800-летнее паломничество
История этого исторического паломничества берет начало в 1160-х – начале 1170-х годов.
…Земное странствование святой покровительницы Белорусской земли, преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, близилось к завершению. Полоцкая просветительница решила окончить свои дни в Святых Местах, у Гроба Господня в Иерусалиме. Ей было уже много лет, а путь в Палестину был нелегок. Но ее решение «дойти Святаго Града Иерусалима и поклонитися Гробу Господню и всем Святым Местам, видети и целовати и тамо живот скончати», было твердо.
Предстояло прощание со всеми родными. Она «послала по всей братьи своей, поведающи им мысль свою»; они же «съехавшася отовсюду», умоляли ее не оставлять их, «сирых». Видимо, ее авторитет среди княжеских потомков Всеслава был огромен. Проститься с ней приехал и ее любимый брат князь Вячеслав «со княгинею и с детьми». Он, вероятно, и не предполагал, с каким благословением обратится к нему его волевая и мудрая сестра. Благословение же было следующим: «Аз хощу пострищи Кираану и Ольгу (тако бо бяста нарекла родителя ею)».
То были дочери князя, и в его расчеты их постриг явно не входил. Однако не смея ослушаться старшей сестры и игумении («правителя души» его, как он выражался), отец, а с ним и мать, согласились. Согласны были и девицы. Был призван епископ Дионисий, который и совершил постриг. Одна из сестер получила имя Агафьи, другая Евфимии.
Отъезд игумении требовал многочисленных распоряжений. «Блаженная Евфросиния, — говорит Житие, — положивши великое устроение обема монас-тырема, братьям и сестрам и дасть держати и рядити сестре своей Евдокеи обема монастыря…». Последние молитвы преподобной возносились ею в самых дорогих для нее церквах Спаса и Богородицы. «Господи, Сердцевидче, — приводит их Житие, — се, оставляю Дом Твой не затворен никомуже!..». Весь Полоцк провожал свою блаженную игумению и, по свидетельству источника, все плакали…
… По дороге преподобной паломнице встретился Византийский император, «идый на угры». То был воинственный Мануил Комнин (1123–1130), шедший на венгров. Византийский историк Никита Хониат († 1213) изображает его как человека очень смелого, который первым бросался в бой, не боялся ни горных, ни лесных переходов, спал на хворосте даже без подстилки, под дождем, среди своих воинов. Император принял Полоцкую игумению, давно знакомую ему заочно, со всем радушием и «с честию посла ю в Царьград» (видимо, дав ей воинское сопровождение).
Император ходил на венгров в 1163–1164 годах. Значит, преподобная Евфросиния отправилась к Святым местам в 1163 году, успев к этому времени не только построить Спасский храм, но и вложить в него уникальный крест (1161).
В столице Византии Царьграде Преподобная прежде всего посетила храм Святой Софии, о котором много говаривали на Руси. Храм блистал в своем первозданном великолепии. Полоцкая паломница благословилась у Патриарха и обратилась к покупкам всего необходимого для ее дальнейшего пути. Куплены были «многоразличные фимианы» и, самое главное, — «кадильница злата».
Достигнув Иерусалима, преподобная игумения совершила каждение Святыни, воспользовавшись Царьградскими дарами, и устроилась на житие «у Святой Богородицы в русском монастыре». Так прошел ее первый день в Иерусалиме. На второй день она снова была у Гроба Господня и «такоже сотворя, покланився и целова и, покадивше, изыде». В третий день все повторяется вновь, но только кадильницу она оставляет в жертву Гробу Господню, как и византийские благовония.
В Иерусалиме Полоцкая игумения прожила 10 лет. Однако сведений об этих последних годах почти нет. Весьма коротко говорит «Житие…» и о последних днях преподобной Евфросинии. Перед кончиной она впала в недуг и «нача болети». Чувствуя, что земная жизнь подходит к концу, она просить похоронить ее в монастыре святого Саввы Освященного. Но иноки монастыря святого Саввы, несмотря на высокое княжеское происхождение и игуменский сан Полоцкой паломницы, отказали ей: «Имеем запрещение от святаго Саввы, еже жены не принимать никакоже — на се есть монастырь Святыя Богородицы Феодосиев общий — в немже и лежат святыя жены — мати святаго Саввы и мати святаго Феодосия и мати святую безмезднику Козьмы и Дамиана, именем Феодотья и инии многие святии. Ту ти и подобает лещи…».
Преподобная Евфросиния приняла известие с подобающей кротостью: она похвалила Бога, послала купить себе гроб, проболела 4 дня и, причастившись, предала святую душу свою в руки Божии в двадцать третий день месяца мая 1173 года от Рождества Христова. Смертный одр её находился в Русском монастыре при церкви, выстроенной в честь и славу Пресвятой Богородицы. По кончине блаженной Евфросинии честное тело её было положено в обители преподобного Феодосия при паперти сего храма.
Однако не закончилась на этом история паломничества преподобной матери нашей Евфросини, игумении Полоцкой. Только отныне его продолжительность измерялась веками и руководилось оно с Горних высот Иерусалима Небесного.
Спустя четырнадцать лет, возвращавшиеся на родину монахи Русского монастыря взяли с собою святые мощи княжны-игумении и перенесли их в Киево-Печерскую Лавру. Гробница с мощами преподобной Евфросинии располагалась в нише пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Дальних пещерах. Здесь она пребывает с 1187 года по сей день.
Настоящий материал (полная версия) предоставлен журналу «Православный паломник» пресс-службой Белорусской Православной Церкви. Описание исторических и современных событий сделано по материалам нескольких томов альманаха «Вестник Белорусского Экзархата». Авторы текстов — доктор исторических наук Л.В.Алексеев, пресс-секретарь Патриаршего Экзарха всея Беларуси А.А.Петрашкевич
© «Вестник Белорусского Экзархата», 2006