Миссионерство в блогосфере

Шмелев Алексей, студент 3-го курса МинДС

1 (2)«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15)

«Интернет — одно из самых мощных средств миссии»

Глядя на проповедь учеников Божиих в первые века распространения христианства, мы должны делать выводы для себя, в нашем 21 веке. В первую очередь в наше время христианская миссия начинается в Богослужении. Мы приходим в Церковь для Причастия Телу Христа, для исцеления нашей жизни, для возрастания в познании и в учении. Наше призвание — идти к людям, совершать Служение Слова во спасение мира.

Господь посылает нас в мир. Мы получаем призвание нести Благую Весть дальше — в свою семью, к своим соседям и друзьям, по всей Земле, и очень хорошую пользу, в отношении миссии несет, в себе интернет, и особенно, если проповедь распространяется посредством общения «on-line», за неимением живого общения. Возможно, находясь на очень большом расстоянии, духовник руководит некоторыми лицами из своей паствы, осуществляя это руководство при помощи интернета. Или же ведется обсуждение, а может и дебаты посредством какого-либо обсуждения на форуме, собираются, так сказать «умы православия» и высказывают свои мнения по поводу какой-нибудь статьи… и т. д.

«Слово Божие растет и распространяется» (Деян. 6, 7) — в Книге Деяний Апостолов трижды упоминается эта фраза. Так характеризуется миссия апостольской церкви, так мы говорим и о миссии современной церкви, потому что, по существу — как во времена Апостолов, так и сегодня — это Деяния Христа, это Служение Его Слова. И дай Бог, что бы во все века были актуальны слова Новозаветные: «И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деян.16, 5). А так как 21 век считается веком технологий, то можно с уверенностью заявить, что проповедь Церковную и слово Божье, можно распространять и через интернет. А возможно интернет и есть в наше время изюминкой миссионерской проповеди.

Рассматривая непосредственно саму тему данного сочинения, у непросвещенных людей возникает вопрос, что же такое блогосфера? Ответ на него удалось получить только через сферу в которой используется этот термин, то есть через сам интернет. Прежде всего блогосфера – это совокупность блогов, но что же есть блог? Всемирная энциклопедия в интернете дает нам определение этих двух понятий. «Блог — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором» . А о блогосфере дается понятие такое – «Блогосфера — термин, построенный аналогично термину ноосфера и подобным ему, и обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку» .

Из вышеприведенных понятий мы можем сделать вывод, что блогосфера являет собой сеть, в которой содержится множество информации, то есть высказываний и мыслей множества людей работающих в интернете, совокупность идей, предложений и размышлений их в определенном направлении, в нашем случае в направлении православных идей.

Следует отметить, что блоги бывают не только светские, но и религиозные, в основном западные вероисповедания создают свои блоги в интернете, но, есть и множество блогов православных, в которых работают православные священники, вернее священники следят за точностью, правильностью и каноничностью возможной информации использованной непосредственно в самих блогах.

«Сейчас очень много существует православных интернет-сообществ, некоторые из них весьма посещаемы, другие — жестко модерируются, иные — личные блоги священнослужителей, которые рассказывают о жизни своего прихода и таки образом проповедуют» . Проповедуют в смысле занимаются миссионерством, в некоторых случаях и рекламой, ища таким образов спонсоров для храма, что тоже является положительным явлением.

Очевидно то, что миссия в блогосфере необходима, а именно необходимо присутствие миссионера среди блогеров, человека который с превеликой радостью откликнулся бы на все призывы о помощи, или помощи в незнании.

Освоение Русской православной Церковью сферы блогов необходимо и возможное участие иерархов в интернет обсуждениях позволит «общаться с народом без посредников и искажений» .

Но как известно, все имеет свою специфику, свои «за» и «против». Положительными явления в блогосфере считают те факторы, которые являются выгодными для обоих общающихся в блогах сторон.

«В виртуальном пространстве Живого Журнала никто никому ничего не должен, и в этом немалое преимущество такого стиля общения» . Недоброжелатели не могут клеветать на священство, обвиняя их в вымогательстве.

Замечательно и то, что миссионер общаясь в блогах, в интернете, общается с собеседниками на их языке, показывая тем самым, что батюшка не только за высоким Церковным забором, но и очень образованный, и даже в компьютерных технологиях, человек.

Миссия в блогосфере помогает нам увидеть сущность собеседника, его образ мысли, особенно важно это в случае общения с сектантами через интернет. С помощью блогов «мы можем прослеживать недовольства и указания на наши слабости в качестве миссионера» .

Существует так же возможность того, что при изучении блогов священноначалием, будут учитываться предложения самих блогеров в решении важных, в той или иной сфере церковных вопросов .

Блогосфера позволяет такое общение, которое практически невозможно в общественной среде, то есть поддержания общения между так называемыми «верхами» и «низами», высшими Церковными властями и простым народ.

Замечательно в православных блогах и то явление, что в этой сфере проводится тщательная подборка материала, чтобы они отражали всевозможные темы, но, опять же, с точки зрения православия. Что ставит перед собою цель – «заинтересовать людей с различными интересами и воцерковить нацию всеми возможными способами» .

