Церковная методика борьбы с пьянством

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр богословия

Борьба с пьянством

В прошлый раз мы говорили о духовных корнях пьянства. Я хотел показать церковный взгляд на эту проблему, её сложность и глубину. С одной стороны, это страсти, которые никуда не уходят, а только усиливаются или ослабляются, с другой, воздействие демонических сил, нейтрализовать которое невозможно при помощи одних только медицинских препаратов и психотропных средств.

Бессилие этих методик хорошо видно на примере популярного сейчас кодирования. Эта разновидность гипноза просто подавляет волю человека и внедряет в подсознание страх.

В самом деле, куда может исчезнуть страсть, сложившаяся за многие годы пьянства? Алкоголик так и остается алкоголиком, и только до поры до времени боится рюмки. А вот негативное влияние на тело и душу – очевидно. Одни после кодирования становятся брюзгливыми, жадными и ленивыми, другие – нетрудоспособными, третьи теряют память. За все в жизни надо платить. Если человек надеется на быстрое и безболезненное чудо, а не хочет своим трудом и с помощью Бога изменить себя, то за временное воздержание от пьянства при помощи кодирования ему придется заплатить горьким разочарованием, а нередко и полным разрушением личности.

А вот Православие предлагает свою школу трезвения, свою методику борьбы с пьянством. Она состоит из 12 ступеней. Каждая из них предполагает и влечет за собой следующую. Больной постепенно всё увереннее отрывается от своего порока и меняет образ жизни. Кратко опишем каждую из них.

Первая ступень – раскаяние. Человек осознает, что потерял контроль над собой и страстями, анализирует свое поведение, и понимает, что так дальше жить нельзя.

Вторая ступень — стремление вернуть себе здравый ум. Человек понимает, надо менять компанию, общаться с благочестивыми людьми и консультироваться по духовным вопросам со священниками и опытными наставниками.

Третья ступень — решимость свободно принять Бога и признать Его бытие. Человек осознает пагубность прошлого опыта и желает жить по воле Божией, хотя еще и не знает, как это сделать.

Четвертая ступень — полное покаяние в нарушении нравственных норм, причем уже в храме и на исповеди.

Пятая ступень — признание перед Богом и людьми истинной природы своих заблуждений. Понимание того, что греховные действия вызваны не физиологическими потребностями, а греховным наваждением.

Шестая ступень — готовность жить по-новому со Христом в душе. Здесь необходимы добрые примеры окружающих, чтобы человек поверил в достижимость этой цели и ощутил привлекательность жизни с Богом.

Седьмая ступень — смирение перед Господом, молитвенное прошение о прощении вольных и невольных грехов в прошлом и настоящем. Человек, наконец, перестает винить в своих жизненных неурядицах других людей, осознает свою гордыню и отсутствие смирения.

Восьмая ступень— ощущение присутствия Божия в своей жизни, Человек обличает свои поступки, молится за ранее обиженных людей и желает загладить зло, содеянное перед Богом и людьми.

Девятая ступень — стремление устранить последствия собственных грехопадений. При этом особое внимание уделяется тем поступкам, от которых пострадали другие люди.

Десятая ступень — жизнь по Правде и по заповедям Божиим с частым исповеданием новых согрешений и искушений.

Одиннадцатая ступень — усвоение опыта благочестивой жизни – вера, молитва, пост, церковные таинства.

Двенадцатая ступень — дела милосердия. Служение другим людям посильными средствами: помощь слабым, уход за больными, работа в общине.

Мы видим, как активно в этом процессе участвует сам больной. Его личность не подавляется, а наоборот, раскрывается, в ней постепенно восстанавливаются загнанные на периферию сознания добрые качества и самое главное, воля, без которой ничего не состоится. Эти этапы заполняют всю жизнь человека, не дают ему отвлечься, закалят волю и делают решимость вести трезвую жизнь сознательной1.

Конечно, здесь не обойтись без активного взаимодействия врача нарколога, священника и искреннего сочувствия и молитвенной поддержки родных и близких.

Врач нарколог наблюдает за периодом адаптации к трезвой жизни, и следит за воздействием лекарственных препаратов, которые в течение 6 – 8 месяцев помогают вывести больного из запойного состояния.

Священник помогает ему обрести упование на Бога, без Которого невозможно избавиться от хронического пьянства и алкоголизма, ведь они результат влияния демонических сил. А достичь этого невозможно без покаяния, воздержания, поста, молитвы и таинства Причащения.

