Неканоническое Православие: «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь»
Среди множества раскольнических образований, не имеющих признания со стороны Поместных Православных Церквей, но претендующих на каноничность, особое место занимает «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь» — БАП(Н)Ц. На фоне всех имеющихся в Православной Церкви
![]() |
Эмблема «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» |
расколов БАП(Н)Ц представляет собой уникальное явление, поскольку ее возникновение не связано с формальным отделением группы верующих от Матери-Церкви. Зарождение «Белорусской Народной Автокефальной Православной Церкви» произошло на американском континенте благодаря усилиям и личной инициативе Владислава Рыжего-Рыжского, священнослужителя так называемой «Американской Православной Католической Церкви» (АПКЦ).
Владислав Рыжий родился 26 апреля 1925 г. на хуторе вблизи деревни Латыгало Поставского уезда Виленского воеводства Польской Республики (сейчас Глубокский район Витебской области Республики Беларусь) в белорусской католической семье. С детства проявил большие способности к учебе. До присоединения в 1939 г. Западной Белоруссии к СССР Владислав окончил несколько классов польской гимназии в г. Глубоком, где впервые познакомился с идеологией белорусского национализма. Уже в гимназические годы за Владиславом закрепилось прозвище “патриот”, что было обусловлено его всецелой преданностью белорусской национальной идее. В 1940 г. Владислав Рыжий поступил в Глубокский сельскохозяйственный техникум, однако начавшаяся через год Великая Отечественная война не позволила ему окончить обучение в избранном направлениии. Немецкая оккупация внесла свои коррективы в жизнь будущего основателя “Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви”. Поступив на учительские курсы, открывшиеся в г. Глубоком, Владислав продолжил там свое участие в движении белорусских националистов1.
![]() |
Фото 1. Агитационный плакат «Саюза Беларускай Моладзі» |
Следует отметить, что оккупационная политика немецких властей включала в себя поощрение деятельности националистических организаций, преследуя этим цель возбуждения в народе антипатий к советской политической системе, стоявшей на платформе интернационализма. В этой связи работа всех белорусских националистических организаций проходила в русле коллаборационизма, заключавшегося в сотрудничестве с “врагом внешним” (нацистским режимом) против “врага внутреннего” (большевистского режима). Работая учителем в одной из сельских школ на Витебщине, Владислав Рыжий активно участвовал в таких националистических организациях, как «Беларуская Незалежніцкая Партыя» («Белорусская Независимая Партия»), «Саюз Беларускай Моладзі» («Союз Белорусской Молодежи»), «Беларуская народная самапомач» («Белорусская народная самопомощь»). В 1943 г. Вл. Рыжий был назначен секретарем отдела молодежи при марионеточном пронемецком белорусском правительстве – «Беларускай Цэнтральнай Радзе» («Белорусском Центральном Совете»), а некоторое время спустя он был направлен на работу в отдел пропаганды «Беларускай Краевай Самаабароны» («Белорусской Краевой Сомообороны»), представлявшей собой вооруженные силы белорусских коллаборационистов. Летом 1944 г. Вл. Рыжий был зачислен в формировавшийся на территоррии Восточной Пруссии белорусский десантный батальон «Дальвиц». На белорусских десантников командование вермахта возлагало задачи организации национально-повстанческого партизанского движения среди белорусского населения в советском тылу. В отличие от многих десантников «Дальвица», Владислав Рыжий избежал переброски на территорию БССР и к моменту окончания Второй Мировой войны оказался в англо-американской оккупационной зоне. Последнее обстоятельство позволило ему избежать принудительной высылки в Советский Союз и строгого осуждения2.
