Об абортах

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр богословия

Аборты

Меня просили рассказать, как Церковь смотрит на еще одну острейшую проблему нашего времени – прерывание беременности или аборт. Я долго не решался, уж очень деликатная эта тема, а потом подумал, а почему бы и нет? Не молчать надо, а говорить. Дело-то серьезное, стоимостью в человеческую жизнь.

Скажу сразу, аборты делались всегда, и уже с древних времен. Люди давно открыли так называемые абортивные растения и научились их применять.

Но раньше любые действия по прерыванию беременности считались недозволенными. Эмбрион, зародыш воспринимался как сформировавшийся человек. Аборт признавался убийством и преступлением против Бога, Подателя жизни.

В одном из своих лучших псалмов царь и пророк Давид описывает развитие плода как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей…Не сокрыты были от тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138, 15-16).

Ветхий Завет и христианство всегда осуждали прерывание беременности как убийство. Только закон Моисея различал плод, еще не оформившийся, и плод, имеющий человеческий облик (Исх. 21.22-23 в славянской Библии), а церковные правила такой разницы не делали1.

В Византии аборт был уголовным преступлением, и потому женщина, извергшая плод, ссылалась, а муж мог расторгнуть с ней брак. Пособничество в аборте наказывалось каторжными работами, конфискацией имущества и даже смертной казнью2.

Удивительную заботу о жизни обнаруживает и Коран. В главе «Аль Мэнда», параграф 35, сказано: «Тот, кто убивает невинного человека, не совершившего никакого греха, убивает целиком все человечество, И тот, кто спасает жизнь одного безвинного, спасает жизнь всему человечеству»3.

Наверное, эту трогательную идею имел в виду Федор Михайлович Достоевский, когда говорил: «Когда распинают одного человека на земле, то распинают всё человечество»4.

По-другому думают активисты за легализацию абортов. Мне запомнилась фотография одной их демонстрации с плакатом: «Прочь законы от нашего тела!».

Они утверждают, что зародыш только часть материнского тела, до рождения у него нет самостоятельной жизни, и потому извержение его из материнской утробы вопрос число личный. Тут нет ничего общего с нравственностью и преступлением.

Однако научные наблюдения говорят о другом. Начало жизни человека совпадает с моментом оплодотворения.

  • — С 18 дней начинают ощущаться удары сердца и приходит в движение собственная система кровообращения.
  • — В 7 недель (50 дней) у еще нерождённого ребенка фиксируются мозговые импульсы. Он имеет полностью сформировавшиеся внешние и внутренние органы. Глаза, нос, губы, язык.
  • — В 10 недель (70 дней) он обладает всеми характеристиками, которые есть у детей после рождения.
  • — В 12 недель (три месяца) все его органы уже полностью сформировались, у него есть даже отпечатки пальцев!

Остается только развитие!

Последствия же абортов очень серьезные. Возникает большая опасность смерти от прободения матки, сепсиса, инфарктов, потеря способности к дальнейшему деторождению у приблизительно 1/ 3 женщин.

Опасно это и для последующих детей: количество мертворожденных и преждевременных родов увеличивается вдвое. Можно родить больного и недоразвитого ребенка.

Но об этом мало кто думает. У меня нет последних данных, но в одной статье я прочитал леденящую кровь статистику: В восьмидесятые годы только за десять лет в С Ш А было преднамеренно лишено жизни 370 миллионов нерожденных младенцев5. С тех пор, если что и изменилось, то только к худшему.

Обычно на аборт идут, чтобы решить какие-то семейные или личные проблемы. И ничего не решают6.

Аборт просто портит отношения между супругами. Жена не может простить мужу того, что именно он, как это по большей части и бывает, настаивал на прерывании 6еременности. Отсюда ссоры, драки и, наконец, разводы, от которых страдают родившиеся в браке дети7.

И получается, что аборты – это не столько женская «вина», сколько женская беда. Но на самом деле, вина общая – и мужчин и женщин! И беда общая — можем исчезнуть как народ!

