Следствия грехопадения и возможность спасения

Сергий Чиж

1 (7)Господь, создав человека по Своему образу и подобию, дает ему и условия жизни, необходимые для его существования, которые человек употреблял для осуществления своего назначения. Библия повествует нам, что Господь поселил первого человека в раю: «И взял Господь Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском» (Быт. 2,15). В этом прекрасном саду наши прародители находились в общении с Богом. Само Божество они ощущали близким к себе, опознавали Его как любящего Отца и своего Творца, а себя, в смирении, считали Его детьми, и таким образом создавалась полнота жизни человека.

Человек вышел из рук своего Творца совершенным по душе и телу. Все печатлелось гармонией единства и целостности. Духовно-телесные силы человека действовали в полной гармонии между собой, оживляясь духом человека, находящегося в соединении с Богом. Преподобный Макарий Великий пишет: «Душа – дело великое и чудное. При создании естество ее не было вложено порока. Напротив… рассудительность, ведение, благорадушие, вера, любовь и прочие добродетели, по образу Духа».

Ум первого человека был способен усваивать и легко понимать истину. Совершенство человеческого ума видно из того, что он дал имена и названия всем существам и предметам, которые окружали его. Воля первого человека была настолько послушной воле Божией, что не хотела даже прикасаться к плодам дерева, запрещенного Господом. Сердце было чисто и ничем греховным не возмущено. Священное Писание ясно свидетельствует нам об этом: «И были оба нага, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2,25). Все, что требовалось человеческому телу, не противоречило душе. Человек не знал иных влияний, кроме Божиих.

И все же наши прародители пошли на преслушание воли Божией, но не сами по себе, а получив толчок от свергнутого с неба денницы, который подчинил их волю своему влиянию в самый решающий момент их жизни в раю. Однако диавол был только внешней причиной падения первых людей. Из-за своей зависти к блаженному состоянию человека в раю, враг рода человеческого только хитростью, советом, внушением обольщал наших прародителей и склонял их к совершению греха, но не принуждал их делать этого. Поэтому главной причиной грехопадения является злоупотребление человеком свободной волей не по принуждению, а по своему собственному желанию, почему они и понесли ответственность за свою вину. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами диавола».

Какие же следствия падения наших прародителей? Все следствия можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся следствия в душе человека, ко второй – для тела, к третьей относятся следствия по отношению к внешнему состоянию человека.

Главным следствием грехопадения, по выражению святого Иоанна Златоустого, явилось лишение «высшей благодати», то есть непосредственного участия Бога в жизни человека. Благодать Божия – это та сила, которая помогала прародителям в исполнении нравственного закона, это любовь Божия, которая привлекала человека к Себе, как к его жизненному источнику, без которого человек ослабевал в духовном отношении, это та сверхъестественная сила, которая подается человеку в таинствах и молитвах Православной Церкви, после великого дела искупления, которое совершил на Голгофе Господь наш Иисус Христос. Ощущение постепенной потери благодати сопровождалось для человека мучительным чувством, подобно тому, как возрастающее чувство голода подвергает организм человека к величайшим страданиям голодной смерти. Но духовный голод сильнее и бедственнее голода физического во столько раз, во сколько душа выше и дороже тела. После грехопадения человек лишился союза с Богом, а это привело его к состоянию противоположному жизни, то есть к смерти, смерти духовной. Пророк Давид восклицает: «Ибо удаляющие себя от Бога гибнут» (Пс. 72,27). На основании этих слов мы в праве заключить, что вне Бога нет жизни, а везде царит смерть. Чем больше и сильнее человек грешит против Бога, тем больше он становится нечувствительным к голосу Божию, живущему в нем, то есть совести, и тем больше он погружается в состояние духовного мрака. На этой последней ступени человек творит такие большие грехи, которые прямо ведут его к духовной смерти.

Грехопадение произвело душевный переворот у наших прародителей: если раньше жизнь их была связана с воздействием на них Бога, то теперь, внушения злого духа стали руководить ими. Прародители ощутили в себе эти перемены. Священное Писание нам говорит: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3,7). Открылась нагота, а вслед за тем и стыд в душе, а вместе с этим возникла потребность прикрыться смоковными листьями. Когда же Господь воззвал к Адаму, то вместо прежней радости, глас Бога вызвал страх. И это настолько овладело прародителями, что они поспешили укрыться от Бога. Адам испытывал пагубное воздействие злых сил и поэтому вместо раскаяния прятался от Бога. Лучше было бы ему покаяться, что привело бы к существенной перемене в нем самом. Но помраченный ум и ослабленная связь с Богом не позволили прародителям восстановить первоначальную гармонию в себе самих и в их отношении к Богу.

После потери благодати Божией и помрачения ума была ослаблена в человеке и воля, благодаря которой люди свободно и легко определяли себя в той или иной деятельности. Ослабление воли в человеке произошло по причине укрепления его во власти греха. Грех очень сильно повлиял на волю человека, это видно из того, что, во-первых: человек упустил случай возвратить себе утерянное блаженство через чистосердечное раскаяние, прежде чем Господь изрек свой праведный суд, во-вторых: из того, что после грехопадения у людей появилось лукавство и самооправдание вместо покаяния. Апостол Павел говорит об этом так: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей доброе. Добраго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 18-20).