Оказавшись в условиях эмиграции, Вл. Рыжий сперва проживал в Германии, а во второй половине 1940-х гг. переехал в Бельгию. Продолжая служение белорусской национальной идее, Владислав Рыжий в 1946 г. выступил с инициативой создания «Саюза беларусаў Бэльгіі» («Союза белорусов Бельгии») и сам стал во главе его «Генэральнае Рады» («Центрального Совета»). На протяжении 1946-1947 гг. Вл. Рыжий являлся редактором газеты «Беларуская праўда» («Белорусская правда»), а несколько позднее он занимался изданием журнала «За незалежнасьць» («За независимость»). Свою национально-политическую деятельность Владислав Рыжий совмещал с подготовкой к принятию священного сана в Римо-Католической Церкви. Сперва он поступил в Парижскую духовную семинарию, затем на богословский факультет Лювенского университета, где организовал белорусский студенческий союз. Дальнейшее свое обучение Вл. Рыжий продолжил в Ватиканском теологическом институте «Russicum», однако был отчислен из состава учащихся за неподобающую студенту духовного учебного заведения чрезмерную политическую активность и критику постановки учебного процесса в институте. Направившись в Испанию, Владислав поступил в Мадридский университет, где снова выступил инициатором создания белорусского студенческого союза. Во время пребывания в Мадриде он приложил немало усилий к появлению белорусских программ на испанском радио, а также редактировал журнал «Беларускі прапаведднік» («Белорусский проповедник»). В 1956 г. Владислав Рыжий переехал в США (при получении американского гражданства к его фамилии «Рыжий» было сделано дополнение «Рыжски» — Ryzy-Ryski), где поступил в Принстонский университет, защитил докторскую диссертацию по теологии и был оставлен на преподавательской должности. Впоследствии Владислав Рыжий-Рыски выступил с инициативой и явился одним из основателей «Научно-исследовательского института имени Льва Сапеги», «Интернационального института белорусоведения имени святой Евфросинии Полоцкой «Беларусікум» и «Университета народов Америки». Помимо научной и национально-политической деятельности, богато одаренный от природы Вл. Рыжий проявил себя и на литературном поприще. Его перу принадлежат религиозно-философские произведения «Чалавек у гісторыі» («Человек в истории»), «Матэрыялістычнае талкаваньне гісторыі» («Материалистическое толкование истории»), «Выклад інстытуцыі хрысьціянскай рэлігіі Яна Кальвіна» («Изложении институции христианской религии Жана Кальвина»). Под псевдонимом У. Сноп Владислав Рыжий сотрудничал с белорусской эмигрантской печатью, издал поэтический сборник «Маці мая» («Мать моя»), редактировал и издавал религиозный журнал «Беларускі каталік» («Белорусский католик»)3.
Проявляя кипучую энергию в научной, творческой и общественно-политической сфере, Владислав Рыжий-Рыски сделал попытку осмысления религиозной идентичности белорусской нации. Он пришел к выводу, что для белорусов в равной степени чужды не только Русская Православная Церковь, но и римо-католицизм, греко-католицизм (униатство), а также протестантизм. Согласно его представлениям, единственной религиозной конфессией, которая могла бы объединить вокруг себя всех белорусов, является организованная на основах автокефалии Белорусская Православная Церковь. Желая осуществить идею создания единой национальной Белорусской Автокефальной Церкви, Владислав Рыжий-Рыски отказался от перспективы присоединения к уже существовавшей Белорусской Автокефальной Православной Церкви (БАПЦ), провозглашенной в 1942 г. и не имевшей признания со стороны Поместных Православных Церквей. В своей попытке разрешения многовекового религиозного вопроса белорусской нации Вл. Рыжий принял решение о создании новой юрисдикции под уже использовавшимся наименованием «Белорусская Автокефальная Православная Церковь». Столь неординарное решение может быть отчасти объяснимо влиянием на белорусского эмигранта духа американского религиозного плюрализма. В своих воспоминаниях Юрий Рыжий, брат Владислава, пишет: «Веротерпимость – лучшая черта американцев, а свобода совести считается в США наиглавнейшей свободой. Религия же в американской обществе имеет очень большое значение. Национальный американский девиз: «Мы верим в Бога». Около 98% американцев относят себя к числу верующих. В Америке представлены почти все вероисповедания мира. Еще находясь в Испании, мой брат понял, что только в США он, с Божией помощью, сможет осуществить свою мечту – создать независимый ни от Москвы, ни от Варшавы белорусский патриархат, который по прошествии времени обязательно переместится в родное Отечество»4.
