Духовные корни пьянства

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр богословия

Я вспоминаю забавный случай, произошедший на одном приходе.

Как-то туда приехал епископ, и все, как обычно, говорили приветствия. От общества трезвости выступала пожилая активистка. Она так разволновалась, что забыла подготовленную речь, и сказала так: «Дорогой Владыка! Пьянство стало бичом нашего поселка и прихода. Но мы обещаем, что к вашему следующему приезду мы с Божией помощью все будем трезвые»1. Женщина запуталась, и невольно затронула самую суть проблемы. У пьянства духовные корни, и по настоящему преодолеть его можно только, уверовав в Бога.

У известного русского богослова митрополита Атония Храповицкого (+1936) есть удивительно точное определение причин этого порока: «Пьянство есть производное явление иных страстей, иногда не вполне известных своей жертве»2.

А у страстей есть свой механизм действия. Опыт Церкви говорит, что появляются они не сами по себе, а под воздействием демонических сил. Понятие сатана, диавол, демоны, бесы известны многим с детства, но не все серьезно воспринимают реальность их бытия.

Оказывается, это неверие в бытие темных сил имеет свою причину. Её хорошо раскрыл святой Иоанн Кронштадтский: «То беда, что диавол прикрывается нами самими, притаивается, а мы слепые и думаем, что всё это делаем только мы сами, стоим за дело диавольское, как за что-то свое, как за что-то справедливое, хотя всякая мысль о какой- нибудь справедливости своей страсти ложна, богопротивна и пагубна»3.

Если принять этот тезис, то многое станет понятным. Страстями диавол, эта умная злая сила, мысленный дух4, разжигает человека и через них овладевает его душой и телом. Об этом всегда предупреждали христианские подвижники.

Вот Паисий Величковский (+1794): «Кто предается страстям, у того они умножаются, и когда через них лукавый дух завладевает человеком, тогда бывает в душе его всякая темнота, и мрак, и тягость»5.

Без знания и учета этой закономерности почти невозможно добиться полноценного исцеления от алкоголизма. Обычное же лечение заканчивается двумя малоутешительными вариантами.

  • 1. Временный вариант, когда болезнь дает рецидив. После небольшого неустойчивого периода алкоголизм в полной мере проявляется вновь.
  • 2. Когда взамен, казалось бы, исчезнувшей страсти к спиртному, человек подвергается губительному для него воздействию других страстей.

Это очень важное наблюдение. Давайте посмотрим, что происходит? Ведь человек вылечился и не пьет? Причина в том, что такое лечение только приглушает одну страсть, не затрагивая других. Человеческий состав – дух, душа и тело — остается поврежденным. Человек не пьет потому, что им овладевают другие страсти, ранее просто подавленные пьянством, а теперь ставшие более сильными. Демоническое воздействие продолжается, только меняется его профиль.

Обычно выделяют семь таких состояний.

