Церковная методика борьбы с пьянством

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр богословия

Борьба с пьянством

В прошлый раз мы говорили о духовных корнях пьянства. Я хотел показать церковный взгляд на эту проблему, её сложность и глубину. С одной стороны, это страсти, которые никуда не уходят, а только усиливаются или ослабляются, с другой, воздействие демонических сил, нейтрализовать которое невозможно при помощи одних только медицинских препаратов и психотропных средств.

Бессилие этих методик хорошо видно на примере популярного сейчас кодирования. Эта разновидность гипноза просто подавляет волю человека и внедряет в подсознание страх.

В самом деле, куда может исчезнуть страсть, сложившаяся за многие годы пьянства? Алкоголик так и остается алкоголиком, и только до поры до времени боится рюмки. А вот негативное влияние на тело и душу – очевидно. Одни после кодирования становятся брюзгливыми, жадными и ленивыми, другие – нетрудоспособными, третьи теряют память. За все в жизни надо платить. Если человек надеется на быстрое и безболезненное чудо, а не хочет своим трудом и с помощью Бога изменить себя, то за временное воздержание от пьянства при помощи кодирования ему придется заплатить горьким разочарованием, а нередко и полным разрушением личности.

А вот Православие предлагает свою школу трезвения, свою методику борьбы с пьянством. Она состоит из 12 ступеней. Каждая из них предполагает и влечет за собой следующую. Больной постепенно всё увереннее отрывается от своего порока и меняет образ жизни. Кратко опишем каждую из них.

Первая ступень – раскаяние. Человек осознает, что потерял контроль над собой и страстями, анализирует свое поведение, и понимает, что так дальше жить нельзя.

Вторая ступень — стремление вернуть себе здравый ум. Человек понимает, надо менять компанию, общаться с благочестивыми людьми и консультироваться по духовным вопросам со священниками и опытными наставниками.

Третья ступень — решимость свободно принять Бога и признать Его бытие. Человек осознает пагубность прошлого опыта и желает жить по воле Божией, хотя еще и не знает, как это сделать.

Четвертая ступень — полное покаяние в нарушении нравственных норм, причем уже в храме и на исповеди.

Пятая ступень — признание перед Богом и людьми истинной природы своих заблуждений. Понимание того, что греховные действия вызваны не физиологическими потребностями, а греховным наваждением.

Шестая ступень — готовность жить по-новому со Христом в душе. Здесь необходимы добрые примеры окружающих, чтобы человек поверил в достижимость этой цели и ощутил привлекательность жизни с Богом.

Седьмая ступень — смирение перед Господом, молитвенное прошение о прощении вольных и невольных грехов в прошлом и настоящем. Человек, наконец, перестает винить в своих жизненных неурядицах других людей, осознает свою гордыню и отсутствие смирения.

Восьмая ступень— ощущение присутствия Божия в своей жизни, Человек обличает свои поступки, молится за ранее обиженных людей и желает загладить зло, содеянное перед Богом и людьми.

Девятая ступень — стремление устранить последствия собственных грехопадений. При этом особое внимание уделяется тем поступкам, от которых пострадали другие люди.

Десятая ступень — жизнь по Правде и по заповедям Божиим с частым исповеданием новых согрешений и искушений.

Одиннадцатая ступень — усвоение опыта благочестивой жизни – вера, молитва, пост, церковные таинства.

Двенадцатая ступень — дела милосердия. Служение другим людям посильными средствами: помощь слабым, уход за больными, работа в общине.

Мы видим, как активно в этом процессе участвует сам больной. Его личность не подавляется, а наоборот, раскрывается, в ней постепенно восстанавливаются загнанные на периферию сознания добрые качества и самое главное, воля, без которой ничего не состоится. Эти этапы заполняют всю жизнь человека, не дают ему отвлечься, закалят волю и делают решимость вести трезвую жизнь сознательной1.

Конечно, здесь не обойтись без активного взаимодействия врача нарколога, священника и искреннего сочувствия и молитвенной поддержки родных и близких.

Врач нарколог наблюдает за периодом адаптации к трезвой жизни, и следит за воздействием лекарственных препаратов, которые в течение 6 – 8 месяцев помогают вывести больного из запойного состояния.

