Миссия и Пятидесятница.

иерей Георгий Рой, кандидат богословия

В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов. Но еще из Ветхого Завета видно, что от начала мироздания не было такого времени, когда бы в мире не было Святого Духа. С самых первых стихов книги Бытия мы видим созидающее и оживотворяющее действие Святого Духа. Третье Лицо Святой Троицы действует во всем универсуме и на протяжении всей человеческой истории. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» — восклицает псалмопевец. Святой Дух есть воистину Господь вездесущий и вся исполняющий.

Но если это так, то что же происходит в Пятидесятнице? Сошествие Духа на апостолов явилось совершенно новым и небывалым пришествием Духа в мир. В этот день, человек как никогда ранее, причастился Божественному Духу. В Пятидесятнице Дух — не просто Божественная Сила, поддерживающая и наполняющая Собой бытие видимого мира, а сила, созидающая нового человека. Святой Дух сходит для того, чтобы продолжить начатое на земле Вторым Лицом Святой Троицы — спасение и освящение человечества. Бог Отец возжелал спасение человечества. Бог Сын осуществил его и Своим искупительным подвигом подтвердил Отчее домостроительство спасения. Бог Дух Святой вдохновляет и освящает Церковь, тем самым, продолжая и управляя Отчее домостроительство спасения в истории человечества до ее славного эсхатологического конца.

Первыми причастниками Духа стали апостолы. Еще перед Своими Крестными Страданиями Христос объяснил ученикам цель послания им Духа: «Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» Ин. 14, 26.

Хотя апостолы и были самовидцами Христа, ближайшими учениками Спасителя и свидетелями Его славного Воскресения, но у них еще не доставало силы и разумения для осуществления Великого Христова поручения. Даже после Христова Воскресения апостолы остаются немощными и ветхими людьми. Чего же не доставало апостолам? Им не доставало того рождения свыше, о котором Христос говорил Никодиму. Свидетельствование до края земли и полное уразумение учения Спасителя может состоятся только с пришествием Духа.

О слабости и неразумении апостолов свидетельствует в частности тот вопрос, который они задают Своему Учителю перед Его славным Вознесением: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Царство Израилю».

Иудеи, вспоминая предсказания великих пророков, ожидали того, что в мессианские времена народы сами, видя чудеса Господни, устремятся в Иерусалим для поклонения Богу Израилеву. Непокорившиеся же Яхве и Израилю будут уничтожены. Подобными ожиданиями жили и апостолы. Они верили, что Воскресший Иисус есть истинный Мессия и ожидали исполнений ветхозаветных пророчеств, в их слишком приземленном понимании. Но Господь посылает Духа, и не язычники устремляются в Иерусалим, а апостолов-иудеев Дух ведет до края земли.

В момент Пятидесятницы рождается христианское миссионерство. Ожидание ветхозаветных священников у алтаря Иерусалимского храма заменяется миссией Божьих глашатаев, которые, идя от поселения к поселению, от одного народа к другому призывают людей соединиться с Богом. Единственное в мире место для истинного богопоклонения — Иерусалимский храм заменяется новозаветной Церковью . Это начало исполнения слов, сказанных Христом самарянке: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу…Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» Ин. 4, 21-23.

После Пятидесятницы Святой Дух шаг за шагом наставлял учеников, по обетованию Христову, во всякой истине, созидая их как неотразимых и непобедимых миссионеров, которые призваны были проповедать благую весть всему миру. Воскресение обновило и укрепило веру учеников, Пятидесятница же побудила их начать всемирную проповедь. На Пасху ученики стали верующими, а на Пятидесятницу — миссионерами.

Апостол Лука в книге Деяний Апостольских дал самое первое толкование Божественного действия Духа Святого в деле христианской миссии. Дух Святой предстает вдохновителем и побудителем всех самых значительных миссионерских начинаний. Поэтому книгу Деяний некоторые называют «Евангелием Духа Святого». Дух указывает апостолам направление их миссионерской деятельности.

Вдохновляемые Святым Духом апостолы переступают границы национальности и идут к инородцам: Филипп сначала идет к самарянам, затем обращается с проповедью к евнуху царицы эфиопской (Деян. 8, 29). Только апостол Филипп совершил крещение, как на новокрещенного сошел Дух, с тем, чтобы и он проповедовал Евангелие (Деян. 8,39). Не кто иной, как Дух ведет Петра и в дом Корнилия Деян. 11, 12. Святой Дух избирает Павла и Варнаву для миссии язычникам [Деян. 13,2].