Я знаю, что некоторые покачают головой и скажут: «Все это хорошо, но почти невозможно в наше время». Но на деле оказывается, что очень даже возможно и практикуется в православных обществах трезвости во многих городах. Пусть тех, кто встал на этот путь, немного, но все они без ущерба для своей личности и здоровья избавились от страшного недуга и благодарны Богу и Церкви за свое полноценное исцеление2.

Примечания:

1. Материал заимствован из книги священника Алексея Мороза «Как победить пьянство». М,. 2002. С. 29-56.

2. Уже у святителя Иоанна Златоуста мы находим достаточно стройную методику борьбы с этим недугом, хотя его советы и разбросаны по разным сочинениям. Попробуем, пусть даже и частично, свести их вместе:

  • а) Воздержание лучше всякого совета и увещания может отвратить от пьянства:

«Посмотрим…на места смеха, разумею пиршества, где – тунеядцы, льстецы и великое невоздержание, и на другие места, где – хромые и слепые. Там пьянство, объядение, разврат; здесь всё напротив. Посмотри и на наше тело: когда оно тучно и изнежено, то скоро впадает в болезнь, а когда истощено, то не так (скоро заболевает). Но чтобы сделать для вас яснее слова мои, представим тело многокровное, тучное и переполненное; оно даже и от легкой пищи может впасть в горячку, если будет оставаться в бездействии. Представим другое, которое издавна подвергалось голоду и изнеможению; болезнь не скоро может его постигнуть и преодолеть. В нас часто и здоровая кровь порождает болезни, если её слишком много; а если её будет немного, то хотя бы она была не в здоровом состоянии, легко может быть излечена. Так и с душой: если она предана роскоши и удовольствиям, то легко склоняется на грех; она близка и к гордости, и к невоздержанию, и тщеславию, и зависти, и коварству, и клевете…От души угнетенной скорбью, не может произойти какое-либо зло» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. Книга первая. Беседы на Деяния апостольские. Беседа 42. СПб.: Репринт, 1903. С. 375-376).

  • б) Для предохранения себя от пристрастия к вину хорошо обращаться с молитвой к святым:

«Они (мученики — В. Б.) презирали жизнь, ты презирай удовольствия; они отказались от настоящей жизни, ты откажись от страсти к пьянству. Но ты хочешь получить удовольствие? Оставайся при гробе мученика, проливай там источники слез, сокрушайся душой, получай благословение от этого гроба; приобретя ходатайство его в молитвах, проводи всегда время в слушании повествований о подвигах, обнимай его гробницу, пригвозди себя к его раке, потому что не только кости мучеников, но и гробы их и раки источают великое благословение. Прими святой елей и помажь всё свое тело, язык, уста, шею, глаза, и никогда не впадешь в кораблекрушение пьянства, так как елей своим благоуханием напоминает тебе о подвигах мучеников, обуздывает всякое невоздержание, удерживает в великом терпении и побеждает душевные болезни» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Книга вторая. Беседа о мучениках. СПб.: Репринт, 1896. С. 712).

  • в) Чтобы оградить себя от опьянения во время пиршества, надо начинать и кончать их молитвой:

«Кто готов к этому, тот никогда не впадет в невоздержание и пьянство, никогда не испытает следствий объядения, но, сдерживая свои помыслы ожиданием молитвы, как бы уздой будет в надлежащей мере употреблять всё предлагаемое, и тем доставит и душе и телу великое благословение. Стол, начинающийся и кончающийся молитвой, никогда не оскудеет. Не будем же пренебрегать такой пользой…Кто намеревается обратиться к молитве, тот и во время стола не осмелится сказать что-либо неприличное, а если и скажет, тотчас раскаивается. Итак, надо и при начале и при конце стола благодарить Бога, в особенности потому, что…, если мы приобретем этот навык, тоо нелегко впадем в пьянство. А если и случится когда-нибудь встать из-за стола в хмелю и в опьянении, и тогда не ставляй своей привычки, но и с тяжелой головой, шатаясь и падая, будем молиться и не изменим своему обычаю. Если сегодня так помолишься, то завтра исправишь погрешность, сделанную накануне… » (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Книга вторая. Пять слов об Анне. Слово 2. СПб.: Репринт, 1898. С. 798).