В 1960 г. Владислав Рыжий-Рыжски присоединился к так называемой “Американской Православной Католической Церкви” (АПКЦ), являвшейся одной из многочисленных американских маргинальных юрисдикций, не имеющей призания со стороны канонических Поместных Православных Церквей. 19 сентября 1965 г. состоялась «хиротония» Владислава Рыжего-Рыского во «священника», а 20 сентября 1965 г. во «епископа Лаконийского, Нового Хемпшира и Новой Англии». Данное, весьма сомнительное с канонической точки зрения, «рукоположение» было проведено «митрополитом» Петром Журавецким, «иерархом» «Американской Православной Католической Церкви». Кроме него в «епископской хиротонии» также приняли участие «иерархи» других маргинальных юрисдикций: «патриарх» Вальтер Мирон Профета (Walter Myron Propheta), «иерархическое преемство» которого восходит к Албанской Православной Церкви и «Украинской Православной Церкви Америки», и Лоренс Ф. Пьерр (Lawrence F. Pierre), «иерархическое преемство» которого восходит к Албанской Православной Церкви, «Украинской Православной Церкви Америки» и Коптской Православной Церкви5.
![]() |
Фото 2. «Митрополит» Петр Журавецкий (1901-1994) |
В свою очередь, Петр Журавецкий, также являвшийся белорусским эмигрантом, был рукоположен во «епископа» 15 октября 1950 г. В его «хиротонии» принимали участие представители нескольких маргинальных юрисдикций: «патриарх» «Православного Католического Патриархата Америки» Жозеф (Иосиф) Климович («Американская Святая Православная Католическая Восточная Церковь»), «архиепископ» Константин Ярошевич («иерархическое преемство» которого восходит к Албанской Православной Церкви), «архиепископ» Жозеф Зелонка («Польская Старокатолическая Церковь Америки и Европы»), «митрополит» Николай Богатырец («Украинская Православная Католическая Церковь») и «епископ» Петр Веллиамович («Старокатолическая Церковь Утрехта»)6.
Автор данной статьи не ставил перед собой задачу проведения обстоятельного канонического анализа иерархического преемства во всех вышепоименованных религиозных организациях. Однако вполне очевидно, что все они не имеют признания со стороны Поместных Православных Церквей и это обстоятельство позволяет судить об их неканоническом статусе.
В 1966 г. по инициативе «епископа» Владислава Рыжего-Рыского в составе «Американской Православной Католической Церкви» была образована «Православная Кафолическая Белорусская Христианская Церковь». Следует отметить, что «митрополит» Петр Журавецкий и возведенный в 1967 г. в сан «архиепископа» Владислав Рыжий-Рыски провели целый ряд «архиерейских хиротоний» для различных малочисленных маргинальных церковных юрисдикций, образованных по национальному признаку. Весьма примечательно, что от «новорукоположенных» «иерархов» не требовалось присоединения к «Американской Православной Католической Церкви», что способствовало увеличению численности религиозных организаций, использующих православную обрядность и претендующих на статус Православных Поместных Церквей. Столь либеральный подход к вопросу «епископских рукоположений» для иных юрисдикций вызвал возмущение у части «епископата» АПКЦ. На соборе «Американской Православной Католической Церкви», состоявшемся в 1972 г., было принято решение о даровании «автокефалии» той части АПКЦ, которая желала беспрепятственного содействия созданию различных национальных религиозных организаций. Новообразованная структура получила наименование «Православная Кафолическая Автокефальная Церковь Соединенных Штатов Америки», в том же году переименованная в «Американский Всемирный Патриархат» (АВП). Во главе «Американского Всемирного Патриархата» стал возведенный в сан «патриарха» Владислав Рыжий-Рыжски. Весьма примечательно, что большинство «иерархов» данной религиозной организации имели белорусское, украинское или польское происхождение, а первоначально «Американский Всемирный Патриархат» именовался «Белорусским Патриархатом».
![]() |
Фото 3. «Митрополит» Петр Журавецкий (слева) и «патриарх» Владислав Рыжий (справа) |
Полиэтничный характер данного образования обусловил включение в его наименование слова «Всемирный», однако в составе АВП продолжала существовать образованная еще в 1966 году в рамках «Американской Православной Католической Церкви» «Православная Кафолическая Белорусская Христианская Церковь»7.
