Новомученики Минской Духовной Семинарии

Альховик Родион студент II курса МинДА

1 (3)Минская Духовная Семинария является одним из старейших учебных заведений нашей Родины. У неё, как и у других духовных школ, есть свои небесные покровители, имя которых она и носит. Это святые вселенские великие учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст а так же небесный покровитель академии – святитель Кирилл епископ Туровский. Указанные святые, во имя которых и освящена семинария, на протяжении всех долгих лет ее существования проявляли непрестанное заступничество свое за духовную школу. Это люди, которые хотя и не знали нашей духовной школы, но ныне призываются на молитвенное заступление за нее. Но кроме этих великих угодников Божиих есть еще целый ряд святых, которые проявляют молитвенное заступление за нашу Alma Mater.

Это либо бывшие преподаватели семинарии, либо те кто здесь учился, либо те кто еще каким-то образом имел отношение к семинарии или к Жировицкому монастырю.

Среди таких угодников Божиих необходимо назвать следующие имена: священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутитский; священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский; священномученик Гермоген (Долганов), епископ Тобольский; преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировицкий. И для более точного представления о вышеуказанных людях мне хотелось бы привести их краткие жизнеописания.

Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутитский родился 28 июня 1862 года в селе Сторожевое Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье священника. Первое образование получал в местном духовном училище, затем в Воронежской семинарии и Московской Духовной Академии, которую успешно закончил в 1892 году со степенью кандидата богословия. В декабре 1896 года был назначен смотрителем Жировицского Духовного Училища. Здесь будущий святитель проявил себя как талантливейший руководитель, опытный педагог и, наконец, как заботливый отец. С его появлением в школе связан значительный рост как ее внутреннего духовного состояния, так и резкий подъем уровня образования.

Вот как о деятельности будущего первосвятителя говорит архимандрит Антоний Мельников: «Деятельность П.Ф. Полянского была достойно оценена Синодом и после тщательной ревизии проведенной самым строгим ревизором Учебного Комитета Нечаевым, который дал блестящий отзыв о смотрителе» .

После 10-ти лет пребывания в Жировичах будущий священномученик вынужден был оставить место своего попечения в связи с тем, что его перевели на должность ревизора духовных учебных заведений в Учебном Комитете при Святейшем Синоде.

Со сменой власти, которая упразднила Учебный Комитет, Полянский на некоторое время был оставлен «в покое», но уже на Помесном Соборе 1917 года он появляется в качестве одного из участников.

Спустя еще немного времени Святейший Патриарх Тихон предложил Петру Полянскому принять монашество и епископский сан. И вскоре после положительного ответа Петра Федоровича произошел ряд посвящений его в различные степени церковной иерархии, итогом которых стало поставление его во епископа Подольского. В 1924 году он стал митрополитом Крутицким.

Согласно завещанию Святейшего Тихона одним из претендентов на местоблюстительство патриаршего престола был Высокопреосвященный Петр Митрополит Крутитский. И в связи с отсутствием других кандидатов, владыка Петр стал у кормила власти Русской Православной Церкви. На столь высоком посту местоблюститель патриаршего престола оказался не менее деятелен, чем ранее при занятии им других должностей. Именно эта энергичность Владыки и стала причиной его ареста. «10 декабря 1925 года митрополит Петр (Полянский) был арестован, и затем последовали 12 лет заключения (1925-1937) — тюрьмы, этапы, ссылки… Не раз предлагали ему отречься от местоблюстительства, мотивируя это необходимостью для блага Церкви. Но он не соглашался. Его несколько раз переводили из тюрьмы в тюрьму. Наконец, страдания святителя Петра пришли к своему завершению: 2 октября 1937 года «Тройка» НКВД по Челябинской области приговорила митрополита Петра к расстрелу за «клевету на существующий строй» .

Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский. (Петровский Александр Феофилович) родился 23 августа 1851 года в городе Луцке, Волынской губернии в семье диакона. Первое образование получил в местной Волынской Духовной Семинарии, где окончил 4-ре класса. После семинарии являлся преподавателем в народных школах.