О симптоме этой общей беды хорошо сказал известный итальянский юрист конца 19-го века Рафаэль Баллестр`ини: «Самым верным доказательством того, что какой-либо народ дошел до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым»8. Просто пророческие слова! Не хочется даже и думать, что мы тоже приближаемся к этой точке.

 

Примечания:

1. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося, или еще необразованного у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшееся родиться, но и за то, что наветовала самой себе: поскольку жены, от таковых покушений, сами весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины простирать покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет: врачевание же измерять не временем, но образом покаяния» (Правила св. Василия Великого. Правило 2).

«В восьмом своем правиле, — пишет в своем комментарии Никодим, епископ Далматинско- Истритский, — Василий Великий подвергает наказанию и тех, женщин, которые дают лекарства для того, чтобы произвести выкидыш…Данное преступление считается бракоразводной причиной. Если муж узнает, что жена его намеренно умертвила плод в утробе, то он имеет право требовать, чтобы его брак был расторгнут. Это предписано было еще императором Юстинианом, а впоследствии повторено специальною новеллою (31-ю) императора Льва Мудрого…» (Никодим, епископ Далматско-Истритский. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 2. СПб.: Репринт, 1912. С. 376-377).

2. Алфавитная синтагма М. Властаря. М., 1996. С. 169-170.

«Синтагма Матфея Властаря (Солунского иеромонаха) – это номоканонический сборник 14-го века, содержащий в себе полное собрание, по алфавитному порядку, всех предметов, содержащихся в церковных правилах и законах гражданских, касающихся церкви. Из всех известных номоканонических сборников Синтагма Властаря отличается большею сравнительно полнотою своего содержания и тщательностью обработки внешней формы…Не говоря уже о номоканоне в 50 титулов, приписываемых обыкновенно Иоанну Схоластику, и о номоканонах других авторов, составленных под влиянием номоканона Схоластика и по его образцу, — перед которыми Властарева Синтагма имеет бесспорные преимущества и по содержанию и по форме, -ей во многих отношениях уступает даже знаменитый номоканон в 14 титулов, известный обыкновенно с именем патриарха Фотия» (Там же. С. 20).

3. Милетий, Митрополит Никопольский. Аборты. Превеза, 1987. С. 26.

4. Там же. С. 25.

5. Православная жизнь. Джорданвиль № 5. Май, 1991. С. 28.

6. Часто задают такой вопрос: «Почему аборт считается грехом? Разве лучше родить ребенка и не суметь его нормально воспитать, потому что нет квартиры, мало денег, нужно делать карьеру?»

Вот как отвечает на него игумен Георгий (Шестун), кандидат педагогических наук:

«Аборт является одним из страшных грехов, потому что это убийство собственного чада во чреве. Это злодейское преступление, и от него нужно удерживаться. Рассказывают такую историю. К старцу пришла соблазненная девица, которая должна была родить и хотела избавиться от ребенка. Старец пытался увещать её, но видел, что слова не доходят. Тогда он будто бы согласился: «Хочешь убить ребеночка своего – убивай. Но прежде роди его, а потом возьми и брось в реку» Она послушалась. А когда родила и взяла свое чадо на руки, то вдруг почувствовала, что теперь с ним ни за что не расстанется, не погубит свою кровиночку. Пробудилось в ней материнское чувство. И поняла она, что невозможно совершить такое преступление.

Когда ребенок уже рожден – очевидно, что совершается убийство, но, ведь, то же самое происходит, когда он еще находится в утробе матери. Вам же не приходит в голову из-за тесноты в квартире или нехватки денег решить эти проблемы с помощью убийства кого-либо из членов семьи» (Георгий (Шестун), игумен. Православная семья. М., 2005. С. 83-84).

«В настоящее время, — иронически замечает протоиерей Дмитрий Смирнов, — появилась хитрая уловка. Принято говорить: «У нас тяжелое финансовое положение». Это страшная клевета. Если бы у нас было тяжелое экономическое положение, к нам не стремились бы люди из всех окружающих стран на работу. От нас бы бежали, а к нам едут миллионами.