В первой половине 1970-х гг. численность «Американского Всемирного Патриархата» заметным образом увеличилась за счет вхождения в состав данной религиозной организации приходских общин из Северной и Латинской Америк, покинувших Римо-Католическую Церковь. Достаточно распространенной побудительной причиной к такому шагу являлись случаи нарушения католическими клириками обета безбрачия, что неизбежно вело наложение на них канонических прещений и отстранение от священнослужения. Противясь отстранению от приходской работы, такие священнослужители инициировали присоединение своих приходов к «Американскому Всемирному Патриархату», где им не только гарантировалась отмена положенных наказаний, но и дозволялось дальнейшее проведение богослужений по привычному западному обряду. Помимо принятия запрещенных в служении клириков, «Американский Всемирный Патриархат» всецело содействовал образованию новых национальных «епархий», «митрополий» и даже «патриархатов». В результате означенной активности были образованы независимые «патриархаты» для Канады, Германии, Норвегии, Швеции, Венгрии, Колумбии, Гаити, Бразилии, Перу, Аргентины, Сальвадора, Западной Индии. Кроме того, поставлялись «епископы» для многочисленных и разрозненных юрисдикций «Украинской Автокефальной Церкви» в эмиграции8.
С целью подготовки священнослужителей «Американского Всемирного Патриархата» по инициативе Владислава Рыжего-Рыжского был основан «Университет народов Америки», имевший свои филиалы в Швеции и Пуэрто-Рико. В Нью-Йорке на базе данного университета был открыт «Институт белорусоведения имени святой Евфросинии Полоцкой»9.
В марте 1978 г. скончался «патриарх» «Американского Всемирного Патриархата» Владислав Рыжий-Рыжски. Причиной его смерти стало заболевание лейкемией. Незадолго де смерти он пригласил к себе своего родного брата Эмгидиуша (Юрия) Рыжего, являвшегося священником «Американского Всемирного Патриархата», и передал ему управление «Православной Кафолической Белорусской Христианской Церковью». Посвящение Юрия Рыжего во «епископа» совершил сам «патриарх» Юрий Рыжий-Рыжски, совместно с «митрополитом» Петром Журавецким.
![]() |
Фото 4. Эмигидиуш (Юрий) Рыжий |
Эмигидиуш Рыжий родился 5 августа 1933 г. В послевоенное время был признан «членом семьи врага народа», причиной чему явилось сотрудничество его родного брата Владислава Рыжего с оккупационным немецким режимом. Пытаясь избежать дискриминации со стороны советского общества, Эмигидиуш Рыжий в 1946 г. заявил о себе как об этническом поляке, что позволило ему переехать на территорию Польши. По окончании специальных курсов поступил на службу в пожарную команду. Затем обучался в институте, по окончании которого получил специальность инженера и в последующие годы работал в сфере планировки городского строительства. К середине 1960-х гг. установилась переписка Эмигидиуша Рыжего с братом Владиславом, проживавшим в Соединенных Штатах Америки. В 1976 г. Эмигидиуш добился разрешения на выезд за пределы Польши и был тепло принят братом. Под влиянием Владислава Эмигидиуш получил духовное образование в одном из учебных заведений «Американского Всемирного Патриархата», а в 1977 г. «митрополитом» Петром Журавецким был посвящен в сан священника. При рукоположении Эмигидиуш получил имя Юрий. В феврале 1978 г. Юрий Рыжий был поставлен во «епископа», а со стороны умиравшего брата ему было доверено не только возглавление «Православной Кафолической Белорусской Христианской Церкви», входившей в состав «Американского Всемирного Патриархата», но и руководство «Университетом народов Америки»10.
После смерти Владислава Рыжего-Рыского на соборе «Американского Всемирного Патриархата» в 1978 г. новым «патриархом» был избран «митрополит» Адам Билецкий. «Епископ» Юрий Рыжий получил титул «апостольского администратора Патриархата». Спустя несколько месяцев, весной 1978 г., Юрий Рыжий был возведен в достоинство «архиепископа»11.
По состоянию на 1997 г. в составе «Американского Всемирного Патриархата» начитывалось около 20 тысяч последователей, входящих в одну из 17 национальных конгрегаций (практически независимых национальных религиозных организаций в составе АВП)12.