Душевным следствием грехопадения является и искажение образа Божия в человеке. Если образ Божий начертан в душевных силах: уме и воле, а эти силы, как видно из вышесказанного, потеряли много совершенства и исказились через грехопадение: то, значит, исказился вместе с ними и образ Божий в человеке. Святой Василий Великий говорит: » Человек сотворен по образу и по подобию Божию; но грех исказил красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания».

Физическими следствиями явились болезни, смерть, тяжелый труд. Они были естественным следственным результатом падения, так как после отхода людей от Творца прародители подчинились тленным началам мира. Господь наш Иисус Христос указал на зависимость болезней от греха при исцелении расслабленного, сказав ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5,14). Святой Феофил Антиохийский пишет: «Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания». Грех прародителей, повредивши душевные силы, внес расстройство и в их тела. Человек создан бессмертным по душе и он мог остаться бессмертным и по телу, если бы не отпал от Бога. Господь сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3,19). Святитель Василий Великий учит об этом так: «Адам как согрешил по причине худого произволения, так умер по причине греха». Смерть телесная сделалась необходимым следствием грехопадения, потому что грех привнес в тело их разрушительное начало болезней и изнеможения, а с другой стороны, что Господь удалил прародителей от дерева жизни, плодами которого они могли поддерживать свою жизнь навсегда. Библия ясно нам об этом свидетельствует: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3,22).

Следствием грехопадения является и труд. Правда и до отпадения от Бога Адам, живя в раю, должен был трудиться, но тогда, вследствие плодородия почвы и крепости телесных сил, труд был легок и благодарен. Сейчас же Адам, для приобретения пропитания, осуждается на изнурительный и менее плодотворный труд. Одна только смерть освободит его от изнурительной борьбы с непокорной ему природой: «Дондеже не возвратишься в землю» (Быт. 3,19).

К следствиям по отношению к внешнему состоянию человека относятся: изгнание из рая, проклятие земли в делах человека и потеря власти над животными.

Со своим новым душевным состоянием, ясно, что Адам не мог находиться в прежних условиях жизни. Господь изгоняет его из рая с предварительным указанием тех тяжелых последствий и тех новых условий жизни, в которых человеку придется жить. Священное Писание так свидетельствует об этом: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3,23). Вместе с изгнанием из рая Господь произнес приговор: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 17). Адам получил этот приговор за то, что он, забыв свое значение как руководителя жены, вместо того, чтобы внушить ей раскаяние, сам преступил заповедь Божию, которую непосредственно получил. За вину человека лишается благословения земля плодородия или осуждается на малоплодие. Растительность, пораженная проклятием, утратила первоначальное совершенство, первоначальную питательность и полезность для человека. Нет сомнения, что это проклятие отразилось и на животном мире, так как животные, питаясь плодами проклятой земли, менее годными для поддержания сил и здоровья, утратили часть первоначальных своих совершенств. И эти факты на лицо. Животные начали бояться людей, стали для них врагами. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Смотри, пока Адам еще не согрешил, звери были рабами ему и покорными, но когда он омрачил вид свой грехом, тогда звери не узнали его, и рабы соделались его врагами».

Так зло потрясло весь мир. И этот процесс развивается, идет необратимо. Но самым страшным следствием грехопадения является то, что грех, совершенный нашими прародителями в раю, со всеми своими последствиями, перешел от Адама и Евы на все их потомство. Церковь именует его как первородный или прародительский грех. Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «Как одним человекам грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12).

Но и после грехопадения Господь не оставил людей. Это видно из того, что Он обещает им спасение. Ответственность за преступление прародителей была так велика перед Богом, что для уничтожения ее потребовалась такая великая жертва, как сошествие Сына Божия на землю, Его страдание и смерть за грехи людей. Господь не мог простить человеку этот грех, так как он мог повториться еще не раз в свободной воле человека. Только уничтожение грешника могло бы уничтожить грех. Но это значило бы, что Бог признает бессмысленность Своих творческих действий, а так же сознает невозможность спасения человека. Всесовершеннейший же Господь имел другое средство, которое, не уничтожая человека, уничтожило бы грех: Он посылает Сына Своего Единородного, Который Своей смертью победил смерть. Священное Писание свидетельствует об этом: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Обетование о спасении наши прародители получили еще до изгнания из рая. Господь сказал: «Семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3,15). Бог постепенно приготовлял человека к принятию спасения. Возникает вопрос: почему спасение людей так долго не совершалось? Потому что быстро размножавшиеся люди сильно грешили. Бог не мог изменить состояние человека из-за того, что Он дал ему свободу воли, которую Он не хотел нарушить. Господь ждал когда человек сам обратится к Нему, и когда это произошло, Бог помогает человеку, Он посылает ему избавление в лице Своего Сына. Средства для спасения человека были замыслены предвечно. Христос предвечно определен Богом спасать падшее человечество. Апостол Павел пишет: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего» (Еф. 1,11).

