Обращение Савла.

 «Яко высок Господь и
смиренные призирает.
И высокая издалече
весть»
(Пс. 137, 6).

«О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11,33). Написал в своем послании к римским христианам святой апостол Павел, на себе испытавший это великое богатство милосердия Божия. Он пережил встречу с Непостижимым, «Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа» (Иов. 5, 9), «Который обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6, 16) – встречу с Богом Живым. Человеколюбивый Господь, не хотящий смерти грешника, призвал его, чтобы поставить служителем Своим и свидетелем того, что он увидел, и что Бог открыл ему. Благодатью призвал Своего «хулителя, гонителя и обидчика, признал его верным, определив на служение» Церкви Божией, так как избрал его еще «от утробы матери». Необычайно было призвание Павла. В отличие от других Апостолов, которых Господь призвал во время земной жизни, когда он носил еще «образ раба», Павла избирает в Славе Своей, явившись ему как Бог. Так же необычна и удивительна была и вся жизнь апостола, поставленного Господом «в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» ( 1 Тим. 1, 16).

Родившись в еврейской семье, происходившей из колена Вениаминова, Павел, а тогда еще Савл, с младенчества был воспитан в духе отеческих традиций и преданий. Видимо, «семейство принадлежало к строго верующей партии фарисеев» , потому что он сам себя называет фарисеем. Еще юношей родители отправили сына в Иерусалим для получения образования, где, Промыслом Божиим, Савл попадает в школу раввина Гамалиила, знаменитого в Израиле законоучителя. Это был человек мудрый, рассудительный и снисходительный к мнению других. Гамалиил также принадлежал к партии фарисеев, «но держал себя свободно от слишком одностороннего, эгоистического и лицемерного направления этой партии». «При ногах» такого знаменитого учителя получил образование и воспитание еще более знаменитый ученик его, впоследствии ставший Апостолом язычников.

«Из училища Гамалиила Савл вышел тем, кем надлежало выйти ученику фарисея – горячим ревнителем отеческих преданий». Строгое, порой до безумия скрупулезное соблюдение буквы закона, определило и отношение Савла к новому Учителю, которое проповедовал тогда в Израиле Один Галилеянин. Трудно сказать видел ли молодой законник своими глазами Этого Проповедника, творившего много чудес в народе и называвшего Себя Сыном Божиим. Может быть и видел, и слышал Его проповедь. Но сознание само праведности и преуспевания в Иудействе более других своих сверстников, делали сердце Савла закрытым для принятия этого учения – учения Христова, хотя число последователей Его «непрестанно умножалось, даже из самых священников очень многие покорились вере».

Савл стал в аппозицию. На его взгляд христианство стремится ниспровергнуть иудейство, так горячо любимая им. Поэтому он, нисколько не сомневаясь в своей правоте, ободряет убийство архидьякона Стефана, сторожа одежды палачей. Эта убежденность ведет Савла еще дальше. Истребление христиан он считает долгом своей религиозной совести и, мало того, делом богоугодным. На нем исполнились слова Иисуса Христа, говорившего Своим ученикам: «Наступает время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16, 2).

Савл начинает терзать Церковь; «входя в дома и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8, 3). Он проникает в самые тайные собрания христиан. Дееписатель сравнивает его с диким «плотоядным зверем, задыхающимся от фанатичной ненависти». Не насыщаясь гонениями в Иерусалиме, Савл решает преследовать христиан и в других городах. Он испрашивает у первосвященника полномочие на арест последователей Христовых далеко за пределами Израиля. Иерусалимский синедрион сохранял тогда за собою право судебной власти в делах веры над всеми евреями во всех странах мира. Первосвященник – глава синедриона, скорее всего это был Феофил, сын первосвященника Анны, тестя Каиафы, будучи сам заинтересован в искоренении христианства, охотно дает Савлу письма к Дамасским синагогам, Чтобы гнать последователей Иисуса Назорея и там. Для успешного исполнения этой миссии синедрион выделяет небольшой отряд верных людей. Таким образом, свое антихристианское путешествие Савл готовится совершить в древний сирийский город Дамаск, расположенный в 300 километрах к северо-востоку от Иерусалима.

Христиане, гонимые иудеями в Израиле, рассеялись по разным городам Востока. К тому времени их было довольно много и в Дамаске. Но жило там и много иудеев не принимавших Христова учения. Они, как и другие иудеи, жившие за пределами Израиля, добровольно повиновались Верховному Иерусалимскому синедриону и готовы были содействовать гонителю. Поэтому Савл направляется именно туда, «чтобы, кого найдет последующих сему учению… связав приводить в Иерусалим» (Деян. 9, 2).

И вот, он на пути к Дамаску. Дорога предстояла не близкая и должна была занять около восьми дней. Свита сопровождавшая Савла, «обходилась с ним со всевозможным почтением, приличным фарисею и раввину, после Феофила, могущественного первосвященника». День за днем путники двигались вперед, к намеченной цели. Менялся окружавший их пейзаж, менялись темы бесед, скрашивавших усталость дороги, менялись, наверное, и мысли Савла. О чем мог размышлять он тогда, никто не знает, потому что не знает другой, «что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем» (1 Кор. 2, 11).

