На светлой седмице

Юрий Рубан, кандидат богословия

Время быстротечно. Давно ли мы переживали исполненные высокого трагизма «дни печальные Великого Поста», – как сказал о них поэт, – и в напряженной полутьме храма ждали первых слов покаянной молитвы Ефрема Сирина: «Господи и Владыка жития моего…»? Но медленно, как тяжелые камни, великопостные дни откатились в прошлое, став одновременно нашим далеким будущим, до которого еще предстоит дожить.

В долгожданную – и всегда так неожиданно быстро наступающую! – Святую Пасхальную ночь мы медленно шли вокруг храма, и мрак, казалось, поглотивший в безысходные часы Страстной Пятницы всякую надежду, теперь боязливо пятился назад и таял, как воск, перед мириадами трепетавших в руках верующих огоньков. «Ангелы на небесах» уже воспевали

Воскресение Спасителя, – ведь они первыми узнали об этом, – а мы все еще не решались поверить, – стоя перед плотно затворенными дверьми храма, как бы пред входом в каменную пещеру Гроба Господня, – что Смерть побеждена, что через мгновение они отверзнутся, на нас хлынет ослепительный поток света, и слова знакомого всем пасхального песнопения развеют последние сомнения.

Христос воскрес из мертвых,

Смертью смерть поправ,

И пребывающим во гробах

Жизнь даровав!

Вся Светлая неделя (по-церковному седмица) представляет собой словно бы затянувшееся празднование первого дня Пасхи1. Каждый день совершаются те же пасхальные богослужения, только крестный ход переносится на конец Литургии. Царские и боковые врата в алтаре не закрываются круглые сутки, и только в этот, ни с чем не сравнимый, отрезок времени, верующие могут созерцать все происходящее там во время службы. Столь красивым символическим жестом Церковь зримо напоминает христианам о Царствии Небесном, дарованном всем Воскресшим Христом.

Кроме того, во всю Светлую неделю колокола могут освящать воздух своим радостным звоном день и ночь (это зависит от усердия и здравого смысла звонарей). Колокольный звон – знак Божественной победы над древними врагами человечества – диаволом и смертью.

Во вторник (21 апреля) чествуются Иверская и Шуйская иконы Божией Матери. В среду (22 апреля) прославляется «Собор (т. е. собрание)2 преподобных отцов, подвизавшихся на Богошественной Горе Синай. В пятницу (24 апреля) чествуется икона Божией Матери «Живоносный Источник», и совершается малое освящение воды.

В субботу Светлой седмицы (25 апреля) верующим в храмах раздают кусочки особого хлеба цилиндрической формы (по-гре¬чески он называется артос), освященного еще в ночь Пасхи. Это делается в знак нашей таинственной трапезы с Воскресшим Господом и в память о радостном общении и праздничных братских трапезах древних христиан, сердца которых не были такими черствыми и эгоистичными, как наши. Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич – «домашний артос», долго украшающий наши праздничные столы. Следует помнить, что на Украине куличом называют кушанье, приготовленное из творога (наша «пасха»), а «пасхой» – наш кулич.

В этот же день, после Литургии, затворяются Царские и боковые врата (до следующей Пасхи!), и от этого всегда становится грустно.

Пасха – праздник сорокадневный

Все эти праздничные обряды заканчиваются для мно¬гих с окончанием Пасхаль¬ной недели. При этом люди с удивлением воспри¬нимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это распространенное в нецерковной среде заблуждение.

Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величайшего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокаднев-ного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «отданием Пасхи» – торжественным пасхальным богослужением накануне праздника

Вознесения. Здесь – еще одно указа¬ние на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не праздну¬ется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами», – напоминает нам св. Григорий Богослов (Беседа 19).

«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Знаменательно, что Церковный устав повелевает нам не только до отдания Пасхи, но даже до Дня Святой Троицы молиться стоя, – ведь земные поклоны, часто совершаемые в иное время (особенно в Великом Посту), символизируют недостоинство падшего человека. Но такое униженное переживание древнего грехопадения несовместимо с пасхальным торжеством победы над его последствиями, – и потому коленопреклонения отменяются.

После Светлой седмицы

Каждая неделя от Пасхи до Пятидесятницы (Дня Святой Троицы), – а также еще три недели после Пятидесятницы, – посвящены воспоминанию определенных событий евангельской и христианской истории. Эти события и богослужебные воспоминания и сообщают каждой неделе особое наименование в церковном календаре. Размышляя над их содержанием3, мы глубже осознаём весь противоречивый и трагический смысл тех далеких лет, дней и часов, – верность и сомнение, любовь и ненависть, умудренность и простодушие. Эти темы вечны, как вечен трагизм человеческого бытия, преодолеваемый, – по слову апостола Павла, – «только верой».

 

Примечания:

1. См.: Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции). СПб., 2009. В этой книге Вы найдете краткое изложение истории и богословских особенностей христианской Пасхи (в сравнении с еврейской), описание ночного богослужения, объяснение пасхальных обрядов и обычаев (крестный ход, артос, кулич, красные яйца), Пасхалию на 2009 год и Словарь богослужебных терминов, знание которых необходимо для осмысленного восприятия не только Пасхального богослужения. Книга издана по заказу и продается только в нашем Скорбященском храме на Шпалерной.

2. Здесь указываются лишь так называемые «переходящие празднования», связанные только с конкретными днями Светлой седмицы, но не с числами месяца.

3. Для этого все прихожане нашего храма получают, как и в данном случае, печатные материалы, содержащие апостольское и евангельское чтения воскресного дня или праздника, а также статьи, историко-богословские комментарии и проповеди.

Просмотрено: 19 раз.

Рекомендуем

В преддверии начала учебного года в Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

По итогам обсуждения участники заседания приняли решения относительно дальнейшего совершенствования учебной, воспитательной и научной работы, ежегодного проведения внутривузовской студенческой конференции и учреждения научного журнала семинарии.

В Минской духовной семинарии произошли новые кадровые назначения

Произошедшие назначения обусловлены потребностью продолжения реформирования подходов к образовательной деятельности и воспитательной работе.