Священник помогает ему обрести упование на Бога, без Которого невозможно избавиться от хронического пьянства и алкоголизма, ведь они результат влияния демонических сил. А достичь этого невозможно без покаяния, воздержания, поста, молитвы и таинства Причащения.

Я знаю, что некоторые покачают головой и скажут: «Все это хорошо, но почти невозможно в наше время». Но на деле оказывается, что очень даже возможно и практикуется в православных обществах трезвости во многих городах. Пусть тех, кто встал на этот путь, немного, но все они без ущерба для своей личности и здоровья избавились от страшного недуга и благодарны Богу и Церкви за свое полноценное исцеление2.

Примечания:

1. Материал заимствован из книги священника Алексея Мороза «Как победить пьянство». М,. 2002. С. 29-56.

2. Уже у святителя Иоанна Златоуста мы находим достаточно стройную методику борьбы с этим недугом, хотя его советы и разбросаны по разным сочинениям. Попробуем, пусть даже и частично, свести их вместе:

  • а) Воздержание лучше всякого совета и увещания может отвратить от пьянства:

«Посмотрим…на места смеха, разумею пиршества, где – тунеядцы, льстецы и великое невоздержание, и на другие места, где – хромые и слепые. Там пьянство, объядение, разврат; здесь всё напротив. Посмотри и на наше тело: когда оно тучно и изнежено, то скоро впадает в болезнь, а когда истощено, то не так (скоро заболевает). Но чтобы сделать для вас яснее слова мои, представим тело многокровное, тучное и переполненное; оно даже и от легкой пищи может впасть в горячку, если будет оставаться в бездействии. Представим другое, которое издавна подвергалось голоду и изнеможению; болезнь не скоро может его постигнуть и преодолеть. В нас часто и здоровая кровь порождает болезни, если её слишком много; а если её будет немного, то хотя бы она была не в здоровом состоянии, легко может быть излечена. Так и с душой: если она предана роскоши и удовольствиям, то легко склоняется на грех; она близка и к гордости, и к невоздержанию, и тщеславию, и зависти, и коварству, и клевете…От души угнетенной скорбью, не может произойти какое-либо зло» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. Книга первая. Беседы на Деяния апостольские. Беседа 42. СПб.: Репринт, 1903. С. 375-376).

  • б) Для предохранения себя от пристрастия к вину хорошо обращаться с молитвой к святым:

«Они (мученики — В. Б.) презирали жизнь, ты презирай удовольствия; они отказались от настоящей жизни, ты откажись от страсти к пьянству. Но ты хочешь получить удовольствие? Оставайся при гробе мученика, проливай там источники слез, сокрушайся душой, получай благословение от этого гроба; приобретя ходатайство его в молитвах, проводи всегда время в слушании повествований о подвигах, обнимай его гробницу, пригвозди себя к его раке, потому что не только кости мучеников, но и гробы их и раки источают великое благословение. Прими святой елей и помажь всё свое тело, язык, уста, шею, глаза, и никогда не впадешь в кораблекрушение пьянства, так как елей своим благоуханием напоминает тебе о подвигах мучеников, обуздывает всякое невоздержание, удерживает в великом терпении и побеждает душевные болезни» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Книга вторая. Беседа о мучениках. СПб.: Репринт, 1896. С. 712).

  • в) Чтобы оградить себя от опьянения во время пиршества, надо начинать и кончать их молитвой:

«Кто готов к этому, тот никогда не впадет в невоздержание и пьянство, никогда не испытает следствий объядения, но, сдерживая свои помыслы ожиданием молитвы, как бы уздой будет в надлежащей мере употреблять всё предлагаемое, и тем доставит и душе и телу великое благословение. Стол, начинающийся и кончающийся молитвой, никогда не оскудеет. Не будем же пренебрегать такой пользой…Кто намеревается обратиться к молитве, тот и во время стола не осмелится сказать что-либо неприличное, а если и скажет, тотчас раскаивается. Итак, надо и при начале и при конце стола благодарить Бога, в особенности потому, что…, если мы приобретем этот навык, тоо нелегко впадем в пьянство. А если и случится когда-нибудь встать из-за стола в хмелю и в опьянении, и тогда не ставляй своей привычки, но и с тяжелой головой, шатаясь и падая, будем молиться и не изменим своему обычаю. Если сегодня так помолишься, то завтра исправишь погрешность, сделанную накануне… » (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Книга вторая. Пять слов об Анне. Слово 2. СПб.: Репринт, 1898. С. 798).