  • г) Чтобы не заразиться гибельным примером пьянства, надо удаляться от пьяного общества:

«Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5, 11). Вот какая строгость! А мы не только не убегаем от пьяниц, но сами идем к ним, чтобы участвовать в делах их. Потому у нас всё извратилось, всё смешалось, расстроилось и погибло» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. Книга первая. Толкование на послание к евреям. Беседа 25. СПб., 1906. С. 209).

  • д) Сильным и действенным средством для предохранения себя от порока пьянства является чтение Священного Писания:

«Пусть каждый из нас извлекает из Писания приличное для себя врачевство. Посему-то оно и предлагается всем беспрепятственно, и всякий желающий может извлекать из него свойственное удручающей его страсти врачевство и получать скорое исцеление, только бы не отвергал целительного врачевства, но принимал с признательностью» ( Цит по: Дьяченко Григорий, протоиерей. Пьянство и его последствия. Уроки и примеры христианской любви. М., 1998. С. 275.

«Радость бывает не от пьянства, но от духовной молитвы, не от вина, но от назидательного слова. Вино производит бурю, а слово – тишину; вино причиняет шум, а слово прекращает смятение; вино помрачает ум, а слово просвещает и помраченный; вино вселяет скорби, каких не было, а слово отгоняет и те, которые были» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Книга вторая. Слово на Новый год. СПб., 1898. С. 770).

(К сожалению, эта и вышеприведенные цитаты фрагментов учения св. Иоанна Златоуста о духовных средствах преодоления недуга пьянства, не всегда соответствуют тем местам из его творений, на которые ссылается протоиерей Григорий Дьяченко. Мы приводим их по собранию сочинений святителя).

  • е) Уже в его время св. Иоанн советовал в противоположность пьяным компаниям создавать товарищества против пьянства или общества трезвости:

«Ныне, когда кто из наших ближних умирает, — многие окружают его, многие утешают близких к нему; и осла упавшего мы часто поднимаем; а когда падают души наших братьев, — мы не обращаем внимания и думаем о них меньше, чем об осле. Видя, что кто-нибудь бесстыдно входит в харчевню, мы не удерживаем его; напивается ли он или совершает какое-нибудь другое бесчинство, мы не только не препятствуем, но ещё сами принимаем в том участие. Поэтому Павел и говорил: «Не только сами творят, но и делающих одобряют» (Рим. 1, 32); и многие составляют товарищества для гуляния и пьянства. Составляй человек товарищества, для того, чтобы истреблять страсть к пьянству; такие товарищества благодетельны для узников, для находящихся в скорбях…Для пьянства, пирования и гуляния мы теперь делаем всё – и общую постель, и общий стол, и общее вино и общие издержки; а устроить общественную милостыню не думает никто» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. Книга вторая. Толкование на второе послание к Тимофею. Беседа 1. СПб., 1905. С. 762-763).

Дает свои рекомендации, как остерегаться от пьянства, и святитель Тихон Задонский. Они похожи на советы св. Иоанна Златоуста, но есть и некоторые новые черты:

«Чтобы избежать пьянства, надо иметь в виду следующее:

  • 1) не разрешать молодым выпивать, потому что молодые быстро привыкают к выпивке, а чему научатся смолоду, того будет держаться и всю жизнь.
  • 2) Не позволять им водить знакомство с пьяницами и развратниками.
  • 3) самим взрослым без нужды не пить вина.
  • 4) Удаляться от плохих компаний и пиршеств.
  • 5) Помнить, что от этой страсти очень трудно избавиться.
  • 6) Привыкшим же к ней, надо ей мужественно противиться, стоять и не поддаваться, молить и призывать всесильную помощь Божию.
  • 7) Вспоминать о случившихся от пьянства бедах, и сравнивать трезвое состояние с состоянием пьяным.
  • 8) Размышлять о том, что многие умирают пьяными во сне, и оттого переходят с этого света в мир иной без всякого чувства, и потому без покаяния» (Святитель Тихон Задонский. Творения. Т. 2. О пьянстве. М.: Репринт, 1889. С. 174)

Рекомендуем

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Жировичский монастырь и Минскую духовную семинарию

В рамках визита на Жировичскую землю митрополит Вениамин совершил Божественную литургию, провел лекцию для студентов ОЗО МинДС, пообщался с преподавателями и студентами семинарии.