Но уже виднеется вдали, среди цветущих садов и рощ, краса востока – Дамаск. Савл спешил, не обращая внимания на бескрайнее голубое небо, возвышающееся над ним, ни на блеск играющей в солнечных лучах земли, спешил, чтобы поскорее начать свое «служение». «Когда же он шел и приб-лижался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба» (Деян. 9, 3). Видение было настолько неожиданное и сильное, что Савл упал на землю. Представляя себя в преследовании христиан подражателем Финееса и Илии, он, наверное, сразу принял это явление за Божественное. Но вместо ожидаемого благословения и одобрения за свою ревность он слышит с неба голос, жалующийся на преследование! « Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4). Сам Господь Иисус Христос в сиянии славы Своей явился ему. Хотя дееписатель не говорит об этом прямо, но сам апостол впоследствии неоднократно засвидетельствует это. Господь явился не карающим Судьей, каким представлял себе Бога Савл, считая себя исполнителем Его воли, но кротким и любящим, как бы укоряя своего преследователя: «За какую обиду от Меня, малую или большую, ты гонишь Меня?» Явился Господь еще и потому, что верные ученики Его, исполняя слово заповеди, усердно молились за гонителя и обидчика. Падение же его было потому, говорит святитель Иоанн Златоуст, «что надлежало быть повержению его, потом восстанию, прежде поражению, потом исцелению». Величайший момент земного бытия – встреча человека с Богом! Кто пережил его в своей жизни, тот пережил внутреннее преображение и перерождение. Блаженны увидевшие Господа, потому что они будут подобны Ему. Слава милосердию Твоему Господи! Слава долготерпению и всепобеждающей любви Твоей!

Был побежден этой любовью и Савл. Он из гонителя христианства превращается в проповедника, из волка в овцу, из свирепого врага – в ревностного защитника.

«Кто Ты Господи?» – в трепете и ужасе спрашивает Савл. И Господь открывается ему. Он Тот Христос, в Которого не верил Савл. Здесь открывается «тайна Божественного всесильного могущества Христова, Его единение с церковью –Своим Телом». «Ты не людей Моих гонишь, но меня Самого». Господь прямо показывает Савлу, что убивая христиан, он борется против Бога. «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 5). Здесь употреблена поговорка, заимствованная из пастушеского обихода. Рожон – длинная палка с железным острием, которой пастухи степных быков подстрекали скот. При этом «всякая неуступчивость животного причиняла лишь большую рану, и пятиться назад или не повиноваться было действительно трудно без вреда себе». Упорство Савла подобно такому опасному движению. Хрис-тос – «Пастырь добрый» старается направить его жизнь в нужную сторону, не насилуя, при этом, свободной воли человека. Еще существует мнение, что муки совести, переживаемые Савлом от злостных гонений и убийств, усугубившиеся за время этого путешествия, были похожи на ту боль, которую причиняет рожон строптивому быку. Первый раз его совесть была поражена этим рожком еще когда он видел убийство Стефана, бесспорные аргументы и чистая вера которого, наверняка, заставляли тревожно задуматься Савла.

«Не было уже места сомнению в Божественности лица Иисусова», было только ожидание мести за поругание Имени Его и за мучение Его рабов. «Но Гонимый явился не для того, чтобы наказать гонителя, но чтобы сделать его Своим апостолом». Осознавая свою вину, Савл раскаивается. И покаяние рождает надежду на милость Божию, желание исправить свои ошибки, сделанные в неведении. «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9,6). Наступил самый важный момент жизни Савла, «о котором он будет всегда утверждать, что это было его непосредственное призвание – не человеками и не через человека, но Самим Христом» Вся его последующая жизнь будет служить «яснейшим доказательством того, что он сделался христианином не по каким-либо земным побуждениям, но единственно потому, что совершенно убедился в Божественности христианства». Каждое его слово, сказанное в последствии, когда он станет известным апостолом, будет указывать «на такую укорененность всей его личности, всего его сознания в личности Христа, такую действительную личную связь с Ним и убежденность в особом откровении Христа ему, что Церковь, несмотря на непонимание и сопротивление, которое в таком изобилии встретит Павел в своей жизни не усомнится признать в нем апостола, равного двенадцати, включить его в число тех «самовидцев», на чем свидетельстве и учении она построена».

Видение небесного света оставило глубокий след как в сердце Савла, так и на его глаза. Он сделался слеп, «но свет внешний отнят от него для того, чтобы сердце его озарилось внутренним светом; отнят свет и у гонителя, чтобы даровался благовестителю». Эта слепота его прообразовала таинство верующих; «потому что верующий во Христа должен взирать на Него, а прочее считать как бы не существующим». Так и Савл видел Христа, явившегося ему, а все окружающее померкло для него. Спутники Савла тоже видели свет и слышали голос, как гром говорящий, но не видели Господа и не разумели сказанного, потому что это относилось к одному.

И Христос повелевает ему завершить свой поход. «как младенца, привели его в Дамаск, где он в течении трех суток оставался слепым и все это время провел в посте, размышлении и смиренной молитве о вышнем свете благодати и веры». Он «осуждал по совести свои деяния, исповедовался в них перед Богом, молился, просил о помиловании». И вскоре это помилование совершилось. Савл был исцелен от слепоты одним учеником Христовым по имени Анания и крещен им в жизнь вечную.

Вся дальнейшая жизнь Савла – это подвиг полного послушания своему Господу, где нет места сомнению, нет места совету с «плотью и кровью» или с кем-либо из людей, себе подобных. Есть только самоотвержение и возвышенное служение Явившемуся и Его Евангелию!

Просмотрено: 12 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.