Боговоплощение как начало искупительного подвига Христа Спасителя

Дмитрий Сиваков

Храм Христа Спасителя

“… Христос раждается прежде падший воскресити образ”

(Тропарь предпразднства Рождества Христова).

Искупительный подвиг Христа Спасителя явился для всего человечества переломным историческим моментом. Теперь человек освобожден от проклятия, от власти смерти и способен, если только захочет, достичь вечности с Богом и уподобиться Ему. Игумен Иларион (Алфеев) говорит об этом: “С момента Боговоплощения наша история как бы начинается заново: человек вновь оказывается лицом к лицу с Богом, столь же близким, а может быть — еще более близким, чем в первые минуты существования людей. Христос вводит человека в “новый рай” — Церковь, где Он царствует и человек царствует вместе с ним” .

Существуют мнения, согласно которым Боговоплощение понимается как “первая и безусловная цель творения” (Максим Исповедник). Мысль о творении мира и Боговоплощении была у Бога изначально. Западные богословы: Франциск Сальский и Мальбраш — решительно отстаивают идею “метафизической необходимости Воплощения, идею Воплощения, никак не связанною с грехопадением; ибо иначе не было бы никакой разумной причины для акта Творения вообще” . Святитель Афанасий Великий говорит: “Бог сделался человеком, чтобы человек в Нем стал Богом” . Господь не только восстанавливает человека в том достоинстве, в котором он находился до грехопадения, но и обожествляет его, то есть ставит на недосягаемую собственными силами для первого Адама высоту. “В лице Адама мы потеряли человеческое достоинство, в лице Христа Спасителя получили Божеское” . “Сын Божий для того воплотился, — утверждает святитель Григорий Богослов, — чтобы человек стал богом, восшедшим от земли через Снисшедшего ради нас свыше” .

После грехопадения человека Боговоплощение стало особенно необходимо, как единственное средство для исцеления поврежденной грехом природы. Святитель Афанасий объясняет это: “На человеке был уже начертан лик Слова, и когда загрязнился он и стал не виден подобало восстановить его. Это и совершилось в Воплощении Слова” . “то, что не воспринято, — не исцелено, а то, что соединилось с Богом, спасено,” — говорит Григорий Богослов.

Вместе с объяснением мотивов Боговоплощения святые отцы раскрывают не менее важный вопрос о том, почему Бог для спасения человека избрал воплощение, а не какой-нибудь другой способ? Святитель Григорий Богослов говорит, что Господу “можно было спасти человека и не восприняв плоти, единым хотением, так как и все прочее Он производит и производил без тела” . Профессор Скурат поясняет: “Диавола Христос — Спаситель мог истребить, если бы захотел, единым движением Своей божественной воли, которым создал весь мир. Для всемогущего Бога все возможно, но святые отцы считают, что Боговоплощение явилось самым целесообразным средством спасения человека” . В этом нас убеждает и святитель Афанасий, говоря, что для спасения недостаточно было даже покаяния: “Если бы за прегрешением не последовало бы тление, то было бы достаточно прощения и покаяния, — ибо покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи” .

Бог, родившийся человеком в Вифлееме, пришел в этот мир не просто, чтобы стать человеком, но принять на себя муку наших грехов и смерти и преодолеть эту тяжесть усилием Воскресения. “Вифлеемская колыбель — Голгофский крест — покинутая Иерусалимская гробница: таков путь Превечного Сына Божия, две тысячи лет назад ставшего еще и Сыном Марии. И предстоящий крест, и угроза с первого мгновения осеняют собою Его жизнь” .

В воплощении Бог воспринимает всего человека, становится совершенным человеком “по всему, кроме греха” , — подчеркивает Григорий Богослов. Бог Слово, воплотившись, соединился с человеческой природой навечно, нераздельно, неразлучно и неслитно. Соединение имело такой характер, что не повлекло за собой смешение. “И потому Иисус Христос — это не что-то среднее, а совершенный Бог и совершенный человек” .

Человеческая природа укрепляется и освящается единением с Божеской природой. Через зачатие от Святого Духа, как говорит святитель Кирилл Александрийский, совершается “освящение плоти, святой не по природе, но в причастии ее к Богу” . “Вместо прежней плоти, — говорит божественный Златоуст, — которая, по естеству своему происходя из земли, была умерщвлена грехом и лишена жизни, всеблагий Господь через Единородного Своего Сына привнес, так сказать, другой состав и другую закваску — Свою плоть, которая хотя по естеству такая же, но чужда греха и исполнена жизни” .

Благодаря воплощению Слова Божия человеческая природа, разделившаяся сама в себе при грехопадении, снова достигает гармонии. Тело, которое до Христа легко побеждалось грехом, теперь становится “послушным и удоборуководимым инструментом Святого Духа” . “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?” (1 Кор.6,19).

При соединении двух естеств в Богочеловеке, естество человеческое не поработилось Божеству. Свободная воля человека не упразднилась. И это замечательно, потому что делает победы Иисуса Христа над страстями и диаволом более славными. Богочеловек победил и уничтожил врага “человеческим любомудрием, а не властью Божества”, как пишет святитель Кирилл Александрийский .

По существу, искупление — это неделимый, целостный акт кеносиса от благовещения до Воскресения Иисуса Христа, Который совершил ради людей Господь. “Деление этого акта, — говорит профессор Осипов, — часто приводит к разным сложным вопросам, часто софистического характера: “Какую природу человеческую принял Христос: до грехопадения Адама или после грехопадения?” Одни отцы говорят то, другие это. Все примиряется если только смотреть на весь этот акт от благовещения до Воскресения как на единый и неделимый”. Исходя из этого природа во Христе чистая, восстановленная. То есть, Христос Спаситель восстановил ее в первозданной чистоте через Свои страдания. “Но начинаются споры: “Когда же восстановил?” Одни говорят — в воплощении, другие — в Гефсиманском саду, третьи — на кресте, четвертые — во гробе”. В целостном воспринятии искупления эти вопросы отпадают. Решать: “в какой момент?” — это уже схоластика, по подобию тому, как рассуждают о моменте пресуществления” .

Воплотившись, Бог максимально приблизился к человеку. Он преодолел все разделяющие нас препятствия. Но, уважая свободную волю человека, Господь предоставил ему возможность самому решить свою судьбу и, при желании, сделать тот последний разделяющий шаг, который еще остался. “… В христианской мистике часто можно встретить простую, но дерзновенную мысль: “Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в этом никакой пользы, если Он хотя бы раз не родится в твоей собственной душе” .

Литература:

  • 1. Василиадис Н. Таинство смерти. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.
  • 2. Восточные отцы и учителя Церкви IV века. Сост. иером.Иларион (Алфеев). Т. 1. Б.м., б.г.
  • 3. Иларион (Алфеев), игумен. Таинство веры. М., 2000.
  • 4. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1998.
  • 5. Кураев А., диакон. Школьное богословие. М., 1999.
  • 6. Мейендорф И., протопресвитер. Иисус Христос в Восточном Православном богословии. М., 2000.
  • 7. Минея месячная. Декабрь. Ч. 2. Изд. Московской Патриархии, 1982.
  • 8. Осипов А.И. Догмат Боговоплощения. Аудио запись. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.
  • 9. Православная беседа. М., 1996, № 6.
  • 10.Флоровский Г., протоиер. Догмат и история. М., 1998.

Просмотрено: 88 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.