  • 1. Неверие в Бога и Церковь у некрещеных людей, и нежелание исповедываться, причащаться у крещеных.  Особенно тяжело наблюдать одержимость неверием у пожилых людей. Внутренние переживания и душевные страдания у них при любой попытке разобраться со своими заблуждениями обостряются настолько, что синдром алкоголика по сравнению с ними выглядит легкой простудой.
  • 2. Осуждение и злословие. Человек, ранее не проявлявший особой к этому склонности, вдруг начинает осуждать всех подряд. Наиболее распространенные темы — евреи, масоны, демократы, президент, правительство, священники, родственники и, вообще, все окружающие. С таким человеком невозможно находится рядом – он будто брызжет ядом и отравляет им собеседника.
  • 3. Гордость и тщеславие. И здесь явно ощущается присутствие темных сил. Человек, оправившись от пьянства, начинает творить такое, что нормальным людям и в голову не придет. Он ставит себя сначала выше окружающих людей и ведет себя так, будто он сам для себя Бог.
  • 4. Сребролюбие. Так называется страсть жадности и скупости. Чем человек богаче и старше возрастом, тем ненасытнее она становится. Порывы корыстолюбия у многих неверующих людей, — особенно на склоне лет, часто просто парадоксальны.
  • 5. Злоба и раздражение. Человек впадает в аффекты по самым незначительным поводам. Он кричит, ругается и даже может ударить. Одна женщина рассказывала мне, что так натерпелась от своего бросившего пить мужа, что однажды с ужасом подумала: «Лучше бы ты пил».
  • 6. Леность. Человек носится с мыслью, что он сам победил свою страсть к спиртному, что он исключительный человек, не похожий на многих. Бедняга не догадывается, что ничего он не достиг, ни от чего не избавился и ничего не преодолел. Он по-прежнему под влиянием темных сил, только их воздействие принимает более утонченную форму.
  • 7. Блуд. И здесь происходит нечто удивительное. Человек вроде уже совсем бросил пить, а страсть блуда не только не ушла, но еще и усилилась. А это опасный симптом, и означает он, что человек все еще находится во власти все тех же демонических сил. Ведь демонов, по словам подвижников, ничто так не радует, как блуд, и никакая страсть столько не веселит, как осквернение тела6.

Теперь понятно, почему так часто не срабатывают методы традиционной медицины и психотерапии. Ослабляя одну страсть, они усиливают действие другой или нескольких вместе7. Ну а что предлагает Церковь? Вот об этом мы и поговорим в следующей беседе.

Примечания:

1. Marczak Jan. Usmiech proboszcza. Warszawa, 1993. S. 63.

2. Мороз Алексей, священник. Как победить пьянство. М., 2002. С. 20.

3. Сергиев Иоанн, протоиерей. Моя жизнь во Христе. Т. 1. М.: Репринт, 1894. С. 143.

4. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 22. Выпуск первый. М., 1892. С. 205, 217.

Приведем эту мысль полностью:

«Диавол, сей злой дух, мысленный, невидимо действует на неверных и обнаженных от божественной благодати. Почему люди, почтенные от Бога свободой воли, не замечают, бывают покорными слугами власти диавола, и им будучи влекомы на грех, думают, что делают зло свободно и добровольно, и таким образом служат у него посмешищем. Такое обманчивое думанье есть одна из главнейших прелестей изобретателя всякого зла диавола. Вся его злокозненность обращена на то, чтобы действовать властно внутри грешащих, а они чтоб думали, что делают грех по собственному произволению, а не по внушению и влечению от диавола. И успевает в этом до того, что те самые, которые им насилуются, слыша о том, говорят: но что же сталось с волей и свободой человека, — потеряны? Да, потеряны, однако же не всецело. В нашей еще осталось власти познавать в каком бедственном находимся мы состоянии, желать избавится от него и искать Избавителя…».

5. Мороз Алексей, священник. Указ. соч. С. 21.

6. Там же. С. 20-29.

7. Уже давно известно, что порок пьянства разрушает нравственный облик человека. Вот как описывается эту нравственная эрозия личности в православной литературе:

«Пьянство есть грех перед Богом, грех перед людьми и грех перед самим собой. Всякий грех, как бы он не казался нам малым, есть уже оскорбление Бога…Согрешивший против одной заповеди закона Божия, виновен в нарушении всего закона. Что же сказать о пьянице, который попирает и нарушает именно весь, как есть, закон Божий, грешит против всех заповедей Божиих. Не подумайте, что это преувеличено, — нисколько. Раскроем скрижали закона Божия, поставим их перед собою, как зеркало и рассмотрим строго и беспристрастно – какую заповедь Божию не нарушал бы пьяница.