В 1900 году был пострижен в мантию. Спустя некоторое время над ним была совершена хиротония во иеродиакона а затем в иеромонаха. И вскоре он стал архимандритом. С 1903 года архимандрит Александр является экономом и казначеем Туркестанского архиерейского дома. А с 1906 по 1910 годы казначей Жировицкого Успенского монастыря. О пребывании в нашей обители этого человека особых сведений не сохранилось, а уже в 1910 году он был назначен настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1932 году архимандрит Александр был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. А в 1937 году возведен в сан архиепископа.

28 июля 1938 года владыка Александр был арестован и в 1939 году приговорен к 10-ти годам лишения свободы. В том же году осенью находясь в харьковской тюрьме Высокопреосвященный Александр отошел ко Господу .

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника. Образование свое священномученик получал в Нижегородской Духовной Семинарии, после окончания которой Иван Успенский поступил в Московскую Духовную Академию.

В августе 1897 года ректором академии он был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей, и вскоре рукоположен в сан иеродиакона. А уже 21 сентября 1897 года иеродиакон Фаддей рукоположен в иеромонаха и назначен преподавателем философии в Смоленской Духовной Семинарии. В 1898 году он назначен инспектором и преподавателем Священного Писания в Минскую Духовную Семинарию. . В июле 1900 года, указом Священного Синода перемещен на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия в Уфимскую Духовную Семинарию . Спустя некоторое время Фаддей (Успенский) был поставлен ректором Олонецкой Духовной Семинарии.

В 1908 году 21 декабря архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волныского, викария Волынской епархии. В 1919 году епископ Фаддей стал правящим архиереем этой епархии. Ему пришлось претерпеть много скорбей. Владыку Фаддея арестовывали несколько раз, высылали в различные местности.

Летом 1937 года начались массовые аресты. 20 декабря сотрудники НКВД пришли арестовать Архиепископа Фаддея. Через десять дней после ареста он был приговорен к расстрелу. Владыка обвинялся в том, что имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в городе Кашине. Святитель Фаддей был казнен 31 декабря 1937 года. .

Священномученик Гермоген (Долганов), епископ Тобольский (Долганов Георгий Ефремович) родился 25 апреля 1858 года в семье священника Херсонской епархии. Первоначальное образование будущий епископ получил в духовной школе родной епархии, а затем поступил в Новороссийский Университет, где обучался на юридическом факультете. Успешно закончив курс университета Георгий Ефремович поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где в процессе обучения принимает монашество с именем Гермоген.

15 марта 1892 года возведен в сан иеромонаха. В 1893 году после окончания академии был назначен инспектором, а в скором времени и ректором Тифлисской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. 14 ноября 1901 состоялась хиротония архимандрита Гермогена во епископа Вольского.

В 1903 году владыка Гермоген был назначен епископом Саратовким и вызван для присутствия в Святейший Синод. Находясь в рядах присутствующих в Священном Синоде, владыка Гермоген проявил себя как пастырь постоянно заботящийся о своей пастве. В 1911 году у него возник конфликт с обер-прокурором В.К. Саблером по вопросу возрождения в Церкви института диаконис, после чего Саблер подал прошение Царю с просьбой уволить из состава Синода епископа Гермогена, что и было сделано. Помимо того император потребовал чтобы владыка Гермоген выехал срочно в Саратов. Но чувствуя себя плохо, владыка этого не сделал, за что и был сослан в Жировицкий монастырь.

Вот как пишет о нем архимандрит Антоний Мельников «Попав на покаяние в Жировицкий монастырь, епископ Гермоген полюбил эту уединенную и тихую обитель. Свободное от богослужений время он уделял для простого народа и успешно лечил гомеопатией приходящих к нему. В Жировицах преосвященный Гермоген построил и освятил часовню над источником в Викне, в близи монастыря» .

В 1917 году после февральской революции он был назначен на кафедру в Тобольск. Временное правительство, как и прежнее, не любило владыку и 15 апреля 1918 года он был арестован и отправлен в тюрьму в Екатеринбург . Спустя немного времени Владыка был брошен в воду с привязанным к нему камнем с парохода «Ермак» на котором его переправляли обратно в Тобольск. .

Преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит. (Шахмуть Роман Романович) родился 15 июля 1901 года в деревне Подлесье Барановичского уезда, в семье крестьянина-бедняка. Учился в Ляховичском 2-х классном народном училище. С 1916 года поступил послушником в Минский Свято-Духов мужской монастырь. Но с началом военных действий вернулся на родину. А уже в 1922 году прибыл в Жировицкий Свято-Успенский монастырь, где 1 апреля 1923 года был пострижен в монахи с именем Серафим. В 1926 был рукоположен во иеродиакона, а в 1935 – во иеромонаха и отправлен служить на приход в деревню Курашево. В 1939 году отец Серафим был возведен в сан архимандрита, а в августе 1941 года направлен организовывать церковно-приходскую деятельность там, где она была разрушена в довоенное время. Огромное количество приходов посетил отец Серафим вместе со своим другом священником Григорие Кударенко, но, к сожалению, 6 сентября 1944 года их арестовали в городе Гродно, предъявив обвинение в сотрудничестве с СД. Не один допрос пришлось выдержать этим миссионерам и 7 июля 1945 года их осудили лишением свободы на 5-ть лет. Менее чем через год архимандрит Серафим погиб, находясь в лагере .

Кроме того, необходимо еще отметить довольно большой ряд святых, которые так же имеют отношение к Минской Духовной Семинарии. Этот список состоит из новомучеников Минской епархии, которые были прославлены в лике святых в 1999 году. Таким образом сюда относятся:

Василий Измайлов, протоиерей. Родился Василий 4 июня 1885 в городе Вышнем Волочке, Тверской губернии. Первое богословское образование получил в Минской Духовной Семинарии, которую закончил в 1905 году. Затем потупил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1910 году с присуждением ему ученой степени кандидата богословия. «По окончании учебы, был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии. 15 января 1915 г. по настоянию епископа Минского Митрофана (Краснопольского), назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минскую Духовную Семинарию» . О времени женитьбы Василия и принятия им священного сана ничего не известно, но ко времени гонений на Церковь он являлся пресвитером Покровской церкви села Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927 году получил назначение в город Борисов, где являлся настоятелем Свято-Воскресенского собора. 2 июня 1927 года арестован по обвинению в антиправительственной пропаганде, был приговорен к заключению в конслагере на Соловках сроком на 3 года, где и принял смерть за Христа» .

Владимир Гаврилович Зубкович, протоиерей. Родился Владимир Гаврилович 26 марта 1863 в деревне Смолевичи Борисовского уезда Минской губернии в семье священника. Духовное образование получал сначала в Минском Духовном Училище, а затем в Минской Духовной Семинарии. Завершив образование в семинарии, служил псаломщиком на приходах Минской епархии. С июля 1888 года после хиротонии во пресвитера был назначен в одну из церквей Минского уезда. В 1900 году отца Владимира назначили на должность законоучителя Минского женского училища духовного ведомства и сверх того священником училищной церкви. В августе 1907 года назначен в Минск помощником инспектора Минской Духовной Семинарии. Вскоре Семинария была закрыта и отец Владимир вернулся на приход в Смолевичи. Когда закрыли эту церковь в 1935 году, он, несмотря на угрозы, тайно совершал крещение детей. 29 декабря 1937 года арестован по обвинению в принадлежности к «шпионской контрреволюционной повстанческой организации». Особая тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Минске .

Священномученик Владимир Пастернацкий, протоиерей. (Пастернацкий Владимир Илларионович) родился 2 июля 1885 года в местечке Дудичи Игуменского уезда, в семье священника (бывшего дворянина). Учился Владимир в Минской Духовной Семинарии, после окончания которой был рукоположен во иерея и отправлен в качестве настоятеля Свято-Петро-Павловской церкви села Песочное. В 20-х годах отец Владимир стал благочинным Копыльского уезда. В Копыле отца Владимира не раз вызывали в местное НКВД, где угрожали, желая добиться публичного отречения от сана. Но служитель Бога Живого не поддавался таким искушениям. Это, безусловно, не нравилось богоборческим властям, и его впервые арестовывают в марте 1936 года. Батюшка недолго находился в тюрьме, в декабре 1937 года его освободили. Но как только он приехал домой, то вновь был арестован. Ни одного из обвинений отец Владимир не признал, однако 5 января особая тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Вскоре он был убит .