Возможность легальной деятельности «Американского Всемирного Патриархата» на территории Белоруссии открылась после падения «железного занавеса» и крушения коммунистического режима в 1991 г. Первое посещение Республики Беларусь «архиепископом» Юрием Рыжим относится к 1993 г. В это время он являлся участником проходившего в Минске Первого Съезда белорусов мира. Совершив «миссионерскую поездку» по стране, Юрий Рыжий встречался не только рядовыми верующими Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, но и с представителями Римо-Католической Церкви, греко-католицизма, протестантизма. По возвращении в Соединенные Штаты «иерарх» «Американского Всемирного Патриархата» принял решение о переносе деятельности данной религиозной организации на территорию Белоруссии. В поддержку этого начинания выступили многие представители белорусской эмиграции, которые высылали Юрию Рыжему «письма поддержки, передавали духовную литературу, комплекты священнических облачений, небольшие денежные переводы»13. Более того, Ю. Рыжий, убежденный в том, что «государство должно быть заинтересовано в существовании своей национальной церкви»14, в том же 1993 году провел ряд встреч с высокопоставленными представителями белорусского руководства.
В 1994 г. «архиепископ» Юрий Рыжий снова приехал в Республику Беларусь и занялся вопросами организации «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви», которая предполагалась как одна из национальных конгрегаций «Американского Всемирного Патриархата». Во время своего второго посещения Белоруссии Ю.Рыжий совершил очередную «миссионерскую поездку» по республике, во время которой были образованы первые приходские общины БАП(Н)Ц. Поддержку своему начинанию Юрий Рыжий встретил со стороны некоторых руководителей государственных предприятий и представителей частного бизнеса. Однако «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь» не получила официальной регистрации со стороны Комитета по делам религий при Совете Министров Республики Беларусь15.
Несмотря на отсутствие гражданской регистрации, БАП(Н)Ц продолжила свою активную деятельность на территории Белоруссии. К 1995 г. в г. Минске был организован нелегальный приход имени преподобной Евфросинии Полоцкой. Были организованы приходские общины и в других городах республики. К этому же времени относятся первые «рукоположения» священнослужителей белорусского филиала «Американского Всемирного Патриархата». Среди «новорукоположенных» оказались «священники» Петр Гуща, Леонид Акалович и др.16
Существенную роль в расширении сети приходских общин «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» на территории Республики Беларусь сыграла готовность Юрия Рыжего принимать в свою юрисдикцию священнослужителей Белорусского Экзархата, находившихся под каноническим прещением, наложенным со стороны их законного священноначалия. Так, в 1996 г. к БАП(Н)Ц, вместе со своим приходом, присоединился священник Василий Мелешко, настоятель строящегося храма имени святого великомученика Пантелеимона в г. Лиде. Побуждающей причиной ухода в раскол для священнослужителя явился его конфликт с правящим архиереем Новогрудско-Лидской епархии. Спустя два месяца после произошедшего решением Священного Синода Белорусской Православной Церкви священник Василий Мелешко был лишен священного сана, однако это нисколько не повлияло на его канонический статус в рамках белорусского филиала «Американского Всемирного Патриархата». В данной связи вполне естественно возникает вопрос относительно последовательности церковной политики руководства «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви». Почему данная религиозная организация готова признавать действительность таинства священства, совершенного в Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата, но, одновременно с этим, игнорирует канонические постановления этой же Белорусской Православной Церкви, касающиеся извержения из сана провинившихся священнослужителей? Аналогичный случай произошел и со священником Иоанном Спасюком, настоятелем храма в поселке Пограничный Берестовицкого района Гродненской области. Имея нарекания со стороны управляющего Гродненской епархией, он решил «начать жизнь с чистого листа». Присоединившись к БАП(Н)Ц, о.Иоанн не только обезопасил себя от церковного суда Белорусской Православной Церкви, лишившего его священного сана, но и вскоре от «архиепископа» Юрия Рыжего был удостоен высшей награды для белого духовенства Православной Церкви – звания «митрофорного протоиерея»17.
![]() |
Фото 5. «Митрофорный протоиерей» Иоанн Спасюк встречает «архиепископа» Юрия Рыжего. пос.Пограничный |
В том же 1996 г. приходы БАП(Н)Ц были открыты в деревнях Сёмков Городок (Минский район), Строчичи (на Полесье), а в 1997 г. был образован приход имени святителя Кирилла Туровского в г. Слониме Гродненской области18.
