О памяти смертной

Дмитрий Дудкин

1 (4)Вопрос смерти является определяющим в сознании любого человека, и если для одних она — пугающий конец, заставляющий еще сильнее цепляться за земное существования, то для других — лишь переход в иное состояние бытия, мысль о котором отодвигает все земное на второй план. Если для одних — памятование о смерти — это камень преткновения, разбивающий надежду и рождающий страх, то для других — это краеугольный камень спасения, на котором строится жизнь. Являясь фундаментом христианской аскетики, память смертная подвигла многих христиан на подвиги, поднявшие их на вершины святости. Преподобный Антоний Великий, несомненно опираясь на свой личный опыт, говорил своим ученикам: «Пробуждаясь от сна, будем думать, что не доживем до вечера, и, опять ложась спать, будем помышлять, что не доживем до утра, всегда помня о безвестном пределе жизни нашей. Живя так, мы не будем ни грешить, ни иметь похотения к чему-нибудь, ни воспламеняться гневом на кого-либо, ни собирать сокровищ на земле, но, каждый день ожидая смерти, будем презирать все тленное. Тогда остынет в нас и похоть плотская, и всякое нечистое желание, все будем прощать друг другу и будем предочищать себя, всегда имея перед очами ожидание последнего часа и борьбы. Ибо сильный страх смерти и Суда, опасение мучений поднимает душу, клонящуюся в пропасть погибели» . Таким образом, мы видим, что Святые Отцы указывают на то, как мысль о смерти помогает в борьбе со грехом. Конечно, она не может уничтожить грех сам по себе, т.к. его проявление в помыслах, чувствах, словах и делах есть естественное действие нашего падшего естества, но она не дает греху развиться, лишая его сладости и привлекательности. Склонение нашей воли ко греху обессмысливается ввиду временности человеческого существования и грядущего Суда.

Понимая это, мы, тем не менее, не должны впадать в крайности, руководствуясь словами преподобного Пимена Великого, которые могут служить общим принципом христианского подвига: «Мы научились быть убийцами страстей, а не тела» . Памятуя о смерти, мы не должны воспринимать окружающий нас материальный мир лишь негативно, становится мрачными или пассивными. Материя не есть сама по себе зло, как учили об этом еретики-гностики и тело — не темница души, как говорил об этом Платон. «Бог смерти не сотворил» (Прем. 1:13), она — следствие отпадения человека от Бога и ненормальна по своей сути. Христос плачет у гроба Своего умершего друга Лазаря и затем воскрешает его, то есть возвращает как раз в ту жизнь, освобождение от которой должно вроде бы восприниматься нами как благо. И в связи с этим нужно подчеркнуть, что христианство провозглашает не просто веру в бессмертие души, а веру в следующее за Страшным Судом воскресение мертвых, суть котором состоит в одухотворении материи, восстановление ее в первозданном состоянии.

 

 

* — при написании статьи использовалось фото с сайта www.expertsistema.ru

Просмотрено: 3 раз.

Рекомендуем

В преддверии начала учебного года в Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

По итогам обсуждения участники заседания приняли решения относительно дальнейшего совершенствования учебной, воспитательной и научной работы, ежегодного проведения внутривузовской студенческой конференции и учреждения научного журнала семинарии.

В Минской духовной семинарии произошли новые кадровые назначения

Произошедшие назначения обусловлены потребностью продолжения реформирования подходов к образовательной деятельности и воспитательной работе.