Димитрий Александрович Павский, протоиерей. Родился Дмитрий Александрович 16 января 1874 года в селе Максатиха Максатихинского уезда Тульской губернии в семье потомственного священника. Богословское образование получал в Тверской Духовной Семинарии, по окончании которой поступил в Казанскую Духовную Академию, которую закончил в 1899 году с ученой степенью кандидата богословия. В 1903 году был рукоположен в сан священника. В 1904 году отец Дмитрий был перемещен в Минск на должность епархиального наблюдателя церковно-приходскихшкол с причислением к клиру кафедрального Петро-Павловского собора. В марте 1912 году был назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения раскола и сектантства в Минскую Духовную Семинарию. В 1937 году арестован по обвинению в «контрреволюционной шпионской деятельности», после чего 14 августа 1937 года расстрелян .

Священномученик Иоанн Воронец, протоиерей. (Воронец Иоанн Васильевич) родился 20 июня 1864 года в селе Холопеничи Борисовского уезда. Отец Иоанна был священником. Учился будущий священномученик в Минской Духовной Семинарии, после окончания которой служил псаломщиком. 25 марта 1888 года Иоанна рукоположили во иерея, и он был отправлен настоятелем в Свято-Троицкую церковь Смилович. Он помогал русским войскам, когда они там располагались. Но после войны на его долю выпали довольно тяжелые испытания. Первый раз он был арестован в 1930 году и выслан в Чернигов. Затем снова вернулся в Смиловичи. Но вскоре храм его закрыли, и он иногда втайне совершал богослужения. И 17 июля 1937 года его арестовали вновь. После нескольких допросов отец Иоанн был приговорен к смерти. 19 августа 1937 года он был расстрелян .

Священномученик Леонид Бирюкович, протоиерей. (Бирюкович Леонид Платонович) родился в 1864 году в селе Ухвала Борисовского уезда. Отец его был потомственный священник. Учился Леонид в Минской Духовной Семинарии. В 1894 году был рукоположен во иереи, а с 1899 года являлся настоятелем Свято-Успенского храма села Бродец. Здесь прослужил отец Леонид 37-мь лет. После революции его несколько раз арестовывали. Последний раз он был лишен свободы 18 июля 1937 года, обвинен в желании подпольно открыть храм в ставшем родным ему селе. Отца Леонида несколько раз допрашивали. 22 августа 1937 года он был приговорен к расстрелу, а 25 августа – расстрелян .

Священномученик Михаил Плышевский, протоиерей. (Плышевский Михаил Петрович) родился в 1862 году в селе Вороничи Игуменского уезда. Отец его был священником. Духовное образование получил в Минской Духовной Семинарии, после окончания которой был рукоположен в сан священника с назначением Свято-Ильинскую церковь села Шацк Игуменского уезда. С водворением большевистской власти отец Михаил не раз был арестован. Этими арестами «советы» хотели заставить его отречься от сана, но отец Михаил этого не сделал. Последний раз его арестовали 17 июля 1937 года и заключили в тюрьму, а спустя немного времени 19 августа того же года смертный приговор, вынесенный заранее, был приведен в исполнение .

Священномученик Порфирий Рубанович, протоиерей. (Рубанович Порфирий Адамович) родился в 1883 году в деревне Лемешевичи Пинского уезда. Порфирий был потомственным священником. Учился будущий священномученик в Пинском Духовном Училище, а затем в Минской Духовной Семинарии. В 1909 году Порфирий был рукоположен в сан священника и направлен настоятелем в Свято-Троицкую церковь деревни Доброславка. С приходом к власти большевиков отец Порфирий стал нести тяжелый крест. В июне 1936 года ему запретили совершать богослужения, а вскоре арестовали. Это произошло 5 августа 1937 года. И уже 31 октября того же года он был осужден на 10-ть лет концлагеря. В 1943 году его убили партизаны .