  • 1. Первая заповедь Божия повелевает нам познавать и любить Бога и служить ему всем естеством своим. Но может ли отуманенный вином пьяница возносится умом к Богу, а тем более, познавать Его? Развращенное сердце может ли любить, испорченная воля может ли служить Богу, святому и праведному. Для пьяницы бог – собственная страсть, ненасытное чрево его. Пьяный способен и к хулению, и к кощунству и к безбожию…
  • 2. Вторая заповедь запрещает творить идолов и кланяться им. Но пьяница страсть свою к вину делает для себя идолом, которому кланяется. Не идолопоклонник ли он?
  • 3. Третья заповедь Божия запрещает произносить без нужды святое и великое имя Божие, а также сквернословие и брань. Но чего же вы хотите от пьяного, с языка которого сыплется не только божба, но и всякие самые гнусные слова, оскорбляющие слух всякого порядочного человека…И какая это до чудовищности гнусная, безнравственная брань. Кого же бранят эти… безумные люди, глумясь над самым прекрасным на языке человеческом словом и нежном имени мать. Первая Мать наша…Пресвятая Богородица, Матерь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, породнившая небо и землю, Бога с человеком…Вторая мать наша – это та единственная, дорогая женщина, которая в несказанных муках произвела нас на свет Божий, вскормила нас грудью, проводила столько бессонных ночей около нашей колыбели, воспитала, научила и пустила нас в люди, любящая нас больше собственной своей жизни. Третья мать наша – это созданная для нас Богом мать – сырая земля, из которой и мы созданы, которая питает нас своими плодами, и которая примет нас опять в свои матерние, хоть и хладные объятья, после нашей смерти. И вот этих – то матерей унижают, бранят и поносят самыми позорными словами…
  • 4. Четвертая заповедь Божия повелевает посвящать Богу праздники Господни… Благочестивые люди идут в храм Господень освящать себя молитвой и добрыми делами, а пьяница идет в корчемницу, затевает шум и драку и предается всяческим безобразиям…Праздник потому и праздник, что мы должны упразднить себя даже и от обыкновенных своих житейских занятий, и посвятить его всецело Богу, а у нас, как нарочно, оскорбляют святые дни невоздержанием, пьянством и безобразиями всякого рода и вида…
  • 5. Пятой заповедью внушается нам любовь и почтение к родителям…, к начальникам, к пастырям Церкви. Какие родители не учат своих детей добру и трезвости? Но пристрастившийся к вину ни во что не ставит советы и мольбы родителей, и распутным своим поведением, часто оскорбляет их седины и вгоняет в преждевременную могилу…Начальству, которое требует от всех хорошего поведения, порядка и подчиненности, пьяный оказывает грубость, дерзость и непослушание, а от пастырей Церкви он отворачивается и бегает, и встречу с ними почитает для себя несчастьем, видя в них обличителей своей страсти и дурного образа жизни.
  • 6. Шестая заповедь запрещает посягать на жизнь, спокойствие и безопасность ближнего, воспрещает гнев, злобу, ненависть, ссоры и драки. Но кто более пьяного способен к необузданному гневу ссорам и дракам, ведущим и к убийству, этому ужасному преступлению, караемому законами Божескими и человеческими. Из множества убийств, обагряющих кровью человеческую землю, весьма значительная часть падает именно на несчастных, отуманенных вином, которые, часто допиваясь до болезни, сами не дают себе отчета в своих действиях, делаясь ужаснейшими и опаснейшими преступниками и злодеями…
  • 7. Седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние и разврат. Но апостол Павел прямо говорит, что следствием пьянства есть блуд. Пьянство, разнуздывая страсти и скотские вожделения плоти, прямо ведет ко всевозможным видам разврата, самым ужасным и омерзительным, о которых, по слову апостола, стыдно и говорить.
  • 8. Восьмая заповедь запрещает воровство, кражу чужой собственности. Но может ли пьяница не быть вором? Он вор уже потому, что обкрадывает самого себя, пропивая трудовую копейку; крадет у себя здоровье и силы, крадет самое время. Притом всякий пьяница есть вместе и лентяй, — а леность также грех против восьмой заповеди. Но пьянство ведет и к прямому воровству. Пропив всё свое, пьяница крадет чужое для удовлетворения своей пагубной страсти.
  • 9. Девятая заповедь запрещает посягать на честь и доброе имя ближнего. Но может ли пьяница, не дорожащий своей собственной честью, дорожить честью других? Напротив, свое собственное Унижение и заслуженное презрение за беспорядочную и развратную жизнь он старается выместить на других; и потому ему всегда противны честь и доброе безукоризненное имя и слава ближнего, живущего по-христиански, в трезвости и добропорядочности. Он способен на клевету, ложь, и наветы, явные и тайные, способен употребить все силы и средства, чтобы омрачить и очернить имя, уронить достоинство и заслуги тех, кто стоит выше его по своему образу жизни и качествам умственным и нравственным…
  • 10. Десятой заповедью Божией запрещается завидовать благосостоянию ближнего. Но может ли быть равнодушен и доброжелателен к счастью и благосостоянию ближнего тот, кто довел себя до бедности и нищеты, до бесславия и позора?

