенный сердца человек в
нетленной красоте кроткого и молчаливого духа,
что драгоценно пред Богом.

 (1 Пет. 3: 3-4)

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, иноки и инокини и вся
боголюбивая белорусская паства!

Святые угодники Божии являют миру красоту Христовой Церкви. Красота сия многогранна, ибо Бог, как Источник всякого добра, безмерно изливает благодать на верных чад Своих. Пример жизни святых, их небесное покровительство не перестают оказывать спасительное воздействие. До сих пор они, пребывая в чертогах Царствия Небесного, являются для нас — их сродников по плоти и духу — светлыми образами подражания, олицетворением любви к Богу, дел праведности и милосердия, забот о судьбе Отечества.

Белорусская земля взрастила многих подвижников благочестия, которые по праву считаются небесными заступниками нашего народа. Ныне мы сугубо восхваляем святую праведную Софию, княгиню Слуцкую.

«По имени и житие» — в этих словах отражается глубокий опыт Церкви и народа, опыт распознания предызбранности к христианскому подвигу. София значит премудрость. Четыреста лет назад Слуцкая княгиня запечатлела свою верность Православию воистину богодарованной мудростью, унаследованной от своих благочестивых предков. Она пренебрегла земными благами, более устремляя духовный взор к горнему, по слову Спасителя: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21).

Святая праведная София происходила из династии князей Слуцких Олельковичей. Представители этого древнего рода отличались верностью праотеческой Православной вере, были образцом гражданской доблести и церковного благочестия. Благодаря князьям Олельковичам Слуцкое княжество приобрело статус известного духовного и культурного центра. Боголюбивые Слуцкие князья способствовали возведению православных храмов и монастырей, наделяя их щедрыми пожертвованиями и одаривая различными милостями. Отец праведной Софии, князь Слуцкий и Копыльский Юрий Юрьевич Олелькович, был почитателем и жертвователем многих православных святынь, в том числе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Известно, что он пожертвовал Благовещенской церкви Свято-Троицкого Слуцкого монастыря собственноручно переписанное напрестольное Евангелие, которое вновь было обретено уже в наше время.

Святая праведная София рано лишилась родителей и была отдана под опеку родственников. Она была лишена родительской любви и попечения, но промыслительным образом унаследовала от своих предков любовь к христианским добродетелям. Свой путь к славе горнего звания она совершила в соответствии со словами Священного Писания: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).

Ещё в отроческом возрасте, согласно воле опекунов, княжна вступила в брак с князем Янушем Радзивиллом, пребывавшем вне спасительной ограды Святого Православия. Дальнейший духовный путь праведной Софии стал крестным путем жертвенности и самоотречения. «Не желаю хвалиться, — говорит апостол Павел, — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14).

Обращаясь внутренним взором к лику нашей праведной соотечественницы, мы видим, что не только благочестивая семейная традиция, но и Божественное вдохновение, зародившееся в сердце Софии, стало источником ее богоугодных земных дел и подвижнических трудов. Таким образом, чаяние человеческого сердца преобразилось в ней в богодарованную добродетель. По слову апостола Павла: «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 3-5).

В смутную эпоху, на которую пришлись детство и юность Софии, многое из того, во что она свято верила, оказалось предано поруганию. В 1596 году в Бресте была заключена уния. Многие видные представители православной знати отреклись от своей праотеческой веры, движимые желанием устроиться в новых религиозно-политических обстоятельствах.

Праведная София была последней из угасшего рода князей Олельковичей. На ней одной лежала ответственность за выполнение завета отца, согласно которому наследники были «должны всегда оставаться верными Православию». Следуя отеческому наставлению, праведная София направила всю свою любовь и попечение на сохранение и утверждение Православия в Слуцком крае.

Княгиня оказывала материальную и моральную поддержку духовенству и жителям города Слуцка, Преображенскому братству, в деятельности которого принимала личное участие. Она жертвовала собственноручно вышитые золотом церковные ризы и священнические облачения, выделяла средства для постройки храмов, совершала паломничества в отдельные церкви во время храмовых празднеств. Пример ее служения убеждает, что и в условиях смуты можно сохранять чистоту жизни, верность Евангельским идеалам и преданность родительской вере.

Недолго, однако, судил Господь жить на земле праведной княгине. Слабое здоровье, многообразные заботы и скорби, которые пришлось ей испытать, стали причиной ее кончины при рождении дочери. Но это, по слову апостола Павла, были те скорби, которыми «надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).

Тело ее нашло упокоение в главном храме Свято-Троицкого Слуцкого монастыря, в особо изготовленной раке, под фамильной иконой Покрова Пресвятой Богородицы. В память о благочестивой супруге князь Януш продолжал поддерживать в Слуцких владениях Православие, подтверждая своими грамотами завещанные княгиней Софией церковные традиции. В одной из грамот, в частности, говорилось: «чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, безо всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом».

Не случайно, что при наступлении благоприятных времен именно Слуцк стал кафедрой первых Минских архиереев. В этом же граде берут свое начало и Минские духовные школы.

Глубокое почитание праведной Софии как святой заступницы веры Православной началось сразу же после ее блаженной кончины. Видящий втайне и воздающий въяве Господь прославил святую княгиню Софию нетлением ее тела и чудотворениями у ее гроба. Её почитание в народе Божием не ослабевало в течение веков и продолжается сегодня. В памяти церковной хранятся многочисленные случаи чудотворений, исцелений и различных благодеяний по молитвам святой.

Образ праведной Софии Слуцкой, женщины-мирянки, в тишине сердца вынесшей любовь к Церкви в тяжелейших исторических обстоятельствах, подаёт и нам силу утешать — несмотря на собственные скорби; нести духовную радость — невзирая на нестроения земной жизни; любить — несмотря на ожесточение сердец.

В древней Церкви святыми называли своих братьев и сестер все христиане, и возможность жить свято была очевидна каждому. С тех пор и доныне призывает нас апостол Петр: «Будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1: 15). Мы призваны к святости, потому что в ней — единственный смысл существования бессмертной души человека. Будем помнить во всякий час своей жизни, что «милость… Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его» (Пс. 102: 17-18, 22), и воздадим благодарение Творцу и Богу нашему.

Молитвами святой праведной Софии Слуцкой, Господи, насади в сердцах наших живую веру, твердую надежду, нелицемерную любовь! Аминь!

 1 апреля 2012 года

 Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси +ФИЛАРЕТ

 Архиепископ Витебский и Оршанский +ДИМИТРИЙ

 Архиепископ Пинский и Лунинецкий +СТЕФАН

 Архиепископ Гомельский и Жлобинский +АРИСТАРХ

 Архиепископ Новогрудский и Лидский +ГУРИЙ

 Архиепископ Полоцкий и Глубокский +ФЕОДОСИЙ

 Епископ Гродненский и Волковысский +АРТЕМИЙ

 Епископ Могилёвский и Мстиславский + СОФРОНИЙ

 Епископ Брестский и Кобринский +ИОАНН

 Епископ Туровский и Мозырский +СТЕФАН

 Епископ Бобруйский и Быховский +СЕРАФИМ

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.