В июле 1997 г. «архиепископ» Юрий Рыжий, совместно с другим «иерархом» «Американского Всемирного Патриархата» «архиепископом» Георгием (Баркером), совершил очередной визит в Беларусь, во время которого состоялось посвящение «священника» Олега для Свято-Пантелеимоновского храма в г. Лиде. Кроме того, для постоянного руководства «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церковью» в пределах Белоруссии прибывшие иерархи посвятили женатого «священника» Петра Гущу во «епископа Минского и Белорусского». Возглавлявший «рукоположение» «архиепископа» Юрий Рыжий так же, как и его белорусский «коллега», женат19. Весьма примечательно, что в «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» игнорируется более чем тысячелетняя православная практика избрания кандидатов для епископского служения только из числа монашествующих. Данное искажение древней церковной традиции уподобляет БАП(Н)Ц многочисленным протестантским сообществам и значительным образом отдаляет данную религиозную организацию от традиционной для Белоруссии Православной Церкви.
![]() |
Фото 6. «Епископ Минский и Белорусский» Петр Гуща |
К 1997 году относится активное включение духовенства «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» в деятельность белорусских оппозиционных партий и организаций. Нередкими стали случаи участия священнослужителей БАП(Н)Ц в демонстрациях оппозиции20. Заявляя свое несогласие с общим курсом политической жизни в стране, священнослужители данной религиозной организации объясняли все имеющиеся у них проблемы и нестроения следствием прямого противодействия им со стороны светской власти. В качестве яркой иллюстрации к сказанному можно указать на то, что в 1998 г. «епископ Минский и Белорусский» Петр Гуща был заключен под стражу по обвинению в совершении развратных действий по отношению к малолетним21. Данное обстоятельство, вопреки имевшимся у следствия неоспоримым доказательствам вины «епископа», было истолковано как попытка гражданской власти «скомпрометировать идею возрождения Белорусской Автокефальной Православной Народной Церкви»22. Не смущали сторонников БАП(Н)Ц и открывшиеся во время следствия весьма пикантные факты из биографии П. Гущи. Так, например, осуждение последнего в 1982 г. за изнасилование позволило причислить его к категории… «узников совести»23. После того, как в августе 1998 г. суд Советского района г. Минска приговорил «епископа» «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» к четырем годам заключения, «архиепископом» Юрием Рыжим осужденный был снова назван «узником совести, мучеником за веру и Отечество»24. Вполне естественно, что появление нового «узника совести» послужило импульсом к возникновению далеко идущих выводов и громких заявлений со стороны политической оппозиции…
В октябре 1998 г. дело «епископа» Петра Гущи было пересмотрено Минским городским судом, в результате чего срок осуждения был заменен на условный. После своего освобождения «иерарх» БАП(Н)Ц выехал за пределы Белоруссии и поселился в одном из монастырей раскольнической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП)25.
![]() |
Фото 7. «Духовенство» БАП(Н)Ц. В первом ряду слева направо: «епископ» Петр Гуща, «архиепископ» Юрий Рыжий, «протоиерей» Леонид Акалович |
Тот же 1998 год принес «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» новые разочарования. Приходская община строящегося храма святого великомученика Пантелеимона в г. Лиде приняла решение о возвращении в юрисдикцию канонической Церкви. После принесения покаяния, данный приход снова вошел в состав Новогрудско-Лидской епархии Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата. Лишенный священного сана за уклонение в раскол бывший священник Василий Мелешко умер в 1999 г.26
К 1999 году относится установление более тесных взаимоотношений между «Белорусской Автокефальной Православной (Национальной) Церковью» и непризнанной Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата. Факт совместного богослужебного общения представителей обеих юрисдикций был отмечен 29 декабря 1999 г., когда «епископ Ровенский и Острожский» Серафим (Верзун), иерарх УПЦ КП, принял непосредственное участие в «освящении» храма имени преподобной Евфросинии Полоцкой в поселке Пограничный Берестовицкого района Гродненской области. Во время проведения богослужения было достигнуто соглашение о дальнейшем сотрудничестве между обеими юрисдикциями27.