Мы только слегка коснулись заповедей Божиих,… только бегло взглянули в зеркало закона Божия, и то уже достаточно увидели, в какую бездну зла и порока ввергает себя человек, преданный пьянству; что же, если подробно углубимся в скрижали закона Божия, в учение Евангелия и апостолов, в писания Церкви и и её учителей? Но достаточно и указанного нами, чтобы увидеть, что пьянство есть грех против всех заповедей Божиих, есть мать всех пороков, есть зло из всех зол и губительнейшее для человека» (Дьяченко Григорий, священник. Катехизические поучения, общедоступно объясняющие учение Православной Церкви о христианской вере, надежде и любви. М., 1898. С. 802-805).

Жертвой такой разложившейся личности становится прежде всего семья. Вот в каких мрачных красках описывает проповедник её бедственное состояние:

«А что может быть жалче семьи пьяного человека? Над покойником не проливают столько слез, сколько придется пролить и жене и детям пьющего человека. Ни один больной не наделает столько хлопот и забот семье своей, сколько наделает их пьяный человек. Да и вообще никакой враг не делает столько зла его семье, сколько сделает он сам. Жена и дети терпят крайнюю нужду и голод, и холод, оттого только, что мужу нужно вино. Жена жалуется на нужду, жалуется на разорительное пьянство, а муж или без чувства и смысла смеется ад жалобами жены, или еще, как правый, сердится на жену, а иногда начинает бить её, как будто от брани и побоев семья будет сыта и довольна!

Повечеру жена должна ждать пьяного мужа, иногда отыскивать его: она боится, чтобы с пьяным не случилось какой беды; она должна бросить детей своих, чтобы няньчиться с пьяным мужем, который за все её заботы заплатит побоями. Господи, Господи! И так много горя на земле, и так много нужд и забот бкдным женам и матерям, а тут еще муж делает новое горе и новые заботы, муж, который и долже отстранять от семьи своей все нужды и всякое горе, который долже любить и беречь жену и детей, защищать и покоить их. Терпите, терпите, бедные жены, и молитесь Богу! Ваши слезы дойдут до Бога: Он вразумит ваших мужей! Молитесь, молитесь, матери, чтобы помиловал Господь детей, чтобы не пошли они по грешным следам отцов своих, чтобы нужда и горе, какие они переносили, научили их не делать того же горя и ужды, беречь других от горя, чтобы дурной пример не заразил их, а научил добру» (Пантелеимон, архимандрит (составитель). Поучение против пьянства. Проповедническая хрестоматия. Т. 2. Часть вторая. Издание Свято-Троицкого монастыря, 1965. С. 59-60).

Рекомендуем

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Жировичский монастырь и Минскую духовную семинарию

В рамках визита на Жировичскую землю митрополит Вениамин совершил Божественную литургию, провел лекцию для студентов ОЗО МинДС, пообщался с преподавателями и студентами семинарии.