Священномученик Сергий Родаковский, протоиерей. (Родаковский Сергей Петрович) родился в 1882 году в деревне Житковичи Мозырского уезда в семье псаломщика. Учился в Минской Духовной Семинарии, которую закончил в 1904 году по-первому разряду. В этом же году Сергий был рукоположен в священника и направлен для служения в Успенский храм деревни Лавришево. За годы войны и революции отец Сергий прожил многое, после чего был направлен в деревню Таль Бобруйского уезда. Уже в марте 1933 года его арестовывают, и без суда и следствия 21 апреля 1933 года отец Сергий был расстрелян .

Священномученик Валериан Новицкий, священник. (Новицкий Валериан Васильевич) родился в июне 1897 года в семье священника села Грабово Минского уезда. Учился в духовном училище, а за тем в Минской Духовной Семинарии, которую по причине ее закрытия в 1918 году не закончил. В 1923 году после смерти отца Валериан принимает сан священника и служит настоятелем Свято-Троицкой церкви села Телядовичи Копыльского района. 14 января 1930 года был арестован, за то что высказывался против организации колхозов. Во время тюремного заключения ему не раз предлагали отречься от сана, но он этого не сделал. 23 февраля 1930 года отец Валериан был приговорен к расстрелу, и в этот же день приговор был приведен к исполнению .

Священномученик Владимир Талюш, священник. (Талюш Владимир Дмитриевич) родился в 1891 году в семье диакона, в деревне Залужье Бобруйского уезда. Учился в Минской Духовной Семинарии, которую окончил в 1912 году. В 1914 году был мобилизован в царскую армию, с которой сражался до конца войны. В 1920 году принял сан священника и назначение настоятелем Свято-Георгиевской церкви деревни Залужье, где прослужил более 20-ти лет. 19 апреля 1933 года был арестован за сбор средств для уплаты налога. Его приговорили к 10-ти годам лагерей. В местах заключения свободы отец Владимир принял мученическую кончину .

Священномученик Дмитрий Плышевский, священник. (Плышевский Дмитрий Иоаннович) родился в 1880 году в селе Дубинец Пинского уезда. Отец Дмитрия был священник. Учился будущий священномученик в Минской Духовной Семинарии, которую закончил в 1905 году. Вскоре он был рукоположен и отправлен служить в село Узляны Игуменского уезда. Там его арестовали первый раз около 1930 года и продержали в тюрьме несколько недель. Но в покое его не оставляли и уже в 1937 году отца Дмитрия арестовывают вновь за то что он давал читать жития святых своим прихожанам. Не раз его допрашивали, и 19 ноября 1937 года он был приговорен к расстрелу. Казнь была совершена 19 января 1938 года .

Священномученик Иоанн Вечерко, священник. (Вечерко Иоанн Мартынович) родился в 1890 году в деревне Косаричи Бобруйского уезда в семье псаломщика. Учился в Минской Духовной Семинарии, которую закончил в 1913 году. С 1915 года служил в Свято-Покровской церкви деревни Кривоносы Бобруйского уезда, будучи рукоположенным во иерея в этом же году. Он много пережил во время революции.

Впервые был арестован в 1928 году и осужден на 9-ть месяцев. Второй раз его арестовали 18 марта 1933 года по обвинению в антисоветской агитации. Последствием этого ареста стал расстрел отца Иоанна 17 апреля того же года .

Священномученик Николай Мацкевич, священник. (Мацкевич Николай Степанович) родился 4 мая 1878 года в городе Борисове, происходил из семьи духовного звания. Учился в Слуцком Духовном Училище, а затем в Минской Духовной Семинарии, которую закончил в 1899 году. С 1900 года, после рукоположения в сан священника, служил настоятелем церкви в деревне Поречье. Впервые арестован в 1933 году, но вскоре освобожден и направлен настоятелем Свято-Андреевской церкви города Борисова. За время служения у отца Николая были частые стычки с властями и 15 августа 1937 года он был арестован. Вскоре его осуди на 10-ть лет концлагеря, откуда он не вернулся .