В 2002 году в «Белорусской Автокефальной Православной (Национальной) Церкови», равно как и в среде белорусской эмиграции, произошло сильное смущение. «Священник» БАП(Н)Ц Иоанн Спасюк, настоятель прихода имени преподобной Евфросинии Полоцкой в поселке Пограничный, Гродненской области, прилетел в США и вошел в юрисдикцию одной из ветвей непризнанной Белорусской Автокефальной Православной Церкви, возглавляемой «епископом Гайленд-паркским и Борисовским» Александром Сологубом. Более того, священник Иоанн заявил о переходе в состав БАПЦ всех приходов и всего духовенства БАП(Н)Ц, что абсолютно не соответствовало действительности. В свою очередь, «епископ» Александр Сологуб назначил Иоанна Спасюка своим полномочным представителем в Белоруссии. Указом «Первоиерарха» «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» «архиепископа» Юрия Рыжего от 5 апреля 2002 г. «священник» Иоанн Спасюк объявлялся лишенным священного сана. Весьма примечательно, что к этому времени И. Спасюк ранее уже был лишен сана в Белорусском Экзархате Русской Православной Церкви28.
![]() |
Фото 8. «Протоиерей» БАП(Н)Ц Леонид Акалович |
В настоящее время наиболее активным священнослужителем «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» на территории Республики Беларусь является «протоиерей» Леонид Акалович.
Леонид Акалович родился в 1939 г. После получения высшего образования работал преподавателем в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. В 1966 г. вступил в Коммунистическую Партию Советского Союза. С преподавательской должностью совмещал работу заместителя секретаря партийного бюро факультета дошкольного воспитания по организационно-партийной работе и заведующего агитационного центра при городском райисполкоме. В 1980 г. окончил университет марксизма-ленинизма Минского обкома Коммунистической Партии Белоруссии. После падения коммунистического строя примкнул к «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви». «Священническое рукоположение» принял в 1995 г. от «Первоиерарха» БАП(Н)Ц «архиепископа» Юрия Рыжего. Известен своим активным участием в деятельности оппозиционных политических партий. В настоящее время является фактическим руководителем БАП(Н)Ц на территории Белоруссии («епископ Минский и Белорусский» Петр Гуща с 1998 г. проживает вне пределов республики)29.
![]() |
Фото 9. «Протоиерей» Леонид Акалович на одном из митингов политической оппозиции. 2 марта 2008 г., Минск |
![]() |
Фото 10. «Священнослужители» БАП(Н)Ц во время демонстрации оппозиции на Октябрьской площади г. Минска. 21 марта 2006 г. |
Согласно статистическим данным, опубликованным на официальном веб-сайте «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви», в 2004 г. в составе данной юрисдикции пребывало 12 приходских общин и групп30. Официальным органом БАП(Н)Ц является издаваемая с 1997 г. газета «Голас Царквы Беларускай».
![]() |
Фото 11. «Архиепископ» Юрий Рыжий (в центре) проповедует во время богослужения в храме «Епископальной Американской Католической Церкви» |
В настоящее время «архиепископ» Юрий Рыжий, «Первоиерарх» «Белорусской Автокефальной Православной (Народной) Церкви» и «апостольский администратор» «Американского Всемирного Патриархата», поддерживает богослужебное общение с такими далекими от Православия юрисдикциями, как «Апостольская Епископальная Церковь», «Англиканское Независимое Сообщество», «Объединенная Западная Православная Католическая Церковь», «Африканская Православная Церковь», «Епископальная Американская Католическая Церковь». Более того Ю.Рыжий принимает участие в поставлении новых иерархов вышепоименованных сообществ31. Вполне очевидно, что «Американский Всемирный Патриархат» не ставит перед собой задачу урегулирования собственного канонического статуса, а продолжает независимое существование, находя признание и поддержку в протестантской среде. В этой связи возникают абсолютно закономерные сомнения в оправданности притязаний БАП(Н)Ц на статус «единой Церкви белорусского народа». Совершенно очевидно, что на сегодняшний день большая часть белорусского народа традиционно отождествляет себя с Белорусской Православной Церковью, входящей в состав Московского Патриархата. История Белорусской Православной Церкви насчитывает десять столетий и хронологически обнимает весь сложный и продолжительный период формирования белорусского этноса. На протяжении же всего пути своего исторического развития белорусский народ находил поддержку и утешение в канонической Православной Церкви. Именно поэтому вызывает недоумение попытка импортировать в Белоруссию под видом «национальной Церкви» искусственно созданную религиозную организацию, своим происхождением и стилем церковной жизни более близкой к многочисленным протестантским сообществам, чем к Поместным Православным Церквям…
Примечания:
1. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж. Успаміны і разважанніі.- Асінінг, 2003.- С. 8-9.
2. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 10-11; Беларускія рэлігійныя дзеячы ХХ стагоддзя.- Нав.-рэд. савет: У. Конан (адказны рэд.) і інш.- Мн.-Мюнхен: “Беларускі кнігазбор”, 1999.- С. 166; Ёрш Сяргей. Вяртаньне БНП. Асобы і дакумэнты Беларускай Незалежніцкай Партыі.- Менск-Слонім: Архіў найноўшае гісторыі, 1998.- С. 80.
3. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 16-17; Беларускія рэлігійныя дзеячы ХХ стагоддзя… С. 166-167; Ёрш Сяргей. Вяртаньне БНП… С. 80.
4. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 55.
5. History of American World Patriarchate // American World Patriarchate ?Электронный ресурс?.- 2007.- Режим доступа: http://members.aol.com/amworldpat/history.html; Holy Orthodox Church Lines // The Belarus Autocephalous Orthodox National Church ?Электронный ресурс?.- 2007.- Режим доступа: http://www.cinemaparallel.com/ — Дата доступа: 12.04.2008; Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 56.
6. A Brief History of the Belarus Autocephalous Orthodox National Church // Belarus Autocephalous Orthodox National Church ?Электронный ресурс?.- 2007.- Режим доступа: http://belarusorthodox.com/index.html Дата доступа: 15.06.2008.
7. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 60.
8. History of American World Patriarchate // American World Patriarchate ?Электронный ресурс?.- 2007.- Режим доступа: http://members.aol.com/amworldpat/history.html — Дата доступа: 13.08.2008; Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 61.
9. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 61.
10. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 7, 11-16, 61-62.
11. History of American World Patriarchate // American World Patriarchate ?Электронный ресурс?.- 2007.- Режим доступа: http://members.aol.com/amworldpat/history.html — Дата доступа: 13.08.2008.
12. History of American World Patriarchate // American World Patriarchate ?Электронный ресурс?.- 2007.- Режим доступа: http://members.aol.com/amworldpat/history.html — Дата доступа: 13.08.2008.
13. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 79.
14. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 79.
15. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 80.
16. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 81-82.
17. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 82-83, 99, 105.
18. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 84-86.
19. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 85-87; Ильина Мирослава. Автокефальные смутьяны // Вечерний Минск.- 2005.- 8 июля.- С.4; Спачатку Пятру Гушчу “шылі” адну справу, цяпер прад’явілі іншае абвінавачванне // Народная воля.- 1998.- № 108 (460).
20. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 87.
21. Арыштавалі епіскапа // Голас Царквы Беларускай.- 1998.- №4.- С. 1; Ильина Мирослава. Автокефальные смутьяны // Вечерний Минск.- 2005.- 8 июля.- С.4; Люди, кому вы верите? «Епископ»-самозванец автокефальной церкви Петр Гуща предстал перед детьми… со спущенными штанами // Народная газета.- 1998.- 22 мая.- С. 6; Япіскап Петр (Петр Гушча) – пакутнік за веру і Беларусь // Голас Царквы Беларускай.- 1998.- №5.- Ліпень- С. 1; Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 88.
22. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 89.
23. Спачатку Пятру Гушчу “шылі” адну справу, цяпер прад’явілі іншае абвінавачванне // Народная воля.- 1998.- № 108 (460).
24. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 90.
25. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 90-91.
26. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 91.
27. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 93.
28. Архіяпіскап Юры Рыжы. Мой крыж… С. 103.
29. Ильина Мирослава. Автокефальные смутьяны // Вечерний Минск.- 2005.- 8 июля.- С.4.
30. Кароткі нарыс па гісторыі Беларускай Аўтакефальнай Праваслаўнай Царквы на Бацькаўшчыне // Беларуская Аўтакефальная Праваслўная Царква Электронный ресурс.- 2006.- Режим доступа: http:// http://blrorthodox.info/padz.html — Дата доступа: 13.08.2008.
31. T he Holy Orthodox Church Lines // The Belarus Autocephalous Orthodox National Church Электронный ресурс.- 2007.- Режим доступа: http://www.cinemaparallel.com/ — Дата доступа: 12.04.2008