Нашим приходом был проведен эксперимент (Бог послал человека, который его финансировал): мы договорились с одним родильным домом и открыли там пункт для собеседования с беременными. Главврач разрешил беседовать с женщинами, которые пришли туда убивать своих детей. На удалось отговорить от убийства только каждую десятую. Мы предлагали этим женщинам всё: если у тебя нет квартиры, мы тебя обеспечим жильем; если у тебя нет приданного для ребеночка, мы тебе всё купим; если тебе не на что жить, мы будем тебя кормить; если ты хочешь, чтобы твой ребенок поступил в хорошую школу, мы его устроим. Мы тебе дадим всё: ты будешь жить в Москве, питаться за наш счет и оденешься не хуже других. И ни одна женщина не приняла экономической помощи.

Таким образом, выяснилось, что ссылка на материальные трудности есть некий демагогический прием, отговорка. За этой отговоркой стоит нежелание человека жить по-человечески. У несостоявшихся родителей уже возникла привычка вольготно существовать за счет убийства, а в итоге за счет самоубийства, потому что такие люди убивают сами себя» (Смирнов Дмитрий, протоиерей. Российская семья в третьем тысячелетии. В сборнике: Уроки воспитания. Опыты современной православной педагогики. М., 2002. С. 22-23).

Почему такое отношение к аборту становится возможным объясняет архимандрит Рафаил (Карелин):

«Перед тем, как убить своего ребенка, женщина внутренне совершает ряд грехов, связанных друг с другом, как звенья цепи.

Она должна прежде убить в себе любовь к ребенку; это уже внутреннее отречение от Христа, Который есть Любовь и Который сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне».

Затем она должна уничтожить в себе присущий женщине инстинкт материнства, то есть в этом отношении стать хуже животных, у которых этот инстинкт настолько силен, что они жертвуют собой ради детенышей.

Затем она должна внутренне отчуждать себя от своего ребенка, смотреть на него не как на часть себя, а на как инородное тело в своем организме, вроде опухоли, которая подлежит удалению.

Она отрицает вечную жизнь, оставляя ребенка не приобщенным к Церкви; она отрицает право Бога на этого ребенка, считая, что может распорядиться им как вещью; она отрицает промысл Божий о ребенке, думая, что не сможет воспитать его; она отрицает и Ветхий Завет и Новый, которые говорят: «Не убей».

Противопоставляя жизнь ребенка собственному благополучию, она отказывается от своего креста. Более того, убивая ребенка, она попирает и топчет свой крест. Убивая ребенка, она становится в нравственном смысле самоубийцей; убивая ребенка, она считает высшей ценностью себя…

Перед физическим убийством ребенка она убивает его в своем сердце и в мыслях, и ребенок, будучи органически связанным со своей матерью, инстинктивно чувствует это. Он испытывает тревогу. Еще до физической пытки и смерти он уже ощущает их ужас» (Рафаил (Карелин), архимандрит. Как вернуть в семью потерянную радость. Б. м. и г. С. 274-275).

7. Поучительные советы, как вести себя в таких случаях, дает протоиерей Максим Козлов:

«Если муж требует сделать аборт вплоть до развода?»

« Значит, нужно расстаться с таким человеком и рожать ребенка, как бы это ни было трудно. И это как раз тот случай, когда послушание мужу не может быть приоритетом»

«Если верующая жена по каким-то соображениям хочет сделать аборт?»

«Все свои силы, всё свое разумение положить на то, чтобы этого не допустить, всю свою любовь, все аргументы: от прибегания к церковным авторитетам, совету священника до просто материальных, жизненно практических, каких угодно доводов. То есть от кнута до пряника – всё, только чтобы не допустить убийства. Однозначно, аборт- это убийство. А убийству нужно воспротивиться до последнего, невзирая на методы и пути, которыми это достигается» (Козлов Максим, протоиерей. Последняя крепость. Беседы о семейной жизни. М., 2005. С. 158).

А как быть с так называемыми противозачаточными средствами?