Священномученик Иосиф Сченснович, диакон. (Иосиф Антонович Сченснович) родился 7 июня 1886 года в местечке Жировицы Слонимского уезда Гродненской губернии в семье белорусского крестьянина. Богословское образование он получил в Жировицском Духовном Училище, которое закончил в 1901 году. А после окончания курсов псаломщиков в Гродно служил псаломщиком с 1903 по 1915 годы в храме села Великий Лес Брестского уезда Гродненской губернии.

После начала военных действий Иосиф перебрался в Москву. В 1924 году Иосиф Антонович был рукоположен в сан диакона и направлен для служения в поселок Высокое Харьковской губернии. А в 1930 году был переведен в Троицкий храм поселка Купавна Московской области. 12 ноября 1937 года отец Иосиф вместе со своим настоятелем и членом церковной двадцатки – Сергеем Фрыгиным были арестованы и заключены в тюрьму в городе Ногинске. После нескольких допросов, 19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Иосифа к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 21 ноября 1937 года. Тело священномученика было погребено в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой .

Такова была жизнь людей, которые на протяжении земного пути своего старались быть угодными Господу и в настоящее время, находясь в непосредственной близости к нему, молят Отца Небесного за нас и за нашу духовную школу. Как видно из приведенных житий, это мученики за веру пострадавшие во время гонений на Церковь Христову в XX веке.

Зная их жизнь, каждый из нас имеет перед собой образ истинных свидетелей (??????) Христовых. Потому что самое яркое свидетельство истины — когда человек умирает за нее. По словам Святейшего Патриарха Алексия «жизнь и смерть мучеников является убедительнейшей проповедью истинности и неразрушимости Христова дела». Через испытание смертью христиан у проповедуемых ими Истин открывается непререкаемое достоинство христианской веры. Их жизненный подвиг является достойным примером подражания для нас и последующих поколений христиан.

Конечно же, перечисленные здесь люди представляют далеко не полный список святых так или иначе относящихся к Минской Духовной Семинарии, поскольку к настоящему времени остаются неизвестными еще многие мученики и святые, но, тем не менее, поминая даже этих угодников Божиих мы уповаем на их ходатайство за нас и за наши духовные школы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия. М., 1995.

2. Антоний (Мельников), архимандрит. Жировичский монастырь в истории западно-русских епархий. – Ч. 2. – Одесса, 1964. 435 с.

3. Вакулич В. Синодик начальствовавших, учивших и служивших в Минской Духовной Семинарии от начала ее основания до 1918 года: Дипл. раб. – Жировичи, 2008. – 152 л. – В надзаг.: Минская Духовная Семинария. 96 с.

4. Дамаскин (Орлоский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. – Книга 7. – Тверь, 2002. 542 с.

5. Дамаскин (Орлоский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. – Книга 2. – Тверь, 2002. 527 с.

6. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917 – 1956 гг. – Книга первая. А – К. – М., 1997. 696 с.

7. Кривонос Ф., протоиерей. Жития новомучеников Минской епархии. 1-я половина XX века. – Мн., 2002. 174 с.

8. Кривонос Ф., протоиерей. У Бога мертвых нет. – Мн., 2007. 239 с.

9. Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. – Часть официальная. – № 32. – СПб.,1900. – С. 297.

10. Польский М., протопресвитер. Новые мученики российские. – Ч. 1. – М., 1949. 287 с.

11. Святитель Кирилл, епископ Туровский. Православный Календарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Life/life948.htm. – Дата доступа: 03.11.2009г.

12. Священномученик Петр (Полянский) (1862-1937). Минские Духовные школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minds.by/monastery/gide/saints/petr polianski.html. – Дата доступа: 03.11.2009г.

13. Священномученик Фаддей Успенский. Светлый источник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.homutovo.ru/vocabulary/v_faddei_ uspensk.html. – Дата доступа: 03.11.2009г.

14. Списки лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Минской епархии // Минские Епархиальные Ведомости.– № 13. – Мн.,1899. – С. 1 – 24.

Просмотрено: 121 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.