О Крещении

1 (2)Вода в нашей жизни играет уникальную роль, определяя возможность существования всех существ на земле. Так, человеческое тело содержит от 55 % до 78 % воды, в зависимости от веса и возраста. Вода стала для людей повседневной нормой, хотя по важности и необходимости для поддержания жизни стоит по списку одной из первых.

В Православии вода также занимает важное место, являясь веществом таинства Крещения, вводящего человека в благодатную жизнь Церкви. В данном случае вода является символом омовения греховной нечистоты возрожденного в новую жизнь во Христе.

Нужно сказать, что омовению водой почти у всех народов древности усвоялось особое значение в смысле не только физического, но и нравственного очищения. Как особое сакраментальное установление омовение также существовало у евреев незадолго до появления христианства для так называемых «прозелитов врат», для которых оно заменяло обрезание. Омовение также упоминается в числе мистерий секты ессеев, у которых оно совершалось с особыми тайными церемониями.

При этом большинство исследователей отказывается находить генетическое соотношение между культовыми обрядами разных народов с христианским водным Крещением, указывая лишь на внешнюю аналогию между ними. Установлению собственно христианского таинства Крещения предшествовало «Крещение Иоанново» — водное погружение, совершаемое в Иордане Иоанном Предтечей во время его проповеди иудеям о грядущем Мессии. По вопросу непосредственного учреждения христианского Крещения между богословами существуют различные мнения.

Но, как бы то ни было, с первых веков жизни Церкви нормой была практика совершения Крещения через полное погружение. Это видно уже из заповеди Христа: «Научите вся народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). Здесь слово «крестя» (по-гречески «баптизантес») означает «погружать с головой». Везде в греческом оригинале слово «Крещение» буквально означает «Погружение». Такой лингвистический анализ делает необоснованными ссылки нежелающих крестить полным погружением на то, что в Писании нет указания именно на такой способ совершения Крещения. Русский и славянский языки же словом «Крещение» подчеркивают духовный смысл Таинства, указывая на то, что новообращенный берет на себя крест, следуя словам Спасителя «Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24).

На необходимость полного погружения указывают и Отцы Церкви. Так, святитель Василий Великий говорит: «Великое Таинство крещения совершается тремя погружениями и равным им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых через преподание им боговедения». Тертуллиан в работе «Крещение» также пишет о троекратном погружении.

Стоит, правда, отметить, что в некоторых местностях, где невозможно было осуществлять погружение с головой из-за недостатка воды, допускалось совершать обливание водой, вместо погружения. Но такая замена допускалась только с разрешения епархиального архиерея.
В современной практике при принятии Таинства Крещения младенцы трижды погружаются священником в купель, наполненную водой. При Крещении же взрослых людей, пришедших к вере, к сожалению, зачастую не происходит полного погружения. Причина этого ясна: далеко не каждый приход способен организовать мини бассейн или небольшую купель. Но к этому нужно стремиться. При этом стоит заметить, что обслуживание бассейнов отличается большей простотой, чем чистка громоздкой купели.

Просмотрено: 18 раз.

Рекомендуем

В преддверии начала учебного года в Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

По итогам обсуждения участники заседания приняли решения относительно дальнейшего совершенствования учебной, воспитательной и научной работы, ежегодного проведения внутривузовской студенческой конференции и учреждения научного журнала семинарии.

В Минской духовной семинарии произошли новые кадровые назначения

Произошедшие назначения обусловлены потребностью продолжения реформирования подходов к образовательной деятельности и воспитательной работе.