Святой Дух дарует Своим слугам особым образом в силе и безбоязненно, проповедовать слово Божие во время и не во время. Исполненный Святого Духа Петр говорил перед Синедрионом (Деян. 4, 8). После освобождения Петра и Иоанна из под стражи, благодарная община молилась Богу: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слова Твое… и, по молитве их… исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дрезновением» Деян. 4, 31.

Святой Дух укрепляет апостолов в самых тяжелых ситуациях и гонениях. Он поддерживает их в мученичестве. Стефан был «мужем, исполненным веры и Святого Духа» (Деян. 6,5), образ миссионера, каким он должен быть: полный жизни, горящий, духоносный и безбоязненный. Поэтому не могли его слушатели «противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6, 10). О помощи Духа в безбоязненном свидетельствовании веры говорил и Сам Христос: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но, что дано будет вам в тот час, тои говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Mк. 13,11; ср. Mф. 10,20). Этот стих безусловно относиться к миссионерскому деланию апостолов, так как в предыдущем стихе говориться, что «во всех народах должно быть проповедано Евангелие» [Mк. 13,10].

Святой Дух ведет последователей Христовых в определенные области и к определенным людям, и возбраняет вступать в другие местности. Святой Дух останавливает Павла проповедовать слово Божие в Ассии Деян. 16, 6.

Святой Дух в Своей милости руководил созиданием первохристианской Церкви, при котором Он вдохновил апостолов к написанию тех книг и посланий, в которых на века были запечатлены основы христианской веры и нравственности.

Книга Деяний представляет нам удивительную картину владычества и действия Святого Духа в апостольской миссии. (То время было действительно духоносным. Апостолы были воистину просвещаемы, вдохновляемы, укрепляемы и возжигаемы Духом для дела миссии. Не зря литургическая традиция называет апостолов духоносцами. Поэтому и миссия была столь успешной. Исключительность миссии первохристианской Церкви зависела лишь от действия Духа. Современные историки могут находить тысячи естественных объяснений успеха первохристианской миссии, но действительная причина кроется вне сего материального мира. Она духовна. Самое существенное, важное и определяющее как раз упускается из вида, а именно — действие и сила Святого Духа в совести и душах первохристиан.

В последующие века Церковь также осознавала решающее действие Святого Духа в деле миссии. Посмотрите тексты богослужений Пятидесятницы или чин Крещения и вы увидите многочисленные подтверждения этому. «Вся подает Дух Святый: источник пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный» .

«Спасовы рачители радости исполнишася, и дерзновение прияша, прежде боящиися: яко Дух Святый свыше сниде на дом ученический…» .

Истинная христианская миссия совершается в радости. Подтверждение этому мы видим и в этом литургическом тексте из богослужения в день Пятидесятницы. Дух святой преисполнял апостолов радости, она, образно говоря, переливалась через верх. Это и было движущей силой или по-гречески «динамис» апостольской миссии. Дух исполнял сердца радостью и от полноты духовных чувств апостолы безбоязненно и дерзновенно проповедовали.

Но если главная заслуга в деле миссии принадлежит Духу, то каково участие человека, апостола?

Апостолы, вдохновляемые Святым Духом, становятся осознанными и ответственными соработниками и помощниками Святой Троицы в деле спасения человечества и универсума. Апостол более чем просто инструмент. Он есть свидетель Божий, который осознанно, целенаправленно и свободно борется за Божью правду и спасение человечества. Поэтому, апостол Павел говорит о себе, как о рабе. Но он не есть раб в человеческом понимании, который невольно и под принуждением исполняет приказанное ему. Павел горит Духом Божиим и себя полагает за дело Христово. Он — посланный, апостол Иисуса Христа! «Мы соработники у Бога», — говорит он (l. Koр. 3,9). Дух Святой вдохновляет и ведет, но исполняют волю Божию призванные Господом люди — апостолы. Как в таинстве Евхаристии освящение даров происходит по силе и действию Духа, так и в миссии человек присоединяется к Телу Церкви Духом, но через другого человека.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.