Святые отцы относят к спасению дарование Богом святости, блаженства и божественности. Поэтому и Христос должен был пройти все земные состояния, и вступить во все человеческие отношения для того, чтобы все очистилось и возвысилось и, чтобы во всех отношениях жизни представить светлый образ божественной жизни в вечный образец для человека. Святой Афанасий говорит: «Посему-то Божие Слово пришло самолично, чтобы ему как Отчему Образу. Можно было воссоздать по Образу сотворенного человека».

Господь создал человека «из праха земного» (Быт. 2,7), но Адам после грехопадения опять возвратился в прах (Быт. 3,19). Сын Божий воспринимает человеческое естество от Пресвятой Девы Марии. Поэтому единение Бога и Человека во Христе – есть вечное единение Божества с человечеством. Этим единством объясняется спасение во Христе. Человечество получает новые силы, восстанавливается изначальная красота нашего естества. На основе Воплощения создается Церковь.

НА Голгофе было совершено Богочеловеком отречение от воли греховной. Эта воля трепетала Креста. Хотела пройти мимо него, просила: «Да минует Меня чаша сия» (Мф. 26,39), но объединенная с волей Божией она сказала Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22,42). В страданиях Сын приучил Себя, то есть человеческое естество в Себе послушанию, смирил его. Непослушанием Ветхого Адама все сделались грешными. Послушанием Новозаветного Адама многие сделаются праведными. Апостол Павел говорит: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5,12).

С болью и страданием совершается всякий нравственный перелом, так совершился он и на Голгофе, где за нас, но и вместе с нами, как братьями нас называющий, пострадал Христос. Но почему для нас спасительна страшная Голгофа? Не сама по себе, а потому что Сын Божий воспринял наше естество в Богочеловеческой ипостаси. Вот через это единство естеств во Христе и смогло человечество сломить на Голгофе свою греховную волю. Нося наше естество, Христос прошел через врата смерти и гроба, не увидев тления. И этой победой над тлением со смертью даровал нам воскресение и вечную жизнь. Два естества во Христе соединены неразлучно, и поэтому Христос, вознесшись во славе и сев одесную Отца, посадил и наше естество одесную Божественной славы.

При творении Адама Господь вдунул в него дыхание жизни. Святой Дух, сошедший на апостолов, а в лице их и на все человечество, стал источником новой жизни. Спасение полагается в основу новой жизни – в Церкви. Обновление естества должно пройти и через личность, спасение должно стать личным. И человека борьбой с греховной и страстной природой творит свое личное спасение.

Итак, мы видим, что человек хотя и согрешил против своего Создателя, но Всемилостивый Господь по своей беспредельной любви не уничтожает человека, а дарует ему спасение. И это спасение мы должны искать только у Бога, так как Он даровал и помощь для этого – благодать. Нужно поступать всегда по слову святителя Тихона Задонского, который говорит: «Спасения своего ни в чем не ищи, но только в одном Иисусе Христе, Спасителе мира. Он за тебя пострадал и умер, Он Спаситель твой, люби Его всем сердцем твоим, слушай Его и угождай как Спасителю твоему, и всю надежду спасения твоего только в Нем ищи и утверждай».

Но опять таки, Господь не принуждает человека спасаться. Он только призывает его, а человеку стоит выбрать, как свободному существу, что для него лучше: вечные мучения или вечная жизнь с Христом.

 

Примечания:

Источники и литература:

1. Библия. Изд.М. 1976 г.

2. Святитель Тихон Задонский. О личных обязанностях каждого человека. Изд.М. 1898 г., с.36.

3. Руководство к изучению Догматического Богословия. Изд.М. 1913, с.113-150.

4. Григорий Дьяченко, протоиерей. Вера. Надежда. Любовь. Изд.М. 1993 г., сс.90-97, 127-131.

5. О семье и воспитании. Изд.М.- СПб., 1999 г., с.11-32.

6. Олег Давыденков, иерей. Догматическое богословие. Изд.М., 1997 г., ч.III, сс. 93-99.

7. Ливерий Воронов, протоиерей. Догматическое богословие. Изд.М., 1994 г., сс.25-29.

8. Илларион (Алфеев), иеромонах. Таинство веры. Изд.М.-Клин, 1996 г., сс.73-79.

9. Илларион (Троицкий), архимандрит. О спасении.// ЖМП. 1982г., №3, с.76.

10. Ветелев А., профессор, протоиерей. О грехопадении прародителей и его следствиях.// ЖМП. 1974 г., №11, с.61.

11. Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Исаия (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Изд.Свято-Троицкая лавра, 1994 г., сс.222-253.

12. Добротолюбие. Изд. Париж, 1988 г., Т.I, с.156.

Просмотрено: 126 раз.

Рекомендуем

Минская духовная семинария объявляет набор абитуриентов на 2020/2021 учебный год [ОБНОВЛЯЕТСЯ]

Желающие поступить в Минскую духовную семинарию, должны подать документы до 7 августа 2020 года.

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.