Приведем мнения православных специалистов о некоторых из них:

«Бездумно использовать контрацептивы нельзя не только с духовной, но и с научной точки зрения. Так гормональные контрацептивы обладают рядом серьезных негативных эффектов:

  • 1) закупоривают кровеносные сосуды, в первую очередь у злостных курильщиц страше тридцати пяти лет, страдающих гипертонической болезнью, сахарным диабетом, варикозным расширением вен и тромбозами…;
  • 2) нарушают менструальный цикл, способствуют межменструальным (дисфункциональным) маточным кровотечениям;
  • 3) повышают массу тела, особенно в сочетании с неправильным режимом питания и незначительной физической активностью;
  • 4) провоцируют появление головных болей, тошноты и рвоты, пигментных пятен, зуда, сыпи и излишнего оволосения на открытых частях тела, ухудшают зрение и слух;
  • 5) уменьшают половое влечение и снижают настроение (вплоть до депрессии, раздражительности и т. д.);
  • 6) отрицательно влияют на количество и качество материнского молока (при употреблении во время кормления грудью);
  • 7) вызывают неприятные ощущения в молочных железах (чувство напряжения, снижение упругости и т.д.);

Существуют заболевания, при которых гормональная контрацепция абсолютно противопоказана( стенокардия, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, пороки сердца, цирроз и опухоли печени, мигрень и т. д.

Тоже самое относится и к препаратам, повышающим потенцию. Реклама виагры, например, умалчивает, что этот биостимулятор поднимает артериальное давление. Отмечены случаи, когда от виагры во время близости наступал сосудистый кризис. Иногда это заканчивалось весьма печально, если не сказать – фатально.

Побочные действия наблюдаются и при внутриматочной контрацепции:

  • 1) болевой синдром;
  • 2) обильные кровянистые выделения из влагалища, маточные кровотечения;
  • 3) внематочная беременность;
  • 4) острые и хронические воспалительные процессы половых органов;
  • 5) прободение матки и пр.

Особенно опасна внутриматочная спираль. Этот абортивный контрацептив может повредить даже здоровым женщинам. Если половой партнер передаст половым путем какую-либо инфекцию, спираль сыграет роль бомбы, взорвавшейся внутри женского организма. При этом велик риск тяжелейших осложнений, требующих срочного оперативного вмешательства. Не исключено, что придется удалять и тело матки, и трубы, и яичники.

Общеизвестно, что никакие контрацепции не предохраняют от наступления беременности гарантировано и идеально. А когда ожидания не оправдываются, дело, к сожалению, обычно заканчивается убийством «незапланированного» ребенка – абортом или абортивной контрацепцией со всеми вытекающими последствиями. Отсюда – кровотечения, травмы, воспалительные и онкологические процессы в матке, яичниках, влагалище, перитонит, бесплодие, тяжелая психическая травма и т. д.» (Зорин К. В. Вино блуда. М., 2006. С. 134-138).

Немного статистики, хотя и не самой свежей, но, тем не менее, показательной: «…Согласно утверждению директора японского института общественного здоровья, женщины, прибегающие к противозачаточным средствам, подвержены абортам в значительно большей степени, чем те, которые их не принимают: 71% против 23%. В странах, где применение противозачаточных средств более распространено, число абортов по отношению к рождаемости более высокое, чем в других местах. Если в Испании оно не доходит до 10%, то в Дании достигает 40%, в Швеции – 35% и в Италии – 34%. Директор ранее упомянутого института утверждает, что «применение противозачаточных средств способствует провоцированному аборту среди тех, кто пытается ограничить рождаемость…

Применение презервативов для предупреждения беременности неэффективно в 10% случаев и еще менее эффективно в деле предупреждения заболевания СПИД –ом, ввиду небольшого размера вируса, который его вызывает. Заражение почти всегда происходит в результате беспорядочных половых связей. И подобные отношения поощряются ложной пропагандой, утверждающей, что противозачаточные средства дают абсолютную гарантию» (Кинтас Альфонсо Лопес. Человеческая любовь. Издательство «Духовная библиотека». М., 1993. С. 8).

8. Милетий, митрополит Никопольский. Указ. соч. С. 33.

Рекомендуем

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Жировичский монастырь и Минскую духовную семинарию

В рамках визита на Жировичскую землю митрополит Вениамин совершил Божественную литургию, провел лекцию для студентов ОЗО МинДС, пообщался с преподавателями и студентами семинарии.