С одной стороны, священник непременно должен присутствовать в Интернете, поскольку сегодня «Интернет — одно из самых мощных средств миссии».

С другой же стороны, грубое слово, раздражение, осуждение могут оттолкнуть человека от Церкви — неважно, встретился ли человек с грубостью в храме, или в журнале клирика. Поэтому всегда больно смотреть на те, к счастью, весьма немногочисленные случаи поведения духовенства на просторах сети, когда клирики словно забывают о своем сане и начинают горячие гневные споры и дискуссии .

Но как и во всех сферах деятельности человека, находятся изъяны и минусы и в блогосфере, которых к сожалению очень много и бороться и исправлять которые нужно с осторожностью.

Существует очень интересное явление, которое не возможно отнести ни к положительному не к отрицательному. «Среди православных блоггеров есть немало пишущих священников, которые, однако, предпочитают оставаться инкогнито для широкой публики, дабы свободнее выражать свои мнения, могущие не понравиться священноначалию, поскольку открыто возражать архиереям или благочинным в случае их неправоты сегодня часто стало небезопасным для дальнейшего служения» .

Также нехорошим фактором можно признать и то обстоятельство, что общаясь в блогах очень часто используются нецензурные выражения, что категорически неприемлемо в православной среде.

Общаясь в православных блогах, «мнимо-православные братия и сестры», ведя себя плохо в интернете, подзадоривают этим собеседников – мирских людей, и у последних складывается неправильное мнение о всей Церкви Православной. Этот случай очень негативно выражается потом, в сообщениях и блогах тех самых «обиженных».

«Коль Митрополит Кирилл благословил иереев на служение в блогосфере, значит это должно быть спасительное служение, а не самодеятельность».

Диалог с блогерами должны вести только специально подготовленные иереи.

Работу священноначалия в блогосфере можно назвать ювелирной, как ювелир может испортить драгоценный камень и выбросить его, так же и священник своим словом и примером может повредить душу человека.

Тщательно изучая блоги, созданные множеством православных, да и не только православных, а и просто людей заинтересованных верой следует отметить, что «каждый христианин во всех сферах своей жизни должен помнить, что по его поведению будут судить о Церкви. Если это непросто в реальной жизни, то в Интернете, в условиях письменной коммуникации, нельзя не взвесить тщательно каждое слово, обдумав, чего будет больше от написанного текста, вреда или пользы» .

Блогосфера является важной средой изучения общественного мнения, она часто учитывается в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные социальные тенденции .

Как известно миссия является проповедью для пробуждения веры и актуальность её из года в год не уменьшается и в интернете, наоборот, востребованность в ней лишь увеличивается. Известно ведь что нынешнее образование строится и держится на компьютерах и интернете, а отсюда следует всем известная поговорка, что «человек двадцать первого века за компьютером проводит 25 часов в сутки», отсюда и вытекает необходимость проповедничества в электронном, вернее виртуальном мире. А через интернет, возможности нашей мисси увеличиваются в сотни раз и возможно имея свою страничку в интернете мы тем самым свидетельствуем «о Христе Спасителе и устроенной Им Церкви». И конечно же хочется верить что всё не напрасно и наши «живые журналы» приведут ко спасению отсеевшееся стадо Христово и создадут необъятную сферу из уверовавших и продолживших нашу миссию.

 

Библиография:

1. Библия. – М., 2008.

2. Авдюгин А., прот. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://forum.angelhranitel.ru/index.php?topic=5244.0;all — Дата доступа: 15. 11. 2009.

3. Анна Данилова. Должен ли священник проповедовать в интернете. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://pravmir.ru — Дата доступа: 15. 11. 2009.

4. Анна Данилова. Миссия в интернете. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://forum.angelhranitel.ru/index.php?topic=5244.0;all — Дата доступа: 15. 11. 2009.

5. Блог. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Блог — Дата доступа: 15. 11. 2009.

6. Блогосфера. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Блогосфера — Дата доступа: 15. 11. 2009.

7. Живой журнал. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://forum.pravkniga.ru/viewtopic.php?p=1528&sid=d5912e0df8f7538adf676e2e9e949bf6 — Дата доступа: 15. 11. 2009.

8. Миссия в интернете. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://jesuschrist.ru/mail/view.php?id=19717 — Дата доступа: 15. 11. 2009.

9. Миссия в Церкви. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://portal-missia.ru/node/45 — Дата доступа: 15. 11. 2009.

10. О православном миссионерстве в интернете. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://alexandr-palkin.livejournal.com/11937.html — Дата доступа: 15. 11. 2009.

11. Парфенов Ф., свящ. Православная блогосфера. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.russned.ru/obschestvo/pravoslavnaya-blogosfera.-chast-2-svyaschennik — Дата доступа: 15. 11. 2009.

12. Православная блогосфера. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://pretre-philippe.livejournal.com/34506.html — Дата доступа: 15. 11. 2009.

13. Сущность христианской миссии. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://community.livejournal.com/missionery/3461.html — Дата доступа: 15. 11. 2009.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.