  • г) Чтобы не заразиться гибельным примером пьянства, надо удаляться от пьяного общества:

«Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5, 11). Вот какая строгость! А мы не только не убегаем от пьяниц, но сами идем к ним, чтобы участвовать в делах их. Потому у нас всё извратилось, всё смешалось, расстроилось и погибло» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. Книга первая. Толкование на послание к евреям. Беседа 25. СПб., 1906. С. 209).

  • д) Сильным и действенным средством для предохранения себя от порока пьянства является чтение Священного Писания:

«Пусть каждый из нас извлекает из Писания приличное для себя врачевство. Посему-то оно и предлагается всем беспрепятственно, и всякий желающий может извлекать из него свойственное удручающей его страсти врачевство и получать скорое исцеление, только бы не отвергал целительного врачевства, но принимал с признательностью» ( Цит по: Дьяченко Григорий, протоиерей. Пьянство и его последствия. Уроки и примеры христианской любви. М., 1998. С. 275.

«Радость бывает не от пьянства, но от духовной молитвы, не от вина, но от назидательного слова. Вино производит бурю, а слово – тишину; вино причиняет шум, а слово прекращает смятение; вино помрачает ум, а слово просвещает и помраченный; вино вселяет скорби, каких не было, а слово отгоняет и те, которые были» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Книга вторая. Слово на Новый год. СПб., 1898. С. 770).

(К сожалению, эта и вышеприведенные цитаты фрагментов учения св. Иоанна Златоуста о духовных средствах преодоления недуга пьянства, не всегда соответствуют тем местам из его творений, на которые ссылается протоиерей Григорий Дьяченко. Мы приводим их по собранию сочинений святителя).

  • е) Уже в его время св. Иоанн советовал в противоположность пьяным компаниям создавать товарищества против пьянства или общества трезвости:

«Ныне, когда кто из наших ближних умирает, — многие окружают его, многие утешают близких к нему; и осла упавшего мы часто поднимаем; а когда падают души наших братьев, — мы не обращаем внимания и думаем о них меньше, чем об осле. Видя, что кто-нибудь бесстыдно входит в харчевню, мы не удерживаем его; напивается ли он или совершает какое-нибудь другое бесчинство, мы не только не препятствуем, но ещё сами принимаем в том участие. Поэтому Павел и говорил: «Не только сами творят, но и делающих одобряют» (Рим. 1, 32); и многие составляют товарищества для гуляния и пьянства. Составляй человек товарищества, для того, чтобы истреблять страсть к пьянству; такие товарищества благодетельны для узников, для находящихся в скорбях…Для пьянства, пирования и гуляния мы теперь делаем всё – и общую постель, и общий стол, и общее вино и общие издержки; а устроить общественную милостыню не думает никто» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. Книга вторая. Толкование на второе послание к Тимофею. Беседа 1. СПб., 1905. С. 762-763).

Дает свои рекомендации, как остерегаться от пьянства, и святитель Тихон Задонский. Они похожи на советы св. Иоанна Златоуста, но есть и некоторые новые черты:

«Чтобы избежать пьянства, надо иметь в виду следующее:

  • 1) не разрешать молодым выпивать, потому что молодые быстро привыкают к выпивке, а чему научатся смолоду, того будет держаться и всю жизнь.
  • 2) Не позволять им водить знакомство с пьяницами и развратниками.
  • 3) самим взрослым без нужды не пить вина.
  • 4) Удаляться от плохих компаний и пиршеств.
  • 5) Помнить, что от этой страсти очень трудно избавиться.
  • 6) Привыкшим же к ней, надо ей мужественно противиться, стоять и не поддаваться, молить и призывать всесильную помощь Божию.
  • 7) Вспоминать о случившихся от пьянства бедах, и сравнивать трезвое состояние с состоянием пьяным.
  • 8) Размышлять о том, что многие умирают пьяными во сне, и оттого переходят с этого света в мир иной без всякого чувства, и потому без покаяния» (Святитель Тихон Задонский. Творения. Т. 2. О пьянстве. М.: Репринт, 1889. С. 174)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.